Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 15:46, контрольная работа
Прослеживая исторический путь развития институтов семьи и брака, опираясь на работу Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и анализируя работы А.Г.Харчева, Ю.И.Семенова, Л.Е.Иова, Кенига и Нойберта, можно отметить самостоятельность данных институтов как предметов исследования, а также степень их сходства и различия. Брак опре-деляется как комплекс духовно-этических и эмоционально-сексуальных санкционированных обществом отношений между мужчиной и женщиной. Семья же определяется как малая группа, сформированная на основе брачных отношений и объединяющая супругов и их потомство.
Весь комплекс супружеских отношений предлагается разделять на два основных периода:
1) до вступления в брак (период становления брачных отношений);
2) после вступления в брак (период развития брачных отношений).
1. Ценностно-мотивационные аспекты межличностных супружеских от-ношений как предмет социально-психологического исследования
1.1. Роль социальной психологии в исследовании семьи и брака
1.2. Исследование социально-психологических различий между мужчи-нами и женщинами в становлении и развитии супружеских отношений
1)
рассмотрение семейных пар как
независимых и зависимых
2)
анализ ситуаций взаимного
Исходя из этого, периодизация должна осуществляться прежде всего с учетом смены семейных карьер, реализуемых индивидом, или возникновения новых.
Следует отметить, что, несмотря на то, что разработка этой проблематики началась за рубежом полвека назад, не существует моделей цикла развития семьи, достаточно полно охватывающих происходящие изменения, хотя, как показывают исследования, важность этой тематики и в практическом, и в теоретическом смысле не вызывает сомнений. Возможно именно с этими причинами связан и тот факт, что психологических исследований развития семьи в нашей стране практически не существует. В связи с этим, подчеркивает автор статьи, апеллируя к конкретным работам по проблемам развития семьи в целом и супружеских отношений, в частности, вынуждены чаще опираться на зарубежных авторов.
Так, целью исследования Д.Орснера (1975) были изменения в стиле отдыха супругов в ходе семейного цикла; Дж.Медлинг и М.МакКери (1981) - определение связи между удовлетворенностью браком и сходством ценностей у супругов с различным стажем совместной жизни; Л.Тамира и К.Антонуцци (1981) - попытка посмотреть, как изменяются восприятия себя, мотивация и социальные связи у состоящих в браке разное число лет людей. Подобные примеры можно было бы продолжить, но вряд ли такие мозаичные исследования смогут воссоздать полную картину изменений, происходящих в ходе семейного цикла. Достаточно сказать, что на сегодняшний день существуют данные об изменениях, происходящих в межличностном восприятии супругов (Харчев, 1978, Anderson, Russel, Schumn, 1983), в их общении друг с другом (Miller 1976, Dyer, 1976), в распределении ролей (Schater, Keeth, 1981), в особенностях сексуальных взаимоотношений (Schren, 1979) и т.д. Но, несмотря на общую разрозненность данных, существует ряд проблем, которым повезло больше. И прежде всего это изменения удовлетворенности браком.
Интерес ученых к это проблеме огромен. Левис и Спаниер в обзоре исследований удовлетворенности браком за десятилетие именно эту тематику выделили как одну из наиболее изучаемых. Особенно много работ было направлено на выявление тех изменений, которые происходят в межличностных отношениях мужа и жены с появлением первого ребенка. Данные ряда работ свидетельствуют о том, что удовлетворенность браком молодых родителей резко понизилась. Большая группа работ была посвящена выявлению того, как влияет уход детей из семьи на удовлетворенность браком. Эта ситуация даже получила в английском языке особое название «синдром пустых гнезд». Сравнивая в целом семьи с детьми и семьи без детей, эти авторы сделали вывод о том, что между наличием детей в семье и удовлетворенностью браком существует отрицательная связь особенно в тех семьях, где женщины работают, где супруги являются приверженцами некатолического вероисповедания, а также в семьях людей, имеющих более высокий образовательный уровень. Сравнение супругов, проживающих вместе с детьми, и супругов без детей также свидетельствуют о том, что последние считают себя более счастливыми в браке, чем первые.
