Фундаментальное основание системы социологических воззрений Маркса – теория «материалистического понимания истории»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 15:42, контрольная работа

Краткое описание

Отмечая роль марксизма в развитии социологической мысли, нельзя в то же время не указать его слабые стороны. Среди недостатков марксистской теории многие социологи, прежде всего, выделяют присущий, ей экономический детерминизм, который привел к игнорированию роли культурных и духовных факторов в жизни общества. К существенным недостаткам марксизма относят также преувеличение значения классовой борьбы, революционного насилия в истории, недооценку реформ, механизмов социальной интеграции, поиска согласия в обществе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Фундаментальное основание системы социологических воззрений Маркса – теория «материалистического понимания истории»………………………………………………………………………...…5
«Конфликтологический аспект» в марксистской теории общества…...15
Заключение…………………………………………………………………...…..21
Список литературы………………………………………………...…………….23

Вложенные файлы: 1 файл

социология.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Фундаментальное основание системы социологических воззрений Маркса – теория «материалистического понимания истории»………………………………………………………………………...…5
  2. «Конфликтологический аспект» в марксистской теории общества…...15

Заключение…………………………………………………………………...…..21

Список литературы………………………………………………...…………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Особое место в истории  социологической мысли занимает учение Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895), основой которого служило диалектико-материалистическое понимание исторического процесса. В целом в марксизме преобладала разработка общетеоретической социологии. В той или иной степени это нашло отражение в главных трудах Маркса и Энгельса («Немецкая идеология», «Нищета философии», «Критика политической экономии», «Капитал» и др.).

Несмотря на философскую  и идеологическую ориентацию марксистской теории общества, следует признать, что она, безусловно, содержала немало ценных идей, обогативших общественную мысль XIX в. Наиболее существенные положения социологической теории марксизма сводятся к следующему:

  • понимание общества как социальной системы, включающей ряд подсистем (экономическую, политическую, правовую, моральную и др.) при определяющей роли, в конечном счете, экономической. При этом способ производства рассматривается как системообразующий компонент социальной системы, определяющий ее качественную характеристику;
  • интерпретация социальной истории как естественно-исторического процесса, основанного на последовательной, поступательной и закономерной смене общественно-экономических формаций – первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Каждая из них отличается присущим ей способом производства и, прежде всего системой производственно-экономических отношений. Этим, в конечном счете, определяются особенности социальной структуры, политической системы и духовной жизни общества каждой формации;
  • обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Последнее выступает как отражение социальной практики людей, различных видов их совместной деятельности. Тем самым объясняется природа, сущность и содержание общественного сознания;
  • объяснение социального конфликта в качестве источника общественного прогресса, поступательного развития общества. В марксистской интерпретации социальный конфликт – это не временное или локальное явление, а постоянный и органический компонент общественной жизни. Показав положительную роль конфликтов в жизни общества, Маркс и Энгельс, по сути, заложили основы конфликтологического направления в социологии;
  • в рамках социологической теории марксизма возникла одна из первых концепций социальной стратификации. Выделив в качестве главного фактора социальной дифференциации собственность на средства производства, Маркс и Энгельс представили социальную структуру общества как систему отношений между экономическими классами.

Отмечая роль марксизма  в развитии социологической мысли, нельзя в то же время не указать  его слабые стороны. Среди недостатков марксистской теории многие социологи, прежде всего, выделяют присущий, ей экономический детерминизм, который привел к игнорированию роли культурных и духовных факторов в жизни общества. К существенным недостаткам марксизма относят также преувеличение значения классовой борьбы, революционного насилия в истории, недооценку реформ, механизмов социальной интеграции, поиска согласия в обществе.

Не подтвердились на практике и  многие прогнозы марксистской социологии, в частности утверждение о неизбежности всемирной победы социализма в обозримом будущем, о неуклонном росте численности пролетариата и возрастании его революционной роли, об усилении абсолютного и относительного обнищания трудящихся при капитализме, о сокращении средних слоев населения и др.

 

 

  1. Фундаментальное основание системы социологических воззрений Маркса – теория «материалистического понимания истории».

Учение Карла  Маркса  об истории человеческого  общества складывалось  в процессе формирования марксистской философии в целом.  В его основе  лежит базовая для всей философской системы  Маркса  идея  о  материальной  природе мира, о том, что в мире нет ничего, кроме материи и законов  ее  движения  и изменения. При этом в качестве метода познания  используется  диалектический материализм. Именно с этих позиций исследуются  общие  законы  исторического развития и формы их реализации в деятельности людей.

