Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 15:10, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – рассмотреть позиции разных ученых о бюрократии, и дать характеристику бюрократии в современной России.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теории бюрократии ученых: К. Маркса, С. Паркенсона и Л. фон Мизеса.
2. Дать характеристику бюрократического аппарата в современной России.
Введение…………………...…………………………………….……………….. 3
1. Теории бюрократии ученых, позиции, сходства и различия …................….4
2. Тип и характеристика бюрократического аппарата в современной России…………………………………………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………....….17
Список литературы………………………………....…………...………….……19
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Тема 9
«Ученые о бюрократии: К.Маркс, С.Паркинсон, Л. фон Мизес»
2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………...………………………………
1. Теории бюрократии ученых, позиции, сходства и различия …................….4
2. Тип и характеристика бюрократического
аппарата в современной России………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………....…………
Введение
В теории государственного управления термин «бюрократия» (от франц. bureau – бюро, канцелярия и греч. kratos – власть, господство, букв. – власть канцелярии, господство аппарата управления) чаще всего применяется для обозначения административных и технических аспектов организации, обеспечивающих исполнение принимаемых решений. В современном обществе с увеличением размеров организаций, как государственных, так и частных, и усложнением механизма реализации управленческих решений бюрократия стала играть главную, а иногда и определяющую роль во многих сферах государственной политики.
Бюрократия – это тип государственной организации и стиль жизни в обществе. Это определенный тип динамики развития и приспособления к процессам модернизации общества.
В контрольной работе, я рассмотрю труды ученых о бюрократии.
Цель данной контрольной работы – рассмотреть позиции разных ученых о бюрократии, и дать характеристику бюрократии в современной России.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теории бюрократии ученых: К. Маркса, С. Паркенсона и Л. фон Мизеса.
2. Дать характеристику бюрократического аппарата в современной России.
Ученые о бюрократии: К. Маркс, С. Паркинсон, Л. фон Мизес
«Бюрократией» часто называют не только систему управления, осуществляемую властным специальным аппаратам, но и сам этот аппарат. Термины «бюрократия» и «бюрократизм» могут также использоваться в негативном смысле для обозначения неэффективной, чрезмерно формализованной системы управления.
Впервые понятие «бюрократия» возникло в 1745. Термин был образован французским экономистом Винсентом де Гурне, в момент своего образования слово имело уничижительный смысл – им подразумевалось, что бюрократы-чиновники отнимают реальную власть у монарха (при монархии) или у народа (при демократии).
Существуют четыре подхода к определению бюрократии. В зависимости от присущей исследователям оценки роли бюрократии в обществе она рассматривается как:
Карл Маркс считал бюрократию привилегированным слоем служащих, призванных осуществлять власть и господство в организации. Основной компонент сознания бюрократии – чувство статуса, принадлежность к властвующей элите. К важнейшим чертам бюрократии относятся иерархичность, жесткая регламентация в отношениях между институтами и группами, многоступенчатость в передаче информации, конформизм и авторитарность сознания и поведения.
Причины изъянов бюрократии, связанные с особенностями бюрократических организаций:
Вследствие всевозможных изъянов в работе бюрократии возникает опасность перерастания рациональной системы управления организацией или обществом в самовоспроизводящуюся и самодовлеющую машину, т.е. бюрократизм.
Главный фактор, постоянно подпитывающий ростки бюрократизма – это властный потенциал бюрократии. Власть может функционировать как управление, т.е. существует непроницаемые для общественности сферы, где воля и усилия профессионалов-управленцев оказывают определяющее влияние на действия официальной «видимой» власти, к которой обращены доверие и требования населения. В этом смысле бюрократизм есть управление, исключающее гласность.
Новый подход к бюрократии как административной организации государства должен характеризоваться более широким участием общественности в определении целей развития, разработке планов и принятии решений по государственным программам и проектам, а главное – в процессе их осуществления [5].
К. Маркс считал бюрократию привилегированным слоем служащих, призванных осуществлять власть и господство в организации.
Таким образом, по мнению Маркса, бюрократия – это организм-паразит, обслуживающий интересы господствующего класса и относящийся к государству как к сфере своих и частных интересов.
От того как используется потенциал бюрократии, в чьих интересах и какие преследует цели, зависит и социальная полезность либо бесполезность или даже вредность бюрократии, следствием чего являются изъяны в ее работе.
Очень важен для понимания логики бюрократической машины «закон Паркинсона», согласно которому бюрократическая организация стремится к расширению своего влияния, к саморазвитию. При этом отнюдь не наблюдается стремления к повышению собственной ответственности за состояние дел, скорее даже наоборот.
Идеи Паркинсона всегда имели явно выраженное неприятие рациональной (корыстной) бюрократии, которая рассматривалась как угроза существования и нормального функционирования полезных административных структур общества. При этом Паркинсон, очевидно, считал, что здоровый органический карьеризм является естественным двигателем развития общества.
