Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 22:32, доклад
Школьная тревожность привлекает к себе внимание , так как является одной из типичных проблем. Она выступает ярким признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияет на все сферы его жизнедеятельности: на учебу, на здоровье, на общий уровень благополучия. Дети с выраженной тревожностью проявляют себя по-разному. Одни никогда не нарушают правила поведения и всегда готовы к урокам, другие неуправляемы, невнимательны и невоспитанны. Данная проблема на сегодняшний день актуальна, над ней можно и нужно работать. Главным будет являться то, что формирова ние эмоций, воспитание нравственных чувств будет содействовать совершенному отношению человека к окружающему миру, обществу, способствовать становлению гармонически развитой личности.
ТРЕВОЖНОСТЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Пудова Светлана Ивановна
Учитель начальных классов, специальный психолог
ГБОУ Гимназия №63 г. Санкт-Петербурга
Тревожность и ее особенности у детей
младшего школьного возраста
Школьная тревожность привлекает к себе внимание , так как является одной из типичных проблем. Она выступает ярким признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияет на все сферы его жизнедеятельности: на учебу, на здоровье, на общий уровень благополучия. Дети с выраженной тревожностью проявляют себя по-разному. Одни никогда не нарушают правила поведения и всегда готовы к урокам, другие неуправляемы, невнимательны и невоспитанны. Данная проблема на сегодняшний день актуальна, над ней можно и нужно работать. Главным будет являться то, что формирова ние эмоций, воспитание нравственных чувств будет содействовать совершенному отношению человека к окружающему миру, обществу, способствовать становлению гармонически развитой личности.
Эмоции и чувства отражают реальную действительность в форме переживаний.
Различные формы переживания чувств (эмоции,
настроения, стрессы и д. р. ) совместно
образуют эмоциональную сферу человека.
Выделяют такие виды чувств, как нравственные,
эстетические и интеллектуальные. По классификации,
предложенной К.Э. Изардом, выделяются
эмоции фундаментальные и производные.
К фундаментальным относят: интерес-волнение,
гнев, радость, удивление, горе-страдание,
отвращение, презрение, страх,
стыд, вину. [1, с.31, 64 ] Остальные
- производные. Из соединения фундаментальных
эмоций возникает такое комплексное эмоциональное
состояние, как тревожность, которая может
сочетать в себе и страх, и гнев, и вину,
и интерес-возбуждение. [1, с. 35 ]
"Тревожность - это склонность индивида
к переживанию тревоги, характер- ная низким
порогом возникновения реакции тревоги;
один из основных параметров индивидуальных
различий". [2, с.524 ]
Определенный уровень тревожности - это
особенность активной деятель- ности личности.
У каждого человека существует свой оптимальный
уровень тревожности - это так называемая
полезная тревожность. Оценка человеком
своего состояния в этом отношении, является
существенным компонентом самоконтроля
и самовоспитания. Однако, повышенный
уровень тревожности является субъективным
проявлением неблагополучия личности.
Проявления тревожности в различных ситуациях
не одинаковы. В одних случаях люди ведут
себя тревожно всегда и везде, в других
они обнаруживают свою тре- вожность лишь
время от времени, в зависимости от складывающихся
обсто- ятельств. Стабильные проявления
свойств личности принято называть лич-
ностной тревожностью и связывать с наличием
у человека соответствующей личностной
черты ( "личностная тревожность").
Это устойчивая индивиду- альная характеристика,
отражающая предрасположенность субъекта
к трево- ге и предполагающая наличие у
него тенденции воспринимать достаточно
широкий "круг" ситуаций как угрожающий,
отвечая на каждую из них опре- деленной
реакцией. Как предрасположенность, личностная
тревожность активизируется при восприятии
определенных стимулов, расцениваемых
человеком как опасные, связанные со специфическими
ситуациями угрозы его престижу, самооценке,
самоуважению.
Проявления связанные с конкретной внешней
ситуацией называют ситуа- тивными, а особенность
личности проявляющей такого рода тревожность,
обозначают как "ситуационная тревожность".
Это состояние характеризуется субъективно
переживаемыми эмоциями: напряжением,
беспокойством, оза- боченностью, нервозностью.
Такое состояние возникает как эмоциональная
реакция на стрессовую ситуацию и может
быть разным по интенсивности и динамичным
во времени.
Категории личности, которые приняты считать
высокотревожными, склонны воспринимать
угрозу своей самооценке и жизнедеятельности
в обширном диапазоне ситуаций и реагировать
весьма напряженно, выраженным состоя-
нием тревожности. [12,с. 524].
