Уровень и качество жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:22, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является исследование «уровня и качество жизни населения».
Предмет исследования: понятие, факторы и показатели «качества жизни населения».
Объект исследования: Российская Федерация.
Информационная база: нормативно-правовая, периодическая, методическая, учебная и справочная литература за 2005-2012 годы

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие « уровня и качества жизни населения» и его оставляющие. 4
1.1 Понятие «качества жизни населения» 4
1.2 Показатели и критерии «качества жизни населения» 7
2. Система показателей «качества жизни» 11
Глава 2. Оценка уровня и качества жизни населения РФ 16
Заключение 31
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

уровень и качество жизни.docx

— 391.91 Кб (Скачать файл)

Рис. 12

Удовлетворенность жилищными условиями в целом (2005-2010 гг.)

(в  % от общего числа опрошенных)

Руководители  Федерального собрания РФ несколько  лет назад при запуске приоритетных национальных проектов выступали с  заявлениями о том, что законодательная  база строительства жилья создана, ипотека станет главным источником финансирования жилья. К 2010 году как  минимум треть граждан страны должны иметь возможность приобрести квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет своих и заемных средств. Однако намерения, как всегда, не реализованы. Сегодня результаты опроса не подтверждают этих заявлений: на ипотечный кредит рассчитывают всего 8,5% респондентов, а 60% россиян по-прежнему декларируют невозможность приобрести жилье ни при каких условиях.

 

 

 

 Рис.13

Планируемые населением способы улучшения жилищных условий

(в  % от числа нуждающихся в улучшении жилищных условий)

 

Половина  опрошенных пребывает в растерянности  относительного возможного источника  нахождения средств на приобретение жилья, что во многом объясняется  тем, что имеющиеся доходы и отсутствие каких-либо перспектив не побуждают  людей даже обдумывать решение жилищной проблемы применительно к себе самим. Это значит, что может возродиться  забытая многими проблема, когда  в стенах одной квартиры живут  несколько поколений семьи - а  ведь еще лет 30 назад это было нормальным. Бабушки смотрели за внуками  и правнуками, пока их родители учились  в институтах или находились на работе, а ночевать отправлялись на кухню. Однако в прежние времена у них  был реальный шанс встать на очередь  на улучшение жилищных условий.

Со вступлением  в силу нового Жилищного кодекса, в ряды очередников записывают только тех граждан, кто не в состоянии  самостоятельно решить жилищную проблему и способен это доказать. Таких  обнаруживается немного. Наконец, нельзя отказываться от политики поддержки людей, чьи знания и энергия приносят только пользу - военнослужащих, молодых семей, бюджетников. Россияне готовы поддержать намерения государства относительно преференций молодым семьям, в т.ч. и в жилищной сфере, а также оказать помощь в получении жилья социально незащищенным слоям населения.

 

 

 

Рис. 14

Социальные  группы, которые следует поддержать в первую очередь при реализации приоритетного национального проекта  «Жилье»

(в  % от общего числа опрошенных)

Одна  из причин того, что социальные последствия  реформ оказываются не совсем адекватны планируемым результатам, состоит в том, что власть при принятии решений, чаще всего пользуется критериями, отличными от тех, которые важны для граждан, населения страны. Можно сколько угодно ориентироваться на соображения политической, экономической, управленческой эффективности и т.д., но если предпринимаемые властью действия входят в противоречие с базовыми интересами населения и снижают уровень его жизни, то социальный конфликт между властью и обществом становится неизбежен.

Сегодня можно  уже подвести некоторые итоги  первого десятилетия нового века, опираясь на анализ как социальных явлений и процессов, лежащих  на поверхности и фиксируемых  «невооруженным глазом», так и тех  подспудных течений в обществе, которые  выявляются и фиксируются с помощью  социологических исследований.»4

 

 

 

 

 

 

Проблемы и перспективы повышения уровня и качества жизни 

населения России

 

Анализ  показывает, что главные проблемы социально сферы России в настоящее  время связаны с адаптацией населения  к новым социально-экономическим  условиям. Причем они неодинаковы  для различных слоев и групп. Для экономически активных граждан  основные проблемы связаны с соблюдением  социальных гарантий в области труда: отсутствие работы, низкие трудовые доходы, нарушение трудовых прав. Для тех  групп населения, которые в силу объективных причин не способны самостоятельно адаптироваться к новым условиям, на первый план выдвигается возможность  получения социальной помощи. Для  населения в целом достаточно остро стоит проблема сохранения и развития действующей системы  жизнеобеспечения.

