Формы социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 07:33, реферат

Краткое описание

Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления.
К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить:
1. способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;
2. круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного фи-нансового источника;
3. виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъ-ектов;
4. систему органов осуществляющих социальное обеспечение.

Вложенные файлы: 1 файл

Формы социального обеспечения.docx

— 32.28 Кб (Скачать файл)

 

 Формы социального обеспечения.

Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления.

К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить:

1. способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;

2. круг субъектов, обеспечиваемых  за счет средств определенного  фи-нансового источника;

3. виды обеспечения за счет  данного источника конкретного  круга субъ-ектов;

4. систему органов осуществляющих  социальное обеспечение.

Формы социального обеспечения постоянно трансформируются. Ис-пользуемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно квалифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также местные, локальные. Централизованные формы в свою очередь подразделяются на:

* обязательное социальное страхование;

* социальное обеспечение за  счет бюджетных средств;

* смешанную форму социального  обеспечения, принимаемую для определенных  специальных субъектов.

Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюд-жета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства этих фондов изъятию не подлежат и являются федеральной собственностью.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательно-го социального страхования являются: страховые взносы, дотации, другие средства федерального бюджета.

Управление системой обязательного социального страхования осуще-ствляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией и законодательст-вом РФ.

В России с начала 90-х годов созданы как самостоятельные кредитно-финансовые системы четыре фонда:

- Пенсионный Фонд РФ;

- Фонд социального страхования  РФ;

- Государственный фонд занятости  населения РФ;

- и фонды обязательного медицинского  страхования. Основными доходами  этих фондов являются страховые  взносы.

С января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фонды уплачиваемых в составе единого социального налога средств осуще-ствляется налоговыми органами РФ. Что касается порядка расходования средств, зачисляемых в фонды, а также иных условий, связанных с использо-ванием этих средств, то они, как и прежде, устанавливаются законодательст-вом РФ.

Виды страхового обеспечения соответствуют конкретным видам соци-ального страхового риска.

ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» к видам со-циальных страховых рисков относят следуюпще: необходимость получения медицинской помощи; временную нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потерю кормильца; признание безработным; смерть застрахованно-го лица или нетрудоспособных членов его семьи; находящихся на его ижди-вении.

Вторая централизованная форма социального обеспечения - это соци-альное обеспечение за счет бюджетных средств. При этом имеются в виду выделение ассигнований на нужды социального обеспечения из средств не только федерального бюджета, но и из бюджетов субъектов Федерации, ме-стных бюджетов. Централизованный характер данного организационно-правового способа осуществления социального обеспечения выражается в том, что круг обеспечиваемых и виды социального обеспечения устанавли-ваются федеральными законами, в связи с чем имеют обязательную силу на всей территории России, то есть гарантируются самим государством. На фе-деральном уровне определяется также источник финансирования расходов: либо средства федерального бюджета, либо средства бюджета субъекта РФ, либо средства местных бюджетов.

К кругу лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, относятся лица, получающие обеспечение в связи с определенной общественно-полезной деятельностью; все население страны, обеспечиваемое определен-ными видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудом чело-века.

Многообразие видов социального обеспечения за счет бюджетных средств обусловливает и многообразие органов, предоставляющих такое обеспечение. Это специальные службы определенных ведомств, а также ор-ганы социальной зашиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, опеки и попечительства и др.

На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна - тре-тья централизованная форма социального обеспечения социального обеспе-чения, хотя всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функ-ционирующих форм, она еще не обладает. Речь идет о смешанной форме со-циального обеспечения, когда государство одновременно использует в отно-шении определенных субъектов первую и вторую форму социального обес-печения. В данном случае на социальное обеспечение указанных трудящих-ся, предоставляемое в связи с особой их деятельностью, в качестве финансо-вого источника используются одновременно как средства фонда социального страхования, так и бюджетные средства. Какого-либо особого способа акку-муляции средств для этих целей сегодня пока не установлено.

К кругу лиц, на которых распространяется смешанная форма социаль-ного обеспечения, относятся судьи, прокурорские работники, государствен-ные служащие, депутаты.

Наряду с централизованными, выделяются региональные формы социального обеспечения.

