Ценности и политика. Влияние ценностей на политическую жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2015 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель- рассмотреть понятие «ценность политика», определить влияние ценностей на политическую жизнь.
Задачи:
1) Проанализировать теорию ценностей.
2) Рассмотреть ценности современных обществ.
3) Рассмотреть социокультурные типы.
4) Определить как ценности влияют на политическую жизнь.
5) Проанализировать мнения о ценностях, на которые должна ориентироваться Россия и приоритеты Санкт-Петербурга.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… .2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения ценностей…………………...3
1.1. Теория ценностей……………………………………………………........4
1.2. Иерархия ценностей современных обществ……………………….....6
1.2.1. Социальные приоритеты населения США и России…………....6
1.2.2. Социокультурные типы……………………………………………...8
Глава 2. Влияние ценностей на политическую жизнь…………………….11
2.1. Ценности Российского общества……………………………………….11
2.2. Ценностные ориентации и идейно-политические позиции………...13
2.3. Мнения о ценностях, на которые должна ориентироваться Россия и приоритеты Санкт-Петербурга………………………………………………14
Выводы…………………………………………………………………………..18
Список используемой литературы…………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

ценности и политика.docx

— 378.43 Кб (Скачать файл)

  В странах Центральной и Восточной Европы представители первого социокультурного типа преобладали над представителями второго. В странах Западной и Южной Европы наблюдалось преобладание как первого типа над вторым, так и второго над первым. В среднем по Европе (а также в Германии, Франции и Испании) существовал баланс обоих типов.

  Следует отметить, что у разных возрастных групп населения России и Западной Европы зафиксированы существенные различия в соотношении двух вышеуказанных типов мотивации социального действия.

  На этих гистограммах видно, что в младших возрастных группах населения и России, и Западной Европы преобладали представители второго социокультурного типа, а в старших — первого. В средних возрастных группах наблюдалось приблизительно равное количество представителей обоих типов. Эти различия не исчезнут по мере взросления младших возрастных групп, поскольку они обусловлены не возрастной динамикой, а спецификой условий первичной социализации различных поколений людей. Решающую роль в этом процессе играют так называемые формативные годы —период жизни человека, непосредственно предшествующий зрелости. «Жизненные ценности... отражают социально-экономическую ситуацию страны не в настоящий момент, а через временный лаг, определяемый формативными годами». В эти годы складываются базовые ценности соответствующей когорты (от лат. cohortis — подразделение, отряд) — совокупности людей, достигших совершеннолетия в определенный исторический период. Многолетние (1970-1993) исследования ценностей, проведенные под руководством Рональда Инглхарта, свидетельствуют о правомерности подобного утверждения .

  На основе математической модели, построенной с использованием данных вышеупомянутого исследования ценностей (1991— 1992), Б.З. Докторов делает предположение о том, что в перспективе общие характеристики российской и западноевропейской культуры по измеренным ее параметрам могут стать практически одинаковыми . Этот прогноз станет реальностью в том случае, если в указанный период существенно сблизятся условия жизни населения Западной Европы и России. Культура помогает людям адаптироваться к меняющимся условиям жизни, поэтому образование сходных ее элементов (представлений, ценностей и норм) возможно только на основе приспособления людей к одинаковым условиям жизни. Сближение (конвергенция) культур означает не вытеснение традиционных российских Ценностей западными, а их взаимопроникновение и формирование новых ценностей, которые не будут похожи на традиционные западные и традиционные российские. Здесь важно учитывать не только развитие сотрудничества и контактов между населением России и стран Западной Европы, но и субъективное отношение россиян к данному объективному процессу.

Глава 2. Влияние ценностей на политическую жизнь.

2.1. Ценности  Российского общества.

  Анализ полученного в упомянутом выше исследовании ФОМ распределения частот выбора респондентами отдельных слов, обозначающих ценности, показывает, что политические и неполитические ценности образуют блоки на каждом уровне значимости: 50, 40, 30, 20, 10%.

Таблица 2.1.

  Ценности российского общества. Всероссийский опрос Фонда «Общественное мнение», 1993 г.

 

  Считается, что к наиболее значимым относятся те ценности, которые выбрали 50 и более процентов опрошенных. На первом Уровне значимости (от 56 до 46%) соседствуют законность и семья, на втором (45—36%) — порядок и достаток, на третьем (35—26%) — свобода и любовь, на четвертом (25—16%) — демократия и дом, на пятом (15—6%) — равенство и собственность. Мы видим, что первые три места в представлении россиян о счастливой жизни занимают: семья, достаток и любовь, а также законность, порядок и свобода.

