Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 19:11, реферат
Современные ученые считают, что 2/3 населения земного шара в большей или меньшей степени имеет в своем образе жизни черты традиционных обществ. Что же такое традиционные общества, когда они возникли и чем характеризуется их культура?
К традиционным обществам этнография и историческая культурология относят этнические общности, для которых характерны общинные поселения, сохранение кровно-родственных связей, преимущественно ремесленная и аграрная формы труда.
К числу древних цивилизаций на территории Индостана относится и Хараппская. В середине 3 - нач. 2 тыс. до н.э. в бассейне Инда была создана высокоразвитая городская культура. Ее центром был город Мохенджо-Даро. Построенный по строгому плану из обожженного кирпича город имел две части: цитадель, где размещались власти и жреческая элита и нижнего города, где размещались основные городские постройки. Город имел канализационную систему, отстойники для грязной воды. В каждом доме была комната для омовений. Город хорошо снабжался водой. Хараппцы жили сельским трудом, пользовались плугом, выращивали большое число огородных культур. Занимались прядением, ткачеством, изготовлением изделий из золота и серебра, сплавов металлов. Они знали ковку, плавку, литье металлов. Характерной чертой цивилизации является существование письменности. После нескольких столетий расцвета наступил закат цивилизации.
В долине Ганга возникало множество поселений с 1600 г. до н.э. Области этой реки с 11 в. до н.э. стали заселяться индоарийскими племенами. Постепенно из большого числа поселений первостепенное значение приобрела Магадха. Рост этого государства подготовил условия для организации крупной империи Маурьев (4 в. до н. э.), которая распалась, образуя множество новых государств. В свою очередь объединявшихся в новые империи.
Характерной чертой социальной жизни древней Индии является деление всего населения на касты, социально-профессиональные слои. Такое деление сохраняется в Индии в в новейшее время.
Достижения древних индийцев в самых различных областях вошли в золотой фонд мировой культуры, в огромной мере обогатив Юго-Восточную, Центральную Азию и Дальний Восток. Ранней религией Древней Индии был ведизм. Веды - совокупность мифологических представлений древних племен. Они включают в себя гимны, мифы, описания ритуалов, заклинания и почитаются как священные тексты. Ведизм не был общеиндийской религией, а почитался лишь определенной группой племен, воздавших "Ригведы" и другие ведийские сборники. Ведийская религия - политеистическая. Главным богом считался бог грозы - Индра. Хранителем мирового порядка и справедливости бог Варуна, бог огня - Агни и т.д. В Ведах еще нет строгой иерархии богов. В ведийских гимнах в мифологизированной форме делаются попытки объяснить тайны Вселенной. Ведизм вошел составной частью в более позднюю религию индуизм, в которой на первый план выдвигается бог-творец, устанавливается иерархия в пантеоне. Особую роль в индуизме играют три бога - Брахма, Вишну и Шива, триединство богов. Постепенно особую роль стали играть боги Вишну (бог охранитель) и Шива (бог разрушитель), что привело к появлению двух основных направлений в индуизме. Из культа Вишну, его восьмого перевоплощения в облик Кришны (героя племени ядавов) родилось новое направление в вишнуизме - кришнаизм.
Значительно позднее в Индии утвердился буддизм.
Как и всякая религия,
ТИПЫ ХРАМОВОГО ЗОДЧЕСТВА В ИНДИИ
Храмы в скалах с 3 в. до н.э. по 10 в. н.э. Более 1 тыс. пещерных храмов. Ступа и храм в Санчи 3 в. до н.э.
Наземные храмы с 5 в. н.э.
Со средних веков появляются дворцы и крепости Бхубанешваре.
С XII в. после завоевания Индостана мусульманами (арабами) появляются мечети, мавзолеи, медресе.
С приходом колонизаторов (англичан, французов) появляется купольная архитектура XVII в. Тадж-Махал в Агре (1630 -1652) с продолжением мусульманского влияния.
Наиболее известными памятниками живописи являются стенные росписи в буддийском храме Аджанты, состоящем из 29 пещер.
Значительными были успехи
древних индийцев в математике,
астрономии, медицине. Древнеиндийская
система обозначения чисел легл
5. Древнекитайская цивилизация
На рубеже 3-2 тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ появляются первые поселения. Возникновению государства предшествовала длительная эпоха родового строя. На протяжении столетий на территории Китая было образовано множество самостоятельных царств, имевших высокую культуру земледелия, ремесла бронзовой эпохи.
С 6 в. до н.э. начинается повсеместное усиление власти местных правителей, наступление на права местной иерархизированной племенной аристократии. Правители опираются на неродовитых лично им преданных людей, выплачивая им жалование зерном. В крупных царствах вводится административная система управления, появляется долговое рабство.
В середине 1 тыс. до н.э. в разных государствах Китая осваивается плавка железа, появляются железные орудия труда, увеличивается его производительность, создаются ирригационные сооружения в бассейнах рек, расширяются орошаемые площади. С этого времени поливное земледелие позволяет расширять посевы разных культур, в том числе и риса.
