Уровень жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:21, контрольная работа

Краткое описание

Термин «уровень жизни населения» получил в наше время широкое распространение, постепенно сократив сферу употребления таких понятий, как «народное благосостояние», «степень удовлетворения материальных и духовных запросов трудящихся», использовавшиеся ранее, и выдержав соперничество с таким более модным, но трудно оцениваемым количественно термином, как «качество жизни». Это объясняется рядом причин, важнейшие из которых состоят в следующем: 1) уровень жизни в основных его показателях и характеристиках представляет собой относительно более четкое выделяемое, количественно определяемое и статистически отслеживаемое понятие;

Содержание

Введение………………………………………………………………...3-5
Понятие «уровня жизни» и его составляющие…………………..5-7
Социальные нормативы и потребности………………………….7-10
Международные стандарты уровня жизни …………………….10-12
Динамика уровня жизни в Российской Федерации в сопоставлении с международными стандартами……………………………………12-15
Уровень жизни населения в ХМАО………………………………...16-20
Заключение………………………………………………………………20-22
Литература………………………………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по теории.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Демографическая ситуация, сложившаяся в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на начало 2010 года, носит позитивный характер. В Югре (по предварительной оценке) продолжилось улучшение демографической ситуации – величина естественного прироста населения за январь-июнь 2010 года составила 7,0 тыс. человек, что больше величины аналогичного показателя 2009 года на 4,5%. Количество рождений за январь-июнь 2010 года по данным статистики составило 12,1 тыс. человек, что на 3,4% больше аналогичного периода 2009 года. Показатели рождаемости по итогам первого полугодия 2010 года превысили показатели смертности почти во всех муниципальных образованиях автономного округа, исключением является Кондинский район. [9]

Число умерших за январь-июнь 2010 года по данным статистики составило 5,1 тыс. человек, что на 2,0% меньше аналогичного периода 2009 года, в том числе количество детей в возрасте до 1 года составило 56 человек (январь-июнь 2009 года - 50 человек). Первые три места среди причин смертности устойчиво занимают болезни системы кровообращения, несчастные случаи, отравления и травмы, онкологические заболевания.

Деятельность учреждений сферы здравоохранения автономного округа в 2010 году направлена на реализацию мероприятий по повышению качества и доступности медицинской помощи населению, оптимизации процесса обеспечения отдельных категорий граждан автономного округа, лекарственными средствами, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, улучшения демографической ситуации в регионе и др. Медицинская помощь населению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предоставлялась в государственных, муниципальных и федеральных учреждениях здравоохранения. Всего 162 учреждения, в том числе 40 учреждений окружного подчинения, 121 муниципального и 1 учреждение федерального подчинения.

Повышается эффективность управления в сфере образования, совершенствуются механизмы планирования и принятия управленческих решений, увеличивается эффективность использования ресурсов, осуществляется привлечение общественности к управлению образованием. В январе- июне 2010 года продолжена реализация основных направлений комплексной модернизации образовательной сферы. По состоянию на 1 июля 2010 года в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре осуществляется деятельность 903 образовательных учреждений относящихся к отрасли образование (без учреждений других ведомств). По предварительным данным на территории автономного округа действуют 641 учреждение отрасли: 237 муниципальных общедоступных библиотек, и их филиалов, Государственная библиотека Югры, 185 учреждении культурно–досугового типа, 4 учреждения ремесел, 8 государственных, автономных и муниципальных театров, 37 учреждений музейного типа, 4 парков культуры и отдыха, 2 концертные организации (самостоятельные коллективы). Кроме того, 5 учреждений кинопоказа и кинопроката. Учреждений дополнительного образования детей - 58, учреждений среднего специального образования - 5 и 3 филиала высших учебных заведений, а так же государственные и муниципальные учреждения по охране памятников истории и культуры. Кроме государственных, автономных и муниципальных учреждений услуги культуры оказывают 11 автономных некоммерческих организаций (в том числе общественные организации и фонды), Государственная художественная галерея Фонда поколений и другие учреждения социальной сферы: спорта, образования и молодежной политики.

Государственными, автономными и муниципальными учреждениями культуры и кинематографии автономного округа в 1 полугодии 2010 года оказано услуг населению в объеме 191,6 млн. рублей, что на 11,1 % больше в сравнении с аналогичным периодом 2009 года.

