Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:01, шпаргалка
Ответы на экзаменационные вопросы по социологии
6. Древнеполитарный (азиатский) способ производства
При азиатском способе производства можно выделить два важнейших класса: крестьянство и бюрократию. Крестьянство формально свободно, но невозможность продажи земли и некоторые повинности в пользу государства напоминают феодальную зависимость. Количество рабов очень мало, их используют не в крупном товарном производстве, а в качестве слуг. Ремесленников и купцов также мало, к тому же торговля менее развита по сравнению с рабовладельческим строем. Закрепленного законом или религией жесткого наследственного сословного или кастового деления нет, хотя на деле социальная мобильность низка.
15. Диалектика
капиталистического способа
ЭКОНОМИКА.
Капиталистическая экономика: денежная
и рыночная => большая свобода обращения
товаров и услуг => кап. эк-ка – индустриальная
(производство приобретает машинный характер).
Экономика массового машинного производства.
ОБЩЕСТВО.
Свобода и равенство людей перед законом.
Рабочая сила => товар => широкая социальная
мобильность => уменьшается дифференциация
населения.
ПОЛИТИКА.
Представительная демократия – власть принадлежит народу.
Капиталистический способ производства прогрессивнее, чем феодальный.
Дальнейшее развитие капиталистического способа производства => возникает основное противоречие – массовое производство, но при этом продуктами этого труда извлекается капит. ста___ (не помню слово).
ВЫВОД: это должно привести к поляризации общества (пролетарий (лат. «лишен соб-ти») и владельцы предприятий – капиталисты, буржуа) => революция.
Миссия пролетариата – пролетариат, класс, которого не было.
16. Всемирно-историческая
миссия пролетариата и
Историческая миссия пролетариата
— роль рабочего класса, состоящая
в революционной ликвидации капитализма
и построении нового, коммунистического
общества. Маркс и Энгельс всесторонне
обосновали неизбежность гибели капитализма
и победы коммунизма. Вместе с тем
они в лице пролетариата нашли
ту общественную силу, которая способна
осуществить революционное
Пролетариат представляет собой
действительно революционный
Пролетариат каждой страны ставит перед собой задачу освободить себя и все общество от всех форм эксплуатации и угнетения, ликвидировать классовое господство и построить бесклассовое коммунистическое общество. Эта борьба, в конечном счете, направлена на освобождение всего трудящегося человечества. Пролетариат, писал Энгельс, «не может уже освободить себя от ига эксплуатирующего и господствующего класса — буржуазии, — не освобождая вместе с тем раз и навсегда всего общества от всякой эксплуатации, угнетения, классового деления и классовой борьбы»
В осуществлении своей миссии рабочий класс опирается на своих союзников, на непролетарские трудящиеся массы и прежде всего на крестьянство. Рабочий класс выражает интересы всех трудящихся, возглавляет их борьбу за революционное обновление общества. «Только пролетариат, — писал Ленин, — в силу экономической роли его в крупном производстве, — способен быть вождем всех трудящихся и эксплуатируемых масс, которые буржуазия эксплуатирует, гнетет, давит часто не меньше, а сильнее, чем пролетариев, но которые не способны к самостоятельной борьбе за свое освобождение». В ходе исторического развития революционная роль рабочего класса возрастает, а не утрачивается, как это утверждают буржуазные идеологи и оппортунисты.
И. м. п. осуществляется на всех этапах борьбы за социализм и коммунизм. Решающим условием реализации И. м. п. является проведение социалистической революции и установление политической власти рабочего класса — диктатуры пролетариата. «...Первым шагом в рабочей революции, — писали Маркс и Энгельс, — является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии». С завоеванием рабочим классом государственной власти его авангард — Коммунистическая партия становится партией правящей, правительственной. Она осуществляет руководство строительством нового общества.
Социалистическая революция.
Revolf – переворот.
Исходн. – захват власти пролетарием. Диктатура пролетариата.
2 партии: Большевики (Ленин – Рев-ция долж. стать рез-том, необходимо ускорить процесс) и Меньшевики (Плеханов – Рев-ция – естест. рез-т кап-зма, закономерн. рез-т).
17. Классы и
классовый подход к структуре
общества в классическом
Ленин «Великий почин» 1919г.
Понятие «Классы» возникло во Франции в 18в.
Класс – реальная группа людей (совокупность реальн. инд-ов, к-ые облад. общ. позицией в произ-ве). Показатель этих позиций – соб-ть на ср-ва произ-ва.
Класс «в себе» - объективно един из-за формы собст-ти. Осознание позиции => класс «для себя»: классы становятся реально действующими лицами, определяющими ход событий.
Плеханов – рабочий класс должен осознавать себя путем естественного процесса.
Ленин – можно ускорить развитие путем создания партии, которая поможет осознать.
Классы, по Марксу, это любые социальные группы, находящиеся в неравном положении по отношению друг к другу и борющиеся между собой.
Доказывал следующие положения:
1. существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства;
2. классовая борьба необходимо
ведет к диктатуре
3. эта диктатура сама
составляет лишь переход к
уничтожению всяких классов и
к обществу без оных.
Конфликт как движущая сила в развитии
общества. Рассмотрение конфликта как
метод познания общественного развития.
Маркс рассматривает
Маркс последователен в разграничении
методов научного и ненаучного познания.
Объясняет структуру, генезис, социальные
функции исторически
Основные характеристики общества по Марксу:
* расчлененность и
* экономическая структура как база и различные типы надстроек (духовная сфера)
* изменчивость систем и структур общества.