Дети - это далеко не единственный фактор, который выдвигается в качестве причины изменений в отношениях супругов и снижения удовлетворенности браком. Период 25-50 лет является временем наиболее активного социального и профессионального функционирования индивида, что само по себе, как указывается многими авторами может приводить к охлаждению его интереса к семье, более равнодушному отношению к супругу и к своим семейным обязанностям, а следовательно и к снижению удовлетворенности браком. Человеку трудно одинаково активно проявлять себя одновременно в различных сферах, его предпочтение в сфере жизненных ценностей изменяется. С возрастом (можно предположить, что это время лишь случайно совпадает с тем периодом, когда дети покидают родительский дом) близкие межличностные связи становятся более значимыми, приближение старости порождает страх одиночества, человек начинает больше ориентироваться на своего супруга, а следовательно и увеличивается удовлетворенность браком. Так, по некоторым данным (Kerchoff,1976), люди после 60 лет часто считают свой брак настолько же удовлетворяющим их, как в первые годы после его заключения.
Автор аналитического исследования утверждает, что возможен еще целый ряд альтернативных объяснений изменения кривой удовлетворенности браком и параметров супружеских отношений, например, привлечение для этого результатов исследований жизненных циклов, возрастных кризисов, факта воздействия общества на людей, имеющих детей, и т.д. Но такие гипотезы реже встречаются в литературе, они менее разработаны. Кроме того, трудно согласиться, что изменения, происходящие в ходе цикла развития семьи, связаны с воздействием одного какого-то фактора, по всей видимости, можно говорить о сложной взаимосвязи различных причин. К тому же ни дети, ни работа, очевидно, не влияют сами по себе на взаимоотношения супругов, а лишь способствуют тому, что супруги начинают обращать внимание на те стороны отношений, которые до того казались маловажными. Кроме того, большинством авторов исследований не учитывает тот факт, что все получаемые ответы респондентов являются не описанием объективной реальности, а феноменами восприятия супругами особенностей своей семейной жизни.
Все вышесказанное свидетельствует о важности и актуальности изучения семейного цикла как с целью создания полноценной теории функционирования семьи, так и для практической работы в данной области - консультирования, просветительской деятельности, подготовки молодежи к вступлению в брак и т.д.
Первым, кто стал развивать теорию семейных систем в США, был Мюррей Боуен (1913-1990). В статье «Теория семейных систем М.Боуена» представлены отдельные положения теории человеческих взаимоотношений, разработанной М.Боуеном, и описана попытка соединить исследования семьи с естественными науками. В статье также показано, как М.Боуен применял свою теорию в практике семейной психотерапии.
После второй мировой войны, изучая поведение солдат в армии, психиатры и психологи начали уделять большое внимание функционированию социальных групп. В то же время с появлением психотропных средств хронически психические больные получили возможность жить не в больнице, а в своей семье. Понимание процессов, происходящих в семье и в еще более широких социальных группах, впервые приобрело важность для специалистов в области охраны психического здоровья. В середине 50-х годов в США в шести центрах стали развиваться новые подходы к лечению психических заболеваний, и основанием для этих подходов послужила работа, проводившаяся с семьями шизофреников.
Родители молодых людей-шизофреников в течение всего курса лечения жили в больнице вместе со своими детьми, а М.Боуен наблюдал за системой отношений в этих семьях. Он рассматривал семью как лабораторию для изучения человека. Точно также, как другие особи, например, муравьи, крысы, обезьяны, которых изучают в группах, где они осуществляют репродуктивное и социальное поведение, и человек может быть подвергнут исследованию в своей самой основной репродуктивной группе.
Согласно М.Боуену, в человеческом обществе, как и в семье, поддерживается баланс между общественным (групповая потребность в любви, одобрении, единении и согласии) и индивидуальным (потребность добиваться отличий в работе, быть независимым и потребность в самоопределении). Вот почему, когда в 1972г. Агенство по защите окружающей среды в Вашингтоне обратилось к М.Боуену с просьбой представить работу, в которой бы его теория систем взаимоотношений в семье была применима к более широким социальным группам, М.Боун написал работу «Общество, кризис и теория систем».
В основе боуеновской теории семейных систем лежит положение об эмоциональной системе. В качестве связующего звена для понимания общественного эмоционального процесса он использовал модель семьи, в которой имеется ребенок с отклоняющимся поведением. М.Боуен избегал описаний конкретного метода, с помощью которого теория семейных систем могла бы применяться в психотерапевтических целях для решения проблем межличностных семейных отношений. В процессе психотерапии, основанной на боуеновской теории семейных систем, индивид, семейная пара или семья учатся различать модели функционирования в рамках семьи тех причин, которые служили источниками самых непроизвольных эмоциональных проявлений.