  Межрегиональный опрос, проведенный Научно-исследовательским институтом комплексных социальных исследований (НИИКСИ) Санкт-Петербургского госуниверситета осенью 1995 г. Сикевич З.В. Расколотое сознание (этносоциологические очерки) выявил сопоставимые уровни согласия респондентов с некоторыми альтернативными суждениями «этетического» (государственнического) и «либерального» характера: «Интересы государства выше интересов отдельного человека» (46%) и «Интересы отдельного человека выше интересов государства» (54%). 3. В. Сикевич отмечает, что «подобные позиции абсолютно в равной мере отличают всех участников опроса независимо от половой принадлежности, возраста, уровня образования и местожительства».

  Внутренняя раздвоенность сознания различных социально-демографических групп населения современной России обусловлена не только концентрацией преобладающей части жизненных ресурсов в руках административного аппарата и зависимостью рядовых граждан от него, но и фактическим совпадением частных и государственных интересов не только у малообеспеченного и бедного большинства, но и у состоятельного и богатого меньшинства населения России. Российская молодая буржуазия («новые русские») так же нуждается в поддержке государства, как и люди, не имеющие в собственности ничего, кроме личного имущества. Однако единство взглядов различных классов российского общества разрушается, когда заходит речь о том, кто и как будет управлять государством.

  Сторонники и противники прихода к власти коммунистов практически одинаково (85,5 и 81,3% соответственно) согласны с тем, что «государство должно заботиться обо всех своих гражданах», однако в вопросе о соотношении интересов государства и личности они занимают зеркально противоположные позиции. Если среди сторонников коммунистов за приоритет интересов государства высказались 63%, а за приоритет интересов личности — 37%, то среди противников — 34,9 и 65,1% соответственно. Таким образом, если терминальные ценности (цель политики государства) в сознании большинства населения совпадают, то инструментальные ценности (средства реализации политики) противостоят друг другу.

  От ценностных приоритетов людей зависит их голосование на выборах. Кластерный анализ политических ценностей и предпочтений (голосования за партии на парламентских выборах 1999 г.) свидетельствует о том, что они вместе образуют обособленные друг от друга группы (пучки) признаков.

  На дендрограмме видны два отделенных в геометрическом пространстве кластера (сверху вниз): 1-й кластер включает переменные: «справедливость», «порядок» и «голосование за КПРФ»; во 2-й кластер входят переменные: «свобода», «права человека», «голосование за «Единство» и «голосование за СПС». Таким образом, голосование за кандидатов от левой партии (КПРФ) связано с ориентацией на порядок и справедливость, а голосование за кандидатов от правой (СПС) и правоцентристской («Единство») партий сочетается с ориентацией на свободу и права человека. Это вполне соответствует современным российским представлениям о ценностных основах деления политических группировок на левые и правые.

2.2. Ценностные ориентации и идейно-политические позиции

  В качестве подтверждения зависимости между ценностями и идейно-политической позицией людей можно привести данные исследования, проведенного РНИСиНП в конце 1995 г. В этом исследовании ценностные ориентации изучались с помощью суждений, выражающих цели развития страны: «обеспечение личных свобод», «наведение порядка» и др. Было получено следующее двумерное распределение признаков .

  На гистограмме видны существенные различия ценностных ориентации либералов и коммунистов: первые в сравнении со вторыми намного больше ценят свободу и намного меньше порядок. В то же время обращает на себя внимание равнозначная ориентация на свободу и порядок у либералов и практическое отсутствие ориентации на свободу у коммунистов. Если учесть, что либералов в основном поддерживает молодое поколение, а коммунистов -старшее, то можно сделать вывод о возможности установления в будущем своеобразного симбиоза классического российского либерализма и этатизма, но без коммунистического оттенка. В этом нет ничего противоестественного, поскольку все ценности в той или иной степени имеют значение для людей, а их противопоставление обусловлено ситуациями, которые складываются в конкретных странах под воздействием соперничества политических сил и идейных течений.

2.3. Мнения о ценностях, на которые должна ориентироваться Россия и приоритеты Санкт-Петербурга.

  Всероссийские опросы населения, проведенные Фондом «Общественное мнение» (ФОМ) в 1993—1994 гг., выявили среди населения страны две примерно равные группы 1) сторонников ориентации России на традиционно русские ценности (47%); 2) сторонников ориентации России на традиционно русские и западные ценности одновременно (44%). Важно отметить, что первая группа включала в основном представителей старших возрастных категорий, а вторая — младших. В средних возрастных категориях было примерно одинаковое количество представителей первой и второй групп.         Здесь, как и в упомянутом в начале статьи международном исследовании, мы снова видим баланс противоположных ориентации в средних возрастных группах и дисбаланс в младших и старших.

