Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 22:26, контрольная работа
В процессе предметно преобразовательной деятельности современного общества можно выделить несколько этапов: планирование, проектирование, производство, сбыт произведенной продукции или же услуги Войцеховский С.Н. О понятии и систематике социальных технологий // Социальные технологии и современное общество: Сб. науч. трудов. вып. 4.: СПб, 2006. - 24 с. В настоящее время много говорят о проектировании именно в социальной сфере, используя термин, который еще, вероятно, не успел себя дискредитировать. Термин «проект» устойчиво внедрился в современный лексикон социальных работников, как неотъемлемая часть социальной работы, хотя в русском языке «проект» означает замысел, план сооружения или устройства, предварительные текст того или иного документа, прототип какого либо объекта.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал в г. НАРО–ФОМИНСКЕ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Теория и методика социальной работы»
на тему: «Формы и методы социальной работы с детьми и подростками
девиантного поведения»
Выполнил: студент 1 курса
заочного отделения
специальность «Экономика»
Проверил:
г. Наро – Фоминск
ВВЕДЕНИЕ
В процессе предметно преобразовательной
деятельности современного общества можно
выделить несколько этапов: планирование,
проектирование, производство, сбыт произведенной
продукции или же услуги Войцеховский
С.Н. О понятии и систематике социальных
технологий // Социальные технологии и
современное общество: Сб. науч. трудов.
вып. 4.: СПб, 2006. - 24 с. В настоящее время
много говорят о проектировании именно
в социальной сфере, используя термин,
который еще, вероятно, не успел себя дискредитировать.
Термин «проект» устойчиво внедрился
в современный лексикон социальных работников,
как неотъемлемая часть социальной работы,
хотя в русском языке «проект» означает
замысел, план сооружения или устройства,
предварительные текст того или иного
документа, прототип какого либо объекта.
Виртуальная энциклопедия, значение слова
«проект». -http://ru.wikipedia.org/wiki/
Социальное проектирование - термин, который в России стал употребляться относительно недавно - с 70-80-х годов прошлого века. Хотя, как отмечает автор одной из ранних работ по методологии социального проектирования, В.М. Розин, первую попытку разработки глобального социального проекта осуществил еще Платон, разработав учение об идеальном государстве. Розин В.М. Мышление в контексте современности // Общественные науки и современность, № 5, 2001. - 56-61 с
В отечественной социологии первые идеи о социальном проектировании были высказаны в работах И.И.Ляхова, В.Н. Дубровского, А.Г. Раппопорта, В.М. Разина, Б.В. Сазонова, Г.П. Щедровицкого и О.И. Генисаретского. Теоретические основы социального проектирования были проанализированы в работах Н.А. Аитова, Г.А. Антонюка, Н.И. Лапина, А.И Пригожина, Ж.Т. Тощенко, Н.Г. Харитонова, а также в исследованиях Т.М. Дридзе, Ю.А. Крючкова, О.Н. Яницкого и др.
В 2001 году Курбатов В.И. дал определение социальному проектированию, которое и по сей день остается актуальным. И так, социальное проектирование - это процесс конструирования системы социальных действий, направленных на преодоление существующих социальных проблем, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 216 с
Очевидно, что, современная Россия находится в процессе быстро текущих перемен во всех областях общественной жизни. Среди характерных черт модернизационных изменений следует выделить, прежде всего, формирование единого социокультурного пространства на основе унификации экономической, политической и культурной жизни, унификации сознания. Постоянно совершенствующиеся средства массовой коммуникации создают новые общественные реалии. Индивид в этих условиях все более утрачивает самобытность, становясь участником культурного глобального обмена, беспрепятственно заимствует доминирующие модели образа жизни и стереотипы поведения, внедряемые из любого рода субкультуры. Евланникова Г.Е. Политическая реформация современного Российского общества в контексте культуры // Социальные технологии и современное общество: Сб. науч. трудов. вып. 2. - СПб.: 2005, С. - 124-125 Данный аспект необходимо учитывать при социальном проектировании.
Социально-экономические и общественно-политические
процессы, которые происходят в настоящее
время в России, привели к серьезным изменениям
и в общественных институтах воспитания.
