Формирование и изменение организационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 13:58, реферат

Краткое описание

Целью исследования данной темы является изучение организационной культуры в организации. Задача цели – помочь людям более продуктивно исполнять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение.

Содержание

Введение 3
1 Формирование и изменение организационной культуры 5
2 Этапы формирования организационной культуры 5
3 Порядок изменения организационной культуры 7
Заключение 13
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат 2013.docx

— 30.27 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1 Формирование и изменение организационной культуры 5

2 Этапы формирования организационной культуры 5

3 Порядок изменения организационной культуры 7

Заключение13

Список использованной литературы 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждая организация стоит перед необходимостью формирования собственного облика - определения своих целей и ценностей, стратегии качества производимой продукции и оказываемых услуг, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержания высокой репутации фирмы в деловом мире. Все это, именуемое организационной культурой, является задачей, без решения которой нельзя добиться эффективной работы компании.

Данная курсовая работа посвящена  актуальной для современной организации  теме - организационная культура. Вопрос организационной культуры в компаниях  на сегодняшний день актуален и его  актуальность будет расти по мере продвижения российских компаний на мировом рынке.  
Организация функционирует и развивается, как сложный организм.

Постоянно подвергаясь влиянию со стороны внешней среды приспосабливаясь к изменениям, современная организация должна иметь способность формировать и накапливать потенциал, который может обеспечить не только своевременную и адекватную реакцию на воздействия внешней среды, но и даст возможность активно изменять окружающую действительность, эффективно управлять функционированием и развитием многочисленных элементов и подсистем организации. Этот "жизненный" потенциал деятельности организации обеспечивает организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними, какие принципы и методы выполнения работ используются в деятельности организации. Это обуславливает не только различие между организациями, но и определяет успех ее функционирования и выживания в конкурентной борьбе. В любой организации существует диалог между людьми, носителями организационной культуры, с одной стороны, и культуры, оказывающей влияние на поведение человека, с другой.

Степень разработанности  проблемы курсовой работы на тему «Организационная культура» была исследована с  помощью написанных в последние годы учебников и учебных пособий белорусских и зарубежных авторов, а также исследовательских работ известных ученых, таких как Короткова Э. М. « Организационное поведение», Смирнов Э. А. «Основы теории организации», Зайцев Л. Г., Соколова М. И. «Организационное поведение» и так деле. Из этого списка особенно хотелось бы выделить книгу К.С. Камерона и Р.Э. Куинна «Диагностика и изменение организационной культуры». Задачей этой книги является привлечение внимания управляющих и ученых к вспомогательным средствам, позволяющим лучше справляться с совершенствованием организационной культуры, для улучшения показателей деятельности организации. Комплекс этой литературы позволяет исследовать тему курсовой работы « Организационная культура» полностью.

Целью исследования данной темы является изучение организационной культуры в организации. Задача цели – помочь людям более продуктивно исполнять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение. 

 

 Формирование и изменение  организационной культуры

 Этапы формирования  организационной культуры

Для формирования организационной  культуры, которая поддерживала бы стратегию развития организации, руководство  должно предпринять ряд шагов. Можно  выделить следующие основные этапы  работы по формированию эффективной  организационной культуры.

1. Выбор миссии организации,  определение стратегии, основных  целей и ценностей (приоритетов,  принципов, подходов, норм и желательных  образцов поведения).

2. Изучение сложившейся  организационной культуры. Определение  степени соответствия сложившейся  оргкультуры выработанной руководством  стратегии развития организации,  выявление позитивных и негативных  ценностей.

3. Разработка организационных  мероприятий, направленных на  формирование, развитие или закрепление  желательных ценностей и образцов  поведения.

4. Целенаправленные воздействия  на организационную культуру  с целью изжить негативные  ценности и развить установки,  способствующие реализации разработанной  стратегии.

5. Оценка успешности воздействий  на организационную культуру  и внесение необходимых коррективов.

