Федеральная целевая программа "Жилище" и жилищные сертификаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:36, реферат

Краткое описание

В условиях рыночной экономики федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище» - это честная попытка нашего государства выполнить конституционные обязательства перед гражданами, прописанные
в статье 40 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на жилище». ФЦП «Жилище» представляет собой многоэтапную, продолжительную программу по выделению денежных средств на создание комфортных условий проживания в российских городах и селениях и повышение уровня доступности жилья.

Содержание

Введение 3
1. Предпосылки создания ФЦП «Жилище» 4
2. Создание и этапы выполнения ФЦП «Жилище» 6
2.1. Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» 9
2.2. Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств
по обеспечению жильем категорий граждан, установленных
федеральным законодательством» 11
2.3. Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий
граждан 13
2.4. Подпрограмма «Стимулирование программ развития
жилищного строительства субъектов РФ» 16
2.5. Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной
инфраструктуры» 18
3. Анализ реализации ФЦП «Жилище» 19
Заключение 21
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ПОЛИТОЛОГИИ..docx

— 52.06 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством»

Эта подпрограмма самая затратная. На нее выделяется  
на 2011 – 2015 годы из федерального бюджета 175,2 млрд. рублей для предоставления жилья 86,9 тысяч семей. Особенность подпрограммы в том, что она носит межотраслевой и межведомственный характер и для ее реализации необходимо участие федерального центра. В состав граждан, перед которыми государство несет обязательство, входят лица, уволенные с военной или иной службы - сотрудники МВД, ФСБ, ГУИОН, МЧС, состоявшие до 1 января  
2005 г. на жилищном учете, а также граждане, получившие право на социальную выплату от федеральных или местных органов исполнительной власти.

В 2009 году Министерством  регионального развития Российской Федерации была проведена инвентаризация этих категорий граждан, нуждающихся  в улучшении жилищных условий. Получилась следующая картина: всего установлено 428791 семей, нуждающихся в улучшении  жилищных условий, в том числе:

  • 157 тысяч семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы (службы), в том числе подлежащих отселению из закрытых военных городков и поселков;
  • 20 тысяч семей граждан, уволенных с военной службы (службы), вставших до 1 января 2005 г. на жилищный учет;
  • 1001 семья россиян, выселяющихся с комплекса "Байконур";
  • 12,6 тысяч семей граждан, принимавших участие в ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф;
  • 24,3 тысячи семьи вынужденных переселенцев;
  • 214 тысяч семей граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера.

За пять лет, с 2006 по 2010 год  включительно по данной подпрограмме удалось обеспечить жильем всего 20% нуждающихся. Впрочем, так и было запланировано. Не торопится наше государство  выполнять обязанности перед  людьми. Так, в 2012-2015 годах планируется  обеспечить жильем:

  • 100% - «байконурцев» и военнослужащих, уволенных из армии и полиции;
  • 92% - ликвидаторов аварий на АЭС;
  • 22% - военнослужащих, подлежащих увольнению;
  • 16% - вынужденных переселенцев;
  • 8% - граждан, выезжающих с Крайнего Севера.

Наверное, у органов исполнительной власти есть свои резоны таким образом  распределять федеральные ресурсы. Правда, для меня не совсем понятно, почему из 12 609 нуждающихся в улучшении  жилищных условий семей ликвидаторов Чернобыльской катастрофы и других аварий на АЭС 11569 предоставляется жилье, а 1040 семей остается жить в стесненных условиях. Почему полностью не решить проблемы этой категории?

Для граждан, которые желают выехать с Крайнего Севера, предусмотрены  альтернативные программы, в том  числе миграция внутри Крайнего Севера. Например, «Всероссийский центр уровня жизни» (ВЦУЖ) провел исследования и  рекомендовал некоторые населенные пункты Крайнего Севера, имеющие экономическую  базу, действующие промышленные объекты  и перспективу для социального  развития. Это, в частности, города Петрозаводск, Костамукша и Сортавала в Республике Карелия; г. Архангельск, Северодвинск и Мирный (Плесецкий район) в Архангельской области, центры нефтедобычи в Ханты-мансийском АО; населенные пункты в Сахалинской области и Камчатском крае и др. Вот туда то и могут переехать северяне.

