Формы работы социального педагога с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 07:06, контрольная работа

Краткое описание

Перемены, происходящие в последнее время в российском обществе, способствовали изменению его структуры, социальных связей, формированию и развитию новых общественных отношений. Эти процессы, протекающие во всех социальных институтах, способствуют построению гражданского общества в России, обусловливают преобразование системы таких институтов, важнейшим из которых является семья. Особенно это касается молодой семьи, которая представляет собой неустойчивый социальный субъект, находящийся в стадии становления, и осуществляет свою жизнедеятельность в постоянно изменяющемся социуме, что оказывает зачастую негативное воздействие на ее развитие и стабилизацию.

Содержание

Введение 3
Сущность социальных проблем современной семьи 5
Деятельность социального педагога в работе
с семьёй 8
Формы работы социального педагога с семьей 11
Квалификационная характеристика социального педагога
по работе с семьей 14
Заключение 16
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

формы работы социального педагога с семьей.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

      Защитник  – защищает права ребенка в  случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

    Формы работы социального педагога с семьей 

      В зарубежной практике накоплен богатый  опыт оказания социально-педагогической помощи нуждающимся с использованием долгосрочных и краткосрочных форм работы.

      Среди краткосрочных форм ученые выделяют кризисинтервентную и проблемно-ориентированную  модели взаимодействия.

      Крисисинтервентная  модель работы с семьей предполагает оказание помощи непосредственно в кризисной ситуации, которые могут быть обусловлены изменениями в естественном жизненном цикле семьи или случайными травмирующими обстоятельствами.

      Такие неблагоприятные периоды сопряжены  с возрастными кризисами ребенка, когда в семье усиливаются психолого-педагогические проблемы.

      Независимо  от того, какие проблемы привели  к кризисной ситуации, задача социального  педагога – путем оказания непосредственной эмоциональной поддержки смягчить воздействие стрессового события  и мобилизировать усилия семьи на преодоление кризиса. Для эффективного решения возникающих проблем не следует искать вину лишь в поведении кого-либо из партнеров. Эти закономерности надо знать и учитывать, корректируя в соответствии с ними свое поведение.4

      Социальный педагог выступает в качестве посредника между семьей и специалистами, работающими с ней. Также, социальный педагог оказывает образовательную помощь, предоставляя семье информацию, касающуюся этапов выхода семьи из кризиса и ее перспектив, подкрепляя ее документальными фактами.

      Проблемно-ориентированная  модель основывается на том, что в  определенных условиях большинство  проблем люди могут решить, или  хотя бы уменьшить их остроту, самостоятельно. Отсюда задача социального педагога – создать такие условия.

      Проблемно-ориентированная  модель предписывает решать выбранную  для работы проблему совместными  усилиями. Работа протекает в духе сотрудничества с акцентом на стимулирование и поддержку способностей членов семьи в решении их собственных  трудностей. Определяются препятствия, мешающие семье, и используются средства, способствующие для решения проблемы. Успешное решение проблемы создает положительный опыт для решения последующих проблемных ситуаций самостоятельно.

      Долгосрочные  формы работы, преобладающие, в основном, в зарубежной практике, требуют продолжительного общения с клиентом (от 4 месяцев и более) и обычно построены на психосоциальном подходе.

      Основные  задачи психосоциального подхода состоят  в том, чтобы либо изменить семейную систему, адаптируя ее к выполнению своей специфической функции, либо изменить ситуацию – другие общественные системы, оказывающие влияние на семью, либо воздействовать на то и другое одновременно.

      В условиях низкой мотивации обращения  семей именно за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы с семьей, как патронаж – одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

      Наряду  с патронажем, занимающим важное место  в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено, в основном для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

      Социальный  педагог, работая с семьей, может  использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини-тренинги и прочее. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические.5

      Наряду  с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые  методы работы с семьей (семьями) –  тренинги.

      Групповые методы работы дают возможность родителям  обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивать активность и уверенность родителей.

      Вышеописанные методы: консультативная беседа, образовательный тренинг – являются универсальными, то есть используются в долгосрочных и краткосрочных формах работы.

      Социальный  педагог не может решить за семью  все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать условия для ее успешного решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Квалификационная  характеристика социального педагога по работе с семьей

 

      Квалификационная  характеристика социального педагога по работе с семьей составлена на основе постановления Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 20 марта 1991 года № 70.

      Должностными  обязанностями семейного социального  педагога являются посредничество в  системе взаимодействия личности, семьи  и общества; влияние на формирование нравственно и физически здоровых отношений в семье, соседском окружении, в среде сверстников, в школьно-семейном воспитании.