Управление организационной  культурой призвано повысить отдачу от персонала, создать условия для  самомотивации сотрудников в  рамках принятых в организации норм и правил поведения. Организационная  культура призвана не только содействовать  повышению производительности и  качества труда отдельных сотрудников, но и поддерживать миссию и стратегию  организации. Фактически речь идёт о  формировании эффективной для данной организации в условиях сегодняшнего и завтрашнего дня организационной  культуры, которая не может быть неизменной, поскольку изменение внешних условий требует постоянного её развития. Эта работа направляется высшим руководством и требует глубокого понимания не только экономики и стратегического менеджмента фирмы, но и тонких механизмов управления персоналом (что ещё раз подтверждает необходимость вхождения руководителя отдела управления персоналом в состав высшего руководства организации). В частности, необходимо постоянно отслеживать изменения в культурных ценностях общества и в ценностных приоритетах работников организации.

Для того чтобы в соответствии с требованиями стратегии фирмы  изменять и развивать организационную  культуру, её надо глубоко изучить. Прежде, чем вносить какие-либо изменения, необходимо ответить на два вопроса:

1. Что из себя представляет  сегодняшняя организационная культура?

2. Какой должна быть  организационная культура, чтобы  поддерживать выбранную руководством  стратегию организации? Иными  словами: какова должна быть  эффективная организационная культура?

Выяснив желательное (идеальное) состояние организационной культуры и определив её сегодняшнее (фактическое) состояние, можно принять решение  о тех действиях, которые позволят перейти из сегодняшнего состояния  в желательное.

Изучать культуру можно разными  способами, среди которых:

- интервью;

- анкетирование;

- изучение устного фольклора;

- изучение документов;

- изучение сложившихся в организации правил, традиций, церемоний и ритуалов;

- изучение сложившейся практики управления персоналом, прежде всего, стиля управления.

В настоящее время разработаны  различные методы, которые позволят руководителям формировать и  поддерживать культуру предприятия, необходимую  для успеха стратегии развития организации. Для разных стран и отраслей эффективной  является разная организационная культура, так что не может быть единой оптимальной  культуры предприятий, которую остаётся лишь сформировать в каждой организации  в той или иной стране.

После выяснения того, каким  требованиям должна отвечать культура данной организации в условиях конкретной стратегии развития, руководство, прежде всего, определяет, каким должна быть философия практики управления. Исходя из философии управления, руководители предприятия намечают конкретные методы формирования эффективной организационной  культуры. В принципе, руководство  предприятия может воздействовать на развитие культуры двумя способами. Первый способ представляет собой оценку культуры и перспектив её развития сверху с расчётом на то, что это  вызовет энтузиазм и поддержку  у большинства членов организации. Данный способ предполагает наличие  искренних личных обязательств руководителя по отношению к ценностям, в которые  он верит. Применение второго способа  начинается снизу: менеджеры должны отслеживать во всей организации, какие  ценностные установки существуют в  каждом подразделении, стараясь при  этом шаг за шагом воздействовать в необходимом направлении на культуру организации.

 Порядок изменения  организационной культуры

Существует ряд нездоровых культурных характеристик, которые  способны подорвать эффективность  функционирования организации. Одной  из таких организационных черт является политизированная внутренняя среда, позволяющая  влиятельным менеджерам сопротивляться необходимым переменам. В культурах, где доминирует политика, многие вопросы  решаются на основе шумной поддержки  или сопротивления со стороны  влиятельных должностных лиц, личной поддержки ключевого руководителя или противоборства между индивидами и отделами, лично заинтересованными в определенном исходе. То, что полезно для компании, отходит на второй план, после личного интереса.

Другая нездоровая черта, способная вывести из строя компанию, которая внезапно столкнулась с  быстро меняющимися хозяйственными условиями, - это враждебность к переменам  и людям, которые на них настаивают. Должностные лица, которые не ценят  менеджеров и работников, проявляющих  инициативу и выдвигающих идеи, служат тормозом на пути экспериментирования  и попыток улучшить существующее положение. Уход от риска и волнений становится более важным для успешной карьеры, чем предприимчивость и  новаторский подход. Эта черта  распространена в компаниях с  многоступенчатой иерархической структурой, которые добились значительных успехов  на рынке и вдруг столкнулись  с быстрыми переменами (бюрократизация организаций, которые противились  нововведениям, теперь они пытаются вернуть культурный подход, который  помог им добиться успеха).