 

 

 

    1. Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан

Отдельные категории граждан, обеспечивающиеся жильем за счет финансирования по ФЦП «Жилище», определяются на основании  решений Президента РФ и решений Правительства РФ. Запланированы следующие мероприятия:

  • обеспечение жильем федеральных государственных гражданских служащих: прокуроров и следователей, спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований МЧС России;
  • обеспечение жильем молодых ученых и других сотрудников Российской академии наук;
  • софинансирование мероприятий по приведению объектов г. Волгодонска Ростовской области в состояние, обеспечивающее безопасное проживание его жителей;
  • переселение граждан из аварийных домов, расположенных в зоне БАМа;
  • переселение граждан, проживающих в гг. Норильске и Дудинке, в районы с благоприятными климатическими условиями и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры г. Норильска.

На финансирование мероприятий  по обеспечению жильем отдельных  категорий граждан за счет средств  федерального бюджета в 2011 - 2015 годах  предусматривается 50,52 млрд. рублей. Их реализация позволит улучшить жилищные условия более 31,59 тыс. семей и  построить более  
1,7 млн. кв. метров жилья эконом-класса.

Проблемы  обеспечения жильем молодых ученых:

Российская наука стремительно стареет. В настоящее время количество исследователей в возрасте до 39 лет  составляет 13% от общего количества ученых, что вызывает справедливое беспокойство. С помощью ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»  планируется за четыре года привлечь еще один процент молодых ученых за счет строительства общежитий и проведения молодежных конкурсов и олимпиад. Других стимулов чиновники Министерство образования и науки придумать не смогли.

Более привлекательным выглядит программа по обеспечению жильем молодых ученых в рамках мероприятий  по обеспечению жильем отдельных  категорий граждан ФЦП «Жилище». Молодым ученым предоставляются  жилищные сертификаты по правилам, приведенным выше, при этом они  обязуются еще 5 лет проработать  в научном учреждении. Сбор сведений, координация и раздача сертификатов осуществляется Российской академией  наук (РАН) и ее отделениями - Дальневосточным, Сибирским и Уральским. Однако новые  требования к претендентам на участие  в программе и низкий уровень  организации в РАН ставят изрядные барьеры на пути к реализации прав молодых исследователей на жилище.

До 2011 года право на получение  жилищного сертификата имели  научные работники со стажем не менее 5 лет в возрасте до 35 лет (для кандидатов наук) и до 45 лет для докторов наук. В 2011 году возрастной ценз для докторов наук опустили до 40 лет и прибавили  пункт, по которому претендент должен являться нуждающимся в улучшении  жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса (ЖК) РФ.

Согласно статистическому  сборнику «НАУКА РОССИИ В ЦИФРАХ: 2011» докторов наук в системе РАН числится около 10 тысяч человек; по данным социальных исследований из них 3 процента составляют ученые в возрасте до 40 лет. В возрастной категории 40-50 лет их доля увеличивается до 12%, так что оставшиеся 300 человек с 2012 года получают редкий шанс на улучшение жилищных условий.

Нуждающимися в жилище признаются граждане, проживающие на площади менее нормы обеспеченности (~10 кв.м на человека). По статье 51 ЖК РФ для определения уровня обеспеченностью жилой площадью суммируется все жилые помещения, находящиеся в собственности или в соцнайме гражданина и его семьи, где бы эти помещения ни располагались. Проблема в том, что ученый в чем-то схож с гастарбайтером: он работает там, где его специальность востребована. Представьте себе астронома вне обсерватории, или физика-теоретика без синхрофазотрона, кому они нужны? А в родном поселке ученого центр научной мысли – сельскохозяйственный техникум и ларек Союзпечати. Не продавать же дом в призрачной надежде на сертификат?

Касательно других категорий  владельцев жилищных сертификатов были внесены изменения в Постановление  Правительства от 21 марта 2006 г. № 153, по которому жители Москвы и Санкт-Петербурга приобретали право на выбор жилища в Московской и Ленинградской  областях соответственно. Но для молодых ученых действуют правила, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. № 765, куда подобные изменения не вносились!

Еще одна проблема: сроки  реализации сертификатов. Документ выписывается в апреле, а на руки через все  отделения-комиссии попадает в сентябре-октябре. И до Нового года надо успеть подобрать  подходящую квартиру.

Вместе с тем, из выданных в 2011 году 218 сертификатов не реализован был только один. А вот средства на закупку и строительство жилья, выделенные по программе «Жилище», Академией наук не были освоены. Пришлось возвращать деньги в бюджет.

