Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 07:06, контрольная работа
Перемены, происходящие в последнее время в российском обществе, способствовали изменению его структуры, социальных связей, формированию и развитию новых общественных отношений. Эти процессы, протекающие во всех социальных институтах, способствуют построению гражданского общества в России, обусловливают преобразование системы таких институтов, важнейшим из которых является семья. Особенно это касается молодой семьи, которая представляет собой неустойчивый социальный субъект, находящийся в стадии становления, и осуществляет свою жизнедеятельность в постоянно изменяющемся социуме, что оказывает зачастую негативное воздействие на ее развитие и стабилизацию.
Введение                                                                                          3
Сущность  социальных проблем современной  семьи   5
Деятельность  социального педагога в работе
с семьёй                                                                                           8
Формы работы социального педагога с семьей           11
Квалификационная  характеристика социального педагога
по работе с семьей         14
Заключение                                                                                     16 
Библиографический список
Содержание 
Введение                      
Сущность социальных проблем современной семьи 5
Деятельность социального педагога в работе
с семьёй                                                                        
Формы работы социального педагога с семьей 11
Квалификационная характеристика социального педагога
по работе с семьей 14
Заключение                    
Библиографический 
список                        
 
Введение 
Перемены, происходящие в последнее время в российском обществе, способствовали изменению его структуры, социальных связей, формированию и развитию новых общественных отношений. Эти процессы, протекающие во всех социальных институтах, способствуют построению гражданского общества в России, обусловливают преобразование системы таких институтов, важнейшим из которых является семья. Особенно это касается молодой семьи, которая представляет собой неустойчивый социальный субъект, находящийся в стадии становления, и осуществляет свою жизнедеятельность в постоянно изменяющемся социуме, что оказывает зачастую негативное воздействие на ее развитие и стабилизацию.
    Стремление 
к решению проблем семьи 
Актуальность темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда может самостоятельно выходить из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог.
Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью и социального педагога, работающего с ней. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а так же принимать непосредственное участие в работе социального педагога с семьями «группы риска».
    Социальный 
педагог, непосредственно работающий 
с детьми может по сути своей профессиональной 
деятельности внести посильный вклад 
в дело укрепления семьи. На сегодняшний 
день социальный педагог рассматривает 
семью, как социальную среду, которая 
коренным образом определяет ситуацию 
развития ребенка в период детства. Но 
в тоже время, на современном этапе, социальный 
педагог испытывает значительные трудности: 
бывает трудно установить суть проблемы, 
разобраться в причинах тех или иных нарушений. 
Поэтому социальному педагогу необходимо 
подключаться к организации процесса 
взаимодействия учителя, семьи и ребенка, 
приложить все усилия для оптимальной, 
результативной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Сущность 
социальных проблем современной 
семьи 
Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все социальные проблемы, которые существуют в современном обществе: малообеспеченность, социальную дезадаптированность, трудности многодетных семей и инвалидов, специфичность положения беженцев, насилие над детьми и женщинами, юное материнство и многое другое.
Если семья плохо справляется с выполнением своих функций, то речь идет о дисфункции, которая приводит семью в аномальное состояние.
Дисфункция семейных отношений могут вызвать следующие причины:
- экономические, когда прожиточный уровень семьи ниже черты бедности из-за избыточной иждивенческой нагрузки на одного работающего члена;
- асоциальные, связанные с алкоголизмом, наркоманией, противоправным поведением, низким культурным уровнем;
- психологические, такие как жестокость, агрессивность, грубость, супружеская неверность, ревность, эгоизм;
- медицинские, связанные с венерическими, психическими и инфекционными заболеваниями, а также сексуальными отклонениями.
В чистом виде та или иная причина встречается очень редко, как правило, они дополняют и усугубляют друг друга, поэтому проблемы семьи необходимо решать комплексно.
К семьям социального риска или, как их еще называют, «социально уязвимым семьям» относятся прежде всего семьи:
- малообеспеченные 
по разным причинам, в том числе 
в связи с безработицей, избыточной 
иждивенческой нагрузкой, 
- неполные, в том числе семьи одиноких матерей;
- многодетные;
- беженцев и вынужденных переселенцев;
- военнослужащих срочной службы с детьми;
- семьи 
с различными патологиями, 
Все они в той или иной мере нуждаются в социальной помощи и поддержке.
В помощи специалистов по социальной работе могут нуждаться в различных ситуациях даже те семьи, которые не относятся официально к группе риска. Проблемы экономического, психологического, межличностного характера могут нарушать гармонию семейных отношений и привести семью к кризису и краху.1 Семейные проблемы могут быть самыми разнообразными: связанными с напряженностью отношений между супругами, между родителями и детьми, с малообеспеченностью, с алкоголизацией и наркотизацией одного или всех членов семьи и так далее. К сожалению, в нашем обществе принято решать проблемы семьи, когда они достигли пика напряженности и конфликтности. Профилактике же семейных дисфункций в предкризисном состоянии внимания уделяется недостаточно. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы сегодня. Иногда сравнительно небольшая помощь, оказанная в нужный момент, может снять напряжение и сохранение стабильности в семье. Даже сравнительно благополучные полные малодетные семьи, не относящиеся официально к группе риска, могут переживать конфликтные и кризисные ситуации и попадать в зону внимания социальных работников и педагогов.
      В 
теории конфликта самым лучшим способом 
его разрешения считается компромисс. 
Семейная терапия включает в себя 
нахождение компромисса между супругами, 
между родителями и детьми, а также 
коррекцию поведения и обучение навыкам 
неконфликтного общения. Такая работа 
проводится путем индивидуальных бесед 
и интервью, групповой психотерапии и 
игровой терапии. Причины конфликтов могут 
быть разными, поэтому в первую очередь 
необходимо самым тщательным образом 
изучить проблемы, существующие в конкретной 
семье, ознакомиться с особенностями личностей 
супругов, их семейными и брачными установками. 
Ведь расхождения в семейно-брачных установках 
могут довольно долго оставаться невыявленными, 
а в трудные моменты семейной жизни или 
под влиянием внешних проблем может обнаружиться, 
что супруги придерживаются разных взглядов 
на семью, имеют несовпадающие представления 
о воспитании детей, решении финансовых 
и других проблем.2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Деятельность 
социального педагога в работе с семьёй 
      Объектом 
воздействия социального 
      Деятельность 
социального педагога с семьей включает 
три основных составляющих социально-педагогической 
помощи: образовательную, психологическую 
и посредническую. 
    
 
 
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении направлена на предотвращении возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; ссоры родителей; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и другое.
Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются сферы родительского долга, любви и интереса.
Социальному педагогу при оказании помощи семье необходимо разобрать с родителями применяемые в их семье методы воспитания и помочь определить наиболее адекватные.
Подсказанная родителям система методов и приемов в воспитательном процессе должна быть трансформирована, воплощена в реальные отношения, которые образуют воспитательную среду, комфортную для всех членов семьи.
      Психологическая 
составляющая социально-педагогической 
помощи включает в себя 2 компонента: 
социально-психологическую 
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.
      Коррекция 
межличностных отношений 
Социальный педагог должен так скорректировать отношения в семье, чтобы все необходимые меры для обеспечения установленного порядка и дисциплины в семье поддерживались с помощью методов, основанных на уважении человеческого достоинства ребенка в соответствии с Конвенцией о правах ребенка.3
      Посреднический 
компонент социально-
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и другие.
Помощь в координации направлена на активатизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.
Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
Советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Информация о работе Формы работы социального педагога с семьей