Еще одна нездоровая черта  культуры организации, действующей  в условиях быстроменяющейся окружающей среды, состоит в том, что предпочтение отдается менеджерам, которые разбираются  в структурах, системах, бюджете  и контроле лучше, чем в стратегиях, озарениях, вдохновенных идеях и  формировании культуры. Хотя такие  менеджеры способны удачно решать внутренние организационные вопросы, когда  их выдвигают на высокие посты, компания может испытать нехватку предприимчивых лидеров, необходимых для решения  новых стратегических задач, что, в  конечном счете, может отрицательно отразиться на долговременных результатах.

Организационная культура может  стать источником сопротивления  переменам в силу устойчивого  стремления членов организации следовать  усвоенным нормам и ценностям, присущим данной культуре. Так же как отношения  между разными ролями приводит к  ряду стабильно действующих ожиданий, формирующихся у людей, так и ценности и нормы заставляют людей вести себя предсказуемо. Если организационные перемены идут вразрез с ценностями и нормами, которые принято считать незыблемыми, и заставляют людей по-новому делать то, к чему они привыкли, то это вызывает отторжение и сопротивление.

Кроме формально установленных  в организации, могут действовать  неформальные нормы, которые образуются в результате длительного функционирования группы, и которые члены данной группы считают правильными для  ведения дел в данной организации  и взаимоотношений между собой. Изменения могут «сломать» отношения  между задачами и ролями, исполняемыми в группе, в результате нормативная  структура в группе перестает  работать, и работники дезориентируются, им приходиться выстраивать новую  систему ожиданий и отношений, что  сопровождается неприятными для  них ощущениями.

На развитие организации  влияет групповая сплочённость, а  также направленность групповых  норм и ценностей. Некоторый уровень  групповой сплочённости способствует более высоким групповым показателям, слишком сильная сплочённость в  сочетании с неподходящей для  развития организации направленностью  ценностей и норм фактически снижает  эти показатели, поскольку она  подавляет возможности группы меняться и приспосабливаться. Слишком сплочённая группа может противиться попыткам осуществить изменения в организации.

Ориентация организации  на безусловное следование долгу  или на свободу морального выбора определяет ориентацию работников на внешние регуляторы или на внутренние. Ориентация поведения работников на внешние регуляторы (правила поведения, Устав организации и т.п.) позволяет  упорядочить деятельность организации, в то время как ориентация на внутренние регуляторы (неформальные нормы, ценности и т.п.) является основой инноваций, развития.

Сразу же хочется отметить, что однозначных рецептов изменения  организационной культуры не существует. Одни методики могут давать прекрасные результаты в одной компании и  привести к плачевному состоянию  в другой. Для того чтобы понять, какие факторы являются определяющими  при изменении организационной  культуры, обратимся к опыту крупнейших корпораций, которые инициировали и  успешно провели изменения в  организационной культуре.

Компетентное лидерство  является важнейшим фактором успеха изменения организационной культуры. Причем, для того чтобы добиться успеха, мало быть хорошим менеджером, нужно обладать лидерскими навыками. Нужно уметь стратегически мыслить, видеть новые перспективы и возможности  для развития, уметь вести за собой  людей и достигать необходимых  результатов.

Перед тем как проводить  изменения в организационной  культуре, нужно четко понимать, для чего и что именно вы хотите изменить. Люди не будут меняться или  учиться чему-то новому, если для  этого не будет серьезных причин, поэтому изменения в корпоративной  культуре не стоит предпринимать, если это не способствует решению каких-либо серьезных проблем, стоящих перед  организацией. Преобразования должны быть направлены на устранение конкретных проблем.

Информация о работе Формирование и изменение организационной культуры