Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 21:28, реферат
Одной из актуальных тем в современном обществе на сегодняшний день является тема социально-трудовых отношений. Социальная значимость проблемы определяется тем, как такой тип отношений влияет на экономическую сферу жизни общества. Данная работа имеет целью показать типы и субъекты социально-трудовых отношений, раскрыть сущность и основные направления социальной политики, перечислить трудовые отношения партнерства, изобразить социальное партнерство в виде механизма регулирования социально-трудовых отношений, а также узнать, какой международный опыт регулирования социально- трудовых отношений.
Введение………………………………………………………………………….3
Характер социально-трудовых отношений и их влияние на экономическое поведение………………………………………………………………………….4
Типы и субъекты социально-трудовых отношений……………………………..4
Понятие производственного поведения………………………………………..8
Сущность и основные направления социальной политики………..……..…..10
Социальное партнерство как механизм регулирования социально-трудовых отношений.……………………………………… ……………………………….16
Социальные и демографические показатели жизненного уровня населения…………………………………………………………………………18
Международный опыт регулирования социально-трудовых отношений………………………………………………………………………21
Заключение…………………………………………………………………….23
Список используемой литературы…………………………………………28
Меры по осуществлению
социальной политики
Между социальной
политикой и уровнем экономического развития
общества существует взаимосвязь. Решение
многих задач социальной политики определяется
экономическими ресурсами, выделяемыми
государством. В то же время социальную
политику можно рассматривать как важнейший
фактор экономического роста, так как
именно благодаря ее целенаправленному
действию появляются условия для возрастания
и реализации инновационного потенциала
трудовых ресурсов общества.
Предметом теоретических
дискуссий является проблема эффективности
социальной политики. Одни экономисты
утверждают, что любое социальное вмешательство
снижает эффективность рыночной экономики.
Так, пособия по безработице порождают
иждивенческие настроения у человека,
делают возможным затягивание поиска
нового рабочего места. Расходы на социальное
обеспечение, являясь частью затрат на
заработную плату, делают фактор труда
слишком дорогим. Перераспределение доходов
может привести к сокращению сбережений,
уменьшению аккумулирования капитала
и, следовательно, подорвать основы экономического
роста. Другие экономисты, наоборот, подчеркивают,
что в рамках социальной политики проводятся
мероприятия, направленные на улучшение
структуры и качества рабочей силы, создание
новых рабочих мест, оказание содействия
в поиске работы. Обеспечение социальной
стабильности имеет большое значение
для создания благоприятного инвестиционного
климата в стране, что создает предпосылки
экономического роста. Этот фактор особенно
важен для стран с переходной экономикой.
Характеристика негативных
и позитивных сторон социальной политики
показывает, что ее отсутствие ставит
под угрозу социальную и экономическую
безопасность общества, оставляет обездоленными
тех, кто нуждается в поддержке со стороны
государства.
Основные направления
социальной политики. Экономисты по-разному
подходят к определению направлений социальной
политики. Наиболее приемлемым является
выделение следующих двух основных направлений:
1) обеспечение всем
трудоспособным благоприятных возможностей
и стимулов для предпринимательства и
труда, для зарабатывания максимально
высоких доходов путем любой законной
деятельности;
2) обеспечение определенных
социальных гарантий для нетрудоспособных,
малоимущих и безработных.
Первое направление
включает в себя комплекс таких государственных
мер, как:
• либерализация бизнеса
— освобождение его от бюрократических
преград, предоставление людям свободы
предпринимательства в рамках закона
и ответственности;
• поддержание высокой
занятости — увеличение рабочих мест,
содействие профессиональному обучению,
переквалификации, трудоустройству;
• регулирование трудовых
отношений — минимальная заработная плата,
продолжительность рабочего дня, отпусков,
охрана труда и т.д.
Второе направление
предусматривает меры, направленные на
перераспределение доходов, обеспечение
пенсиями и пособиями нетрудоспособных,
малообеспеченных и безработных, повышение
образовательного уровня и усиление медицинской
помощи всем нуждающимся.
Некоторые экономисты
важнейшими направлениями социальной
политики считают:
1) государственную
политику занятости;
2) регулирование доходов
населения и его социальную защиту;
3) социальную ориентацию
экономики.
Политика занятости
предполагает меры государства по стимулированию
роста занятости, увеличению рабочих мест,
расширению форм и условий для подготовки
и переподготовки работников, социальную
защиту безработных.
Политика регулирования
доходов и социальной защиты населения
имеет целью совершенствование механизма
формирования и распределения доходов,
улучшение системы социальной защиты
населения. Социальная ориентация экономики
— социальное подчинение народного хозяйства
задачам развития личности. Государство
принимает меры по превращению рыночной
экономики в социально ориентированную
рыночную экономику, сочетающую преимущества
современного высокоразвитого рыночного
хозяйства с обеспечением социальной
справедливости и эффективной социальной
защиты населения.
