Третичная форма профилактики безнадзорности в РТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 23:56, реферат

Краткое описание

Под детской безнадзорностью понимается «отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно — в безразличии родителей, воспитателей к детям.
Под третичной профилактикой безнадзорности понимается комплекс социальных, образовательных и медико-психологических реабилитационных мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов безнадзорности и противоправной деятельности среди детей и подростков.

Содержание

Введение
1.Определение безнадзорности как социальной проблемы
А) Причины детской и подростковой безнадзорности
Б)Проблемы детской и подростковой безнадзорности
2.Третичная профилактика безнадзорности
3.Профилактика безнадзорности на примере РТ
4.Программы Республики Татарстан по профилактике безнадзорности
А)Долгосрочная программа «Дети Татарстана»2011-2013
Б)Комплексная программа по профилактике правонарушений
в Республике Татарстан на 2011 - 2014 годы
Список использованной литературы
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

бесприз.docx

— 48.26 Кб (Скачать файл)

 

Проблемы детской  и подростковой безнадзорности

 

Экономические и идеологические кризисы вызвали резкий рост числа  детей, оказавшихся в трудной  жизненной ситуации, детей, привлекаемых, в силу безнадзорности, активизировавшимися  криминальными структурами к  алкоголю, наркотикам, преступной деятельности. Это привело государство к  необходимости защиты и поддержки  таких проблемных детей, активно  притягиваемых антиправовым полем экономического и идеологического кризиса.

Успешность социально-педагогической поддержки ребенка, подростка, попавшего  в трудную жизненную ситуацию, объективно связана с необходимостью решения социальных проблем, возникающих  в ходе идущих в стране социально-экономических  преобразований.

В научной литературе эти  проблемы классифицируются следующим  образом:

 

–      проблемы свободы выбора и социального  творчества — трудности на пути реализации ребенком его интересов  и потребностей, установления социального  статуса и др.;

–      проблемы социальной адаптации и дезадаптации — трудности усвоения и приспособления к существующим нормам социальной жизни, трудности в разрушении тех норм, которые являются социально опасными, несут в себе угрозу для жизни и здоровья ребенка;

–      проблемы социальной интеграции или дезинтеграции  — трудности воссоединения или  разъединения потребностей, интересов  и возможностей ребенка, его семьи  с возможностями, потребностями  и интересами других людей, трудности  в расширении социальных связей и  др.

Эффективное решение данных проблем возможно только в рамках формирующейся государственной социальной политики.

Сегодня можно говорить о  том, что система социального  воспитания несовершеннолетних в новых  социально-экономических условиях находится на этапе становления. Общественные институты, институт семьи, школы пока не стали партнерами, не определили свою «социально-педагогическую нишу», свою роль в социальном воспитании, которая определяется как «педагогически ориентированная и целесообразная система помощи в образовании и воспитании детей, нуждающихся в ней в период их включения в социальную жизнь».

Организационно система  социально-педагогического сопровождения  является ведомственной и подчиняется  муниципальному органу управления образованием. Однако в целом задача реализации и защиты прав детей имеет вневедомственный характер, ответственность за ее успешное решение несут все государственные  и муниципальные структуры. Важным фактором является открытость системы  социально-педагогической поддержки  безнадзорного ребенка, которая  означает работу различных типов  и видов учреждений по специальным  программам, что уменьшает любого рода изоляцию ребенка от привычной  для него среды. Необходимо создание действенных механизмов ранней диагностики  проблем детства, в том числе  и безнадзорности, что обеспечит  ориентацию на предупреждение факторов риска, конфликтов и кризисных ситуаций, а также на сохранение и укрепление благоприятных для развития ребенка  условий.

 

 

 

 

 

Третичная профилактика безнадзорности

 

Под третичной профилактикой  безнадзорности понимается комплекс социальных, образовательных и медико-психологических реабилитационных мероприятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов безнадзорности и противоправной деятельности. Проводимые мероприятия должны способствовать ресоциализации несовершеннолетнего, восстановлению личностного и социального статуса, с его последующей реинтеграции и интеграции в семью, в образовательные учреждения и трудовые коллективы.

