Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 22:26, контрольная работа
В процессе предметно преобразовательной деятельности современного общества можно выделить несколько этапов: планирование, проектирование, производство, сбыт произведенной продукции или же услуги Войцеховский С.Н. О понятии и систематике социальных технологий // Социальные технологии и современное общество: Сб. науч. трудов. вып. 4.: СПб, 2006. - 24 с. В настоящее время много говорят о проектировании именно в социальной сфере, используя термин, который еще, вероятно, не успел себя дискредитировать. Термин «проект» устойчиво внедрился в современный лексикон социальных работников, как неотъемлемая часть социальной работы, хотя в русском языке «проект» означает замысел, план сооружения или устройства, предварительные текст того или иного документа, прототип какого либо объекта.
Теория социального напряжения Мертона перебрасывает своеобразный мост между Дюркгеймом, который рассматривал преступление как продукт взаимоотношений личности и общества, к Марксу, который акцентировал внимание на неравном распределении жизненных шансов в обществе.
Субкультурная теория. Автором этой теории является социолог А. Коэн разработал. Коэн в масштабе небольших социальных групп рассмотрел особенности культурных ценностей банд, сообществ и группировок. В этих микрогруппах могут формироваться своего рода «миникультуры» (взгляды, привычки, умения стереотипы поведения, нормы общения, права и обязанности, меры наказания нарушителей норм, выработанные такой микрогруппой) - этот феномен получил название субкультуры Коэн А.К. Отклоняющееся поведение и контроль за ним // Американская социология: Перспективы, проблемы, методы: Сокр. пер. с фр. / Под ред. Г. В. Осипова. - М.: Прогресс, 1972.- 18 с. Субкультурная теория уделяет особое внимание группе (субкультуре), как носителю девиантных идей. Существуют субкультуры, исповедующие нормы и ценности, совершенно отличные от общепринятых. Люди, принадлежащие к этим субкультурам, строят свое поведение в соответствии с групповыми предписаниями, но доминантные социальные группы определяют это поведение, как девиантное.
Теория конфликта и девиантность. Теория конфликта основана на предпосылке того, что в любом обществе существует неравенство в распределении ресурсов и власти. Родоначальником этого направления считается К. Маркс. Сфокусировав внимание на девиантном поведении, теоретики конфликта выделяют принципы, посредством которых общество организованно для того, чтобы служить интересам богатых и влиятельных членов общества, часто в ущерб другим. Для многих теоретиков конфликта основным источником девиантности в западных обществах является капиталистическая экономическая система. Хотя девиантность обнаруживается на каждом уровне общества, природа, степень, наказание девиантности зачастую связана с социально - классовым положением индивида Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. - М.: Просвящение,1984. - 32 с.
Теория приклеивания ярлыков. Теоретико-методологической базой этого подхода является символический интеракционизм Дж. Г. Мида. Мид рассматривал социальную жизнь как серию постоянных взаимодействий между людьми и их окружением, интеракций, в которых поведение человека во многом определятся социальными ожиданиями и стереотипами. Эту теорию ученый из Колумбийского университета Ф. Танненбаум попытался применить к анализу девиантного поведения. Он акцентирует внимание на том, как общество реагирует на различного рода социальный отклонения и, таким образом, влияет на их репродукцию. Определяя какой-либо поступок человека, как девиантный, общество наклеивает ярлык. Таким образом, ярлыки - суть отрицательной оценки общества. Их действие имеет две стороны: они удерживают от антиобщественных поступков, но при неумелом их применении они могут провоцировать асоциальное поведение Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - № 3. - С. 38 - 43. Эта теория разделяет с теорией конфликта точку зрения о том, что неравенство между группами людей в обществе может влиять на то, кто считается девиантом, а кто - нет.
Согласно теории наклеивания ярлыков, чтобы считать поведение девиантным, оно должно быть охарактеризовано так, что социальные группы создают девиантность, составляя правила, нарушение которых означает девиантность, иприменяют эти правила к отдельным людям и определяют их как аутсайдеров. С этой точки зрения девиантность является не следствием действия, совершенного человеком, а, скорее, следствием применения другими правил и санкций к нарушителю.
Иными словами, никакое особое поведение не является в сущности девиантным само по себе; поведение становится девиантным лишь тогда, когда другие определяют его таковым.
Девиантность, как приобретенное поведение. Люди приобщаются к нормам и ценностям посредством социализации. Известно так же, что нормы и ценности в различных обществах и социальных группах значительно различаются. Теория дифференциальной ассоциации основывается на положении о том, что девиация - продукт особых девиантных норм и ценностей.
