Формирование добрых традиций, как средство формирования добрых человеческих отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 21:30, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в раскрытии влияния традиций и ритуалов на жизнь человека и культуру, потому, что именно человеческое общество создало культуру, созидая опыт, накопленный им в прошествии многих лет.
Национальные праздники, традиции и обряды - это не просто способ, метод или прием, с помощью которого можно весело провести время, это культура и искусство, благодаря которым, и через которые, достигается гармоничная связь между прошлым, настоящим и будущим нашего народа, и наша задача - доказать, что эти традиции, обычаи, обряды и ритуалы играют немаловажную роль в нашей жизнедеятельности и непосредственно в нашем развитии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. ………………………………………………………………… 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАДИЦИЙ, ОБЫЧАЕВ, НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДОБРЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. …………………………………………………………….. 6
§ 1. ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ, ОБЫЧАЕВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ. 6
§2. РОЛЬ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ. 11
ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ, ОБЫЧАЕВ И ОБРЯДОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ. ……… 16
§1. ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ, ОБРЯДОВ И ОБЫЧАЕВ И МЕТОДЫ ИХ ВНЕДРЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. 16
§2. ПРИОБЩЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНЫМ ТРАДИЦИЯМ, ОБЫЧАЯМ И ОБРЯДАМ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ШКОЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ И ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………….. 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ……………………………………………… 31

Вложенные файлы: 1 файл

вся работа.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Но такой  большой объем информации невозможно охватить только школьными уроками, поэтому в школах проводиться и огромная внеклассная работа: классные часы, экскурсии, КВН, конкурсы, беседы, диспуты.

Большой воспитательный эффект дают экскурсии, проводимые с  целью ознакомления и изучения истории родного края (района, города). Изучение истории и природа родного края, его исторического прошлого укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Изучение родного края должно занимать важное место в системе внеклассной воспитательной работы. С этой целью проводятся во внеурочное время экскурсии в природу, походы по родному краю, создаются уголки природы в школе, открываются кружки "Юный натуралист», "Зеленая тропа», «Юный эколог».

Такие формы  внеклассной работы развивают у  школьников чувства любви, привязанности к родным местам, расширяют и углубляют их знания о природе родного края, ресурсах и растительном мире своего региона, воспитывают бережное и ответственное отношение к природе.

Большую роль в  системе воспитательной деятельности общеобразовательной школы, направленной на формирование патриотических чувств и патриотического сознания играют школьные музеи.

В последние  годы широкое распространение получили историко-краеведческие, этнографические  школьные музеи, знакомящие школьников с историей родного края.

В Республике Дагестан имеется благоприятные условия  для изучения истории своего народа. Многонациональный Дагестан имеет  свою неповторимую и богатейшую историю. И поэтому на этой благодатной  почве выросло большое количество школьных музеев, которые занимаются изучением истории родного края и жизни выдающихся людей. Многие дагестанские школы имеют краеведческие музеи, которые накопили значительное количество материалов и документов, позволяющих создать у учащихся правильное представление об истории родного края, о жизни своих предков, о культуре и традициях своего народа.

По данным Министерства образования Республики Дагестан в  городских и сельских школах функционируют  более 900 школьных музеев, уголков, посвященных  истории родного края, событиям гражданской, Великой Отечественной войн, трудовым традициям, культуре дагестанских народов.

Помимо школьных музеев в Дагестане работают «Республиканский музей изобразительных искусств»), Махачкала, (»Музей истории и архитектуры») Махачкала, знаменитая Дербентская крепость, «Нарын-Кала», краеведческий музей (г. Буйнакск), Шамилевская крепость, музей (Гуниб) и другие музеи »Боевой славы».

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными  благами. Традиции — хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции, может встать под сомнение само существование народа.

Так, приобщая детей  к истокам Дагестанской  народной культуры, мы развиваем у учащихся национальное самосознание, а значит и уважение к своему народу, его традициям, обычаям, прививаем любовь к родной природе, уважение к людям труда, воспитываем добрые отношения в общении с другими детьми и взрослыми. Кроме этого мы формируем эмоционально окрашенные чувства причастности воспитанников к духовному наследию прошлого, устойчивый интерес к народному искусству, способствуем лучшему пониманию ценностей родного языка, развиваем самостоятельность, инициативу и творческие способности у детей в самостоятельной и художественно–творческой деятельности.

 

Заключение.