      Впервые  материалистическое понимание истории  освещается  в  совместной работе  Маркса  и  Энгельса  «Немецкая  идеология»  (1845-1846  гг.).  Здесь история  определяется  как  «…последовательная  смена  отдельных  поколений, каждое из которых использует  материалы,  капиталы,  производительные  силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями».

      В  рамках   своего   учения   Маркс   доказывает,   что   материальное производство – объективное,  необходимое  условие  общественной  жизни.  Но главное, что было доказано Марксом и из чего вытекают  все  его  последующие открытия, по словам Т.  И.  Ойзермана, – это  то,  что человечество  само создает  объективные  условия,   которые   определяют   его   развитие.   Ни географические условия, ни климат, ни другие естественные факторы  не  могут быть определяющей силой общественно-исторического процесса. Такой  силой,  в конечном счете, являются производительные силы.

      Категорию производительных  сил,  как  и   другие  ключевые  категории материалистического  понимания  истории,  Маркс  выводит  из  одного  общего основания – материальной природы человека, его потребностей и  деятельности, направленной на их удовлетворение. «Первая предпосылка  всякой  человеческой истории, – читаем мы в «Немецкой идеологии», – это  …  существование  живых человеческих индивидов… Сами они начинают отличать  себя  от  животных,  как только начинают производить  необходимые  им  средства  к  жизни…  Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят  и  самоё свою материальную жизнь».

      Итак,  свое  начало  история   человеческого  общества  берет   в   мире материальных   вещей.   На   этом   общем   основании   покоятся   категории «общественное  бытие»,  «общественное  сознание»,  «производительные  силы», «производственные отношения»,  «базис»,  «надстройка»,  при  помощи  которых конструируется логика изложения материалистического понимания истории.

В рамках материалистического  понимания истории центральное  место занимало учение об общественной формации. По существу это была одна из первых в истории социологии системных  концепций общества, в которой  дается его объяснение и показываются перспективы социального развития. В основе теории общественной формации находится использование большого фактического материала. Понятием «формация» Маркс охватил весь комплекс явлений и процессов общественной жизни в рамках исторически определенного этапа социального развития.

Маркс чаще пишет всего  о пяти, сменяющих друг друга общественных формациях (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической). В ряде работ им высказывается  соображение об особом типе общества, названном азиатским способом производства и включающем в себя типологические характеристики нескольких формаций, причудливо и одновременно сочетающиеся в жизни ряда азиатских стран. Главная среди этих характеристик — зависимость всех трудящихся (рабов, крепостных, наемных рабочих) в первую очередь от государства, а не классов, владеющих средствами производства.

Исходный пункт истории  человечества и его  дальнейшего  развития,  как уже отмечалось, образует производство средств существования.   Но  при  этом люди не свободны в выборе производства. То или иное  поколение  застает  его готовым. Оно наследует производство от прошлых поколений.

В  «Капитале»  Маркс  характеризует  производство  как  целесообразную деятельность  людей  для  создания  потребительных  стоимостей   с   помощью производительных сил. Простыми моментами процесса труда являются:  1)  труд, 2) предмет труда и 3) орудия труда.

Производство включает в себя две стороны: во-первых, отношение  людей к природе, степень овладения ее  силами,  т.  е.  производительные  силы,  во-вторых, отношения самих людей друг  к другу в процессе  овладения силами природы, т. е. производственные отношения.

Производительные силы — одно из  наиболее  общих  и  основных  понятий марксистской  философии.  В  этом  понятии  выражается  основное   отношение человека к природе. К  производительным  силам  относятся  люди  и  средства производства.  Производительные   силы   представляют   собой   органическое единство всех входящих в них элементов, взаимно  связанных  между  собой  на основе всей системы разделения труда в обществе.

Силы природы и ее предметы становятся  производительными  силами  лишь тогда, когда они соединяются с рабочей силой человека,  т.  е.  выступают  в качестве средств.

Производительные  силы   представляют   собой   конкретно-историческое единство производителей и средств производства, целостную систему  личных  и вещных элементов, внутренне связанных кооперацией и разделением труда.

Но  указанные  элементы  играют  не   однозначную   роль   в   системе производительных    сил.    Главной    производительной    силой    являются производители, трудящиеся.

Для развития техники  всегда требуются соответствующие  кадры  рабочих, которые  приводят  ее  в  движение.  Люди,  овладевшие  техникой  и научным знанием,  являются  решающим  фактором   производства   на   любой   ступени общественно-исторического   развития.   В   конечном    счете,    источником производительных сил является трудовая деятельность людей.