Поведение повышеннотревожных людей в
деятельности направленной на достижение
успехов, имеет следующие особенности:
- высокотревожные индивиды эмоционально острее реагируют на сообще -ния о неудаче, чем низкотревожные;
- высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение какой-либо задачи;
- характерная черта высокотревожных людей- боязнь неудачи. Она домини- рует у них над стремлением к достижению успеха;
- для высокотревожных людей большей стимулирующей силой является сообщение об успехе, чем о неудаче;
- низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче;
Деятельность человека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, а от наличия или отсутствия у него личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающей у данного человека в данной
ситуации под влиянием складывающихся
обстоятельств.
Воздействие сложившейся ситуации определяют
когнитивную оценку им возникшей ситуации.
Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные
эмоции (активизация работы автономной
нервной системы и усиление состояния
ситуационной тревожности вместе с ожиданиями
возможной неудачи). Та же когнитивная
оценка ситуации одновременно и автоматически
вызывает реакцию организма на угрожающие
стимулы, что приводит к появлению соответствующих
ответных реакций, направленных на понижение
возникшей ситуационной тревожности.
Итог всего этого сказывается на выполняемой
деятельности. Эта деятельность находится
в непосредственной зависимости от состояния
тревожности, которое не удалось преодолеть
с помощью предпринятых ответных реакций
, а также адекватной когнитивной оценки
ситуации.
Таким образом, деятельность человека
в порождающей тревожность ситуа- ции
непосредственно зависит от силы ситуационной
тревожности, предпри- нятых для ее снижения,
точности когнитивной оценки ситуации.
Эмоции играют важную роль в жизни детей:
помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.
Проявляясь в поведении, они информируют
взрослого о том, что ребенку нравится,
сердит или огорчает его. Отрицательный
фон ребенка характеризуется подавленностью,
плохим настроением, растерянностью. Одной
из причин такого эмоционального состояния
ребенка может быть проявление повышенного
уровня тревожности. Под тревожнстью
в психологии понимают склонность человека
переживать тревогу, т.е. эмоциональное
состояние, возникающее в ситуациях неопределенной
опасности и проявляющееся в ожидании
неблагополучного развития событий. Тревожные
люди живут, ощущая постоянный ,беспричинный
страх. Они часто задают себе вопрос: ”А
вдруг что-нибудь случится?” Повышенная
тревожность может дезорганизовать любую
деятельность ,что в свою оче -редь, приводит
к низкой самооценке, неуверенности в
себе . Таким образом, это эмоциональное
состояние может выступать в качестве
одного из меха- низмов развития невроза,
так как способствует углублению личностных
противоречий (например, между высоким
уровнем притязаний и низкой самооценкой).
Все что характерно для тревожных взрослых,
можно отнести и к тревожным детям. Обычно
это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой
самооцен кой. Постоянно испытываемое
ими чувство страха перед неизвестным
приво- дит к тому, что они крайне редко
проявляют инициативу. Будучи послушны-
ми, предпочитают не обращать на себя внимание
окружающих, ведут себя примерно и дома,
и в школе, стараются точно выполнять требования
роди- телей и учителей - не нарушают дисциплину.
Таких детей называют скромны ми, застенчивыми.
Какова же этиология тревожности? Известно, что предпосылкой
возникнове- ния тревожности является
повышенная чувствительность (сензитивность).
Однако не каждый ребенок с повышенной
чувствительностью становится тревожным.
Многое зависит от способов общения родителей
с ребенком. Иногда они могут способствовать
развитию тревожной личности. Например,
высока вероятность воспитания тревожного
ребенка родителями, осущест-вляющими
воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная
забота, большое количество ограничений
и запретов, постоянное одергивание). Усилению
в ребенке тревожности могут способствовать
такие факторы, как завышенные требования
со стороны родителей и учителей, так как
они вызывают ситуа- цию хронической неуспешности.
Сталкиваясь с постоянными расхождения-
ми между своими реальными возможностями
и тем высоким уровнем дости -жений, которого
ждут от него взрослые, ребенок испытывает
беспокойство, которое легко перерастает
в тревожность. Если у ребенка усиливается
тре- вожность, появляются страхи - непременный
спутник тревожности, то могут развиться
невротические черты. Неуверенность в
себе, как черта характера - это самоуничтожительная
установка на себя, на свои силы и возможности.
Тревожность как черта характера - это
пессимистическая установка на жизнь,
когда она представляется как преисполненная
угроз и опасностей. Неуверенность порождает
тревожность и нерешительность, а они,
в свою очередь, формируют соответствующий
характер.
