Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:01, шпаргалка
Ответы на экзаменационные вопросы по социологии
9. Общество как
социальная система в
Система: 1) элементы; 2) взаимосвязь; 3) системные (эмерджентные, emergence – появляться, возникать) свойства.
Система как целостность; взаимосвязанные органы создают системные свойства на уровне целого.
Система – это совокупность элементов и связи между ними, не сводимая к простой сумме элементов и их связи.
Совокупность взаимосвязи элементов – структура. S ≠ структура.
Система обладает структурой, но не сводится к структуре.
Общество эволюционирует => система (усложнение => появление системных свойств).
Раннее общество – совокупность индивидов. Вз/связь увелич. => Дифференциация. О-во приобретает нов. св-ва. О-во становится с-мой.
Общество увеличивается, усложняется => появ. нов. х-ки, св-ва по мере эволюции.
3 понимания «общества»:
1. Общество – совокупность индивидов.
2. Общество – совокупность
отобранных на групповом
3. Общество – целое,
которое поддерживает
Главный принцип – эволюция. Эволюция общества – процесс постепенного формирования общества.
Элементы общества по Спенсеру:
1. Индивиды
2. Группа
3. Институты
4. Общество
Социальные группы в ходе своего развития создают социальные институты.
Институт – норма (совокупность норм) – существование в обществе норм поведения в той или иной сфере.
Группа – индивиды.
Свойство: институт не создается сознательно – в ходе эволюции.
Институты отличаются друг от друга функциями;
1. Домашние институты – воспроизводство рода
2. Образовательные институты – регулирование повседневного поведения
3. Политические институты – регулирование конфликтов
4. Церковные институты
5. Профессиональные институты – дифференциация
6. Промышленные – создают условия
10. Социальная
эволюция в социологии Г.
В отличие от органической эволюции, социальная эволюция движется накапливающее.
Социальная эволюция может убыстряться, менять темп, так как человек в процессе социализации меняется. Эволюция человечества – «снежный ком».
1) Простое общество – власть есть более или менее.
2) Простое с лидерством – маленькое, кочевое, потестарное (власть на авторитете, а не публичная).
3) Сложное общество – 2 или более простых об-ва, в к-х сущ-ет соц. страты, организованная группа жрецов, полуосёдлое, с\х-ое.
4) 2 сложности - большого размера, публичная власть, выраженная полит. стр-ра, религ. иерархия, кастовая с-ма, раздел. труда, право, города, дороги, ис-во, к-ра.
5) 3 сложности – функц.-
Общие принципы эволюции:
«Движущая сила эволюции – сила, она непознаваема».
А) Закон постоянства силы – эволюция постоянный процесс.
Б) Сила, действуя на материю, видоизменяет ее, но не уничтожает – Закон неуничтожимости материи.
В) Закон непрерывности движений – сила постоянна, а материя не уничтожается.
Г) Закон сохранения связи.
Д) Принцип преобразования и эквивалентности сил. Сил 1↓ силе 2↑.
Е) Принцип наименьшего сопротивления – где меньше препятствий, там оно и идет.
Ж) Принцип ритмичности – есть периодичность – стадии.
Эволюция происходит с дифференциацией структур, на основе выполнения их функций.
Об-во – определенная целостность, которая находится в процессе постоянной эволюции.
Основные принципы социальной эволюции:
1) Интеграция
2) Дифференциация
3) Определенность
4) Повышение согласованности социальных групп.
3 основные функциональные подсистемы общества:
1. Производящая (блага)
2. Регулятивная (контроль об-ва)
3. Распределительная (
Существует 2 типа общества:
1. По уровню организационной сложности:
А) простое
Б) простое с лидерством
В) сложное
Г) 2 сложности
Д) 3 сложности
2. По организационным целям:
А) Военное – принудительное объединение «сверху».
Б) Промышленное – принудительное объединение «снизу».
Смесь ЭТОГО => реальному обществу.
11. Утилитаризм концепции Г. Спенсера.
Спенсер, методами своего "эволюционного" утилитаризма, показал, что принцип: "цель оправдывает средства" не заключает в себе ничего безнравственного. "Эволюционный" утилитаризм Спенсера также покидает нас без ответа на полпути, ибо, вслед за Дарвином, пытается растворить конкретную историческую мораль в биологических потребностях, или в "социальных инстинктах", свойственных стадным животным, тогда, как самое понятие морали возникает лишь в антагонистической среде, т.-е. в обществе, расчлененном на классы. Свобода индивидуальных действий, конкуренция и выживание наиболее приспособленных все, что нужно для развития общества.
12. Диалектико-материалистическое понимание истории.
Диалектика – гегелевская философия – есть всеобщий способ развития человеческого мышления.
Помогает человеку осознать мир.