Пять положений в теории
В 1992г. была сформирована научно-исследовательская подпрограмма «Семья», являющаяся составной частью Государственной научно-технической программы «Народы России: возрождение и развитие». Цель подпрограммы - копенным образом изменить положение в исследованиях семьи, преодолеть разрозненность и фрагментарность работ разных исследовательских коллективов. За два года в рамках подпрограммы «Семья» временные творческие коллективы провели более 30 самостоятельных исследований. В настоящей публикации представлены некоторые результаты исследований, в целом отражающие основные тенденции и перспективы развития семьи в России, анализ демографической ситуации, прогнозы семейной структуры городского и сельского населения РФ до 2001г.
Авторы исследований акцентируют внимание специалистов и общественности на следующих фактах: «Наряду со снижением рождаемости в России имеет место и сокращение количества заключенных браков. Если резкое снижение коэффициента рождаемости началось с 1988г., то обвальное снижение брачности произошло в 1992г. (1990г. - 8,9%, 1991 - 8,6, 1992 - 7,1, 1993- 6,7%). Снижение брачности связано, в первую очередь, с откладыванием браков. Откладывание браков, судя по всему, не сопровождается откладыванием начала сексуальных отношений, уменьшением добрачных сексуальных контактов, что неизбежно ведет к числу абортов, особенно при первой беременности, увеличению числа случаев вторичного бесплодия, внебрачных рождений и отказов от рожденных детей, т.е целому комплексу негативных последствий для государства, общества, семьи, личности (35,с.44-45).
В связи с этим одной из важнейших проблем, требующих комплексной научно-практической разработки и решения, является планирование семьи в добрачный период. Ее решение способствовало бы смягчению негативных медико-социальных последствий откладывания браков.
Известно, что в основе отношений любви лежит чувство любви - высшая степень эмоционального положительного отношения человека к человеку. Известна также исключительная избирательность в выборе партнера в отношениях любви, нередко приводящая к единичности или даже отсутствию этого вида отношений в жизни отдельного человека. Однако, как утверждает автор исследования «Семейно-брачных и родственных отношений», «ни критерии выбора партнера, ни закономерности чувства любви, ни содержание отношений любви не получили еще должного освещения». И все же отдельные попытки освещения данных проблем в научно-популярной литературе имеются. К их числу можно отнести «Аксиомы супружества» (Обозов А.Н., Штильбанс В.И, 1984), «Стилевые особенности межличностного познания и характеристики общения» (Южанинова А.Л., 1988), «Рожденные выигрывать» (Джеймс М., Джонгвард Д, 1995), «Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности» (Ромек В.Г., 1997), и др.
В настоящее время в нашей стране получили большое распространение советы Д.Карнеги о том, как надо строить общение, чтобы оно было в личностном отношении комфортным. Признавая большую эффективность многих из них, А.А.Бодалев отмечает, что
«... они больше относятся к технологии общения и не претендуют на раскрытие психологической сути общения, всех его закономерностей».
Большой знаток человека и психологии отношений людей А.Моруа очень метко и образно выразил сложности межличностных отношений супругов: два сблизившихся корабля раскачиваются на волнах, борта их сталкиваются и скрипят. Действительно, добиться согласия в супружеской жизни непросто. Наиболее ответственным периодом в жизни супругов по праву можно считать начальный, когда молодожены сталкиваются с первыми - не любовными, не интимными и приятными проблемами, а семейно-бытовыми. Период притирки характеров, взглядов на жизнь, семейный уклад - очень сложный этап в отношениях, вызывающий подъем и спады молодых настроений молодых. Насыщенный самыми противоречивыми переживаниями, этот момент супружеской жизни часто запоминается на всю жизнь и отражается на дальнейшей судьбе семьи. Каждый из партнеров не только открывает мир другого, но и сам обнаруживает в себе что-то раньше не замеченное.
Учитывая
стадийный характер развития семьи,
авторы «Исследования уровней
Исходя
из существующего понимания
Информация о работе Ценностно-мотивационные аспекты становления брачных отношений