В настоящее время институт брака пришел
в упадок, большинство родителей занято
вопросом материального обеспечения детей,
а не их воспитанием, множество школ в
стране отказались от внеклассной воспитательной
работы. Социальное проектирование как
форма работы школьного пионерского объединения.
- http://pedsovet.su/load/247-1-
Все это дает основания
для проявления особого
Гипотеза исследования - реализация социальных проектов, направленных на подростков определенной категории позволяет реализовать как комплексный, так и индивидуальный подход и является эффективной технологией при работе с подростками с девиантным поведением, а так же с подростками, имеющими склонность к формированию девиантного поведению, находящимися в группе риска.
Объектом данной работы является социальное проектирование, как технология социальной работы.
Предмет работы -- возможности применения социального проектирования в работе с детьми с девиантным поведением.
Цель - выявить основные формы оценки эффективности социального проектирования, как метода работы с детьми с девиантным поведением.
В связи с поставленной целью, мы выделили следующие задачи:
· Рассмотреть теоретические исследования девиантного поведения подростков;
· Проанализировать современные технологии социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением;
· Исследовать социальное проектирование, как технологию социальной работы;
· Разработать и реализовать социальный проект «Профилактика социального сиротства в «группе риска» безнадзорные дети»;
· Выявить основные формы оценки эффективности реализации социального проекта на примере результатов проекта «Профилактика социального сиротства в «группе риска» безнадзорные дети»;
· Провести экспертную оценку эффективности социального проектирования (экспертное интервью);
Но прежде чем говорить об эффективности социального проектирования, необходимо получить достаточно информации об объекте потенциального воздействия и о методе предполагаемой работы.
Вопросы социальных девиаций подростков изучены в работах Алтуниной И.Р., Бродской С.Л., Менделевича В.Д., Гилинского Я. И., Райгородского Д.Я. и многих других современных и классических научных деятелей.
В работе использованы следующие методы: анализ и обобщение литературы для выявления современных подходов к социальному проектированию, систематизация для сбора информации о технологиях социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением, разработка и реализация социального проекта для выявления проблем в реализации и оценке эффективности социального проектирования, проведение экспертного интервью для получения компетентной оценки социального проектирования, его недостатков, достоинств и оценки эффективности.
Научная новизна работы состоит в обобщении подходов к понятию социальной проектирование и технологий социальной работы с подростками с девиантным поведением. Практическая значимость заключается в выявлении основных проблем оценки эффективности социального проектирования как технологии работы с подростками с отклоняющимся поведением
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО
В настоящее время в России актуализировалась проблема девиантного поведения подростков Социология семьи. Учебник / Под ред. Проф.А.И.Антонова. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 12 с. Это распространенный феномен, сопровождающий личность в процессе, как социализации, так и в зрелости. Этот феномен возрастает на протяжении подросткового периода и снижается после восемнадцати лет. В современных условиях, когда возрастает роль личности и анализа факторов ее становления, большое значение приобретает изучение девиантного поведения в контексте вторичной профилактики, то есть профилактики девиантного поведения подростков групп риска. Процессы разрушения родительской семьи, сопровождающиеся изменениями традиционных отношений к воспитанию несовершеннолетних, противоречия между личными стремлениями подростка и сужение их границ институтами социализации, противоречия между духовными и материальными потребностями подростков и реальными возможностями их удовлетворения Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. - М.: Трикста, 2005 - 3 с. Все эти факторы и создают условия для развития поведенческой девиации подростков и позволяют внести их специалистами в группы риска.
На данный момент намного проще осуществлять профилактику девиантного поведения, но бывают случи, когда подросток проигнорировал информацию о рисках подверженности девиантному поведению, или же родители не сумели в полной мере привить ребенку ценностные ориентиры, а педагог не сумел вовремя распознать признаки формирующегося девиантного поведения. В этом случае в процесс профилактики и коррекции поведения несовершеннолетнего необходимо вступить социальной службе. При работе с подростками с девиантным поведением или же находящимися в группе риска, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждой личности, по тому, как неверно истолкованное действие специалиста подросток может принять за акт агрессии, попытки его изменить, что незамедлительно приведет к обратному эффекту - агрессии, отрицанию, замкнутости, абстиненции. Среди технологий социальной работы имеются методы, направленные конкретно на подростков с девиантным поведением, их и стоит придерживаться, столкнувшись с данной проблемой.
