Управление и социальная информация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 18:33, реферат

Краткое описание

Перед Россией стоит проблема, истинные масштабы которой сегодня еще не осознаются, – это создание инновационной теории и практики управления, формирование управленцев новой генерации, способных мыслить и действовать в условиях кризисного состояния общества, принимать упреждающие решения, эффективно использовать имеющиеся ресурсы.
Разрыв между непрерывно меняющейся жизнью и субъектом управления углубляется, что порождает кризис управления, политического руководства. Это сдерживает темпы социального прогресса, порождает социальные, политические, экономические, духовные, биологические, техногенные катастрофы, способные погубить жизнь на планете Земля.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 49.66 Кб (Скачать файл)

                                        

Введение

Перед Россией стоит проблема, истинные масштабы которой сегодня еще  не осознаются, – это создание инновационной  теории и практики управления, формирование управленцев новой генерации, способных  мыслить и действовать в условиях кризисного состояния общества, принимать  упреждающие решения, эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

Разрыв между непрерывно меняющейся жизнью и субъектом управления углубляется, что порождает кризис управления, политического руководства. Это  сдерживает темпы социального прогресса, порождает социальные, политические, экономические, духовные, биологические, техногенные катастрофы, способные  погубить жизнь на планете Земля.

Суть политического руководства  при наличии власти – научиться  управлять общественными делами, привлечь к этому общество, его  общественные институты и всех граждан, делегировать им властные функции, ресурсы  и вместе с ними развивать самодеятельность, самоуправление людей, организуя работу общества на пути социального прогресса. Каждый из нас живет в системе  управленческих и организационных  все более сложных отношений.

Следовательно, избегать управленческих ошибок, которые дорого обходятся  обществу, можно только опираясь на теорию управления, общие законы, принципы и функции науки. Её основы складываются со времен античности по настоящее  время. Сегодня существует множество  авторских подходов к пониманию  сущности социального управления, его  структуры, что плодотворно в  исследовательском плане.

 

 

 

1.Управление и социальная  информация                                               

1.1 Понятие социального управления

Социальное  управление – это процесс управления в различных типах общностей, организации, институтов и общества в целом, осуществляемый для сохранения и обеспечения устойчивости развития соответствующей системы, упорядочения и совершенствования ее структуры, достижения ее целей.1

Целью социального управления является исследование деятельности органов  управления, государственных и общественных, прежде всего как социальных систем, всего комплекса подбора, расстановки, формирования управленческих кадров, отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчиненными им сотрудниками и  организационными структурами.

В центре его внимания – изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного  на достоверном знании, воздействия  субъекта управления на социальный объект для сохранения его качественной специфики и целостности, обеспечения  его нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.

Деятельность по управлению, как и всякий труд, нацелена на определенный результат и имеет свою продукцию. Продукты управленческого труда приобретают затем относительно самостоятельное существование.   

     Вычленение основных задач социального управления позволяет определить его основные функции:2

1. Целеполагание в управлении пронизывает и определяет все стадии управленческой работы: информационную, организационную, регулирующую, координирующую, контрольную.

Целеполагание определяет содержание всех остальных, объединяет, объединяет их и реализуется во всех сферах социального управления и лежит в основе главного принципа управления – системного подхода. Поэтому основная цели территориального образования и соответствующих видов управления определяется основной целью общества в целом как системы более высокого порядка.

В основе подлинного целеполагания лежит познание объективных закономерностей развития общества. В качестве главных определяющих целей общества, его отдельных подсистем сегодня осознаются как главная миссия целеобеспечения высокого качества жизни людей.

2. Комплексные целевые программы и проекты позволяют соотнести целеполагание с имеющимися ресурсами, выделить приоритеты и направить их на достижение главной цели.

Программы очень многообразны по характеру, цели, объему, времени, решаемым задачам. Есть программы общегосударственные, охватывающие все сферы жизни, функциональные, решающие группу проблем отрасли, региона, местного сообщества. Они содержат подтипы программ. Особое место в  их ряду занимают научно-технические  программы и проекты, предусматривающие  создание новых идей, технологий и  образцов техники.

