Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 07:33, реферат
Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления.
К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить:
1. способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;
2. круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного фи-нансового источника;
3. виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъ-ектов;
4. систему органов осуществляющих социальное обеспечение.
В то же время нельзя не отметить, что в рассматриваемом украинском учебнике кроме системы отрасли права изучена система законодательства о социальном обеспечении, а также система науки и учебной дисциплины.
В учебнике И.М. Сироты к Общей части отрасли права отнесены нормы, характеризующие предмет, задачи отрасли, сферу действия норм права и др. <7>. Касаясь группы правовых норм, регулирующих пенсионные отношения, И.М. Сирота отказался от своего же мнения о наличии пенсионного права как подотрасли <8> и определил наличие ряда правовых институтов, соответствующих каждому виду пенсий. Кроме того, он считает, что реально существуют такие правовые институты: пособий по социальному страхованию; государственных пособий семьям с детьми; социального обслуживания; охраны и защиты прав граждан на социальное обеспечение.
------------------------------
<7> Сирота И.М. Право социального обеспечения. Харьков, 2006. С. 33.
<8> См.: Там же. С. 34.
В странах - членах ЕврАзЭС опубликованы и другие учебные и научные издания по праву социального обеспечения. Таковы монография Б.И. Сташко "Теория права социального обеспечения" (Киев, 2005), учебное пособие Ж.А. Хамзиной "Социально-обеспечительные правоотношения в Республике Казахстан" (Алматы, 2002), авторефераты кандидатских диссертаций Я.А. Пожого "Источники права социального обеспечения Республики Беларусь" (М., 2003) и М.П. Копыльского "Охрана прав граждан на пенсионное обеспечение в Республике Беларусь" (М., 2003), монография А.Е. Думбаева и Т.В. Поповой "Инвалид, общество и право" (Алматы, 2006) и др.
Переходя к законодательству, следует прежде всего отметить, что во всех странах - членах ЕврАзЭС приняты свои законы о пенсионном обеспечении граждан. Поскольку об этом будет сказано в других статьях, я касаться этой темы не буду. Второе, что я хотел отметить, - это принятие в Республике Казахстан Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения от 18 сентября 2009 г. Об этом Кодексе будет сказано в статье И.В. Григорьева, поэтому его я также не буду касаться.
Какие же нормативные правовые акты стран - членов ЕврАзЭС полезны для российского законодателя, научных работников и преподавателей, занимающихся правом социального обеспечения?
По вопросам обеспечения семей, имеющих детей, интерес представляют:
1) Закон Республики Беларусь от 30 октября 1992 г. "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей";
2) Закон Республики Казахстан от 28 июня 2005 г. "О государственных пособиях семьям, имеющим детей";
3) Положение о назначении и
выплате пособия семьям с
В белорусском законе интерес представляет то, что он предусматривает назначение государственного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, а также по уходу за ребенком до трех лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком. Весьма своеобразно в Республике Беларусь определяется размер пособия по беременности и родам. Так, женщинам, работающим на основе трудовых договоров, размер пособия составляет 100% среднедневного заработка, но за каждый календарный месяц не более 3-кратной величины средней заработной платы в Республике и не менее минимального размера этого пособия. Минимальный размер данного пособия равен в месяц 50% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума на душу населения. Оригинально в Белоруссии определяется и размер пособия в связи с рождением ребенка. При рождении первого ребенка размер пособия составляет 5-кратную наибольшую величину бюджета прожиточного минимума, при рождении второго и последующих детей - 7-кратную величину. От бюджета прожиточного минимума исчисляется и размер пособия по уходу за ребенком до трех лет: 80% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума. Нельзя не сказать и о белорусском пособии на детей старше трех лет. Его размер дифференцируется в зависимости от дохода семьи. В размере 30% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума пособие назначается, если средний совокупный доход на члена семьи в месяц не превышает 60% бюджета прожиточного минимума. Пособие составляет 50% указанного выше размера, если средний совокупный доход на члена семьи не превышает 80% бюджета прожиточного минимума.
В Законе Республики Казахстан "О государственных пособиях семьям, имеющим детей" обращает на себя внимание установление размеров пособий при рождении детей, а также пособий по уходу за ребенком в зависимости от того, на какого по счету ребенка назначается пособие. Кроме того, размеры пособия определяются из месячного расчетного показателя. Например, пособие по уходу за первым ребенком составляет 5,5 этого показателя, за вторым - 6,5, за третьим - 7,5, за четвертым и следующими - 8,5.
В Узбекистане решение о назначении и выплате пособия на детей семьям принимается сходом граждан (собранием представителей) поселка, кишлака, аула или комиссией, уполномоченной сходом для принятия таких решений. Пособия назначаются лицам, нуждающимся в получении пособия. Размер пособия: на одного ребенка - 50% минимальной оплаты труда, на двух детей - 100%, на трех и более - 140%.
Из других актов Республики Узбекистан следует упомянуть Закон "Об основах государственной молодежной политики", Закон "О социальной защищенности инвалидов", Закон "Об обязательном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Указ Президента Республики Узбекистан "О дополнительных мерах по материальной и моральной поддержке молодых семей".
Несколько важных социальных законов и подзаконных актов приняты в Кыргызской Республике. Это следующие законы: "О государственном социальном страховании", "О гарантированных государственных минимальных социальных стандартах". К подзаконным актам относятся Положение о порядке назначения и выплаты пособия по беременности и родам и временной нетрудоспособности".
В Республике Таджикистан действуют законы "О государственном социальном страховании" и "О прожиточном минимуме".
Рассмотрение указанных выше вопросов привело к следующим выводам.
1. Возможна подготовка
2. Существует необходимость
3. Весьма желательно разработать
модельные законы: "О пособиях
по временной