  Эти данные позволяют утверждать, что не существует непреодолимой границы между российской и европейской политическими культурами и что сближение их основных характеристик вполне возможно. Оно будет происходить по мере вступления в активную экономическую и политическую жизнь новых поколений россиян, первичная социализация которых будет протекать в новых социально-экономических и политических условиях. Эти люди постепенно создадут новую российскую культуру и новые ценности. В связи с этим необходимо обратить внимание на одно очень важное обстоятельство, обнаруженное в ходе международного исследования ценностей. По уровню межличностного доверия, важнейшему элементу устойчивого культурного синдрома, обусловливающему стабильность демократии, Россия приближается к наиболее развитым западным странам .Члены европейской группы по исследованию ценностей рассматривают этот факт как «традиционную черту российской народной культуры и русского национального характера, не связанную с уровнем материального благополучия» и на этой основе делают вывод об «объективной предрасположенности и готовности россиян к восприятию ценностей... демократии во всем объеме» .Разумеется, предрасположенность одной половины россиян к восприятию одного типа ценностей сопровождается предрасположенностью другой их половины к восприятию противоположного типа. Это делает неоднозначными трансформации общества. Однако анализ возрастных различий ценностных ориентации населения России позволяет сделать вывод о том, что удельный вес новых элементов политической культуры будет увеличиваться ,а в старых — уменьшаться. На данной основе может постепенно сформироваться симбиоз традиционных европейских и традиционных российских ценностей. Это будет способствовать синхронизации экономического, социального и политического развития России и других европейских стран.

  В упомянутом выше исследовании ФОМ респонденты отнесли преимущественно к традиционно русским (и советским) ценностям: верховенство государственных интересов над интересами личности, гарантии социальных прав личности. Преимущественно западными были названы ценности: гарантии политических прав, невмешательство государства в частную жизнь. Можно сказать, что опрошенные довольно правильно дифференцируют отечественные и западные ценности. Важно отметить, что ориентация на западные либеральные ценности у половины опрошенных сочетается с ориентацией на сохранение традиционно русских ценностей.

  Равнозначная ориентация на ценности частной и государственной жизни обнаружена в ходе репрезентативных опросов населения Санкт-Петербурга, проведенных в апреле 1991—феврале 1992 г. Петербургским социологическим научно-исследовательским центром. Ответы на вопрос «Что вас волнует в большей степени: то, как решаются проблемы вашей семьи, или то, как решаются проблемы, стоящие перед Россией?» Распределились следующим образом.

  В 1992 г. зафиксировано практически равнозначное распределение социальных предпочтений респондентов по трем основным позициям (семья — 31%, семья и Россия — 34%, Россия — 33%). Несмотря на локальный характер опроса, важно то, что он проводился в Санкт-Петербурге — городе, население которого в большей степени, чем население остальных регионов России, подвержено влиянию либерализма (на выборах депутатов Государственной Думы в декабре 1999 г. кандидаты от СПС и «Яблока» набрали больше голосов избирателей, чем кандидаты КПРФ, лидировавшие на федеральном уровне). Причиной такого совпадения ориентации служит многовековая зависимость российской семьи от государства.

                                                                                                          Таблица 2.2. 
Приоритеты населения Санкт-Петербурга

Вариант ответа

1991

1992

Только проблемы семьи

11

24

В большей степени проблемы семьи

18

7

В равной степени проблемы семьи и России

24

34

В большей степени проблемы России

43

23

Только проблемы России

3

10


  Сейчас, несмотря на либеральные реформы, в руках государства сосредоточены основные ресурсы страны, а большинство российских семей (в отличие от американских) не располагает никакими накоплениями и живет от зарплаты до зарплаты .Из-за этой зависимости от государства население России связывает решение проблем своей жизни не столько с собственной активностью и предприимчивостью, сколько с наличием порядка, при котором все блага распределялись бы в соответствии с проделанной человеком работой, а не в зависимости от его близости к власти. Исследование Российского независимого института социальных и национальных проблем, проведенное в августе 1995 г., обнаружило, что большинство (64,5%) опрошенных «часто» испытывало в этом году чувство «стыда за нынешнее состояние страны». Руководитель опроса Н. Е. Тихонова отмечает, что это ощущение «связано не столько с особенностями индивидуальной жизненной ситуации респондентов, сколько вытекает из их чрезвычайно болезненной реакции на то, что происходит в стране в целом». Можно сказать, что это ощущение нераздельности жизни своей семьи и своего государства составляет специфику менталитета россиян.

Информация о работе Ценности и политика. Влияние ценностей на политическую жизнь