Не надеясь на способности  академических хозяйственников, Минрегионразвития  РФ приказом от 9 июля 2012 г. № 297 произвел дополнительный выпуск 1536 государственных  жилищных сертификатов (помимо 213, выданных в начале 2012 года) на приобретение жилья  для молодых ученых. Осталось посоветовать молодым деятелям науки настойчивей  требовать с нерасторопного руководства  решения жилищных проблем.

 

 

    1. Подпрограмма «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации»

Разработчиком и заказчиком этой подпрограммы является Министерство регионального развития РФ, которое  проводит последовательную политику по стимулированию регионов, где введены  соответствующие их требованиям  системы хозяйствования. На эти цели в 2011 - 2015 годах отводится средств  федерального бюджета - 21,07 млрд. рублей и планируется привлечь средств  бюджетов субъектов РФ и местных  бюджетов на такую же сумму.

В результате целенаправленных денежных вливаний, в лояльных Минрегионразвитию субъектах РФ будет развиваться массовое строительство жилья эконом-класса, а отсталые регионы пусть сами застраиваются, как хотят.

Впрочем, требования Минрегионразвития  не содержат каких-то особенных моментов и заключаются в четком планировании строительной деятельности и проведении политики стимулирования частной инициативы. Самое главное - должна быть разработана  региональная программа развития жилищного  строительства, предусматривающая:

  • введение упрощенного порядка предоставления земельных участков под малоэтажное жилищное строительство;
  • разработку документов территориального планирования;
  • комплексное развитие коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства;
  • развитие социальной инфраструктуры для строительства жилья эконом-класса;
  • стимулирование частной инициативы граждан в жилищном строительстве;
  • формирование условий для создания жилищных некоммерческих объединений граждан, в том числе жилищно-строительных кооперативов;
  • развитие местной строительной индустрии и промышленности строительных материалов;
  • реализацию проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства;
  • осуществление мероприятий по обеспечению жильем семей, имеющих право воспользоваться средствами материнского капитала в целях улучшения жилищных условий;
  • строительство жилья эконом-класса, в том числе малоэтажного, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности.

Субсидии в рамках данной подпрограммы могут быть использованы как на строительство и реконструкцию  жилых домов, объектов социальной инфраструктуры и предприятий строительной индустрии, так и на прокладку автомобильных  дорог в новых микрорайонах.

Минрегионразвития следует  своей стандартной схеме, испытанной на программе расселения аварийных  и ветхих домов. Но в отличие от той программы, вызвавшей повышение  социальной напряженности в ряде регионов, здесь побочным эффектом может быть разве что увеличение уровня бюрократизации органов местного самоуправления.

Странно другое. На жилищные сертификаты выдается свыше 170 млрд. рублей, а на жилищное строительство  всего 21,1 млрд., стимулируя, таким образом, закупку жилья в коммерческом секторе. Не выгодней было бы увеличить темпы возведения муниципального жилья с условием преимущественной покупки его на сертификаты, как это делается в Москве по программам содействия города в приобретения жилья? Тогда средства, выделенные по ФЦП «Жилище», просто как бы перекладывались из одного кармана в другой, не уходя на сторону.

 

 

 

    1. Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»

Данная подпрограмма должна была завершиться в 2010 году, но к  назначенному сроку не все работы были закончены. Из 315 пунктов осталось завершить 21 проект по строительству  и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры. Кроме того, во многих случаях устарела проектная документация, разработанная в 1984 - 1999 годах, что  увеличило стоимость работ и  сроки ее выполнения.

Чтобы было понятно, о чем  идет речь, приведу несколько примеров завершающихся строек:

  • продолжение главного коллектора канализации северной части г. Санкт-Петербурга от Финляндского моста до Кантемировской улицы;
  • техническое перевооружение станции аэрации, г. Орел;
  • строительство котельной в селе Усть Белая.

Поскольку в приложении к  паспорту подпрограммы приводится конкретный список строящихся объектов, останавливаться  на этом не буду, замечу лишь, что планируемый  результат: снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры с 60% в 2004 году до 50% по оценкам экспертов так  и не был достигнут, хотя работа проделана  огромная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ФЦП «ЖИЛИЩЕ»

Информация о работе Федеральная целевая программа "Жилище" и жилищные сертификаты