Эдвин Сатерленд, первым выдвинувший эту теорию, рассматривал девиантное поведение как результат социализации. Теория дифференциальной ассоциации подчеркивает, что индивиды могут быть социализированы группой людей, практикующих девиантное поведение и рассматривающих его как норму Сатерленд Э.Х. Являются ли преступления людей в белых воротничках преступлениями? // Социология преступности. - М.: 1966.- С. 45 - 59 . Название теории отражает идею о том, что люди ведут себя определенным образом, под влиянием своего окружения.
Существуют различные варианты нарушений в поведении, от самых незначительных, до антисоциальных, т.е. направленных против общества, и аутоагрессивных, т.е. суицидальных. Рассмотрим основные виды девиантного поведения, объединенные в группы по масштабности проблемы.
Гиперкинетическое нарушение поведения. Такое нарушение характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, склонностью переходить от одного занятия к другому, не заканчивая ни одного из них, наряду со слабо контролируемой и чрезмерной активностью. Вместе с этим могут наблюдаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушения правил Фрейд А. Детский психоанализ. - СПб.: Питер, 2003 - 74 с.
Расстройство поведения, ограничивающееся семейным кругом проявляется в антисоциальном или агрессивном поведении, но только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, порча вещей, поджоги дома Борзов С.П., Королева Н.Г. Семьи групп риска // Социальная работа. - 2008. № 5. - С. 46 .
Не социализированное расстройство поведения характеризуется сочетанием устоявшегося антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и с нарушениями взаимоотношений со сверстниками. Оно проявляется в изоляции от них, отвержении ими или непопулярности, а также в отсутствии друзей или эмпатических взаимных связей с ровесниками. По отношению к взрослым проявляют протестующее поведение, жестокость и агрессивность, реже взаимоотношения хорошие, но без должной доверительности. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства. В большинстве случаев подросток одинок. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, деструктивные действия.
Социализированное расстройство поведения отличается от несоциализированного тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у коммуникабельных детей и подростков. Зачастую они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. С взрослыми, представляющими власть, отношения предпочитают не поддерживать, не считают их авторитетными.
В данном случае поведенческие расстройства наблюдаются одновременно с эмоциональными. Сочетаются устойчивое агрессивное асоциальное или вызывающее поведение с симптомами депрессии или тревоги. В одних случаях вышеописанные расстройства сочетаются с прогрессирующей депрессией, проявляющейся в сильной тревожности, потере интересов, утратой удовольствия от активных, эмоциональных игр и занятий, в самобичевании и безнадежности. В других - нарушения поведения сопровождаются стрессами, боязливостью, страхами, навязчивостью или переживаниями из-за своего здоровья Адлер А. Практика и теория индивидуальной психология // Психология. - М.: Директ-Медиа, 2008, - 256-258 с.
Под делинквентным поведением понимаеются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над младшими и более слабыми, вымогания денег, угона велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Основной причиной специалисты считают недостатки в воспитании Райгородский Д.Я. Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара.: Бахрах-М, 2006, - 153 с.
Аддиктивное поведение. Под этим понятием подразумевается ранняя алкоголизация и наркотизация. Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Самые распространенные мотивы употребления: быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т.п. Об аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению желания пережить подъем, забвение, а потом и физической зависимости. Появление групповой психической зависимости (стремления напиваться при каждой встрече) - угрожающий предшественник алкоголизма. Стремление подростка найти повод для выпивки или наркотизации, постоянный поиск спиртсодержащих напитков или наркотиков можно считать ранним признаком алкоголизма, а в других случаях зависимости от наркотика Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.: М.: Трикста, 2005 - 126 с.
Девиации сексуального поведения. Для подростков характерно недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация, поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным или же с замедленным созреванием. У первых сильное половое влечение возникает задолго до социальной зрелости, у вторых появляется желание самоутвердиться, обгоняя сверстников в сексуальной активности. Кроме того, отстающие в развитии могут стать объектом совращения своими старшими товарищами. Сексуальные девиации у подростков зависят от ситуации и являются преходящими.
По мере взросления и при переходе к нормальной половой жизни девиации исчезают полностью. При неблагоприятных случаях они становятся дурной привычкой и сохраняются наряду с нормальным сексуальным поведением или возобновляются при отсутствии нормальной половой жизни, совращающем влиянии. Петтинг, т.е. взаимные ласки без совершения полового акта, для достижения оргазма, применяется подростками с целью избежать дефлорации и беременности. Девиантным его можно считать, если практикуется до возраста полового созревания. Возникновение половых отношений до полного физического созревания может рассматриваться как девиация. Подростковый промискуитет (неоднократная смена партнеров и частые половые сношения) - сексуальная девиация. Она нередко сочетается с алкоголизацией, которая у одних растормаживает влечения, а у других приводит к пассивному подчинению.
