Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 14:06, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть особенности формирования Чикагской школы и выявить ее вклад в развитие социологии.
Цель курсовой работы предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:
Определить особенности становления Чикагской школы
Изучить основные поколения Чикагской школы
Выявить основных представителей направления и рассмотреть их концепции
Проанализировать вклад Чикагской школы в развитие социологии и изучить направления, которые стали логическим продолжением основных идей данного направления
Введение
Глава 1. Истоки и особенности становления Чикагской школы
1.1 Особенности формирования направления
1.2 Основные поколения Чикагской школы
Глава 2. Вклад Чикагской школы в развитие мировой социологии
2.1 Ключевые идеи представителей Чикагской школы
2.2 Использование идей Чикагской школы в современной социологии
Заключение
Список литературы
Итак, мы рассмотрели некоторые основные концепции представителей Чикагской школы. Впервые теорема У. Томаса помогла обратить внимание социологов на важность того, о чем думают люди и как это влияет на их действия. Экологически подход Р. Парка способствовал развитию нового взгляда на общество. Именно исследования Р. Парка показали, что процессы, происходящие в обществе зависят от среды обитания и, более того, влияют на нее. Исследования Э. Берджесса показали зависимость социальной мобильности от мобильности пространственной. Г. Блумер смог обратить внимание социологов на интерпретацию индивидами смыслов объектов и ее практическую реализацию в их повседневной социальной жизни. Драматургический же подход И. Гофмана показал, что в процессе интеракции индивиды принимают определенные роли, разыгрывают друг перед другом представление и действуют в нем относительно своей роли.
2.2 Использование идей Чикагской школы в современной социологии
В данном пункте будут рассмотрены некоторые современные направления и концепции, которые являются продолжением концептуальной мысли Чикагской школы. Во-первых, стоит обратить внимание на инвайронментальную социологию.
Инвайронментальная социология - направление в социологии, которое использует социально-экологический подход при исследовании сообществ. Развитие инвайронментальных идей связано, прежде всего, с социально-экологической концепцией чикагской школы. В основе этого подхода лежит суждение Р. Парка о том, что общество - это, в первую очередь, биологический феномен. Данное суждение означает, что в основе всего социального развития общества лежит биотический уровень: «Эти проявления живого, изменяющегося, но устойчивого порядка среди конкурирующих организмов - организмов, воплощающих в себе конфликтующие, но взаимосвязанные интересы - являются, по всей видимости, основой для понятия социального порядка, относящегося к отдельным видам, и к обществу, покоящемуся, скорее, на биотическом, нежели культурном основании»28. В свою очередь, И.А. Сосунова дает такое определение инвайронментальной социологии: «это наука о развитии и функционировании социальных общностей, социальных структур и институтов в условиях воздействия на их жизнедеятельность экологических факторов антропологического характера, приводящих к социально-экологической напряженности и конфликтам, а также о механизмах их снижения или разрешения; о закономерностях социальных действий и массового поведения в условиях социально-экологической напряженности или конфликта на фоне проявления экологического кризиса»29. Из этого определения видно, что главными задачами данного направления социологии являются: восстановление гармонии взаимодействия социальной и природной сферы, опровержение возможности непрерывного культурного и социального развития общества, выход из так называемого «экологического кризиса», вызванного глобальными изменениями окружающей среды, который негативно отразится на развитии человеческого сообщества. Главный постулат направления заключается в том, что люди - живые существа, которые взаимосвязаны с природой; человеческое общество живет в биосфере, а деятельность общества влияет на биосферу, вследствие чего, на деятельность человека нужно наложить ограничения30. В последние десятилетия инвайронментализм способствует формированию нового мировоззрения, новых целей и глобальной переоценке ценностей.
Методологической основой исследований данного направления послужили идеи Дж. Дьюи. Основополагающей ценностью для инвайронментализма стало положение Дж. Дьюи об эволюционном становлении социальной природы человека, которое зависит от характера человека и результатов его взаимодействия с окружающей средой. Результатом эволюции выступала сформированная «природа человека», которая соединила в себе биологическое и социальное начала: «Разумное признание непрерывности природы, человека и общества … обеспечит совершенствование морали … установив единство морали и человеческой природы и единство обеих с окружающей средой»31. Дж. Дьюи считал, что необходимо изучать данные начала с целью установления их моральной и социальной ценности.
Далее рассмотрим еще одно направление, которое имеет название «структурный функционализм». В истоках структурно-функционального анализа лежат идеи Р. Парка, который разрабатывал принципы данного метода, проводя различные исследования городской среды. Он считал, что все города имеют сходство друг с другом, а у каждого города существуют свои естественные зоны, то есть районы: «Город - это особая организация с типичной биографией, и отдельные города обладают достаточным сходством, чтобы знание, полученное об одном городе, могло считаться (до некоторой степени) истинным и для других городов»32. Город состоит из естественных зон, а каждая такая зона имеет свою особую функцию, что делает город системой, которая функционирует по определенным правилам и законам: «Существование таких естественных зон, каждая из которых исполняет свою особую функцию, указывает на то, чем оказывается город при более подробном анализе - не просто артефактом, как это было принято считать ранее, но в определенном смысле организмом»33.