18. Социальная физика. Адольф Кеттле.
Кеттле открыл ряд статистических закономерностей общественной жизни и сформулировал основные методологические принципы изучения социальной статистики:
1. Соц. Явления имеют регулярный и возобновляемый характер.
2. Для получения более надежных рез-ов в анализе соц. Явлений необходимо рассматривать большие величины – многочисленные и частые повторения этих явлений => научное иссл-ие общественной жизни для получения точных рез-ов должно базироваться на применении математических методов.
3. Соц. Физика – ест. наука об о-ве. связь м\у физич. Законами и соц. закономер-тями (связь с наличием соц. условий, к-ые соотв-ют времени и месту действия соц. процессов и явлений).
Конт. Вся социология О. Конто делилась на две части социальную статику и социальную динамику (по аналогии с физикой, где в качестве основных разделов выделяются статика и динамика). Социальная статика изучает общество в состоянии устой¬чивом равновесия всех социальных элементов, дает его синхронный срез. Социальная динамика обращается к анализу развития общества. Основной закон социальной статики формулируется Контом как закон социальной гармонии, устанавливающий в качестве естественного состояния социального строя гармонию классов.
Конт начинает анализ социальной статики с семьи, рассматривая ее, как основную клеточку социального организма. Семья -это то, что находится между обществом и человеком и сближает их. Распад семьи будет означать распад общества. Семья, по Конту, выполняет самые важные функции в обществе. Он оправдывает неравенство между мужчиной и женщиной, доказывает, что женщина в интеллектуальном отношении слабее мужчины. Социальная динамика характеризовала развитие мысли, духа и общества в рамках трех последовательно сменяющих друг друга фаз. Первую главу своей книги «Дух позитивной философии» Конт назвал «закон интеллектуальной эволюции человечества, или закон трех стадий». Первая - теологическая -отмечена господством религиозно-мифологического сознания, вторая - метафизическая - является чисто разрушительной и поэтому негативной, кризисной и переходной, поскольку она характеризуется господством абстракций н оторвана от реальности. Только третья, позитивная (научная), стадия означает полное, и окончательное утверждение нового взгляда на природу и общество. Особенно важно отметить, что и в социальной статике, и в социальной. динамике духовный фактор главенствует. Говоря о социальной статике и социальной динамике, нельзя не отметить соотношение двух узловых понятий в социологии Конта - порядка и прогресса. Они являются главными проявлениями общественного целого. Первый больше присущ социальной статике, второй - социальной динамике.
19. Органическая школа.
Возникла во 2 половине 19 века. Появление книги Ч. Дарвина способствовало тому, что некоторые социологи стали переносить законы естествознания на процессы, происходящие в обществе. Один из основоположников – Герберт Спенсер.
Общество – организм, который имеет гораздо больше общего с живыми существами, нежели с неорганическими агрегатами. 2 черты, подтверждающие это: а) общественный рост, как и рост живого организма, обыкновенно длится либо до поглощения данного общества каким-либо другим обществом, либо до его распада на 2 или несколько иных; б) Наряду с увеличением в размерах у них наблюдается и увеличение в сложности строения.
Общество состоит из 3 частей:
1) Поддерживающая (производство необходимых продуктов);
2) Распределительная (разделение
благ на основе разделения
труда для связи частей
3) Регулятивная – государство (организация
частей на основе их подчинения целому).
Сходства:
А) общество, как и биологический организм,
растет, увеличивается в объеме;
Б) по мере роста в объеме усложняется структура;
В) дифференциация структуры элементов сопровождается дифференциацией их функций.
Различия:
а) в биологическом организме живут ради
целого, а в обществе наоборот.
б) способность чувствовать и мыслить сосредоточена в определенных частях организма, в обществе – сознание разлито по всему «агрегату».
Функции элементов социальной системы: земледелие и промышленность – питание, институт торговли – кровообращение, армия – кожный покров, транспорт – сосудистая система.
Общество существует для блага своих членов, а не наоборот. Политическая организация общества должна служить удовлетворению потребностей людей.
20. Расово-антропологическая школа.
Расово-антропологическое направление – разновидность натурализма. Представители – Гобино, Летурно, Лапуж, Чемберленд, Аммон. СУТЬ направления – в определении влияния биологической природы человек, его расовых черт и генотипа на жизнь общества.
Основные положения:
1) Социальное поведение
людей целиком обуславливается
их биологической
2) Социальная жизнь выступает
следствием и результатом
3) Расы не равны между
собой, что определяет не
4) Смешения рас вредны для обществ в целом и для отдельных людей в особенности.
А – ГОБИНО.
Лишь господство белой расы, и при этом достижение «чистоты» такого доминирования за счет запретов на смешение рас, обеспечивает устойчивое развитие общества. Белая раса является уникальной в силу того, что гармонически соединяет в себе данные от природы ее представителям ум, силу и красоту.
Но белая раса неоднородна, так как включает в себя 3 вариации людей, которые ведут себя по-разному по отношению к желтой и черной расам – семиты, хамиты и яфетиды (не смешались с желтой и черной расами) => человечество все свои надежды должно связывать только с «семейством арийцев», происходящим от яфетидов. Желтая и черная расы ограничены и недостаточны. Желтой расе не присущи героизм и высокие достижения в деятельности. Черная раса не способна к самоконтролю и, как следствие, к длительным и осмысленным целенаправленным действиям.