Третичная   профилактика  проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения  подростка и его развитие, а  не само преступление. Предполагается создание ювенальных судов, оценивающих  антропосоциоцентрический подход к личности подростка с учетом его социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и низкими социальными перспективами, которые в силу данных обстоятельств актуальны.

На уровне третичной профилактики немаловажную роль играют субъекты профилактики, которые должны предотвратить рецидив  преступлений, и предоставить помощь в ресоциализации подростка, находящимся в уязвимом положении, помощь встать на правильный путь и в преодолении желания совершать противоправные действия. Главной задачей таких субъектов является научить подростка осознавать общественную опасность совершаемых преступлений, объяснить последствия совершения преступлений и приобщить подростка к труду, для преодоления тяги к противозаконным действиям 

 

 

 

 

Профилактика  безнадзорности на примере РТ

 

Решение проблем профилактики детской безнадзорности и беспризорности является приоритетным направлением в  деятельности Министерства социальной защиты Республики Татарстан.  

Для серьезного анализа и  прогнозирования деятельности органов  социальной защиты в отрасли организован  и ведется мониторинг социальной ситуации,  формируется ведомственная  статистика о семьях и детях, находящихся  в трудной жизненной ситуации.

По итогам 1 квартала 2012 года на учете в органах социальной защиты состоят 4936 семей и 10619 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном  положении, среди них:

1785 неполных семей, 

1079 многодетных семей, 

 2483 семьи, в которых родители не выполняют своих обязанностей по отношению к детям,

40 семей с жестоким  обращением к детям.

Проблема профилактики безнадзорности детей и подростков остается в  числе приоритетных направлений  работы Министерства социальной защиты РТ.

Сегодня на учете в учреждениях  социального обслуживания семьи  и детей по причине безнадзорности и беспризорности состоят 9611 несовершеннолетних.

Среди основных причин безнадзорности и беспризорности выделяются:

трудная жизненная ситуация 60% (5759 чел.);

созависимость (алкоголизм, наркомания кого-либо из членов семьи) 37 % (3546 чел.);

детская алкоголизация 2,1% (206 чел.);

семейное насилие 0,6% (66 чел.);

детская наркомания 0,3% (35 чел.).

Профилактическая работа с семьями и детьми включает в  себя оказание социальной поддержки  и организацию социального обслуживания.

Важным элементом государственной  системы профилактики детской безнадзорности, является система социального обслуживания семьи и детей.

В настоящее время в  системе социальной защиты Республики Татарстан действуют  71 учреждение социального обслуживания семьи  и детей, в том числе: 27 социальных приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 44 центра и   отделения социальной помощи семье и детям.

 

Программы Республики Татарстан по профилактике безнадзорности

 

Долгосрочная целевая  программа «Дети Татарстана»  на 2011-2013 год

ставит своей целю создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, государственной поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Одной из задач программы является совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создание условий для социализации детей и подростков, самовыражения, организация активного и всестороннего досуга. Объем финансирования составляет 138 тыс. рублей в год, что по-моему мнению не достаточно для решения столь значимой социальной проблемы общества.

 

В соответсвии с программой не отвечает современным требованиям нормативно-правовое, научно-методическое и кадровое обеспечение работы по решению проблем детства, его правовой и социальной защищенности, профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, их социальной реабилитации.

В рамках подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", задачей которой является совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусматриваются:

создание условий для  снижения уровня безнадзорности несовершеннолетних и сокращения числа совершаемых  ими противоправных действий;

создание необходимых  условий для развития сети учреждений, занимающихся профилактической и социально-реабилитационной работой с детьми и подростками;

обеспечение доступности  социальной реабилитации и адаптации  детям, оказавшимся в трудной  жизненной ситуации;

создание условий для  творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной  ситуации.