В продолжении своего исследования Паркинсон находит еще много закономерностей в современном царстве администрирования, которые и формулирует в своем избранном стиле – полушутя, полусерьезно, предоставляя читателю как бы самому домысливать, какова в них доля шутки, а какова серьезности.
Паркинсон не приводит рецептов борьбы против бюрократии кроме, разве что совершенно юмористических, типа «сотрудников уволить, и, снабдив самыми благозвучными характеристиками, направить во враждебные фирмы; а само здание учреждения застраховать и поджечь». Сам он объясняет эту позицию по отношению к предмету своего исследования так: «ботаник не должен полоть сорняки. Он вычислит скорость их роста, и с него довольно» [4].
«Закон Паркинсона» выражается в форме двух «почти аксиоматических положений»:
Чиновник, находясь на определенном этапе своей жизни, жалуется на перегрузку, и, как правило, просит себе в помощь двух подчиненных. С течением времени возникнет необходимость разгрузить и этих подчиненных, назначив каждому в помощники еще по два исполнителя.
Итак, первый чиновник будет иметь определенный административный вес, а его подчиненные будут трудиться в поте лица, причем независимо от того, увеличилось количество дел или нет. При выполнении разросшимся в геометрической прогрессии штатом сотрудников по существу того же объема работ, что раньше выполнял первый чиновник, весь штат оказывается загруженным полностью, а чиновник-вершина пирамиды занят больше, чем прежде.
Коматозного состояния учреждение достигает на третьей стадии, когда в нем снизу доверху не встретишь и капли разума. Из этого состояния выхода практически уже нет и учреждение или государственный орган обречены на гибель или неплодотворное существование.
Л.Ф. Мизесон в своей книге «Бюрократия» рассматривает и сравнивает между собой два типа управления общественной организацией (государственной или коммерческой).
Первый тип – бюрократическое управление, при котором всякий служащий обязан выполнять свод писаных правил, подчиняться принятым нормам и давлению вышестоящих коллег.
Второй – управление во имя прибыли. Л.Ф. Мизес анализирует условия реализации на практике того и другого типов, их характеристики а также наиболее распространенные претензии, предъявляемые к ним рядовыми гражданами и сторонниками конкретных идеологий. Также рассмотрены социальные и психологические последствия бюрократизации.
Л.Ф. Мизес в своей книге отмечает, что «бюрократия», «бюрократический» и «бюрократ» в обществе считаются бранными словами, и что все согласны с тем, что бюрократия – это зло. В начале своих рассуждений Мизес не дает определения этому понятию, но отмечает следующие основные черты бюрократического управления:
1. Свобода действий служащего серьезно ограничена.
2. Взаимосвязь между начальником и подчиненным носит личный характер.
Определение бюрократического управления (бюрократии) Мизес дает не через его характеристики или его цель (как дано определение управления во имя прибыли), а через причины, по которым оно необходимо в конкретных случаях. Для этого он рассматривает правительственную организацию в условиях демократии.
В демократическом государстве деятельность любых правительственных структур ограничена законом. Арест и налогообложение отличаются от похищения и грабежа только тем, что они проводятся в рамках закона и по велению закона. Ассигнование денег из государственной казны, в которую поступают налоговые сборы, происходит только по решению народных представителей, и ни одной денежной единицы не должно быть потрачено без их согласия. В этих условиях деятельность любой правительственной организации должна быть строго регламентирована сводом правил, составленном на основании законов. Только так можно защитить граждан от произвола должностных лиц.
Данную позицию о природе бюрократического управления Мизес приписывает «юристам, философам, политикам». Сам Мизес, не считает изложенное выше основой необходимости возникновения бюрократического управления. В сфере государственного управления не существует взаимосвязи между расходами и доходами, так как доходов, как правило, просто нет. Невозможно определить, не были ли лишними затраты, сделанные каким-то подразделением государственной организации. Расходуя больше денег, местный руководитель, вполне возможно, улучшит результаты своей деятельности и вряд ли захочет остановиться в наращивании расходов, стремясь, как хороший управляющий, к наилучшему результату. Быть экономным его можно заставить только строгими предписаниями.
Таким образом, Л.Ф. Мизес дает следующее определение бюрократии: «Бюрократическое управление – это метод, применяемый при ведении административных дел, результаты которых не имеют денежной ценности на рынке и которые невозможно контролировать при помощи экономических расчетов».
Бюрократическое управление наделено следующими недостатками (достоинств Л.Ф. Мизес не выделяет):
Бюрократия – чрезвычайно консервативная структура, отрицающая всякий прогресс. Основная задача бюрократа – выполнять правила и соответствовать нормам, он не преследует больше никаких целей, какая-либо модернизация не входит в сферу его интересов. Мизес также отмечает, что получение высоких должностей в бюрократических учреждениях часто зависит от выслуги лет, поэтому руководители этих организаций – это, как правило, пожилые люди, которые лишились энергии и инициативы, находясь много лет в положении подчиненных [2].
Информация о работе Ученые о бюрократии: К.Маркс, С.Паркинсон, Л. фон Мизес