В целом  же ситуацию в социальной сфере можно  охарактеризовать как сложную. Наряду с определенными положительными сдвигами, многие негативные явления  приобрели застойный характер, отдельные  социальные проблемы усугубились и  стали представлять серьезную опасность  социально-экономической стабильности и согласию в обществе.

 

Многочисленные  проблемы и негативные явления в  социально-трудовой сфере в зависимости от степени остроты, настоятельности решения и их причин могут быть представлены следующим образом:

 

1) бедность значительной части  населения;

2) длительное сохранение низкого  уровня трудовых доходов населения.  Несмотря на рост заработной  платы в абсолютном выражении,  ее покупательная способность  падает;

3)глубокое социальное расслоение. При наметившемся замедлении процесса расслоения населения по уровню материальной обеспеченности одновременно продолжает происходить процесс перераспределения доходов в пользу более обеспеченных групп;

4) ухудшение демографической ситуации, выражающейся в старении населения,  увеличении смертности, ухудшении  здоровья и снижении продолжительности  жизни;

6)снижение правовой и экономической грамотности работающих, возможное в ближайшее время падение качества труда;

7) низкий уровень оплаты труда  работников бюджетной сферы. Это  ведет к вымыванию наиболее  активной и дееспособной части  высококвалифицированных специалистов из социально-значимых отраслей народного хозяйства;

8) аварийное состояние все растущего  количества предприятий социальной  сферы. Ветшает материально-техническая  база отраслей социальной сферы:  в аварийном состоянии находятся  многие здания учреждений образования,  больниц, библиотек, домов культуры. Безотлагательного ремонта требуют  объекты теплоснабжения, электрические  сети и другое инженерное оборудование;

9)миграционная ситуация требует обустройства вынужденных переселенцев, обеспечения их жильем и работой.

 

Преодоление негативных явлений в социально-трудовой сфере должно включать решение нескольких ключевых задач, а именно:

 

1) повышение мотивации труда,  личной заинтересованности трудящихся. Обеспечение роста заработной  платы и предпринимательских  доходов в связи с конечными  результатами, повышением производительности  труда. Плодотворный труд и  предпринимательская деятельность  должны позволять жить достойно;

2) обеспечение полной занятости  как мощного фактора роста  производства, повышения у экономически  активного населения уверенности  в росте доходов и умножении  имущества;

3) усиление страховых принципов  социальной политики, увязку материального  положения населения с размерами  его взносов, а также платежей  работодателей и государства  на компенсацию утраты доходов  в связи с наступлением страховых  случаев;

4) обеспечение всему населению  минимальных социальных гарантий  ( в потреблении, жилище, образовании, охране здоровья и др.), а наиболее социально-уязвимым слоям и прежде всего нетрудоспособным - адресной социальной поддержки от предпринимателей и государства;

5) развитие способностей людей,  создание эффективной системы  общего и профессионального образования,  подготовки и повышения квалификации  кадров.

 

С целью решения  указанных проблем Правительство  Российской Федерации будет принимать  меры, направленные на дальнейшее осуществление  институциональных преобразований и повышение уровня и качества жизни населения России. 

Заключение

 

Важнейшим приоритетом правительственной  политики в социальной сфере является увеличение инвестиций в человеческий капитал, прежде всего образование  и здравоохранение. Начиная с 2000 года, каждый год в рамках федерального бюджета повышается объём средств, выделяемых на эти сферы. В связи  с этим в образовании одной  из важнейших мер станет повышение  эффективности использования средств, выделяемых на образование из бюджетов всех уровней, продолжение эксперимента по внедрению единого государственного экзамена, в здравоохранении - разборка программы обязательного медико-социального страхования.

Важными приоритетами политики Правительства  в сфере трудовых отношений, занятости  и миграции являются создание современного трудового законодательства, отвечающего  требованиям динамично развивающейся  рыночной экономики, гармонизация интересов  и работников, работодателей, создание цивилизованной системы решения  трудовых споров. Важными задачами являются реализация его на практике и стимулирование работодателями улучшения  охраны труда.

