Формы работы социального педагога с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 07:06, контрольная работа

Краткое описание

Перемены, происходящие в последнее время в российском обществе, способствовали изменению его структуры, социальных связей, формированию и развитию новых общественных отношений. Эти процессы, протекающие во всех социальных институтах, способствуют построению гражданского общества в России, обусловливают преобразование системы таких институтов, важнейшим из которых является семья. Особенно это касается молодой семьи, которая представляет собой неустойчивый социальный субъект, находящийся в стадии становления, и осуществляет свою жизнедеятельность в постоянно изменяющемся социуме, что оказывает зачастую негативное воздействие на ее развитие и стабилизацию.

Содержание

Введение 3
Сущность социальных проблем современной семьи 5
Деятельность социального педагога в работе
с семьёй 8
Формы работы социального педагога с семьей 11
Квалификационная характеристика социального педагога
по работе с семьей 14
Заключение 16
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

формы работы социального педагога с семьей.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение                                                                                          3

Сущность  социальных проблем современной  семьи   5

Деятельность  социального педагога в работе

с семьёй                                                                                           8

Формы работы социального педагога с семьей           11

Квалификационная  характеристика социального педагога

по работе с семьей         14

Заключение                                                                                     16 

Библиографический список                                                           18

 

Введение 

    Перемены, происходящие в последнее время  в российском обществе, способствовали изменению его структуры, социальных связей, формированию и развитию новых общественных отношений. Эти процессы, протекающие во всех социальных институтах, способствуют построению гражданского общества в России, обусловливают преобразование системы таких институтов, важнейшим из которых является семья. Особенно это касается молодой семьи, которая представляет собой неустойчивый социальный субъект, находящийся в стадии становления, и осуществляет свою жизнедеятельность в постоянно изменяющемся социуме, что оказывает зачастую негативное воздействие на ее развитие и стабилизацию.

    Стремление  к решению проблем семьи вызывает потребность получения оперативной  и достоверной социологической  информации, необходимой для формирования новых принципов государственной  семейной политики, поскольку семья  должна рассматриваться в качестве той сферы, где главным образом, осуществляется социальная политика и оказывается социальная помощь нуждающимся. Именно по этим причинам важно знать факторы, обуславливающие становление благополучной семьи, имея в виду все стороны ее жизни, что во многом возможно осуществить на основе получения и использования достоверных социологических данных.

    Актуальность темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда может самостоятельно выходить из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог.

    Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью и социального педагога, работающего с ней. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а так же принимать непосредственное участие в работе социального педагога с семьями «группы риска».

    Социальный  педагог, непосредственно работающий с детьми может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад  в дело укрепления семьи. На сегодняшний  день социальный педагог рассматривает  семью, как социальную среду, которая коренным образом определяет ситуацию развития ребенка в период детства. Но в тоже время, на современном этапе, социальный педагог испытывает значительные трудности: бывает трудно установить суть проблемы, разобраться в причинах тех или иных нарушений. Поэтому социальному педагогу необходимо подключаться к организации процесса взаимодействия учителя, семьи и ребенка, приложить все усилия для оптимальной, результативной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сущность  социальных проблем современной  семьи 

      Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы, которые существуют в современном обществе: малообеспеченность, социальную дезадаптированность, трудности многодетных семей и инвалидов, специфичность положения беженцев, насилие над детьми и женщинами, юное материнство и многое другое.

      Если  семья плохо справляется с  выполнением своих функций, то речь идет о дисфункции, которая приводит семью в аномальное состояние.

      Дисфункция  семейных отношений могут вызвать следующие причины:

- экономические, когда прожиточный уровень семьи ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена;

- асоциальные, связанные с алкоголизмом, наркоманией, противоправным поведением, низким культурным уровнем;

- психологические, такие как жестокость, агрессивность, грубость, супружеская неверность, ревность, эгоизм;

- медицинские, связанные с венерическими, психическими и инфекционными заболеваниями, а также сексуальными отклонениями.

      В чистом виде та или иная причина встречается очень редко, как правило, они дополняют и усугубляют друг друга, поэтому проблемы семьи необходимо решать комплексно.