Сейчас структурный функционализм рассматривает общество как социальную систему, которая имеет определенную структуру, а каждый из элементов системы имеет собственную определенную функцию. Целью данного направления является поиск условий стабилизации частей социальной системы. Т. Парсонс выделял несколько уровней социальных систем. Социальные системы возникают, по его мнению, по определенной необходимости для решения определенного класса задач. Т. Парсонс ввел понятие «двойной контингентности». По его словам, данная ситуация блокирует взаимодействия индивидов друг с другом. Для снятия этой ситуации и возникают социальные системы, которые состоят из институтов, которые определяют что именно ценно, а что не является ценным. В системах содержатся шаблонные модели поведения - роли. Парсонс считал, что система может существовать, только если она отвечает 4 функциям: адаптация (А) - должна иметь средства для достижения целей; целедостижение (G) - должна уметь мобилизировать средства для достижения целей; интеграция (I) - должна поддерживать единство; латентность, то есть поддержание образца (L) - должна сохранять стабильность. По первым буквам соответствующих английских терминов схема получила название «AGIL»34.
Таким образом, Чикагская школа способствовала становлению и развитию многих направлений в социологии. Многие ее идеи до сих пор имеют научную ценность, а результаты исследований внесли значительный вклад в понимание общественных процессов. Более того, методы социологических исследований, проводимых Чикагской школой, применяются различными социологами и сегодня.
Заключение
Чикагская школа оказала большое влияние на развитие мировой социологии и институционализации американской социологии как академической дисциплины. До основания университета в Чикаго американская социология была представлена в основном работами нескольких американских социологов: Дж. Кули, А. Смолл, У. Уорд, Э. Гидденс. Лишь после появления первого департамента западная социология получает всеобщее признание.
Чикагская школа - это эмпирическая социология. Главная задача социологических исследований - решение конкретных социальных проблем. Чикагский университет стал одним из первых в Америке, соединивших преподавание с интенсивной исследовательской деятельностью. Более того, в Чикаго был представлен не только один из наиболее удачных примеров внедрения обширных исследовательских программ в университетскую среду, но и задан образец организации инфраструктуры исследований.
Выделяется четыре поколения Чикагской школы. Первое поколение представляет собой имена А. Смолла, Дж. Винсента, У. Томаса и Ч. Хандерсена. Именно в этот период была издана первая фундаментальная работа У. Томаса и Ф. Знанецкого, впоследствии ставшая классическим образцом исследования в стиле чикагской школы «Польский крестьянин в Европе и Америке». Ко второму поколению мы относим Р. Парка, Э. Берджесса, У. Огборна и Р. Фэриса. Р. Парка можно назвать интеллектуальным лидером и идейным основателем Чикагской школы. С именами представителей второго поколение связано создание новой теории, названной «социально-экологическим подходом». Третье поколение включает в себя таких ученых, как: Г. Блумер, Р. Маккензи, Л. Вирт, Э. Хьюз, С. Стауффер, Ф. Фразье, П. Кресси, Э. Шилз. К четвертому же поколению относятся И. Гофман, Г. Беккер, А. Стросс, М. Яновиц, Дж. Саттлз, У. Корнблум и А. Хантер.
Идеи представителей американской социологии, практикуемой в Чикагском университете, повлияли на развитие мировой социологии. Чикагская школа способствовала становлению и развитию многих направлений в социологии. Многие ее идеи до сих пор имеют научную ценность, а результаты исследований внесли значительный вклад в понимание общественных процессов. В завершении можно сказать, что вклад, который внесла Чикагская школа, очень значим не только для развития американской социологии и утверждения ее как академической дисциплины, но и для развития мировой социологии в целом.
Список использованной литературы
Абельс Х. Проблема социального
порядка в социологии Т. Парсонса // http://www.univer.omsk.su/
Берджесс Э. Рост города: введение в исследовательский проект // Личность. Культура. Общество. - М., 2002, Т. 4, № 1-2. С. 168-181
Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 173-179
Буровой М. Развитие американской социологии: дилеммы институционализации и профессионализации // Рубеж (альманах социальных исследований).,1991. № 1. С. 74-95
Вахштайн В.В. Памяти Ирвинга Гофмана//Социологическое обозрение, том 6, № 2, 2007. С. 65-78
Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалева. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2000. 304 c.
Гуревич А.Б. Влияние протестантизма
на раннюю американскую социологию // http://www.socjournal.ru/
Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии. Стабилизационное сознание и социологическая теория в век кризиса.- М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. 308 с.
Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос, №3-4 (34), 2002. С. 23-34
Зиммель Г. Мода // Г. Зиммель. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М.: Юристъ, 1996. С.266-291
История социологии в Западной Европе и США / Ответственный редактор - академик РАН Г. В. Осипов. - М.: Норма, 2001. 576 с.
Лисаускене М.В., Лихачева Т.И. Инвайронментальная социология: ступени развития // Вестник ВГУ, 2005, №5. С. 313-321
Луков А.В. Следствия теоремы Томаса в условиях становления информационной цивилизации // Знание. Понимание. Умение. №4, 2006. С. 220-222
Маккензи Р. Экологический подход к изучению человеческого сообщества // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 2000. № 4. С. 136-152
Николаев В.Г. Герберт Блумер и символический интеракционизм (I): Предисловие к коллекции статей Г. Блумера // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11.- Социология. -М.: ИНИОН РАН, 2008. - №1. - С. 105-114
Николаев В.Г. Значение наследия Ансельма Стросса и укорененная теория сегодня // Социологический ежегодник, 2009. C. 146-157
Николаев В.Г. Многомерные и редукционистские стратегии в чикагской социологии // Социологический журнал, №2, 2009. С. 18-55
Николаева Н.В. Научный анализ проблемы девиантного поведения детей: социально-педагогический подход // СПО, №8, 2008. С. 39-42
Парк Р. Город как социальная лаборатория // Социологическое обозрение. 2002. Том 2. № 3. С. 1-10
Парк Р. Личность и культурный конфликт // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. Сер. 11. Социология. 1998. № 2. С. 175-191
Парк Р. Экология человека // Теория общества: фундаментальные проблемы/Под ред. А.Ф. Филиппова. М.:Канон-Пресс-Ц, 1999. С. 384-400
Сосунова И.А. Методология и методика социально-экологических исследований. М., 1999. 144 с.
Тарасова Н.В. Теоретико-методологические основы изучения причин и природы проявления и распространения социальной девиации в подростковой среде // Вестник СГУТиКД, №4 (14), 2010. С.85-89
Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль. М.: Международный университет Бизнеса и Управления. 1996. C. 335-357
Чеснокова В. Из истории изучения социальной стратификации и социальной мобильности (П. Сорокин, У. Уорнер) // Социальная реальность, №5, 2008. С. 81-92
Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении: монография // Южный федеральный университет, Факультет психологии. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. 192 с.
Размещено на Allbest.ru
1 Буровой М. Развитие американской социологии: дилеммы институционализации и профессионализации // Рубеж (альманах социальных исследований).,1991. № 1. С. 75
2Гуревич А.Б. Влияние протестантизма
на раннюю американскую социологию //
http://www.socjournal.ru/
3Зиммель Г. Мода // Г. Зиммель. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М.: Юристъ, 1996. С. 275
4 Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос, №3-4 (34), 2002. С. 29
5 Bulmer M. The Chicago school of sociology: Institutionalization. Diversity and the rise of sociological research. Chicago, 1984. P. 1//Давыдов Ю.Н. История теоретической социологии. Стабилизационное сознание и социологическая теория в век кризиса.- М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2010. С. 16
6 История социологии в Западной Европе и США / Ответственный редактор - академик РАН Г. В. Осипов. - М.: Норма, 2001. 576 с.
7 Tracy X. Karner. Soshial change // http://www.nyu.edu/ipk/
8 Николаева Н.В. Научный анализ проблемы девиантного поведения детей: социально-педагогический подход//СПО, №8, 2008. С.39
9 Тарасова Н.В. Теоретико-методологические основы изучения причин и природы проявления и распространения социальной девиации в подростковой среде//Вестник СГУТиКД, №4 (14), 2010. С.86
10 История социологии в Западной Европе и США / Ответственный редактор - академик РАН Г. В. Осипов. - М.: Норма, 2001. С. 262
11 Николаев В.Г. Герберт Блумер и Символический
интеракционизм: предисловие к коллекции
статей Герберта Блумера // http://socportal.ucoz.ru/publ/
12 Чеснокова В. Из истории изучения социальной стратификации и социальной мобильности(П. Сорокин, У. Уорнер)// Социальная реальность, №5, 2008. С. 88
13 Warner W.L., Lunt P.S. The Social Life of a Modern Community. New Haven: Yale university press; L.: H. Milford, Oxford university press, 1941.P.15.// Чеснокова В. Из истории изучения социальной стратификации и социальной мобильности(П. Сорокин, У. Уорнер)// Социальная реальность, №5, 2008. С. 90
14 Вахштайн В.В. Памяти Ирвинга Гофмана//Социологическое обозрение, том 6, № 2, 2007. С. 67
15 Николаев В.Г. Значение наследия Ансельма Стросса и укорененная теория сегодня // Социологический ежегодник, 2009. C. 147
Информация о работе Чикагская исследовательская школа и ее вклад в развитие социологии