 

Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение  народных песен для одних детей  будет просто концертом, а для  других, прикоснувшихся к культуре своих предков – естественной частичкой бытия.

Много нас живет  на родной земле. И все мы такие разные. Много разных народов на земле и в нашей стране.

У каждого –  свои обычаи, песни, сказки, предания. И  очень важно ценить и понимать других людей. Важно ценить все народы Земли вместе со своими.

В народной педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Пособием для воспитания является вся жизнь с ее трудовыми буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями, сказками.

Педагогический опыт людей закреплен в различных обрядах, связанных с новорожденным, с первыми шагами младенца, с его приобщением к интересам семьи. Можно говорить и о педагогической направленности общения, искусства, народного творчества, традициях гостеприимства и русского застолья, уважения старших – все это народная память, связывающая прошлое и настоящее с будущим.

Календарные обряды начали складываться за много тысячелетий  до принятия христианства. Те обряды, которые  дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полной утраты и забвения. Мы – потомки и духовные наследники людей, заложившие их основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим детям.

Действенность и эффективность традиций, обычаев и обрядов в передаче опыта не требует особых доказательств. История это подтвердила, и люди их испытали вдоволь. Также неоспоримо и то, что и будущее немыслимо без них. Челок не может жить без определенных правил и нор поведения, которые составляют часть культуры того или иного народа. Исчезает культура – погибает народ. А это пока невозможно, потому что развитие человечества направленно на его физический, духовный и интеллектуальный расцвет, на прогресс. (см.3 стр. 74)

Традиции отличаются большим динамизмом, так как быстро реагируют на требования современной жизни. Ориентируют поведение ребёнка не только в утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают неожиданно, отличаются от тех ситуаций, которые были в его опыте. Семейные традиции выступают основным средством трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления её связей с объектами, которые включены в сферу её жизнедеятельности. Семейные традиции многофункциональны, эмоционально насыщенны, поэтому на их фоне развитие ребёнка идёт более успешно. В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность её членов. В основе традиции всегда лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи, обеспечивает рост взаимопонимания между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания.

В кругу семьи ребенок приобщается к социальному опыту, получает информацию, необходимую каждому человеку для активной и самостоятельной деятельности; закладываются моральные ценности, столь нужные в жизни - необходимые для любого, особенно в наши дни.

Традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зёрна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше, и сделать их достоянием подрастающего поколения. Семейные традиции играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности.

Высокая роль российской семьи в воспитании современного человека закреплена в статье 38 Конституции РФ. А поскольку мы одновременно являемся и дагестанцами, то в статье 56 Конституции РД также закреплена эта роль. Наше государство взаимодействует с семьей. В цивилизованном обществе оно базируется на общности их интересов и общественных целей. И мы стремимся к этому. Историческая практика показывает, что важнейшей целью государства и семьи является формирование новой личности. Семья призвана обеспечить развитие детей как личностей демократического типа, любящих труд, отзывчивых, гуманных, патриотов-интернационалистов в самом широком и хорошем смысле этого слова

Хотя каждый дагестанский народ имеет свои обычаи и традиции, но вместе они составляют общее наследие. Возродить его - насущная задача времени. Почему это необходимо сделать, вряд ли надо доказывать. Обычаи, сохранившиеся в сфере быта, морали, гражданской обрядности, проповедуют честность и справедливость, простоту и скромность, трудолюбие и прямодушие, откровенность и сыновний долг, оказание помощи человеку, дружбу и т. п. Адат регламентирует поведение человека, служит средством приобщения его к высокой культуре, овладения производственными навыками, пропаганды и отправления религиозных и гражданских праздников.

Слово «человек»  у дагестанцев составляет корень таких нравственных понятии как «гуманность», «порядочность», «человечность». Этим самым народ как бы заложил стержневую основу воспитания, гордое имя «человек» сделал ключом воспитательного процесса. Очень удачно выразил методику такого воспитания народный поэт Дагестана Расул Гамзатов: Горец клянется: «Человеком родился - человеком умру!»; Хвала горца: «Таких людей больше нет. Он был человеком»; Проклятие горцев: «Пусть не будет в вашем роду ни человека, ни коня»; Осуждение горцев: «Не тратьте на него слова. Он же не человек»; Правило горцев: «Продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека»; Пожелание горцев: «Стань человеком». (см. 5 стр. 98)

«Будь человеком!» - такое короткое, но весьма емкое  требование выдвигают перед ребенком, как только он начинает понимать. Под  словом «человек» горцы подразумевают  образцового носителя

Это представление  человека гор о чести, о человеческом призвании, об обязанностях перед отцом и матерью, родом, аулом, народом. В народной педагогике существует целый комплекс правил добропорядочности человека, сформирован статус порядочной личности, семьи, рода, джамаата, народа. Это должен постичь каждый независимо от пола и социального положения в обществе. Игнорирование человеком хотя бы одного из этих правил влечет за собой потерю уважения к нему как личности.

