Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 07:06, контрольная работа
Перемены, происходящие в последнее время в российском обществе, способствовали изменению его структуры, социальных связей, формированию и развитию новых общественных отношений. Эти процессы, протекающие во всех социальных институтах, способствуют построению гражданского общества в России, обусловливают преобразование системы таких институтов, важнейшим из которых является семья. Особенно это касается молодой семьи, которая представляет собой неустойчивый социальный субъект, находящийся в стадии становления, и осуществляет свою жизнедеятельность в постоянно изменяющемся социуме, что оказывает зачастую негативное воздействие на ее развитие и стабилизацию.
Введение 3
Сущность социальных проблем современной семьи 5
Деятельность социального педагога в работе
с семьёй 8
Формы работы социального педагога с семьей 11
Квалификационная характеристика социального педагога
по работе с семьей 14
Заключение 16
Библиографический список
Содержание
Введение
Сущность социальных проблем современной семьи 5
Деятельность социального педагога в работе
с семьёй
Формы работы социального педагога с семьей 11
Квалификационная характеристика социального педагога
по работе с семьей 14
Заключение
Библиографический
список
Введение
Перемены, происходящие в последнее время в российском обществе, способствовали изменению его структуры, социальных связей, формированию и развитию новых общественных отношений. Эти процессы, протекающие во всех социальных институтах, способствуют построению гражданского общества в России, обусловливают преобразование системы таких институтов, важнейшим из которых является семья. Особенно это касается молодой семьи, которая представляет собой неустойчивый социальный субъект, находящийся в стадии становления, и осуществляет свою жизнедеятельность в постоянно изменяющемся социуме, что оказывает зачастую негативное воздействие на ее развитие и стабилизацию.
Стремление
к решению проблем семьи
Актуальность темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда может самостоятельно выходить из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог.
Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью и социального педагога, работающего с ней. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а так же принимать непосредственное участие в работе социального педагога с семьями «группы риска».
Социальный
педагог, непосредственно работающий
с детьми может по сути своей профессиональной
деятельности внести посильный вклад
в дело укрепления семьи. На сегодняшний
день социальный педагог рассматривает
семью, как социальную среду, которая
коренным образом определяет ситуацию
развития ребенка в период детства. Но
в тоже время, на современном этапе, социальный
педагог испытывает значительные трудности:
бывает трудно установить суть проблемы,
разобраться в причинах тех или иных нарушений.
Поэтому социальному педагогу необходимо
подключаться к организации процесса
взаимодействия учителя, семьи и ребенка,
приложить все усилия для оптимальной,
результативной работы.
Сущность
социальных проблем современной
семьи
Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы, которые существуют в современном обществе: малообеспеченность, социальную дезадаптированность, трудности многодетных семей и инвалидов, специфичность положения беженцев, насилие над детьми и женщинами, юное материнство и многое другое.
Если семья плохо справляется с выполнением своих функций, то речь идет о дисфункции, которая приводит семью в аномальное состояние.
Дисфункция семейных отношений могут вызвать следующие причины:
- экономические, когда прожиточный уровень семьи ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена;
- асоциальные, связанные с алкоголизмом, наркоманией, противоправным поведением, низким культурным уровнем;
- психологические, такие как жестокость, агрессивность, грубость, супружеская неверность, ревность, эгоизм;
- медицинские, связанные с венерическими, психическими и инфекционными заболеваниями, а также сексуальными отклонениями.
В чистом виде та или иная причина встречается очень редко, как правило, они дополняют и усугубляют друг друга, поэтому проблемы семьи необходимо решать комплексно.
К семьям социального риска или, как их еще называют, «социально уязвимым семьям» относятся прежде всего семьи:
- малообеспеченные
по разным причинам, в том числе
в связи с безработицей, избыточной
иждивенческой нагрузкой,
- неполные, в том числе семьи одиноких матерей;
- многодетные;
- беженцев и вынужденных переселенцев;
- военнослужащих срочной службы с детьми;
- семьи
с различными патологиями,
Все они в той или иной мере нуждаются в социальной помощи и поддержке.
В помощи специалистов по социальной работе могут нуждаться в различных ситуациях даже те семьи, которые не относятся официально к группе риска. Проблемы экономического, психологического, межличностного характера могут нарушать гармонию семейных отношений и привести семью к кризису и краху.1 Семейные проблемы могут быть самыми разнообразными: связанными с напряженностью отношений между супругами, между родителями и детьми, с малообеспеченностью, с алкоголизацией и наркотизацией одного или всех членов семьи и так далее. К сожалению, в нашем обществе принято решать проблемы семьи, когда они достигли пика напряженности и конфликтности. Профилактике же семейных дисфункций в предкризисном состоянии внимания уделяется недостаточно. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы сегодня. Иногда сравнительно небольшая помощь, оказанная в нужный момент, может снять напряжение и сохранение стабильности в семье. Даже сравнительно благополучные полные малодетные семьи, не относящиеся официально к группе риска, могут переживать конфликтные и кризисные ситуации и попадать в зону внимания социальных работников и педагогов.
В
теории конфликта самым лучшим способом
его разрешения считается компромисс.
Семейная терапия включает в себя
нахождение компромисса между супругами,
между родителями и детьми, а также
коррекцию поведения и обучение навыкам
неконфликтного общения. Такая работа
проводится путем индивидуальных бесед
и интервью, групповой психотерапии и
игровой терапии. Причины конфликтов могут
быть разными, поэтому в первую очередь
необходимо самым тщательным образом
изучить проблемы, существующие в конкретной
семье, ознакомиться с особенностями личностей
супругов, их семейными и брачными установками.
Ведь расхождения в семейно-брачных установках
могут довольно долго оставаться невыявленными,
а в трудные моменты семейной жизни или
под влиянием внешних проблем может обнаружиться,
что супруги придерживаются разных взглядов
на семью, имеют несовпадающие представления
о воспитании детей, решении финансовых
и других проблем.2
Деятельность
социального педагога в работе с семьёй
Объектом
воздействия социального
Деятельность
социального педагога с семьей включает
три основных составляющих социально-педагогической
помощи: образовательную, психологическую
и посредническую.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении направлена на предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; ссоры родителей; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и другое.
Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются сферы родительского долга, любви и интереса.
Социальному педагогу при оказании помощи семье необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить наиболее адекватные.
Подсказанная родителям система методов и приемов в воспитательном процессе должна быть трансформирована, воплощена в реальные отношения, которые образуют воспитательную среду, комфортную для всех членов семьи.
Психологическая
составляющая социально-педагогической
помощи включает в себя 2 компонента:
социально-психологическую
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.
Коррекция
межличностных отношений
Социальный педагог должен так скорректировать отношения в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.3
Посреднический
компонент социально-
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и другие.
Помощь в координации направлена на активатизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.
Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
Советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Информация о работе Формы работы социального педагога с семьей