Сегодня программно-целевой метод  управления распространен во всем мире и во многом стал определяющим среди  других методов. В нем объединяются различные функции управления: информационная, познавательная, прогностическая, стратегическая и другие. Все они получают организационное  и финансовое обеспечение.

3. Стратегическое целеполагание управление в современных условиях определяют содержательную сторону управления на концептуальной долгосрочной основе, позволяют скоординировать отдельные программы и проекты, сконцентрировать ресурсы на главных направлениях, распределить их с учетом перспектив развития, выявить приоритетные программы и проекты, которым предстоит осуществить «прорыв» в антикризисном управлении.

Актуальные технологии стратегического  развития хорошо известны и разработаны  на Западе. К ним относятся стратегии: проникновения, ускоренного роста, переходного периода, стабилизации и выживания, роста и др. Российскими  учеными предложена к внедрению  стратегия развития местного сообщества и становления реального местного самоуправления.

Все они требуют достраивания до уровня регионального и федерального стратегического управления, что  особенно актуально для России. Процесс  выработки и реализации стратегий  управления имеет ряд этапов, технологии которых известны, но еще недостаточно используются в российской управленческой практике, что усиливает кризисные  явления в управлении.

4. Ценностное воздействие.

Особенность науки социального  управления социального управления состоит в том, что она является сферой духовной жизни людей, во многом зависит от состояния общественного  и индивидуального сознания. Поэтому  степень управляемости общественными  делами определяется культурой, традициями, идеологией, нормами морали, целостностью мышления и т. п. Зависимость эта  возрастает по мере повышения зрелости самого общества, развития социального  прогресса.

В управлении общественными делами очень важно соблюдать баланс между мерами административно-правового, властно-силового, духовно-нравственного  регулирования. Нарушение такого баланса  обычно приводит к распространенному  сегодня в нашем обществе явлению  социальной аномии. Целеполагание в обществе всегда имеет ценностно-нравственный аспект. Если цели безнравственны, бездуховны, то и сама целеполагающая деятельность теряет смысл.

5. Нормативное регулирование и моделирование в управлении общественными делами тесно связано с духовно-нравственным и идеологическим регулированием и ориентирует субъекты управления в количественно и качественно при оценке состояния общественных процессов и тенденций развития. Обычно в социологии понимание социальной нормы связано с особого рода предписанием, регулирующим поведение людей в любых социально-значимых ситуациях. Они могут принимать форму юридических норм или существуют в виде общественных правил, показателей, обычаев и традиций. Оценка норматива обуславливается характером его связи с показателями прогнозов, расчетов и социальных программ. Моделирование как метод исследования различных процессов и явлений, выработки вариантов управленческих решений описывает структуру объектов, процесс его функционирования и развития. Особого внимания сегодня заслуживает имитационное моделирование, которое повторяет функции или развитие социальных явлений.

6. Информационное обеспечение социального управления пронизывает все сферы человеческой жизни, служит проводником всех знаний и мнений, универсальным инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, нагнетания конфликтов и напряженности, утверждения стереотипов мышления и поведения.

Договорная информация необходима для всех этапов управления: от постановки задач до осуществления мер социального  контроля, оценки эффективности принятых решений и их коррекции. Поэтому  без необходимого информационного  обеспечения нет эффективного социального  управления. Существуют определенные законы и принципы современного сбора, хранения и анализа информации, которые необходимо знать. Незнание элементарных правил в этой области или их извращенное использование превращает информацию из большого блага общественного прогресса в такое же зло, может стать тормозом в принятии управленческого решения.

1.2 Понятие социальной информации

 

Под информацией понимаются сведения, полученные в результате переработки данных, представляющих собой сигналы, из которых извлекается информация.3

С точки зрения классической теории информации понятие «информация» определяется через меру уменьшения неопределенности знания о каком-либо событии. Это понятие научное и впервые было дано в 50-е годы нашего века в трудах К. Шеннона и Н. Винера по теории информации в связи с развитием нового научного направления – кибернетики.4 Первоначально теория информации возникла как количественная математическая теория.