Производительные  силы,  в  конечном  счете,  по   выражению   Маркса, представляют собой  результат  трудовой  энергии  людей.  Люди,  побуждаемые материальными интересами, создают  и  усовершенствуют  орудия  производства, добывают  предметы  труда.  Маркс  замечает,  что  «развитие   общественного индивида — вот что выступает  в  качестве  основного  устоя  производства  и богатства».

Первая производительная сила — трудящиеся —  имеет  всегда  конкретно-исторический характер. В  определенных  общественных  условиях  она  обладает специфическими общественными свойствами. Член  первобытного  общества,  раб, крепостной крестьянин, наемный рабочий, работник социалистического  общества —  вот  этапы   ее   развития.   В   этом   качественном   различии   данной производительной силы отражаются особые общественные отношения, при  которых она  функционирует.  Процесс  труда  не  только   выражает   собой   затрату физической и духовной энергии, но  и  исторически  сложившиеся  общественные отношения.

  Орудия труда — это предметы или сочетание предметов, с помощью которых человек  воздействует  на  природу.   Посредством   орудий   труда   человек производит преднамеренные изменения  в  предмете  труда.  С  помощью  орудий человек  материализует  свой  труд,  благодаря  чему   происходит   передача последующим  поколениям  накопленного   в   обществе   труда,   общественных отношений.

В процессе развития производства люди  вступают  в  отношения  друг  к другу. Эти общественные  отношения,  возникающие  в  процессе  производства, называются производственными. Они соответствуют   определенному   уровню развития производительных сил. Производственные отношения  характеризуют  то или иное соединение средств производства с  рабочей  силой.  Маркс  в  своем анализе производственных отношений подчеркивал их общественный характер. Он писал, что производство обособленного  индивида  вне  общества — такая  же бессмыслица, как развитие языка  вне  совместно  живущих  и  разговаривающих между собой индивидов.

Производственные отношения людей — это их первичные отношения, которые определяют  все  остальные  общественные   отношения.   Они материальны, складываются в процессе производства, возникают  объективно,  в  результате действия законов  экономического развития.  Производственные отношения не зависят от воли людей, они не могут устанавливаться произвольно.

Вместе  с  производительными  силами  люди  наследуют  и  определенные общественные отношения  производства. Характер  производственных отношений людей неизбежно меняется  вместе  с преобразованием, изменением и ростом производительных сил. Производительные силы  и  производственные  отношения, доставшиеся   от   прежних   поколений   как   результат   их   многовековой деятельности, каждый раз становятся исходным пунктом для начала  последующей деятельности людей, для развития общества в целом.

Производственные отношения, определяемые развитием  производительных сил, характеризуются, прежде всего, формой  собственности  на  средства производства. Это главное и решающее в содержании  понятия  производственных отношений. Переход от одной  общественно-экономической формации к другой сопровождается  перераспределением   средств   производства,   сменой   форм собственности на них.

Теснейшим образом с  распределением средств  производства,  или  формой собственности на них,  связано  положение  и  взаимное  отношение  различных классов и социальных групп в общественном производстве. Форма  собственности на средства производства также определяет собой социальные формы и  характер распределения продуктов в обществе.

Производственные отношения в  обществе  определяются  формами собственности. Каждая из основных форм (первобытно – общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая) производственных отношений составляет экономическую структуру  общественно-экономической формации.

Производство в обществе функционирует как совокупность различных видов труда, обусловленных разделением труда в тесной связи с развитием техники.

Производительные силы и производственные отношения образуют  единство, в  котором  первые  составляют  содержание,  а  вторые  —  их   форму. Нет производительных сил без производственных отношений.  Производственные отношения выступают в процессе производства не в качестве внешней оболочки, а как его внутренний момент. Всякое  производство, пишет Маркс, есть присвоение благ природы внутри   определенной общественной  формы  и посредством ее.

Производительные силы и производственные отношения в   конкретно-исторической совокупности в процессе функционирования  составляют  способ производства, определяющий  всю  общественную  жизнь  данной исторической эпохи. Производительные  силы  выражают  отношение  человека к природе, а производственные отношения  —  отношения людей  друг  к  другу в процессе производства. «Каковы бы ни были общественные  формы производства, — пишет Маркс, — рабочие и средства производства всегда остаются его факторами. Но, будучи в состоянии отделения друг от друга,  и те и другие  являются его факторами лишь в возможности. Для того чтобы вообще производить, они должны соединиться.  Тот особый характер  и способ, каким осуществляется это соединение, отличает различные экономические эпохи общественного  строя».

Информация о работе Фундаментальное основание системы социологических воззрений Маркса – теория «материалистического понимания истории»