Конституция РФ относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и субъектов Федерации. Реализуя свое право на регулирование ука-занных отношений, субъекты РФ принимают собственные законы и другие акты, которые не могут понизить федеральный уровень стандарта в социаль-ном обеспечении. Следовательно, этот уровень может быть только повышен. Региональные формы социального обеспечения представляют собой органи-зационно-правовые способы осуществления дополнительных мер по соци-альному обеспечению населения на уровне субъекта РФ за счет его собст-венных финансовых источников. При этом круг лиц, пользующихся допол-нительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, кото-рые ее предоставляют, определяются самими субъектами РФ.

К числу местных, локальных форм социального обеспечения относятся организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер со-циальной защиты населения, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений, коллективного договора. Именно эти органы и субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц для которых предусматриваются меры дополнительной со-циальной поддержки, виды такой поддержки и способы ее предоставления. На современном этапе локальные формы приобретают особое значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могут своевременно реа-гировать на все социальные риски локального характера, хотя ресурсы здесь пока еще не ограничены.

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В.С. Андреев ввел понятие формы СО в оборот. В литературе нередко под формами понимают денежное или натуральное обеспечение. Это бытовое понятие, оно не имеет юридического значения и ничего общего с формами как организационно-правовыми способами предоставления СО. Все формы СО делятся на централизованные, региональные и локальные. Понятие формы СО как организационно-правовые способы включают следующие признаки: - финансовый источник, формируемый государством за счет средств которого предоставляются СО конкретной категории граждан; - конкретная социальная категория населения, которой предоставляется СО за счет конкретного финансового источника; - виды СО, которыми пользуются конкретные социальные категории населения за счет средств финансового источника; - система органов, наделенных компетенцией по предоставления СО конкретных видов определенной социальной группе за счет конкретного финансового источника. I) Основная централизованная форма – обязательное социальное страхование работников. Она охватывает всех, кто заключает трудовой договор, т.к. застрахованным признается любое лицо, с которым заключен трудовой договор, со дня вступления данного договора в силу (независимо от того, выполнял ли работодатель свою юридическую обязанность по уплате страховых платежей во внебюджетные фонда за данного застрахованного à есть постановление КС по данному поводу в части страхования в силу закона (если б ещё реквизиты дала… эх, мечты-мечты…)). В систему обязательного пенсионного страхования включают также лиц, работающих по гражданско-правовому договору. Их право на пенсионное обеспечение обуславливается фактической уплатой за них страховых платежей. Такие работники имеют право на СО при условии добровольного присоединения к этой системе и уплате взносов в Фонд социального страхования. Финансовые источники формы: -  Пенсионный Фонд России, куда работодатель в обязательном порядке платит за каждого застрахованного (по месту жительства каждого застрахованного в территориальном отделении Фонда открывается лицевой счет на застрахованного работника, который состоит из двух частей: помесячного заработка (1) и суммы уплаченных с него платежей в распределительную систему (2). Общая сумма поступивших платежей с 01.01.2002 по день обращения за пенсией – пенсионный капитал застрахованных. На базе пенсионного капитала застрахованного будет определяться размер страховых пенсий этому лицу.  У лиц 1957 года и родившихся позже во второй части лицевого счета указываются страховые платежи, которые формируют накопительную часть его пенсии. Из 20% страховых платежей на сегодня от Фонда оплаты труда и конкретной заработной платы 6% идет в накопительную часть, т.к. государство не гарантирует защиту накопительной пенсии от инфляции, то ко времени выхода на пенсию сумма существенно обесценивается. - Фонд социального страхования, куда все работодатели уплачивают страховые взносы, но индивидуальной разбивки взносов на з/п нет. Платежи начисляются с Фонда оплаты труда (2,9% его общей стоимости, а до 2004 года это были 5,4%) - Фонд обязательного инвестиционного страхования, за счет средств которого осуществляется бесплатное лечение застрахованного Социальная категория обеспечиваемого: - все застрахованные (в основном, по трудовому договору) + пенсионное страхование по ГП договорам + добровольно присоединившиеся к системе социального страхования. Виды обеспечения: - страховые пенсии по старости, инвалидности, потери кормильца - пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком до полутора лет, возмещению вреда в случае повреждения здоровья лица от несчастного случая на производстве или в связи с профессиональным заболеванием, пособия на погребение застрахованного либо членов его семьи Система органов, предоставляющих СО застрахованным: органы пенсионного фонда, фонда социального страхования, работодатель и в определенной степени профсоюзы (путевочки-с) Обязательное социальное страхование по своей экономической сущности есть отложенная часть заработной платы застрахованного в виде страховых взносов работодателей. à цена рабочей силы на рынке труда как уникального товара è  чем ниже страховые платежи, установленные государством для работодателей, тем ниже заработная плата и, соответственно, тем ниже уровень СО застрахованного в порядке обязательного страхования à задача государства: найти оптимальное соотношение труда и капитала. II) Централизованная форма – социальное обеспечение за счет бюджетных средств. Финансовые источники: средства бюджета. Круг источников: все население РФ, включая застрахованных. Виды обеспечения: - социальные пенсии каждому нетрудоспособному; - пособия по безработице, пособия в связи с рождением ребенка в любой семье, пособия по уходу за ребенком до полутора лет, пособия беженцам и вынужденным переселенцам; - компенсационные выплаты (по уходу неработающего за инвалидом, престарелым, ребенком до 18 лет); - субсидии (приобретение жилья, оплата коммунальных услуг, иные целевые выплаты) - «натуральные виды СО»: содержание инвалидов, престарелых, детей в соответствующих социальных учреждениях, медицинская и лекарственная помощь, санитарно-курортное лечение - льготы различного рода по системе СО III) Централизованная форма – смешанная форма СО. Охватывает определенные категории работающих, которые пользуются как СО в порядке обязательного социального страхования, так и в порядке бюджетного финансирования в связи с со своей служебной деятельностью. Это пенсионное обеспечение государства = доплаты к пенсиям государственным служащим, чиновникам etc  VI) Региональные формы СО. Устанавливаются на уровне субъектов РФ, дополняют централизованные формы. Все признаки определяются самим субъектом. Локальные формы действуют на уровне конкретных предприятий и организаций (аналогично региональным формам). 
 