В сфере  социальной поддержки в числе  важнейших приоритетов деятельности Правительства были и остаются снижение масштабов  бедности, усиление адресности социальной поддержки, обеспечение  эффективной защиты социально уязвимых семей, не обладающих возможностями  для самостоятельного решения социальных проблем, повышение эффективности  социального обслуживания населения, решение проблем беспризорности. В сфере модернизации экономики  приоритетными направлениями являются меры по повышению инвестиционной привлекательности  российской экономики, окончательное  решение земельного вопроса, продолжение  реформирования естественных монополий, создание условий для широкого развития малого бизнеса, проведение банковской реформы. Для стимулирования процесса притока инвестиций необходимо принять  комплекс дополнительных мер по улучшению  инвестиционного климата.

   Проблема качества жизни является приоритетной для решения социально – экономических проблем любого уровня.

Анализ  показал, что понятие «качество  жизни» является комплексной производной  от исторических, географических, экономических, социальных и иных факторов, определяющих положение человека в обществе. В  практическом применении концепции  качества жизни необходимо разграничивать понятия «качества жизни», «образ жизни», «условия» и «уровень жизни». Качество жизни показывает результативность образа жизни людей. Уровень и условия жизни являются структурными составляющими качества жизни.

В соответствии с концепцией качества жизни сформулированы основные социально – экономические  цели развития страны – обеспечение  надлежащего уровня и качества жизни  населения и всестороннее развитие личности. Население рассматривается  как потребитель благ и услуг, создаваемых в стране, а качество жизни – как индикатор его  обеспеченности  услугами инфраструктуры и мера удовлетворения духовных, интеллектуальных и эстетических потребностей.

На качество жизни населения влияет государственная  политика, регулирование экономических  процессов.

Государственное регулирование экономики требует  высокого профессионализма. Годы реформ показали, что в период перехода к рынку особенно важно компетентное регулирование, так как государство  является первопричиной изменения  функционирования экономики. От решений, принимаемых правительством, зависят  решения, принимаемые на микроуровне.

В целом, трудно переоценить роль государства  в экономике. Оно создаёт условия  для экономической деятельности, обеспечивают социальную защиту малообеспеченных слоёв населения и способствует развитию рыночных отношений, что положительно влияет на измерение качества жизни  населения.

 

 

Список  литературы :

 

 

 Алексеев Ю.П. Социальная политика : Учеб. для вузов /Ю.П.Алексеев, Л. И. Берестова, В. Н. Бобков и др.; Редкол.: Н. А. Волгин (общ. ред.) и др. ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М. :Экзамен, 2003. – 733

  1. Беляева Л.А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации / Л.А. Беляева // Социс. Социологические исследования : Научный и общественно-политический журнал . – 2009 , №1 . С. 33-42
  2. Жеребин, В. М. Уровень жизни населения : Основные категории, характеристики и методы оценки / В. М. Жеребин, А. Н. Романов, Рос. акад. естеств. наук. – : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 592 с.
  3. Зараковский Г. М. Качество жизни населения России. Психологические составляющие:— Санкт-Петербург, Смысл, 2009 г.- 320 с.
  4. Потрясаев В.Н. Управление процессами повышения качества жизни населения в муниципальном образовании: автореф. дис. … канд. социол. наук / В.Н. Потрясаев. - Орел, 2008
  5. Сергеева Н. Самый сложный приоритет государства /Н. Сергеева // «Меркурий» /№125/ август /2010 – 13 с.
  6. Федеральная служба государственной статистики "Регионы России социально-экономические показатели", 2012 г.
  7. Федеральная служба государственной статистики : http://www.gks.ru
  8. http: www//statistika.ru
  9. http://www.solidarnost.org/thems/news/in-Russia/events_1684.html

1 Крюков Р.В. Государственное регулирование национальной экономики: [Текст]: Учебник / под редакцией Р.В. Крюков – М.:Приор-издат., 2005 – 98 с.

2 Егоров В.В., Парсаданов Г.А. Прогнозирование национальной экономики: чеб. Пособ. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 184с.

3 http://www.lawinrussia.ru/node/28290%20-%20_ftn1

4 http://www.grandars.ru/student/mirovaya-ekonomika/uroven-zhizni-naseleniya.html


Информация о работе Уровень и качество жизни