Законы диалектики:
I закон диалектики –
«Единство борьбы
II закон диалектики –
«Переход от количественных
III закон диалектики
Рисунок - показывает, что развитие идет по спирали. Каждый виток – новый уровень (рисунок спирали).
Маркс считал, что законы трансформации общества наиболее полно раскрываются именно в условиях его развитого состояния.
Материалистическое понимание истории – сущность заключается в доказательстве определяющей общественное развитие роли экономического фактора.
Главный вид общественных
отношений – отношения
Учение о социально-
Формация – весь комплекс
явлений и процессов
Ядром общественной формации является способ производства материальной жизни (производ. силы и производственные отношения).
Принципы уничтожения частной собственности и замена ее общественной, ликвидации клановой структуры и замена ее бесклановым социально однородным обществом.
БЫТИЕ определяет сознание, а СОЗНАНИЕ – это осознанное бытие.
13. Способ производства
и социально-экономическая
Способ производства
Основу жизни составляет
материальное производство. Материальные
интересы являются движущей силой общественного
производства. Способ производства - материальная
основа существования и развития
общества, связывающее воедино все
проявления общественной жизни.
"Способ производства материальной
жизни обусловливает социальный, политический
и духовный процессы жизни вообще" (К.
Маркс и Ф. Энгельс).
Способ производства — в историческом материализме: этап исторического развития, характеризующийся определённым образом жизни на основе определённых технологий. Одну сторону способа производства составляют производительные силы, другую — производственные отношения.
Способ производства –
совокупность тех ср-в, к-ми обладает
коллектив или совокупность индивидов
для воспроизводства
Способ производства является
основой социально-
Определяющей стороной способа производства являются производительные силы.
___________________
Производство – процесс общественный. А производственные отношения меняются медленнее => Способ произ-ва меняется. Появ. надстройка. Происх. борьба м\у собственниками и несобственниками ср-в произ-ва.
Марксистская теория социально-экономических формаций
Учение марксизма об обществе
как целостном социальном организме
нашло выражение в понятии
социально-экономической
Это понятие отражает существенные
признаки социально однородных обществ.
Социально-экономическая формация выступает
как конкретно-исторический тип общества
с присущими ему:
- способом производства;
- социальной структурой;
- экономическим базисом;
- политической надстройкой;
- духовной жизнью.
В надстройку входят государство и другие социальные институты, формы общественного сознания (религия, наука, мораль, право, философия, идеология, лит-ра, ис-во, музыка и др.).
__________________
СЭФ – определенный тип и этап общественного развития (всемирно-исторический процесс).
В основе СЭФ – базис.
Он определяет, какие будут социальные
инструменты и формы
СПН обладает свойством – относительной автономностью.
Социально-экономические
формации могут объединять общества,
находящиеся на разных уровнях развития,
но имеющие единые и существенные
признаки. Согласно марксистскому учению
смена общественно-
Материальная предпосылка
процесса смены общественно-
14. Диалектика способов производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический и азиатский способы производства.
Любой способ производства порождает внутри себя противоречия, который по мере своего развития порождают другой способ производства.
Первобытнообщинн. – низ. производит-ть. Увелич. произ-ть труда.
Неравн. общинн. отн-ния – рабовл.
Низкая произв-ть труда – заставить.
Более производит. сп-б произ-ва.
Более устойч., экон. рост.
Более экон. экспл-ция (рабы, крестьяне, рабочие).
Суть распределения, о котором идет речь, заключалась в том, что человек имел право на долю продукта (прежде всего, конечно, пищи), добытого членами его общины, в силу одной лишь принадлежности к общине. Никаких других оснований не требовалось. Не имело значения, участвовал человек в добывании данного продукта или не участвовал.
2. Рабовладельческий способ производства
Подобного рода производство
с необходимостью предполагает полное
внеэкономическое принуждение. Так
как человека, который находится
в полной собственности другого
человека, обычно называют рабом, то производство,
совершающееся в такой
3. Крестьянско-общинный и
феодальный способы
Земля классического манора делилась на две части. Первая часть - земля, на которой хозяин манора, которого обычно называют феодалом, вел свое собственное хозяйство. Эта часть называлась доменом и была полной собственностью феодала. Вторая часть - земля, на которой вели хозяйство крестьяне. Эта земля, как уже отмечалось, была собственностью либо общины, либо отдельных крестьянских дворов. Но она же одновременно была и собственностью феодала.
4. Капиталистический (буржуазный) способ производства
Наемный рабочий продал капиталисту свой труд и получил за него деньги. Обмен труда на деньги был произведен в строгом соответствии с законами рынка, требующими и предусматривающими обмен одной стоимости на другую равную стоимость
5. Коммунистический
Их общими чертами являются:
общенародная собственность на средства
производства, непосредственно общественный
труд, динамичное и планомерное развитие
производительных сил. Развитие коммунистического
способа производства на всем его
протяжении связано с действием
и сознательным использованием таких
экономических законов, как основной
экономический закон