Одним из приоритетов Правительства автономного округа является выполнение в полном объеме публичных обязательств автономного округа перед населением. Выполнение социальных обязательств перед населением Югры предполагает усиление адресной социальной защиты граждан, оказавшихся в сложной ситуации, не снижение объемов и качества оказания социальных услуг. За 1 полугодие 2010 года были сохранены ранее предоставляемые меры социальной поддержки. Расходы на выполнение государственных полномочий и гарантий по реализации федеральных законов и законодательства автономного округа по социальной защите населения за январь-июнь 2010 года составили 6,1 млрд. рублей или 93,7% от плана. По состоянию на 30.06.2010 в региональном регистре получателей мер социальной поддержки зарегистрировано 108,9 тыс. человек. На 01.07.2010 государственная система социальных служб Ханты - Мансийского автономного округа - Югры включает 63 бюджетных учреждений социального обслуживания, 2 автономных учреждения, находящихся в собственности автономного округа и ведении Департамента труда и социальной защиты населения автономного округа.

На состояние окружающей природной среды на территории автономного округа наибольшее негативное воздействие оказывают жилищно-коммунальный и нефтегазодобывающий комплексы (НГДК). Главными факторами загрязнения окружающей среды со стороны НГДК являются большие объемы производственных отходов, размещаемых в окружающей среде, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе при сжигании попутного газа, разливы нефти, нефтепродуктов, подтоварных вод и других агрессивных жидкостей. В последние годы прослеживается тенденция к увеличению использования и обезвреживания производственных отходов, образующихся на предприятиях автономного округа.

Обеспеченность жильем в среднем на одного жителя автономного округа на 01.01.2010 по оценке составила 18,6 кв. метров общей площади жилья (на 01.01.2009 года – 18,2 кв. метра). Доля ветхого и аварийного жилищного фонда в автономном округе составляет 6,7% или около 1924,9 тыс. кв. метров. При этом доля жилищного фонда с износом до 30 % ежегодно увеличивается за счет строительства и ввода нового жилья. Ежегодно происходит рост уровня благоустройства жилищного фонда. [9]

Заключение

Итак, рассмотрев все вышеуказанные вопросы можно сказать, что:

Уровень жизни населения – одна из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимается степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, достигаемая за счет создаваемых экономических и материальных условий и возможностей, реализуемую через потребление и определяемую прежде всего соотношением уровня доходов и стоимости жизни.

Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.

Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Различаются социальные нормативы:

  • развития материальной базы социальной сферы;
  • доходов и расходов населения;
  • социального обеспечения и обслуживания;
  • потребления населением материальных благ и платных услуг;
  • условий жизни;
  • состояния и охраны окружающей среды;

• потребительского бюджета и др.

Наиболее существенными факторами, которые могут координально влиять на изменение уровня жизни населения, являются политические и экономические факторы.

В 1960 г. рабочей группой ООН был подготовлен доклад о принципах определения и измерения уровня жизни в международном масштабе. Это была первая попытка создания системы показателей.

В 1990 г. международной организацией Программа развития ООН (ПРООН) было введено в широкое употребление понятие «человеческое развитие». Индекс развития человеческого потенциала — суммарный показатель уровня развития человека (так называемого «качества жизни» или «уровня жизни»).

Мировой финансовый кризис оказал достаточно сильное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Резкое ухудшение внешнеэкономических условий стало серьезным испытанием для российской экономики. В России доля населения, проживающего за чертой бедности, за последнее десятилетие сильно увеличилась. В 2009 году к экстремально бедным относилось около 3% населения. По-прежнему самая массовая категория бедных — это население в трудоспособном возрасте, среди которого по рискам бедности лидирует молодежь.

По уровню жизни населения Ханты-Мансийский автономный округ - Югра по-прежнему занимает ведущие позиции среди субъектов Российской Федерации и регионов Уральского федерального округа с учетом того, что в январе-июне 2010 года рост доходов населения увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. Таким образом, в I полугодии 2010 года уровень жизни населения округа характеризовался как позитивный, направленный на преодоление негативных последствий, вызванных мировым финансовым кризисом.

На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и в конечном счете политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые так или иначе могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.

 

 

Литература

1. Абакумова Н.Н. Политика доходов и заработной платы. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1999. – 267с.

2. Бобков В. Н. Проблемы оценки уровня жизни населения в современной России. М.: Инфра-М, 1995. – 189с.

 3.Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 592 с.

4.Ильина Е.Ю. Потребительские бюджеты и их значение для повышения уровня жизни населения// СОТИС 2005.№2 с.6-11.

5.Иванов Ю. О показателях экономического благосостояния// Вопросы экономики 2003.№2 с.93-102.

6. Литвинов В.А. Методологические проблемы исследования доходов населения//Уровень жизни населения регионов России, 2004, №6, с.12-14.

7. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 160 с.

8. Юрьева Т. В. Социальная экономика: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по эконом, спец. — М.: Дрофа, 2001. — 352 с.

Интернет ресурсы:

9.www.admhmao.ru Итоги социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры за I полугодие 2010 года.

10. http://statistika.ru/stat/stat5/ Уровень жизни населения.

 


Информация о работе Уровень жизни населения