Понятие «информация» в последние десятилетия стало одним из самых употребляемых категорий современной научной мысли и встречается практически во всех областях научного знания: науке о мышлении, природе, обществе, в правовых аспектах. Идет непрерывный процесс переосмысления (углубления и расширения) этого понятия.

Если сначала под информацией понимались сведения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом, то к концу XX в. информация стала рассматриваться как универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения.5

С развитием производства и ускорением темпов развития общества информация приобрела свойства товара и стала  объектом рыночных отношений, значимость которых потребовала их правовой регламентации.

Многие ученые до сих пор используют термин “информация” узко в рамках технических областей научного знания; тем не менее, такое представление  о сути данного понятия не выражает его комплексного понимания. В процессе обмена сообщениями и новостями  основное внимание должно уделяться  не только количественному анализу  передаваемого сообщения, но и его  содержанию. Информация, содержащаяся в понятийной форме, совсем не та, которая  изучается в математических и  статистических теориях информации.

Термин «информация» уже более 50 лет используется в журналистике, где он выступает одной из центральных  и наиболее общих категорий. Кроме  того, математические методы теории информации используются в физике, химии, географии, геологии и ряде других наук о неживой  природе. Информационные идеи применяются  в биологии, где предполагается, что само появление жизни было связано с преобразованием генетической информации; в психологии, физиологии нервной высшей деятельности, педагогике. Особое место понятие «информация» заняло в длинном ряду социальных наук – теории управления, экономике, политике и т. д.

Социальная  информация – ориентирующее знание о состоянии социальной системы, процесс обеспечения информационных потребностей общества на основе применения информационных технологий.

Информация – это ценнейший интеллектуальный ресурс в системе жизнеобеспечения общества, важнейшая часть его интеллектуальной собственности, доля которой постоянно возрастает. Можно сказать, что информация – это инфраструктура интеллектуальной собственности, ибо интеллектуальная собственность берет, начало с информации как фундаментальной базы.

Особенно велико значение информации (процессов ее сбора, хранения, переработки  и использования) в управлении общественными  делами, социальными процессами.

         Достоверная информация необходима для всех этапов управления: постановки целей, оценки проблемной ситуации, принятия управленческих решений, для организации и регулирования управляющей системы.

 

1.3 Субъект и объект управления

 

        Вся совокупность социальных взаимодействий может рассматриваться как взаимодействие субъекта  и  объекта управления. Как субъект, так и объект  управления  имеют сложную, многоуровневую  структуру.

В качестве субъекта управления выступают и социальные институты, организации (в том числе общественные), производственные коллективы и личности. В  конечном счете,  управленческие  решения  фактически  принимают  реальные личности, которые облечены соответствующей властью, предполагающей высокую меру ответственности. К субъекту управления предъявляются повышенные требования: компетентность, наличие именно управленческого (административного)  склада ума,  который,  с  одной  стороны,  готовится  всей  системой  воспитательных

и образовательных  средств, а  с другой - предполагает и природную одаренность.

      Необходимым условием принятия субъектом  эффективного управленческого решения и осуществления  разумного  контроля  за его исполнением является, как уже говорилось, высокое качество информации, ее полнота, своевременность и оперативность, а также  переработки. Все это предполагает  глубокие и всесторонние знания субъектом существенных свойств, состояний, тенденций движения управляемого им объекта, а также условий его существования. В этом и заключается компетентность управляющего  органа  или  лица. Объектом управления, в  какой  бы  форме  и  на  каком бы  уровне он не выступал  (будь то  предприятие, организация, учреждение или  даже общество  в  целом), реально  и  фактически  являются люди: коллективы или отдельные личности, которые наделены соответствующими человеческими качествами - умом, волей, талантом, а потому способны принимать соответствующие решения и выполнять их. В

Информация о работе Управление и социальная информация