Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 21:30, дипломная работа
Цель данной работы заключается в раскрытии влияния традиций и ритуалов на жизнь человека и культуру, потому, что именно человеческое общество создало культуру, созидая опыт, накопленный им в прошествии многих лет.
Национальные праздники, традиции и обряды - это не просто способ, метод или прием, с помощью которого можно весело провести время, это культура и искусство, благодаря которым, и через которые, достигается гармоничная связь между прошлым, настоящим и будущим нашего народа, и наша задача - доказать, что эти традиции, обычаи, обряды и ритуалы играют немаловажную роль в нашей жизнедеятельности и непосредственно в нашем развитии.
ВВЕДЕНИЕ. ………………………………………………………………… 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАДИЦИЙ, ОБЫЧАЕВ, НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОБРЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. …………………………………………………………….. 6
§ 1. ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ, ОБЫЧАЕВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ. 6
§2. РОЛЬ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ. 11
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ, ОБЫЧАЕВ И ОБРЯДОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ. ……… 16
§1. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ, ОБРЯДОВ И ОБЫЧАЕВ И МЕТОДЫ ИХ ВНЕДРЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. 16
§2. ПРИОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ, ОБЫЧАЯМ И ОБРЯДАМ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………….. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ……………………………………………… 31
Почему мы должны хранить, чтить и соблюдать традиции и обычаи:
Сохранять традиции означает, в первую очередь, не забывать язык своих родителей и передать его своим детям. Сюда же нужно добавить сохранение религии, обычаи отмечать определенные праздники, да и просто перенимать у родителей все эти не всегда понятные "так у нас принято". Ну и, наконец, надо всегда помнить свои корни.
Продолжение традиций необходимо для продолжения существования нации, сословия, семьи, религиозной конфессии. Часто бывает, что как только принадлежность к определенной группе перестает быть ценным для человека, то он уже не заботится о сохранении традиций, а если будет выгодно от них отказаться, то он откажется, не задумавшись. Если так сделают все, то сохранять традиции будет уже некому, и от нации (или сословия) ничего не останется.
Далеко не каждая республика стремится сохранять свои традиции так, как это происходит в Дагестане. Мы почитаем многие национальные праздники, дошедшие до нас из глубокой древности, соблюдая все особенности старинных обычаев.
В Дагестане государственные средства массовой информации активно поощряют веру в народные исламские традиции. Сегодня мы можем посмотреть очень много полезных познавательных программ не телевидении, которые учат нас исламским традициям. Учат нас как нам нужно вести себя в разных жизненных ситуациях. Учат доброте, вниманию, уважению, бережливости, и просто добрым человеческим отношениям. Так же есть и радиовещания например Аль радио — ведущие Тамилла и Ахгюль освещют свою передачу «Традиции», которая способствует преемственности вековых традиций, которые молодое поколение не только сохранит, но и обогатит новыми произведениями художественного творчества. Они постоянно следят за культурными мероприятиями посвященные традициям нашего народа, которые проходят в нашей республике В своих передачах «Традиции» они рассказывают нам об удивительной республике Дагестан. Конечно, Дагестан населен множеством различных народностей, но они стараются постепенно знакомить нас хотя бы с некоторыми из них, их жизнью, укладом, привычками и традициями.
Регулярно при
поддержке Президента и Правительства
РД, с совместными усилиями всех
структурных подразделений Мини
Глава администрации города Махачкалы Саид Джапарович Амиров уделяет в своей рабочей программе огромное внимание и оказывает посильную поддержку детским творческим коллективам.
Ежегодно в
Дагестане проходит Международный
фестиваль фольклора и
Фестиваль «Горцы» открыл Президент РД. На гала-концерте Магомедсалам Магомедов обратился со словами приветствия к гостям и участникам фестиваля и сказал, что: «Народная культура, фольклор - важная часть духовного и нравственного наследия народа. И наш долг - сберечь это наследие и передать его следующим поколениям.
Фольклорные коллективы
нашей республики ежегодно принимают
участие в международных
Сегодня Северо-Кавказский регион, и Дагестан в том числе, позиционируется как «горячая точка». В российских СМИ доминируют лишь новости, связанные с актами насилия, террора. Но народы нашего региона, как и во всем мире, тяготеют к миру и созиданию, стремятся сохранить свои этнокультурные традиции. Фестиваль «Горцы» способен создать положительный имидж Дагестану. Он нужен как нашей республике, так и всей России, чтобы сберечь художественное наследие малочисленных народов, сохранить мир и стабильность в нашем регионе.
В Махачкале регулярно проходит радостное, яркое и самобытное явление – в галерее «Во-Арт» Дагестанского отделения Российского фонда культуры открыта Республиканская выставка этнокультуры декоративно-прикладного, изобразительного искусства «Традиция», организованная Министерством культуры Дагестана и Республиканским Домом народного творчества.
В Центральной городской библиотеке имени Расула Гамзатова регулярно проходят лекции, беседы, организуют показы документальных фильмов посвященных традициям и обычаям народов Дагестана. Совсем недавно, например, 27 апреля 20011 года, в библиотеке состоялась презентация книги Гаджихановой Разиты Гаджиевна «Дагестанский костюм». Основной целью презентации – патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодежи, сохранении и приумножение национального культурного наследия Республики Дагестан.
Культура, насчитывающая тысячи лет... Уникальные традиции, обряды, самобытная музыка, песни, танцы. Прикасаться ко всему этому уже радостно и волнительно, а быть своего рода сотворцом, вживаясь в старинный быт и уклад жизни своих пращуров, - великое счастье. Мы, дагестанцы, порой сами не ведаем, какой бесценный дар оставило нам наше далекое прошлое. Этот дар - наше нематериальное духовное наследие – традиции и обряды народов Дагестана.