Социальное партнерство как механизм регулирования социально-трудовых отношений.
Социальное партнерство — система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей, основанная на равном сотрудничестве.
Развитие социального
партнерства в его различных
формах — важная составная часть процесса
усиления социальной направленности современной
рыночной экономики, ее социализации.
В системе социального партнерства интересы работников
Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.
В индустриально развитых странах социальное партнерство принимает различные формы. Так называемая корпоративистская система предполагает использование специальных органов, процедур и механизмов. Она получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. В Австрии, например, социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий, как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. В странах, где специальные институты социального партнерства отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания, США, Канада). Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий, парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний.
В России система социального партнерства в его трипартистском варианте еще только делает первые шаги. Главное — не задействованы механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых соглашений. Вместе с тем в отдельных отраслях (например, в угольной) выполнение отраслевых тарифных соглашений уже привело к некоторому улучшению материального положения рабочих и росту производства. Чтобы социальное партнерство в РФ развивалось более активно, государству необходимо проводить его пропаганду. Это можно осуществлять при помощи социальной рекламы, проведения различных конференций, круглых столов, семинаров, разъяснительных работ, создания интернет-сайтов, посвященных теме социального партнерства, а также посредством активного сотрудничества со СМИ. Все вышеперечисленные мероприятия должны освещать следующие аспекты:
1) участие в социальном
партнерстве экономит время на
решение проблем, связанных с
неудовлетворенностью
2) заинтересованность в
конструктивном и
3) наиболее оптимальный
способ достижения
Социальные и демографические показатели жизненного уровня населения
Международно-правовое регулирование труда представляет собой регламентирование с помощью международных соглашений государств (многосторонних и двусторонних договоров) и других международно-правовых средств вопросов, связанных с применением наемного труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников.
В науке трудового
права под международно-правовым
регулированием труда следует понимать регулирование
Международные нормы, касающиеся трудовых отношений, направлены на то, чтобы усовершенствовать систему внутреннего национального трудового права. При этом обязанность государства - члена Международной организации труда (МОТ) - внести изменения в свою систему права в соответствии с конвенциями МОТ возникает лишь постольку, поскольку их нормы содержат, как правило, более льготные условия труда, нежели нормы внутреннего закона. Поэтому трансформация международных норм о труде имеет все-таки определенную специфику.
Международная
организация труда в настоящее время занимает
важное место среди субъектов международно-правово
От других международных организаций МОТ отличается одной важной особенностью: представители трудящихся и предпринимателей участвуют в определении ее политики на равных правах с представителями правительств, т.е. она строится по принципу равного трипартизма, что отражает своего рода социальное партнерство на международном уровне. Это одна из разновидностей защиты прав человека, институт, который в настоящее время успешно утвердился в современном трудовом праве. Формой международно-правового регулирования труда являются конвенции и рекомендации о труде, разработанные МОТ
Одним из главных
источников международно-правов
Конвенции и рекомендации МОТ разрабатываются и принимаются Международной конференцией труда с использованием одинаковой процедуры. Их принятию предшествует обсуждение на двух последовательных международных конференциях (сессиях МОТ). МБТ готовит предварительные доклады, в которых обобщаются законодательство и практика в различных странах. Каждая конвенция (рекомендация) обсуждается специальной комиссией, сформированной конференцией, и должна быть одобрена большинство в 2/3 присутствующих делегатов.
Заключение
Социально-трудовые отношения в современной России до сих пор испытывают влияние затяжного трансформационного кризиса. Это проявляется в ломке сложившихся стереотипов трудового поведения, ущемлении социальных и трудовых прав и усилении социально-экономического неравенства работников, обострении социальной отчужденности на российских предприятиях, снижении престижа производительного и добросовестного труда. Сохраняются неоправданные различия в оплате труда в отраслевом и региональном разрезах. Очень высокий по мировым стандартам разрыв в заработках наиболее и наименее оплачиваемых работников существенно ослабляет мотивацию к эффективному труду, отрицательно сказывается на производительности и экономическом росте, снижает уровень жизни значительной части населения, для которой наемный труд является основным источником доходов [1, c. 99].
Трудовые отношения, возникающие между работодателем и работником, основаны на трудовом договоре, заключаемом между сторонами в соответствии с Трудовым кодексом РФ. В ст. 15 Трудового Кодекса РФ законодатель определяет понятие трудовых отношений как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Во всех случаях сторонами трудовых отношений являются работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, и работодатель — физическое либо юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником.
Информация о работе Характер социально-трудовых отношений и их влияние на экономическое поведение