Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:36, реферат
В условиях рыночной экономики федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище» - это честная попытка нашего государства выполнить конституционные обязательства перед гражданами, прописанные
в статье 40 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на жилище». ФЦП «Жилище» представляет собой многоэтапную, продолжительную программу по выделению денежных средств на создание комфортных условий проживания в российских городах и селениях и повышение уровня доступности жилья.
Введение 3
1. Предпосылки создания ФЦП «Жилище» 4
2. Создание и этапы выполнения ФЦП «Жилище» 6
2.1. Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» 9
2.2. Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств
по обеспечению жильем категорий граждан, установленных
федеральным законодательством» 11
2.3. Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий
граждан 13
2.4. Подпрограмма «Стимулирование программ развития
жилищного строительства субъектов РФ» 16
2.5. Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной
инфраструктуры» 18
3. Анализ реализации ФЦП «Жилище» 19
Заключение 21
Список литературы 22
План
Стр.
Введение 3
1. Предпосылки создания ФЦП «Жилище» 4
2. Создание и этапы выполнения ФЦП «Жилище» 6
2.1. Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» 9
2.2. Подпрограмма
«Выполнение государственных
по обеспечению
жильем категорий граждан, установленных
федеральным
законодательством» 11
2.3. Мероприятия по
обеспечению жильем отдельных категорий
граждан 13
2.4. Подпрограмма
«Стимулирование программ развития
жилищного
строительства субъектов РФ» 16
2.5. Подпрограмма
«Модернизация объектов коммунальной
инфраструктуры» 18
3. Анализ реализации ФЦП «Жилище» 19
Заключение 21
Список литературы 22
ВВЕДЕНИЕ
«Любой человек никогда не бывает доволен своими жилищными условиями. Это та потребность, которая реализуется всю жизнь - от малого к большему».
Д.А.Медведев
(Из интервью В.В.Познеру
на 1 канале телевидения)
Целевые программы являются одним
из важнейших средств реализации
структурной политики государства,
активного воздействия на его
социально-экономическое
Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.
В условиях рыночной экономики
федеральная целевая программа (ФЦП)
«Жилище» - это честная попытка
нашего государства выполнить
в статье 40 Конституции Российской Федерации:
«Каждый имеет право на жилище». ФЦП «Жилище»
представляет собой многоэтапную, продолжительную
программу по выделению денежных средств
на создание комфортных условий проживания
в российских городах и селениях и повышение
уровня доступности жилья.
С тех пор, как партия и правительство оставила народ перед своими заботами, многомиллионная очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий замерла. Объем строительства новых домов за пять лет снизился почти в два раза: с 73 млн. кв. метров общей площади в 1987 году до 38 млн. кв. метров в 1992 году.
В эпоху перестройки, в хаосе зарождающейся экономики еще работали какие-то программы, возводились дома, расселялись последние бараки и первые пятиэтажки. Но государство уже отказалось от неподъемной роли монопольного инвестора, подрядчика и собственника жилых зданий, а частные организации еще были не готовы к полноценному включению в процесс жилищного строительства.
Проблема состояла еще и в том, что в сознании как минимум трех поколений советских людей утвердилось отношение к жилью как к бесплатному социальному благу. Преодоление этого стереотипа требовало некоторого времени и усилий, но еще настоятельнее ощущалась необходимость в нормативной проработке новых принципов жилищной политики.
Первая попытка на этом
направлении была предпринята в
1993 году. Государственная целевая
программа «Жилище», одобренная постановлением
Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 20 июня 1993 г. № 595 задала
курс на устранение государственной
монополии на жилищное строительство
и ЖКХ. Констатировав, что в городах
России в государственной и
С целью реализации программы был образован Фонд развития жилищного строительства, который формировался частично за счет средств бюджета, а частично за счет частных инвестиций, региональных вливаний и благотворительных взносов. Средства Фонда расходовались на создание социального жилья, инженерную подготовку строительных территорий всех форм собственности, ремонт и реконструкцию объектов ЖКХ и др.
Государству поскорее хотелось
разделить груз обязанностей по строительству
и содержанию зданий, тем более, что
доля ветхих домов
в 1992 году достигла 9% от общего фонда, а
ремонт осуществлялся не более чем на
треть от необходимого объема в год. Кроме
того, не прибавляло оптимизма Решение
Совета Министров - Правительства Российской
Федерации в 1992 году о замораживании коммунальных
платежей в государственных и муниципальных
домах при том, что покрытие расходов ЖКХ
за счет нанимателей составило всего 8%.
В очереди на улучшении жилищных условий
числилось 10 миллионов человек, срок ожидания
составил 20 лет, а анализ доходов показывал,
что оплатить строительство или приобретение
готовой квартиры из них могли не более
одного процента.