Вопросы права социального обеспечения в последние годы исследовались в юридической литературе стран ЕврАзЭС. К числу таких вопросов относятся: понятие социальной защиты населения и социального обеспечения; система социального обеспечения; предмет права социального обеспечения; система права социального обеспечения.

Понятие социальной защиты населения и социального обеспечения. В научной литературе и законодательстве стран ЕврАзЭС используются такие ключевые понятия, как "социальная защита населения" и "социальное обеспечение". Под социальной защитой населения как и в России, так и в некоторых других странах ЕврАзЭС понимают деятельность государства, органов местного самоуправления и работодателей по созданию условий для нормальной жизнедеятельности населения. При этом социальное обеспечение входит в социальную защиту населения.

Именно такой подход характерен для учебника по праву социального обеспечения Республики Казахстан <1> и диссертации А.Х. Маликовой из Республики Таджикистан <2>. В отличие от этого в белорусском учебнике по праву социального обеспечения о социальной защите населения даже не упоминается, речь идет лишь о социальном обеспечении <3>.

--------------------------------

<1> См.: Жумангулов Г.М., Ахметов А., Ахметова Г. Право социального обеспечения: Учебник. Алматы, 2005. С. 22.

<2> См.: Маликова А.Х. Организационно-правовые аспекты функции государства по социальной защите престарелых и инвалидов в Республике Таджикистан: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 8.

<3> См.: Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. И.В. Гущина. Минск, 2002. С. 74 и след.

Если вести разговор о природе социального обеспечения, то здесь можно также найти своеобразие во взглядах коллег из других стран по нашей отраслевой науке. Так, в казахстанском учебнике по праву социального обеспечения утверждается, что социальное обеспечение - это форма распределения материальных благ не за труд <4>. Что же касается уже упоминавшегося белорусского учебника по праву социального обеспечения, то в нем указывается, что социальное обеспечение носит алиментарный характер <5>. При этом под алиментарностью понимается не целевое назначение материальных благ, а юридический способ распределения этих благ. Получается, что они распределяются бесплатно. Как известно, подобные взгляды были характерны для ряда советских ученых в 70-х годах прошлого века (А.Д. Зайкин, Р.И. Иванова и др.).

