Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:19, контрольная работа
Проблемы человека и личности занимают в системе современного социологического знания одно из центральных мест. Разумеется, у социологов нет монополии на изучение и интерпретацию данных проблем. К изучению человека обращаются не только различные науки, но и философия, искусство, религия, литература.
Человекознание представляет собой наиболее широкую на сегодняшний день систему знания, объединяющую представителей самых разных идейных и научных ориентаций на основе изучения человека как целостного существа. В него входят такие области знания, как философия или «метафизика», гуманитарное значение и комплекс научных дисциплин, включающий в себя как естественные науки, так и социальные.
1.Человек как предмет и объект……………………………....................3-5
2.Личность и общество. …………………………………………………6-8
3. Социальные типы личности………………………………...................9-10
4.Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность…….11-12
Заключение………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………14
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета»
исторический факультет
Кафедра истории Отечества и МПИ
Человек, индивид,
индивидуальность, личность
Зачетная работа
Выполнила: студентка курсов Переподготовки Усманова Ф.Я. научный руководитель: к.и.н., доцент Рахимова Л.А. |
Стерлитамак 2013
План.
1.Человек как предмет
и объект……………………………...........
2.Личность и общество. …………………………………………………6-8
3. Социальные типы личности………………………………..........
4.Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность…….11-12
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
1.Человек как объект и предмет социологии.
Проблемы человека и личности занимают в системе современного социологического знания одно из центральных мест. Разумеется, у социологов нет монополии на изучение и интерпретацию данных проблем. К изучению человека обращаются не только различные науки, но и философия, искусство, религия, литература.
Человекознание представляет собой наиболее широкую на сегодняшний день систему знания, объединяющую представителей самых разных идейных и научных ориентаций на основе изучения человека как целостного существа. В него входят такие области знания, как философия или «метафизика», гуманитарное значение и комплекс научных дисциплин, включающий в себя как естественные науки, так и социальные.
Так, например, философия рассматривает бытие человека и общества в более широком плане, давая ответы на так называемые «вечные» вопросы. Она исследует сущность человека и смысл его жизни, выявляя общие закономерности развития его биологического и социального развития и намечая его идеалы, ценности и цели.
Следовательно, философское
знание о человеке стремится
не только к изучению его
целостности, сколько к
Гуманитарное значение основано на дескриптивном и аксиологическом способах получения информации о человеке, выраженной, как правило, в текстах и других знаковых системах. К данному уровню знания относятся неотрефлексированные мировоззренческие представления, характерные для той или иной культуры и сформированные на базе ведущих ценностей. Сюда относятся религиозные, эстетические, художественные, этические и педагогические знания.
Среди научных
дисциплин, внесших наибольший
вклад в исследование
Главный предмет
социологического познания человека
– изучение институциональных
связей человека и общества
или, иначе говоря, понимание того,
как различные социальные
Таким образом,
социология изучает человека
не просто в его социальном
качестве, т.е. как личность, что
ее сближает с другими
2. Личность и общество.
Личность является частью не только социальных общностей, но и общества. Ее принадлежность к последнему также находит выражение в характеризующих ее черта. Формационные и цивилизационные признаки разных обществ проявляются и в особенностях социального облика всех их членов. При этом они являются доминирующими в характеристике личности, имеют для нее первенствующее значение, так как определяют особенности всего ее социального поведения. От полноты и эффективности участия личности в жизни общества выигрывает и она, и общество.
Взаимосвязь личности
и общества состоит также
в том, что последнее создает
главные условия для
Самореализация личности
возможна лишь при наличии
у нее свободы действий в
соответствии с ее желаниями,
когда она является свободной
индивидуальностью. Но свободу
Свободны, должны быть
все люди. Условием этого является
свобода каждой личности. Она
может быть свободной не
Таковы основные, краеугольные
принципы, посредством которых
выражается главное в
О значении и взаимосвязи
счастья, свободы и
3. Социальные типы личности.
Социологический анализ личности включает в себя рассмотрение социальных типов. В частности тех, которые являются выражением наиболее характерных связей личности и общего (общественного) интересов в истории. Среди них следует отметить конформистский тип. Его особенностью является полное поглощение личного интереса общественным. Он характерен для первобытного общества. Затем индивидуалистский тип, отличием которого является первенство личного интереса над общественным. Он характеризует взаимосвязи указанных интересов в период рабства, феодализма и особенно капитализма. Переход человечества в постиндустриальное общество отмечен и определенным возрастанием в жизни людей общественного интереса. Это является чертой коллективистского типа личности. Он характеризуется органическим сочетанием личного и общественного интереса. Разновидностью этого типа личности была существовавшая в наше стране при социализме форма связи этих интересов, которая свидетельствовала об их сближении.
В условиях трансформируемой России возобладал индивидуалистический тип личности, он преобладает в отношениях людей во многих сферах их жизни. Широко распространен и конформистский тип – значительная часть населения проявляет пассивность в выражении личных интересов, отдает предпочтение интересам своей общности (группы); живет по принципу: «я как все». Исходя из наличия в стране наиболее характерных связей личности с обществом, можно выделить следующие основные социальные типы личности: индивидуалистский – личный интерес преобладает над общественным, конформистский – личный интерес поглощен групповым, псевдоколлективистский – формальное (больше на словах) совпадение личного и общественного интересов.
Существуют типологии личности, разработанные и на других основаниях. Выделяют, в частности, такие типы как: апологет – во всем принимающий общество, нигилист – критически относящийся к нему, эскапист – уходящий от общественных проблем, революционер – стремящийся изменить, преобразовать общество. С учетом различий в жизненных принципах людей. Э. Фромм предложил два типа личности. Первый тип такой принцип видит в том, чтобы иметь, а не быть. Личность живет для того, чтобы постоянно накапливать, обогащаться. Ей противостоит личность, для которой смысл жизни заключается в том, чтобы быть, т.е. полнокровно и эффективно проявлять себя в жизни.
4.Соотношение понятий индивид, индивидуальность, личность.
Двойственная природа человека наложила отпечаток на понятия, которые позволяют, ориентируясь на его основные характеристики, понять человеческую сущность. Мы говорим о члене человеческого общества с разных точек зрения, причем используем при этом различные понятия.
Наиболее часто встречается понятие индивид. Употребляя это понятие, следует помнить, что мы просто выделяем отдельного члена человеческого общества. Качества человека при этом не принимаются в расчет, они отходят на второй план. Поэтому, употребляя понятие «индивид», мы подчеркиваем безличность, считаем, что это может быть любой человек.
Мы часто используем понятие
«индивидуальность», когда говорим
о личности человека. Однако следует
помнить, что это понятие не отражает
целостности личности, а лишь подчеркивает
специфические черты человека, которые
отличают его от других людей. Например,
словосочетание «яркая индивидуальность»
говорит нам о наличии
Информация о работе Человек, индивид, индивидуальность, личность