Таким образом, неуверенный в себе, склонный
к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный
ребенок нерешителен, несамостоятелен,
нередко инфан- тилен.неуверенный, тревожный
человек всегда мнителен, а мнительность
порождает недоверие к другим. Такой ребенок
опасается других, ждет напа- дения, насмешки,
обиды. Он не успешен.. Это способствует
образованию реакций психологической
защиты в виде агрессии, направленной
на других. Так, один из самых известных
способов, который часто выбирают тревожные
дети, основан на простом умозаключении:
"чтобы ничего не боятся, нужно сделать
так, чтобы боялись меня". Маска агрессии
тщательно скрывает тревогу не только
от окружающих,. но и от самого ребенка.
Тем не менее в глубине души у них - все
та же тревожность, растерянность и неуверенность,
отсутствие твердой опоры.
Также реакция психологической защиты
выражается в отказе от общения и избежания
лиц, от которых исходит "угроза".
Такой ребенок одинок, замк- нут, малоактивен.
.Главным источником тревог младших школьников
оказывается семья. В дальнейшем, уже для
подростков такая роль семьи значительно
уменьшается; зато вдвое возрастает роль
школы. Подросток испытывает переживания
социального стресса, страха самовыражения,
страха несоответствия ожиданиям окружающих
и др. Подросток начинает комплексовать,
испытывать чувство растерянности и тревоги.
Тревожность как психическое свойство имеет яркую возрастную специфику. Для каждого возраста характерны области действотельности, которые вызывают тревогу у детей. Среди общих причин возникновения тревожности у детей школьного возраста это внутриличностные конфликты, связанные с оценкой собственной успешности, внутрисемейные и внутришкольные конфликты, соматические нарушения.
Можно выделить специфические причины тревожности на этом возрастном этапе. Устойчивым личностным образованием тревожность становится к подростковому возрасту. В подростковом возрасте тревожность начинает опосредоваться Я-концепцией ребенка, становясь собственно личностным свойством (Прихожан А.М., 1998). У подростка Я-концепция противоречива и вызывает трудности в собственной самооценке. Тревожность возникает как следствие фрустрации потребности устойчивого удовлетворительного отношения к себе.
Существенное повышение уровня тревожности в подростковом возрасте связано с формированием психоастенической акцентуации характера. У ребенка легко возникают опасения, страхи, волнения. Если присутствует недостаток волнения, то ребенок может отказаться от деятельности, которая ему трудна. При психастенической акцентуации затруднено принятие решений. Из-за низкой уверенности в себе наблюдаются трудности в общении.
Тревога начинает оказывать влияние только с подросткового возраста, когда она может стать мотиватором деятельности, подменяя собой другие потребности и мотивы.
Тревожности подвержены как мальчики, так и девочки, в дошкольном возрасте более тревожны мальчики, к 9-11 годам тревожность можно соотнести, а после 12 лет происходит повышение тревожности у девочек. Тревога девочек отличается от тревоги мальчиков: девочек волнует взаимоотношение с другими людьми, мальчиков насилие во всех его аспектах. (Захаров А.И., 1997, Кочубей Б.И., Новиков Е.В., 1998).
Таким образом можно отметить, что детская тревожность на каждом этапе возрастного развития специфична; тревожность как устойчивая личностная черта формируется только в подростковом возрасте; в школьном возрасте уровень тревожности в среднем выше у девочек (по сравнению с мальчика -ми).
Школьная тревожность может проявляться в поведении разными способами. Это возможно и пассивность на уроках, и смущение при замечаниях учителя, и скованность при ответах. При наличии таких признаков, в силу больших эмоциональных нагрузок, ребенок чаще болеет. В школе на перемене такие дети малообщительны, практически не вступают в тесные контакты с детьми, но одновременно находятся среди них.
Среди признаков школьной тревожности можно выделить типичные проявления, характерные для младшего подросткового возраста:
-ухудшение соматического
-нежелание ходить в школу
возникает в связи с
-излишняя старательность при выполнении заданий, когда ребенок по нес- колько раз переписывает одно и тоже задание. Это может быть связано со стремлением «быть лучше всех»;
-отказ от субъективно
-раздражительность и
-снижение концентрации
-потеря контроля над
-ночные страхи, связанные со
школьной жизнью и
-отказ отвечать на уроке
-отказ от контакта с учителем или одноклассниками (или сведение их к минимуму);
-«сверхценность» школьной
-проявление негативизма и
Информация о работе Тревожность и ее особенности у детей младшего школьного возраста