 

Список литературы.

 

 

  1. Абакарова Р.К. « Технология формирования добрых человеческих отношений». – М., 2010. – 514 с.
  2. Суханов И.З. «Обычаи, традиции и преемственность поколений». – М., 1976. – 216 с.
  3. Магомедов А.М. «Тенденции и перспективы повышения эффективности воспитания средствами дагестанской этнопедагогической культуры» вестник Дагестан научного центра. -2004 №3 стр. 70-77
  4. Абакарова Р.К. Теория и практика формирования добрых человеческих отношений. Монографическое исследование. – Москва, 2008.
  5. Сухомлинский В.А. «Мудрость родительской любви». –М., 1988
  6. Магомедов Р.М. «Обычаи и традиции народов Дагестана» - Махачкала. Дагкнигоиздат., 1992 – 144 с.
  7. Абдулов Е. Северный Кавказ в моей жизни. – Пятигорск – 2005
  8. Авшалумов Х. Встречи у родника. – Махачкала, 2008
  9. Куприянова Б.К. «Современное воспитание в зеркале народных традиций». – «Воспитательная работа в школе» - 2004 №6 с 81 – 84
  10. Г.М. Шипицына «Семейное воспитание: идеалы и традиции «малых» народов». Педагогика №4 – 2008 с 44-50
  11. Словарь «Иностранных слов и выражений» изд. «Олимп», 1998 с.606
  12. Абакарова Р.К. Принципы и методы формирования добрых человеческих отношений между учащимся сельской многонациональной школы. – Пятигорск, 1994

 

 

  1. Абакарова Р.К. Социально-педагогические условия формирования добрых человеческих отношений между учащимися сельской многонациональной школы: Диагностика и методические советы. – Алма-Ата, Изд-во обл. ИУУ, 1992
  2. Абакарова Р.К Формирование добрых человеческих отношений между учащимися сельской многонациональной общеобразовательной школы. //Комплексное исследование проблем НОТ в системе просвещения. – Пятигорск, 1991.
  3. Абакарова Р.К. Интернационализм и формирование добрых человеческих отношений между учащимися.// Тезисы I Международного конгресса «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру». – Пятигорск, 2006
  4. Магомедова А.М. Эстетическое воспитание учащихся на народных традициях//Нач. школа, 2001. № 7. С.38-41.
  5. Магомедова З.М.  Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство  нравственного воспитания. – Махачкала, 2005. – 56с.
  6. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. -М., 1993.
  7. Хабибулина И.З. Положительные стимулы раннего пробуждения национального самосознания у школьников. Автореферат канд. пед. наук. Екатеринбург, 2004. - 23 с
  8. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. М., 2002.
  9. Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана (программа для VIII-IX классов). Махачкала, 1992
  10. Гамзатов Р. Душа народа /В кн.: Антология дагестанской поэзии. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1980
  11. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана: содержание, формы и методы воспитания. Махачкала: Учпедгиз, 2001. - С. 123.

 

 

  1. Гаджимурадова З.М. Особенности этнического самосознания молодежи Дагестана (на материале изучения аварской и кумыкской молодежи). Дисс.канд.пед.наук. - М., 1998. - С. 44-60.
  2. М.М. Байрамбеков, зав. сектором культуры и искусства народов Дагестана НИИ педагогики Статья «В Дагестане детей воспитывают на традициях»  Источник: «Народы Дагестана» 2010
  3. Багаутдин Ахмедов Статья «Патриотическое воспитание молодежи на традициях дагестанского народа» Источник: Журнал «Народы Дагестана» 2009

 

 

1 Волков Геннадий Никандрович (31 октября 1927, Большие Яльчики, Чувашская АССР — 27 декабря 2010) — профессор, доктор педагогических наук, писатель-прозаик, основатель этнопедагогики.

Информация о работе Формирование добрых традиций, как средство формирования добрых человеческих отношений