Жизнь настоятельно требовала новых подходов к решению жилищной проблемы, но только в 2001 году постановлением Правительства Российской Федерации № 675 была принята федеральная целевая программа «Жилище», которая указала пути решения проблемы создания и развития жилищной сферы в современных экономических условиях, и определила основные задачи в этой области на 2002-2010 гг.
В сентябре 2005 года Президентом
России в обращении к Правительству
было объявлено о приоритетных национальных
проектах, направленных на улучшение
качества жизни и благосостояния
народа за счет «инвестиций
в человека как в будущее России». Среди
четырех основных категорий: образование,
жилье, здравоохранение и сельское хозяйство,
приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное
жилье – гражданам России» выделялся
своей проработанностью и четкостью поставленных
задач. К этому времени в стране уже заканчивался
1 этап ФЦП «Жилище» на 2002-2005 годы, поэтому
не составляло труда продлить действие
программы, подключив к национальному
проекту в качестве механизма его выполнения.
Первый этап ФЦП «Жилище» содержал 7 подпрограмм:
Сюда же можно отнести и мероприятия по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе по обеспечению жильем молодых ученых.
На втором этапе часть подпрограмм объединили.В настоящий момент работают подпрограммы:
Действующий этап ФЦП «Жилище» охватывает 2011-2015 годы и направлен на достижение двух основных целей: формирование рынка доступного жилья эконом-класса и обеспечение жильем некоторых категорий граждан.
Для решения поставленных
задач планируется: увеличить объем
строительства нового жилья в 2015 году
до 90 млн. кв. метров
(2010 год - 53 млн. кв.м.); повысить уровень
обеспеченности жилплощадью в среднем
до 24,2 кв. м на человека (2010 г. – 21,7 кв.м.);
за четыре года улучшить жилищные условия
за счет средств федерального бюджета
90 тысячам семей некоторых категорий граждан;
повысить индекс доступности приобретения
жилья на 20%.
Основным механизмом реализации подпрограмм является выдача жилищных сертификатов. Сертификат – это именное свидетельство, удостоверяющее право владельца на получение социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. Выдают сертификаты соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления при условии сдачи и выезда из занимаемых помещений семьи участника подпрограммы.
Государственные жилищные сертификаты различаются по сериям:
Получив сертификат, участник
подпрограммы должен в течение
2-х месяцев выбрать регион для проживания
и сдать сертификат в местный банк, уполномоченный
на сопровождение ФЦП «Жилище». Банк открывает
счет, на который зачисляется социальная
выплата и, по желанию владельца сертификата,
его собственные средства, которые он
собирается вложить в приобретение жилья.
Затем участник подпрограммы должен выбрать квартиру или индивидуальный дом, отвечающий санитарным и техническим требованиям, и благоустроенный применительно к условиям населенного пункта. После заключения договора купли-продажи жилья банк переводит средства бывшему владельцу (только по безналичному расчету!). На эти операции отводится 9 месяцев с учетом времени на оформление документов.
Размер социальной выплаты вычисляется исходя из нормы предоставления жилья: 33 кв. м - для одиноких граждан, 42 кв. м - на семью из 2 человек, 18 кв. м - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более и вычисляются:
Оба вида стоимости определяются
ежеквартально Министерством
Задачи, решаемые подпрограммами ФЦП «Жилище», направлены на снижение срока накопления средств на благоустроенное жилище и обеспечение жильем определенных категорий населении. Рассмотрим подробнее каждую из подпрограмм.
Из всех мероприятий, предусмотренных
ФЦП «Жилище», эта подпрограмма,
широко известная под названием «
Во всех регионах, кроме Москвы, применяется следующий алгоритм приобретения жилья в соответствии с правилами и за счет средств, выделенных по программе «Жилище»:
В Москве молодым семьям не дается право выбора квартиры в коммерческих домах. Социальные выплаты можно потратить только на приобретение квартиры из жилищного фонда города Москвы по двум примерно равнозначным схемам: приобрести квартиру у города в рассрочку либо приобрести квартиру в ипотеку. В первом случае квартира остается в собственности Москвы до полного выкупа; во втором – передается молодой семье по традиционной ипотечной схеме. Кроме того, в столице установлены более жесткие требования к семье: необходимо наличие детей, либо стаж в зарегистрированном браке не менее года. В Программу принимаются только граждане Российской Федерации, при этом один из супругов должен иметь не менее 10 лет постоянной регистрации в Москве. В рамках Программы «Молодой семье – доступное жилье» в 2012-2015 гг. планируется обеспечить жильем не менее 21 тысячи семей, в том числе не менее 1,4 тысяч семей за счет кооперативного жилищного строительства. На эти цели из бюджета г. Москвы выделено 49 млн. рублей. Для справки: в настоящее время на жилищном учете в Москве состоит около 34 тысяч молодых семей, удовлетворяющих условиям участия в Подпрограмме.
Информация о работе Федеральная целевая программа "Жилище" и жилищные сертификаты