Шпаргалка по "Истории социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:01, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на экзаменационные вопросы по социологии

Вложенные файлы: 1 файл

1 семестр. ответы.docx

— 91.54 Кб (Скачать файл)

9. Общество как  социальная система в социологии  Г. Спенсера.

Система: 1) элементы; 2) взаимосвязь; 3) системные (эмерджентные, emergence – появляться, возникать) свойства.

Система как целостность; взаимосвязанные органы создают  системные свойства на уровне целого.

Система – это совокупность элементов и связи между ними, не сводимая к простой сумме элементов  и их связи.

Совокупность взаимосвязи  элементов – структура. S ≠ структура.

Система обладает структурой, но не сводится к структуре.

Общество эволюционирует => система (усложнение => появление  системных свойств).

Раннее общество – совокупность индивидов. Вз/связь увелич. => Дифференциация. О-во приобретает нов. св-ва. О-во становится с-мой.

Общество увеличивается, усложняется => появ. нов. х-ки, св-ва по мере эволюции.

3 понимания «общества»:

1. Общество – совокупность  индивидов.

2. Общество – совокупность  отобранных на групповом уровне  норм, традиций, отношений. В результате  возникает = = = = > = = = = > = = = = > = = = = > = = = = >

3. Общество – целое,  которое поддерживает упорядоченность  отношений.

Главный принцип – эволюция. Эволюция общества – процесс постепенного формирования общества.

Элементы общества по Спенсеру:

1. Индивиды

2. Группа

3. Институты

4. Общество

Социальные группы в ходе своего развития создают социальные институты.

Институт – норма (совокупность норм) – существование в обществе норм поведения в той или иной сфере.

Группа – индивиды.

Свойство: институт не создается  сознательно – в ходе эволюции.

Институты отличаются друг от друга функциями;

1. Домашние институты  – воспроизводство рода

2. Образовательные институты  – регулирование повседневного  поведения

3. Политические институты  – регулирование конфликтов

4. Церковные институты

5. Профессиональные институты  – дифференциация

6. Промышленные – создают  условия

10. Социальная  эволюция в социологии Г. Спенсера. Общие принципы и этапы.

В отличие от органической эволюции, социальная эволюция движется накапливающее.

Социальная эволюция может  убыстряться, менять темп, так как  человек в процессе социализации меняется. Эволюция человечества –  «снежный ком».

1) Простое общество –  власть есть более или менее.

2) Простое с лидерством – маленькое, кочевое, потестарное (власть на авторитете, а не публичная).

3) Сложное общество –  2 или более простых об-ва, в к-х сущ-ет соц. страты, организованная группа жрецов, полуосёдлое, с\х-ое.

4) 2 сложности - большого  размера, публичная власть, выраженная  полит. стр-ра, религ. иерархия, кастовая с-ма, раздел. труда, право, города, дороги, ис-во, к-ра.

5) 3 сложности – функц.-дифференцированные подсистемы: производящая, регулятивная, распределительная.  
Общие принципы эволюции:

«Движущая сила эволюции –  сила, она непознаваема».

А) Закон постоянства силы – эволюция постоянный процесс.

Б) Сила, действуя на материю, видоизменяет ее, но не уничтожает –  Закон неуничтожимости материи.

В) Закон непрерывности  движений – сила постоянна, а материя  не уничтожается.

Г) Закон сохранения связи.

Д) Принцип преобразования и эквивалентности сил. Сил 1↓  силе 2↑.

Е) Принцип наименьшего  сопротивления – где меньше препятствий, там оно и идет.

Ж) Принцип ритмичности  – есть периодичность – стадии.

Эволюция происходит с  дифференциацией структур, на основе выполнения их функций.

Об-во – определенная целостность, которая находится в процессе постоянной эволюции.

Основные принципы социальной эволюции:

1) Интеграция

2) Дифференциация

3) Определенность

4) Повышение согласованности  социальных групп.

3 основные функциональные  подсистемы общества:

1. Производящая (блага)

2. Регулятивная (контроль об-ва)

3. Распределительная (взаимосвязь  между 1 и 2 функциями)

Существует 2 типа общества:

1. По уровню организационной  сложности: 

А) простое

Б) простое с лидерством

В) сложное

Г) 2 сложности

Д) 3 сложности

2. По организационным  целям:

А) Военное – принудительное объединение «сверху».

Б) Промышленное – принудительное объединение «снизу».

Смесь ЭТОГО => реальному  обществу.

11. Утилитаризм  концепции Г. Спенсера.

Спенсер, методами своего "эволюционного" утилитаризма, показал, что принцип: "цель оправдывает средства" не заключает в себе ничего безнравственного. "Эволюционный" утилитаризм Спенсера также покидает нас без ответа на полпути, ибо, вслед за Дарвином, пытается растворить конкретную историческую мораль в биологических потребностях, или в "социальных инстинктах", свойственных стадным животным, тогда, как самое понятие морали возникает  лишь в антагонистической среде, т.-е. в обществе, расчлененном на классы. Свобода индивидуальных действий, конкуренция  и выживание наиболее приспособленных  все, что нужно для развития общества.

12. Диалектико-материалистическое  понимание истории.

Диалектика – гегелевская  философия – есть всеобщий способ развития человеческого мышления.

Помогает человеку осознать мир.

Законы диалектики:

I закон диалектики –  «Единство борьбы противоположностей».

II закон диалектики –  «Переход от количественных изменений  в качественные».

III закон диалектики 

Рисунок - показывает, что  развитие идет по спирали. Каждый виток – новый уровень (рисунок спирали).