К социальным технологиям работы с детьми и подростками с девиантным поведением относится и такая технология, как социальное проектирование.
Социальное проектирование является интеграционным медом работы и применяется практически во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в социальной работе с гражданами из различных категорий клиентов.
Социальное проектирование -- это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования социальных качеств и свойств, являющихся значимой социальной потребностью. Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением того социально нового, что характеризует тенденции социального развития. В соответствии с этим социальное проектирование связано с инновационной деятельностью и внедрением социальных инноваций Ассоциация начинающих преподавателей // Применение современных методов проектирования в образовательном процессе. - Петрозаводск, - 2008 - 5 с.
Далее подробнее рассмотрим аспекты применения социального проектирования, как технологии работы с детьми с девиантным поведением. Для этого нам необходимо узнать, что включает в себя такое понятие, как девиация, как с этим феноменом работают специалисты и насколько эффективна их деятельность на данном этапе развития и внедрения социального проектирования в социальную работу.
1.1 Девиантное поведение детей и подростков
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой.
Норма - это эталон поведения,
следования личности принятым в данном
сообществе в данное время нравственным
требованиям Менделевич В.Д. Психология
девиантного поведения. Учеб. Пособие.
- М.: Речь, 2005 - 5с. То есть социальную норму
можно определить как совокупность требований
и ожиданий, которую предъявляет социальная
общность к своим членам с целью регуляции
отношений. Под девиантным или отклоняющимся
поведением, как его еще называют, подразумевают
некое проблемное поведение, не соответствующее
норме. Семейный доктор О.И. Гетьман определяет
девиантное поведение как систему поступков
или отдельные поступки, противоречащие
принятым в обществе правовым или нравственным
нормам ЕвроЛаб. Медицинский портал.- http://www.eurolab.ua/balance-
Девиантное поведение можно подразделить на две большие группы:
· Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее явную или скрытую психопатологию (биологически обусловленное девиантное поведение);
· Асоциальное поведение, нарушающее социально-культурные нормы, принятые в конкретном обществе (социально обусловленное девиантное поведение) Бродская С.Л. Возрастная психология в вопросах и ответах: Учеб. Пособие.- М.: КНОРУС, 2006. - 53 с.
В нашей работе нас интересует вторая группа поведенческих отклонений, т.е. социально обусловленное девиантное поведение в подростковом возрасте. В течение жизни подростка происходит расширение диапазона социальных ролей: сына, друга, ученика, помощника и т.д. Однако освоение некоторых из этих ролей происходит с трудом, что может привести, в том числе и к нарушению поведения.
Первым значительным социологическим исследованием, затрагивающим проблему девиантности, следует считать «Самоубийство» Э. Дюркгейма. Каждый человек, по мнению Дюркгейма, представляет собой «бездну желаний». Сдерживать эти желания, и регулировать их направленность может только общество, ведь инстинктивных регуляторов у человека нет. Именно общество создает представления о норме и девиантности, которые размываются в состоянии аномии. Аномия - это такое состояние общества, когда прежняя система регулирующих норм и ценностей разрушена, а замена еще не сформировалась Дюркгейм Д.Э. Самоубийство: социологический этюд.- М.: Прогресс, 1994. - 34 с.
Одной из наиболее популярных теорий девиантного поведения является теория социального напряжения Р. Мертона. Главная идея этой теории заключается в том, что основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на которые общество нацеливает людей, и возможностями их достижения по установленным обществом правилам. Возникающее социальное напряжение приводит к тому, что человек, не сумевший получить определенные ценности, будет реагировать на это той или иной формой девиантного поведения Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. - 1992 - № 3. - 106 с.
Информация о работе Формы и методы социальной работы с детьми и подростками девиантного поведения