Сегодня мы редко поем народные песни; танцы наши утратили былую стать, величавость и достоинство; не носим платья наших бабушек и прабабушек, не наряжаем детей в черкески и габалаи. Но тем не менее народная музыка, песни и танцы, национальный костюм - это тот бездонный источник, из которого будут черпать и черпать вдохновение художники, музыканты, певцы, хореографы.
В Дагестане
более 100 языков, из них около
30 коренных, удивительное многоцветье
красок и орнаментов
Сотни лет Дагестан был предметом интереса и восхищения. И сегодня возникает вопрос: что мы делаем для того, чтобы сберечь это наследие?
Картины милой старины далекой всегда загадочны, привлекательны. Это наша история и любить ее и беречь - наш святой долг и обязанность.
Республиканский Дом народного творчества около 70 лет осуществляет государственную политику в области народного творчества и фольклора. За эти годы взгляды государственных чиновников на проблемы этнокультуры менялись порой кардинально. Начиная с 1992 деятельность РДНТ прошла несколько этапов: от некоторого скептицизма и безразличия до понимания того, что народная культура едва ли не главное звено в оздоровлении духовно-нравственного климата общества.
И для этого привлекается самый действенный рычаг воздействия - СМИ. Это республиканские каналы ТВ, радио, газеты и журналы, в том числе и на 12 национальных языках. В 1996 г. распоряжением Председателя ГТРК «Дагестан» было создано совместное с Домом творчества творческое объединение «Наследие». С этого времени в эфир регулярно выходят телепередачи о фольклорных коллективах, народных праздниках, людях-хранителях культуры.
За эти годы собран уникальный видеоматериал, касающийся культуры и самодеятельного творчества всех народов Дагестана.3
Столица республики город Махачкала представляет Дагестан в миниатюре. Поэтому отчетные концерты творческих коллективов, районов всегда интересны горожанам. На выступления своих земляков обычно приходят семьями. Отчетные концерты становятся своеобразной школой преемственности живых традиций, где молодое поколение может прикоснуться к живым истокам своей национальной культуры, услышать родную речь, песню, музыку; увидеть народные танцы. И это важно сегодня: век инновационных технологий не предполагает места традициям, народной культуре
Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? Думается, что нет. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Народная культура в разных своих проявлениях - народное творчество и искусство, народный быт и уклад жизни, мифология и верования, целительство и предания, современная массовая любительская практика - стала объектом изучения разных научных дисциплин преимущественно гуманитарного профиля. Имеются в виду история и философия культуры, искусствоведение, фольклористика, этнография, филология, эстетика и др. Естественно, каждая научная дисциплина стремится сформировать свой предмет или круг интересов в данной области, и попытки совмещения и сведения этих позиций в некое целое методологически малопродуктивно.4
Актуальность проблемы:
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.
Культура в целом и национальная культура, в частности, являются органической частью культурного наследия человечества. Новый курс российской образовательной политики, направленный на демократизацию и гуманизацию процесса обучения и воспитания, учитывает особенности функционирования и развития различных культур. Взаимодействие людей в обществе, в многонациональных коллективах в особенности, связано с толерантностью человека к той или иной культуре, статусом культуры и сферой её распространения. Важной сферой распространения культуры является образование.
В ходе этой работы началось введение в учебные планы дисциплин культурологического цикла (истории культуры, культурологии, мировой художественной культуры, а также предметов по изучению национальной культуры в регионах) в качестве обязательных. Так в школах республики Дагестан введены предметы, дающие возможность изучать традиции и обычаи местных народов, знакомиться с богатством накопленного духовного опыта, такие как «Культура и традиции народов Дагестана», «Дагестанской литературы», «Истории Дагестана» и «География Дагестана».
Такой предмет как «Культура и традиции народов Дагестана» введен в школьную программу уже в начальных классах. Младшие школьники на уроках знакомятся с традициями и обычаями своего народа. Уроки им очень интересны, так как учителя творчески подходят к преподаванию этого предмета, используя разные дидактические формы: традиционные и инновационные. Учащиеся начальных классов знакомятся бытом, культурой своего народа. Им рассказывают о животном и растительном мире своего края, об адатах и обычаях, о национальных традиционных блюдах, о национальной одежде и украшениях, о ремесле дагестанского народа, о народных праздниках и гуляниях. Дети разучиваю народные песни на своих языках, читают стихи, играют. Такие уроки позволяют на близком, доступном детскому восприятию материале показать особенности национальной материальной и духовной культуры. Этот предмет очень сближает детей и родителей, потому что дети чаще задают родителям, бабушкам и дедушкам вопросы о своих обычаях и традициях. На таких уроках учащиеся понимают, что такое честь, мужество, адаты.
Ознакомление учащихся старших классов с богатой многонациональной культурой, народными традициями и обычаями дагестанцев проводится на уроках «Дагестанской литературы», «Родного языка», «Истории Дагестана» и «Географии Дагестана».
Важное значение в воспитании патриотизма имеет изучение истории родного края, культуры, языка, традиции и обычаев своего народа и своих предков. Учителя общеобразовательных школ, преподавателя средних и высших учебных заведений должны ознакомить учащихся и молодежи с многонациональной культурой Дагестана, с народными традициями и обычаями народов, этносов и воспитать у них уважительное отношение к другим национальностям.
На уроках
«Дагестанской литературы»