      К семьям социального риска или, как  их еще называют, «социально уязвимым семьям» относятся прежде всего  семьи:

- малообеспеченные  по разным причинам, в том числе  в связи с безработицей, избыточной  иждивенческой нагрузкой, студенческие, с детьми-инвалидами и родителями-инвалидами  и так далее;

- неполные, в том числе семьи одиноких  матерей;

- многодетные;

- беженцев и вынужденных переселенцев;

- военнослужащих  срочной службы с детьми;

- семьи  с различными патологиями, асоциальные  и другие.

      Все они в той или иной мере нуждаются  в социальной помощи и поддержке.

      В помощи специалистов по социальной работе могут нуждаться в различных ситуациях даже те семьи, которые не относятся официально к группе риска. Проблемы экономического, психологического, межличностного характера могут нарушать гармонию семейных отношений и привести семью к кризису и краху.1 Семейные проблемы могут быть самыми разнообразными: связанными с напряженностью отношений между супругами, между родителями и детьми, с малообеспеченностью, с алкоголизацией и наркотизацией одного или всех членов семьи и так далее. К сожалению, в нашем обществе принято решать проблемы семьи, когда они достигли пика напряженности и конфликтности. Профилактике же семейных дисфункций в предкризисном состоянии внимания уделяется недостаточно. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы сегодня. Иногда сравнительно небольшая помощь, оказанная в нужный момент, может снять напряжение и сохранение стабильности в семье. Даже сравнительно благополучные полные малодетные семьи, не относящиеся официально к группе риска, могут переживать конфликтные и кризисные ситуации и попадать в зону внимания социальных работников и педагогов.

      В теории конфликта самым лучшим способом его разрешения считается компромисс. Семейная терапия включает в себя нахождение компромисса между супругами, между родителями и детьми, а также  коррекцию поведения и обучение навыкам неконфликтного общения. Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии и игровой терапии. Причины конфликтов могут быть разными, поэтому в первую очередь необходимо самым тщательным образом изучить проблемы, существующие в конкретной семье, ознакомиться с особенностями личностей супругов, их семейными и брачными установками. Ведь расхождения в семейно-брачных установках могут довольно долго оставаться невыявленными, а в трудные моменты семейной жизни или под влиянием внешних проблем может обнаружиться, что супруги придерживаются разных взглядов на семью, имеют несовпадающие представления о воспитании детей, решении финансовых и других проблем.2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Деятельность  социального педагога в работе с семьёй 

      Объектом  воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в  целом, как коллектив.

      Деятельность  социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую. 

    

         

    

    

    

    

      
 

      Образовательная составляющая включает в себя два  направления деятельности социального  педагога: помощь в обучении и воспитании.

      Помощь  в обучении направлена на предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.

      К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление  о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; ссоры родителей; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и другое.

      Помощь  в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а  также с ребенком посредством  создания специальных воспитывающих  ситуаций для решения задачи своевременной  помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

      Основными сферами семейной жизни, в которых  реализуется воспитательная функция, являются сферы родительского долга, любви и интереса.

      Социальному педагогу при оказании помощи семье  необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить наиболее адекватные.

      Подсказанная  родителям система методов и  приемов в воспитательном процессе должна быть трансформирована, воплощена  в реальные отношения, которые образуют воспитательную среду, комфортную для всех членов семьи.

      Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально-психологическую поддержку  и коррекцию.

      Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.

      Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. К такому виду насилия относятся запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.

      Социальный  педагог должен так скорректировать  отношения в семье, чтобы все  необходимые меры для обеспечения  установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.3

      Посреднический  компонент социально-педагогической помощи включает в себя 3 составляющие: помощь в организации, координации и информирование.

      Помощь  в организации направлена на организацию  семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и другие.

      Помощь  в координации направлена на активатизацию  различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного  ребенка в ней.

      Помощь  в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.

      Социальный  педагог при работе с семьей выступает  в трех основных ролях:

      Советник  – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей  и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

      Консультант – консультирует по вопросам семейного  законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует  о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Информация о работе Формы работы социального педагога с семьей