--------------------------------

<4> См.: Жумагулов Г.М., Ахметов А., Ахметова Г. Указ. соч. С. 15.

<5> См.: Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. И.В. Гущина. С. 20 - 22.

Представляет интерес трактовка учеными государств - членов ЕврАзЭС вопросов системы права социального обеспечения как отрасли национального права. Воспользуемся содержанием имеющихся в нашем распоряжении казахстанского и белорусского учебников по праву социального обеспечения. Каждый из этих учебников имеет соответствующие достоинства и недостатки. Например, в казахстанском учебнике выделяются Общая, Особенная и Специальная части отрасли. И это следует одобрить. Однако при наполнении содержания Общей части отрасли не всегда проводятся различия между Общей частью отрасли права и Общей частью отраслевой науки. Так, к Общей части отрасли права отнесены правоотношения в сфере социального обеспечения и источники права социального обеспечения. Среди правовых институтов Особенной части перечислены правовые институты пенсий по старости, по инвалидности, за выслугу лет, социальных пенсий, пенсий по случаю потери кормильца, социального обслуживания, пособий по безработице, пособий по временной нетрудоспособности. В то же время здесь отсутствуют правовые институты медицинской помощи, социальной поддержки (льгот), государственной социальной помощи, а также пособий на детей.

Трудно согласиться и с содержанием Специальной части отрасли права социального обеспечения по казахстанскому учебнику. В Специальную часть отрасли включено международно-правовое регулирование социального обеспечения, а также законодательство зарубежных стран о социальном обеспечении. Таким образом, не проводится различие между отраслью права, отраслью законодательства, отраслевой наукой и учебной дисциплиной.

Много внимания вопросам системы права социального обеспечения уделено в белорусском учебнике (С. 55 - 69). Авторы учебника различают основные, генеральные, функциональные, предметные (материально-регулятивные), процессуально-процедурные или ограничительные правовые институты. Также в данном учебнике указывается, что в составе отрасли права социального обеспечения Республики Беларусь имеются две подотрасли: пенсионное право и право обеспечения граждан пособиями. Кроме того, выделены правовые институты обеспечения граждан бесплатным медицинским и санаторно-курортным лечением, а также услуг, льгот, натуральных материальных благ гражданам при содержании и воспитании детей в дошкольных и внешкольных учреждениях. Что касается Общей части отрасли, то ее содержание в белорусском учебнике не определено.

Немало полезного по вопросам системы права социального обеспечения содержится в украинских учебниках по праву социального обеспечения. В учебнике под редакцией П.Д. Пилипенко <6> предпринята попытка детальной разработки содержания Общей части данной отрасли права. По мнению авторов этого учебника, в Общую часть отрасли входят следующие правовые институты. Во-первых, институт, который определяет сферу действия и предмет правового регулирования отрасли. Во-вторых, институт правосубъектности. В-третьих, институт государственных социальных стандартов и социальных гарантий. В-четвертых, институт социальных рисков. В-пятых, институт принципов. В-шестых, институт обязательного государственного страхования. В-седьмых, институт реализации права на социальное обеспечение. Поддерживая в целом изложенное выше содержание Общей части отрасли, хотелось бы высказать несколько соображений. Первый правовой институт целесообразно было бы именовать "основной". Наличие шестого правового института сомнительно, так как нормы об обязательном государственном социальном страховании преимущественно относятся к финансовому праву. Наконец, институт реализации права на социальное обеспечение следовало бы определить в состав специальной части отрасли.

--------------------------------

<6> См.: Право социального обеспечения / Под ред. П.Д. Пилипенко. Киев, 2006.

В украинском учебнике по праву социального обеспечения под редакцией П.Д. Пилипенко Особенная часть отрасли именуется Специальной частью. Авторы учебника включили в Специальную часть три правовых института: страховых и нестраховых пенсий с двумя соответствующими подынститутами; страховых и нестраховых пособий; социальных льгот и социального обслуживания. Как видно, Специальная часть включает меньшее число правовых институтов, чем Общая. Кроме того, в Специальной части отсутствуют правовые институты о медицинской помощи, о государственной социальной помощи, а также об обеспечении лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Информация о работе Формы социального обеспечения