Оценка реализации подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" приведена в таблице

 

 

N  
п/п

Наименование    
показателя   

Единица  
измерения

2010г  
(базо- 
вый)

Пороговые значения      
индикаторов по годам    

Ответственный  
исполнитель 

2011

2012

2013

1.

Удельный вес детей,   про-шедших социальную реаби-литацию в специализиро-ванных учреждениях для 
несовершеннолетних, в     общей численности детей, поставленных на 
учет в органах социальной защиты, %        

процентов

8,0 

8,0

8,2

8,3

Министерство   
труда, занятости    и социальной     
защиты Республики     
Татарстан    

2.

Удельный вес 
безнадзорных детей в    общем количестве детей 
Республики Татарстан, %     

процентов

1,7 

1,7

1,6

1,5

Министерство   
труда, занятости    и социальной     
защиты Республики     
Татарстан    


 

В соответствии с данными  таблицы ,можно сделать вывод о том что замечается положительная динамика удельного веса безнадзорных детей и удельного веса детей ,прошедших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях, но все же она является недостаточной для решения проблем, связанных с безнадзорностью, вследствие этого нужно предложить новые пути решения проблем, связанных с детской и подростковой безнадзорностью, увеличить бюджетное финансирование данной программы, и повысить контроль органов государственной власти за исполнением положений программы. 

Подпрограмма "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривает реализацию следующих  мероприятий:

укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

создание условий для  творческого развития, оздоровления и временной занятости детей, находящихся в трудной жизненной  ситуации.

В ходе реализации данной программы  предполагается проведение следующих мероприятий;

Организацию республиканских  семинаров для руководителей  и специалистов специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

Организацию регионально-патриотического  слета для воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних;

Обеспечение учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальную реабилитацию, медицинским реабилитационным оборудованием и снаряжением;

Обеспечение учреждений социального  обслуживания, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальную реабилитацию автотранспортом;

Обеспечение межведомственного  взаимодействия по организации социального  патронирования семей и детей, находящихся в социально опасном положении.

 

Комплексная программа  по профилактике правонарушений

в Республике Татарстан на 2011 - 2014 годы

Комплексная программа по профилактике правонарушений

в Республике Татарстан на 2011 - 2014 годы ставит своей целью Развитие и совершенствование многоуровневой системы профилактики правонарушений, укрепление общественного порядка и общественной безопасности, вовлечение в эту деятельность государственных органов, общественных формирований и населения.

Ставит своей задачей предупреждение правонарушений несовершеннолетних и молодежи, активизация и совершенствование нравственного воспитания населения, прежде всего молодежи и детей школьного возраста.

Обеспечение социальной адаптации  и реабилитации лиц, отбывших наказание  в виде лишения свободы, и граждан, осужденных к наказаниям, не связанным  с лишением свободы, в том числе  несовершеннолетних и молодежи.

Активизацию работы по профилактике правонарушений, направленной на борьбу с алкогольной и наркотической зависимостью среди населения, в том числе несовершеннолетних и молодежи, а также преступлений экономической направленности.

Профилактика экстремизма и  терроризма, в том числе в подростково-молодежной среде.

В результате проводимых мероприятий планируется:

Уменьшение удельного веса преступлений, совершенных несовершеннолетними, в общем числе расследованных преступлений с 8,0 процента в 2010 году до 4,1 процента в 2014 году;

Негативное влияние на состояние общественной безопасности оказывают отдельные социально не адаптированные категории граждан, среди которых беспризорные дети и подростки, несовершеннолетние правонарушители и лица, освобождающиеся из мест лишения свободы, а также отсутствие действенных форм реабилитации перечисленных категорий граждан, поэтому программа по профилактике правонарушений ставит своей целью работу с данными категориями граждан, ставя своей целью предупреждение преступлений.

Информация о работе Третичная форма профилактики безнадзорности в РТ