Особую роль играет разведение чая, и тутового шелкопряда. Чай широко использовался в политике и экономике Древнего Китая: для подчинения некоторых этнических групп (цянов и жунов); для организации торговли (создавались чайные конторы и контрольные пункты для взвешивания и контроля за качеством чайного листа); для покупки документа на право торговли чаем. Существовал чай казенный и чай купеческий. С купцов, торгующих чаем, взимались пошлины. Контрабанда строго каралась. Шелководство появилось в Китае в неолитическую эпоху. Шелковичный червь обожествлялся, богине шелкового червя приносились жертвы (в разных случаях по-разному от 10 быков до 3-х овец). Нефритовые изображения червей включались в погребальный инвентарь. Караваны с шелком охранялись войсками, шелком платили дань.
Огромным достижением древнего Китая было изобретение бумаги из отходов кокона шелкопряда. Но революционный переворот оказало производство бумаги из отходов древесного волокна, что сделало бумагу доступной для массового использования. Изобретение бумаги и туши легло в основу усовершенствования китайской письменности. Был создан стандартный стиль письма кайшу, заложивший основу иероглифики. Средства письма и иероглифика были восприняты народами Вьетнама. Кореи и Японии.
Государственное образование в древнем Китая держалось на обязательной грамотности должностных лиц, чиновничества, сборщиков налогов. Существовали школы для чиновников. . Велась перепись населения для распределения налогов и пополнения армии. Как в сознании, в философии, в управлении, так и в семейной жизни и в быту господствовала упорядоченность.
Духовная жизнь древних
Конфуцианство возникло на рубеже 6-5 вв. до н.э. Его основоположником считается Учитель Кун (в латинской транскрипции Конфуций), странствующий проповедник, который был впоследствии обожествлен. Существовал государственный культ Конфуция, с официальным ритуалом жертвоприношения. Учение его было записано учениками и составило трактат "Беседы и суждения". Этот трактат изучался в школах, заменяя учебник начального обучения. Конфуций уделял главное внимание человеческому обществу. С течением времени учение из политического и социально-этического превратилось в философско-теологическое.
Даосизм - философское учение 4-3 вв. до н.э. на основе которого сложилось религиозное течение. Принципы философии даосизма изложены в книге "Дао дэ цзин", приписываемой мыслителю древности Лао-цзы. Основная идея учения возврат к "естественному", первобытному состоянию, внутриобщинному равенству. Даосцы порицали социальный гнет, осуждали войны, выступали против роскоши знати. В начале 5 в. до н.э. оформляется ритуал и вероучение даосцев. На рубеже новой эры в Китай проникает учение буддистов, которое и стало активным идеологическим фактором в процессе феодализации Китая, как и всего восточноазиатского региона.
6. Древнеяпонская цивилизация
Она не оказала существенного влияния
на древнюю и средневековую
С середины 7 в. н.э. в Японии стала
укрепляться государственная
В 7-8 вв. японское государство пытается обосновать идеологически новые институты власти, для чего создаются мифологически-летописные своды "Кодзики" и "Нихон секи". В этих документах вся история Японии была представлена как единство двух периодов: эры богов и эры императоров. Большое значение для духовной жизни имел культ предков и культ Солнца - синтоизм. На государственном уровне культ предков воплотился в культе богини солнца, считавшейся прародительницей правящего рода. Существовали божества-предки и защитники родов, выводивших из них свое происхождение. Помимо родовых божеств японцы поклонялись и многочисленным местным богам природы. Для того чтобы преодолеть идеологическую раздробленность, порождаемую поклонением родовым и местным богам, правители стали насаждать с 6 в. н. э. религию буддизма, т.е. религию развитого классового общества. Идеология буддизма помогла сформировать новый тип личности, лишенный родовых привязанностей, привнесла новые нормы общежития. Вместе с идеологией буддизма были приняты и храмы и атрибуты веры.
Период с 4-7 вв. принято называть
курганным по типу погребений, в
инвентаре которых очень
Близость Китая оказала
Выводы:
В Древний период истории культуры возникшие восточные культуры заложили основы традиционных обществ, которые до настоящего времени сохранили свои специфические черты. Для традиционных обществ характерны следующие черты:
Преимущественно аграрный способ производства, понимание землевладения не как собственности, а как землепользования;
Сохранение общинного образа жизни и общинного землепользования;
Патронажная система распределения продукта труда в общине (перераспределение земель, взаимопомощь в виде даров, брачных подарков и др., регулирование потребления);
Этническая, клановая, кастовая дифференциация обществ в отличие от поздних индустриальных обществ, имеющих классовое деление;
Сохранение в повседневной жизни сочетаний политеистических и монотеистических представлений, роли предков, ориентация на прошлое;
Огромная роль ритуала, этикета.
Список литературы
Археология зарубежной Азии.- М., 1986.
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. - М., 1993
Древние цивилизации. - М.,1989.
Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. Очерки общей теории. - М., 1990.
Запад и Восток. Традиции и современность.- М., 1993.
История и культура Китая. - М., 1974.
Культура и политика в странах Азии и Африки.- М., 1986.
Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. - М., 1996.
Роль традиций в истории и культуре Китая. - М., 1972.
Для подготовки
данной работы были использованы материалы
с сайта websites.pfu.edu/IDO/