      Семейный  социальный педагог призван изучать  индивидуально-психологические и  возрастные особенности детей и  родителей, их склонности и интересы, круг общения, условия жизни, семейный уклад, семейные традиции, психолого-педагогическую культуру родителей, микроклимат классного коллектива, взаимоотношения в социуме. Он осуществляет контакт с медико-психолого-педагогической службой, по мере необходимости – с правоохранительными органами, с социальными работниками для оказания конкретной помощи нуждающимся.

      Особо следует обращать внимания на семьи  с факторами социального риска  и выявлять межличностные и внутрисемейные трудности и конфликты, отклоняющиеся нормы поведения, помогать с опекой и попечительством. Семейный социальный педагог содействует «процессу энкультурации, то есть включению ребенка в целостный мир общечеловеческой культуры с целью усвоения им различных образцов культуры языка, специфических культурных навыков поведения, идейно-нравственной системы, культуры мышления и чувствования, деятельности и общения».

      Критерии  деятельности семейного социального  педагога – повышение психолого-педагогической культуры семьи и степень ее защищенности в социуме.

      В квалификационной характеристике перечень необходимых семейному социальному  педагогу знаний. Он должен знать тенденции  развития современной семьи, этику  и психологию семейной жизни; закономерности развития личности детей м подростков, их потребности, мотивы; функции системы государственных институтов, общественных организаций в вопросах оказания помощи семье; социально-педагогические, демографические, экологические особенности среды, в которой осуществляется работа; основы трудового законодательства; принципы организации семейного досуга, общения, организации свободного времени; методику диагностических исследований и развития; программирование своей работы в социуме; методы работы с семьей и педагогически запущенными подростками, оказания помощи и поддержки.

      Конечно, внедрение инновационных форм и  технологий обучения во многом зависит  от социально-экономических возможностей вузов и от социальной ситуации. Однако расширение масштаба активных методик обучения, разработка и издание  ролевых игр и сборников ситуационных задач, создание электронных пособий не требуют чрезмерно больших затрат. Инновационный подход требует в первую очередь внутренней мотивации, наличия у преподавателей желания донести свои знания до студентов, а у студентов – воспринять эти знания.6

      Семейный  социальный педагог должен иметь 11-ю, 12-ю и высшую категории. Обязательно  наличие высшего образования  у социальных педагогов всех категорий.  

 

    Заключение 

      В современных условиях семья становится одним из центральных объектов разных областей знания: социальной педагогики, социальной работы, здравоохранения, образования и других. От разрешения проблем семьи во многом зависит будущее страны.

      Семья имеет свои специфические особенности  и требует учета всех ее характеристик, проблемы отдельных членов семьи всегда являются общей проблемой для семьи как целого; семья – система гомеостатическая, то есть сложившийся в ней устойчивый баланс отношений имеет тенденцию самовосстанавливаться после каких-либо нарушений; семья – система закрытая, не каждый социальный педагог может туда войти; семья автономна в своей жизнедеятельности.

      Социальный  педагог не может решить за семью  все проблемы, он должен лишь активизировать ее на решение семейных проблем, добиться осознания возникшей проблемы, создать  условия для успешного решения.

      Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном  подходе. Он предполагает изучение и  использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии.

      Для эффективного решения проблем семьи  необходима постоянная целенаправленная деятельность по их поддержке со стороны  различных государственных структур и, в первую очередь, органов исполнительной власти и управления всех уровней. Вместе с тем государство призвано оказывать поддержку деятельности общественных объединений, благотворительных фондов и других организаций, прямым или косвенным образом занимающихся проблемами семьи. На уровне региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления важно обеспечивать координацию деятельности всех государственных и общественных структур, связанных с решением вопросов семьи.

      

 

    Библиографический список 

    
  1. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка. Как изменить отношения в школе. М., 2003.
  2. Кибирев А.А. Формы социализации личности безнадзорного ребёнка в социально-ориентированном образовательном пространстве. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск 2003. С. 38-43.
  3. Кибирев А.А., Сеньчукова И.В. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Хабаровск, 2004.
  4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.Г. Силяевой. – 2-е изд., стереотип. – Москва: Издательский центр «Академия», 2004 г.
  5. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков /Под ред. А.Б. Фоминой. М., 2003.
  6. Ревенко Н.В. Семья как объект социальной работы: Учебное пособие для студентов по дисциплине «Семьеведение» для специальности «Социальная работа» / Н.В. Ревенко. – Мурманск: Изд-во МГТУ, 2006 г.
  7. Сеньчукова И.В., Малафеева А.И. Модель центра социально педагогической адаптации. Хабаровск, 2002.
  8. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е.И.Холостовой. - Москва: Юристъ, 2001 г., с.326-327.
  9. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – Москва. 2004 г.

Информация о работе Формы работы социального педагога с семьей