Преходящий подростковый гомосексуализм обычно обуславливается ситуацией. Часто он проявляется в закрытых учебных заведениях, где сосредотачиваются подростки одного пола. У младших подростков эта девиация может обуславливаться соблазнением, развращением, подражанием и принуждением. Эта девиация чаще обнаруживается у подростков мужского пола, чем у девушек. Возможность возникновения преходящего гомосексуализма объясняется недостаточной зрелостью полового влечения Эриксон Э.Г. Детство и общество. - СПб.: Речь, 2002 - 68 с.
Психогенное патологическое формирование личности. Это аномальное становление незрелой личности детей и подростков под влиянием:
· уродливого воспитания и хронических психотравмирующих ситуаций;
· тяжелых переживаний жизненных трудностей;
· затяжных неврозов;
· дефектов органов чувств и тела или хронических заболеваний.
В их развитии играют роль неправильное воспитание, в результате чего нередко присоединяются нарушения поведения Фрейд А. Детский психоанализ. - СПб.: Питер, 2003 - 213 с.
Итак, теперь мы имеем представление о том, что такое девиантное поведение, какие виды и формы его проявления существуют и какие на эту тему существуют теории, объясняющие причины формирования отклоняющегося поведения среди детей и подростков. Девиантное поведение представляет собой систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Само девиантное поведение и его истоки рассматривались в таких теориях, как теория социального напряжения Р. Мертона; субкультурная теория А. Коэна; теория конфликта и девиантность К. Маркса; теория стигматизации или наклеивания ярлыков Дж. Мида и теория дифференциальной ассоциации Э. Сатерленда. Среди видов же поведенческих нарушений можно выделить следующие: гиперкенетическое нарушение поведения, расстройство поведения, ограничивающееся семейным кругом, несоциализированное и социализированное расстройство поведения, делинквентное поведение, аддиктивное поведение, девиации сексуального поведения, психогенное патологическое формирование личности.
На следующем этапе работы мы бы хотели выяснить, как технологии социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением применяются в социальной работе.
1.2 Технология социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением
Итак, мы определили, что такое девиантное поведение, и каким образом оно проявляется у человека в подростковый период развития. Мы выяснили, что для эффективной социализации и социальной адаптации личности требуется целенаправленная деятельность не только ближайшего окружения подростков (семьи и школы), но так же и специалистов по социальной работе и социальных педагогов, а в некоторых случаях и психологов. Необходимость вмешательства приведенных выше специалистов определена характеристикой категорий детей и подростков, о которых мы говорили в предыдущем пункте, это личности:
С гиперкинетическим расстройством поведения;
· С поведенческими и эмоциональными расстройствами;
· С аддиктивным поведением;
· С агрессивным поведением;
· С делинквентным поведением;
· С социализированным и не социализированным расстройством поведения.
Остальные, описанные нами отклонения в поведении, требуют медицинского вмешательства, т.е. вмешательства таких специалистов, как психотерапевты, психоаналитики, неврологи, наркологи и т.п. А так же, подобное поведение, если имеет под собой криминогенную основу, требует присоединения к работе местных органов милиции.
Однако, несмотря на то, что выбранная нами для исследования категория подростков с девиантным поведением, не основывается на столь глубоких, патологических изменениях личности, она тоже требует тщательной диагностики и эффективной работы с множеством тонкостей.
В общем смысле под социальной работой с подростками понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельной личности так и группе людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков: Распознавание, лечение, профилактика. - М.: Когито-Центр, 2006. - 102 с. Такую работу можно разделить на три большие группы: профилактика, коррекция и реабилитация.
Суть профилактической деятельности заключается в создании для ребенка и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, способной перейти в ситуацию риска.
Необходимо отметить, что организация работы с подростками с девиантным поведением - это задача межведомственная, включающая в себя как вопросы воспитания, так и социальной работы. Эта задача возложена сегодня на органы управления образованием, социальной защиты населения, занятости, внутренних дел, по делам молодежи, физической культуры и спорта, культуры, здравоохранения, общественных организаций.
Информация о работе Формы и методы социальной работы с детьми и подростками девиантного поведения