Маркс считал, что законы трансформации общества наиболее полно раскрываются именно в условиях его развитого состояния.

Материалистическое понимание  истории – сущность заключается  в доказательстве определяющей общественное развитие роли экономического фактора.

Главный вид общественных отношений – отношения экономические, наиболее сильно влияющие на все остальные  структуры жизни общества.

Учение о социально-экономической  фармации – одна из первых в истории  социологии системная конвенция  общества, в которой дается его  объяснение, и показываются перспективы  социального развития.

Формация – весь комплекс явлений и процессов общественной жизни в рамках исторически определенного  этапа социального развития.

Ядром общественной формации является способ производства материальной жизни (производ. силы и производственные отношения).

Принципы уничтожения  частной собственности и замена ее общественной, ликвидации клановой структуры и замена ее бесклановым социально однородным обществом.

БЫТИЕ определяет сознание, а СОЗНАНИЕ – это осознанное бытие.

13. Способ производства  и социально-экономическая фармация. К. Маркс и Ф. Энгельс.

Способ производства

Основу жизни составляет материальное производство. Материальные интересы являются движущей силой общественного  производства. Способ производства - материальная основа существования и развития общества, связывающее воедино все  проявления общественной жизни. 
"Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще" (К. Маркс и Ф. Энгельс).

Способ производства —  в историческом материализме: этап исторического развития, характеризующийся  определённым образом жизни на основе определённых технологий. Одну сторону  способа производства составляют производительные силы, другую — производственные отношения.

Способ производства –  совокупность тех ср-в, к-ми обладает коллектив или совокупность индивидов  для воспроизводства собственной  жизни.

Способ производства является основой социально-экономической  формации (СЭФ).

Определяющей стороной способа  производства являются производительные силы.

___________________

Производство – процесс  общественный. А производственные отношения  меняются медленнее => Способ произ-ва меняется. Появ. надстройка. Происх. борьба м\у собственниками и несобственниками ср-в произ-ва.

Марксистская теория социально-экономических  формаций

Учение марксизма об обществе как целостном социальном организме  нашло выражение в понятии  социально-экономической формации.

Это понятие отражает существенные признаки социально однородных обществ. 
Социально-экономическая формация выступает как конкретно-исторический тип общества с присущими ему:

- способом производства;

- социальной структурой;

- экономическим базисом;

- политической надстройкой;

- духовной жизнью.

В надстройку входят государство  и другие социальные институты, формы  общественного сознания (религия, наука, мораль, право, философия, идеология, лит-ра, ис-во, музыка и др.).

__________________

СЭФ – определенный тип  и этап общественного развития (всемирно-исторический процесс).

В основе СЭФ – базис. Он определяет, какие будут социальные инструменты и формы общественного  сознания.

СПН обладает свойством –  относительной автономностью.

Социально-экономические  формации могут объединять общества, находящиеся на разных уровнях развития, но имеющие единые и существенные признаки. Согласно марксистскому учению смена общественно-экономических  формаций происходит под влиянием экономических  факторов, коренящихся в способе  производства.

Материальная предпосылка  процесса смены общественно-экономических  формаций - углубляющееся и обостряющееся  несоответствие устаревших экономических  отношений и прогрессивно развивающихся  сил обществ.

14. Диалектика  способов производства: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический,  коммунистический и азиатский  способы производства.

Любой способ производства порождает внутри себя противоречия, который по мере своего развития порождают  другой способ производства.

Первобытнообщинн. – низ. производит-ть. Увелич. произ-ть труда.

Неравн. общинн. отн-ния – рабовл.

Низкая произв-ть труда – заставить.

Более производит. сп-б произ-ва.

Более устойч., экон. рост.

Более экон. экспл-ция (рабы, крестьяне, рабочие).

  1. Первобытно-коммунистический и первобытно-престижный способы производства

Суть распределения, о  котором идет речь, заключалась в  том, что человек имел право на долю продукта (прежде всего, конечно, пищи), добытого членами его общины, в силу одной лишь принадлежности к общине. Никаких других оснований  не требовалось. Не имело значения, участвовал человек в добывании  данного продукта или не участвовал.

2. Рабовладельческий способ  производства

Подобного рода производство с необходимостью предполагает полное внеэкономическое принуждение. Так  как человека, который находится  в полной собственности другого  человека, обычно называют рабом, то производство, совершающееся в такой общественной форме, принято именовать рабовладельческим. С этим связано ставшее привычным  определение рабства как способа  производства. А между тем это  неверно.

3. Крестьянско-общинный и  феодальный способы производства

Земля классического манора делилась на две части. Первая часть - земля, на которой хозяин манора, которого обычно называют феодалом, вел свое собственное хозяйство. Эта часть  называлась доменом и была полной собственностью феодала. Вторая часть - земля, на которой вели хозяйство  крестьяне. Эта земля, как уже  отмечалось, была собственностью либо общины, либо отдельных крестьянских дворов. Но она же одновременно была и собственностью феодала.

4. Капиталистический (буржуазный) способ производства

Наемный рабочий продал капиталисту  свой труд и получил за него деньги. Обмен труда на деньги был произведен в строгом соответствии с законами рынка, требующими и предусматривающими обмен одной стоимости на другую равную стоимость

5. Коммунистический

Их общими чертами являются: общенародная собственность на средства производства, непосредственно общественный труд, динамичное и планомерное развитие производительных сил. Развитие коммунистического  способа производства на всем его  протяжении связано с действием  и сознательным использованием таких  экономических законов, как основной экономический закон социализма, закон планомерного развития, закон  неуклонного роста производительности общественного труда и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории социологии"