Шпаргалка по "Праву социального обеспечения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 17:27, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Праву социального обеспечения"

Вложенные файлы: 1 файл

ПСО 1-27.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

Основные вопросы  социальной защиты российских граждан  относятся к праву социального  обеспечения. Все институты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных катаклизмов.

Понятие «социальная  защита» значительно шире понятия  «социальное обеспечение», так как  последнее входит в категорию  первого.

Социальное обеспечение – форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

 


5-ПОНЯТИЕ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ПРАВА И КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. ОТГРАНИЧЕНИЕ ДАННОЙ ОТРАСЛИ ПРАВА ОТ СМЕЖНЫХ ОТРАСЛЕЙ.

Право социального обеспечения как  самостоятельная отрасль права. Отрасли права, являющиеся смежными с правом социального обеспечения 
(ПСО) – это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов.

ПСО как учебная дисциплина представляет собой сумму знаний о ПСО как отрасли права и о ПСО как отрасли науки, которую должен получить студент, изучая дисциплину. 
Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права. 
В предмет права социального обеспечения входят следующие отношения: 
Отношения по пенсионному обеспечению; 
Отношения по социальному обслуживанию; 
Отношения по выплате пособий; 
Отношения по бесплатному медицинскому обслуживанию и т.д.

Отношения, связанные с образованием и расходованием  средств различных государственных  фондов – Пенсионного, Фонда социального  страхования, Государственного фонда  занятости населения РФ, – не являются предметом права социального обеспечения, а относятся к финансовому праву.

Разграничивая трудовое право и  право социального обеспечения:

• субъектом  трудового правоотношения не может  выступать семья; 
• правосубъектность как основание участия в социально-обеспечительном правоотношении не связана с достижением определённого возраста, а иногда связывается с фактом рождения, в то время как возраст работника как субъекта трудового правоотношения установлен в качестве общего правила в 16 лет; 
• социально-обеспечительное правоотношение возникает на основе юридического состава, а трудовые

Отношения между различными органами государственного управления в связи с их исполнительно-распорядительной деятельностью по организации социального  обеспечения составляют предмет административного права.

Соотношение с гражданским правом

Право социального обеспечения следует  отграничивать также от гражданского права с учетом следующих положений: 
• содержание социально-обеспечительного правоотношения определяется непосредственно законодательством (за некоторыми исключениями), а не формируется сторонами, что указывает на отсутствие равенства сторон в указанных правоотношениях и на невозможность диспозитивного регулирования. 
• для возникновения социально-обеспечительного правоотношения не требуется согласованного волеизъявления обеих сторон — достаточно волеизъявления гражданина, реализующего свои правомочия, определённые законодательством. 
• субъекты социально-обеспечительных правоотношений в установленных законодательством случаях имеют возможность реализовать правоспособность в полном объёме до достижения возраста гражданской дееспособности (восемнадцатилетнего возраста). 
• социально-обеспечительные правоотношения возникают на основе сложного юридического состава, а гражданские правоотношения, как правило, на основе отдельных юридических фактов (сделки, причинение вреда имуществу, жизни и здоровью, смерть человека и другие). 
Характерные признаки права социального обеспечения

 


6-ПРЕДМЕТ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Предмет права социального обеспечения - это комплекс общественных отношений материального и процедурно-процессуального характера, возникающих в связи с наступлением определенных законом случаев (социальных рисков) и направленных на компенсацию от их наступления путем распределения материальных благ.

Отношения по социальному обеспечению  граждан в денежной форме и  по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права  социального обеспечения. Процедурные  и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.

Предмет права социального  обеспечения составляют на сегодняшний день несколько групп общественных отношений:

1) отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

2) отношения по предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);

3) процедурные и процессуальные отношения, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения. Указанные отношения, как правило, предшествуют (процедурные), сопутствуют (процедурные и процессуальные) либо вытекают (процессуальные) из отношений, входящих в первые две группы.

 


7-МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Метод правового регулирования - совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений.

Метод представляет собой совокупность приемов, способов и средств воздействия на общественные отношения.

Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.

1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.

2. Дополнительное социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.

3. Одним из субъектов отношений социального обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие социальное обеспечение.

Особенности метода права социального обеспечения:

1-сочетание  централизованного и локального  способов установления прав и  обязанностей субъектов;

2-специфические  способы определения содержания  правоотношений;

3-отражение  специфики юридических фактов, с  которыми связано возникновение, изменение, 4-прекращение правоотношений в сфере социального обеспечения;

4установление абсолютного характера прав граждан как субъектов социального обеспечения;

5-специфика  санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.

==Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов

Ст. 72 Конституции Российской Федерации закрепляет, что вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. 

Субъекты Федерации  за счет собственных источников и  при наличии возможностей вправе устанавливать дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям, пособиям и т.д.

==Специфические способы определения содержания правоотношений

Права и обязанности  субъектов в этой отрасли могут  устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем. Так, например, договорное регулирование отношений  в области социального обеспечения возможно в рамках конкретного предприятия:

=в коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию и т. п.);

=в индивидуальном трудовом договоре (контракте) могут быть установлены дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения по сравнению с предусмотренными нормами права (оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатное лекарственное обеспечение в случае болезни и т.д.).

=Условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными. Если же речь идет о более льготном обеспечении, то здесь допускается полная свобода усмотрения.

==тражение специфики юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений

В данной отрасли почти  все юридические факты — это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами либо этих средств становится недостаточно (старость, инвалидность, безработица, потеря кормильца, бедность, рождение ребенка, смерть и т.д.).

Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают при наличии совокупности юридических фактов из сложных фактических  составов, которые имеют:

правовые основания обеспечения;

волеизъявление лица, ими  обладающего;

решение компетентного органа о назначении вида обеспечения, на который  претендует гражданин.

==Специфика  санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права

Специфика санкций в сфере  социального обеспечения заключается:

имущественное взыскание  может быть обращено только на граждан, которые виновно перепоручили суммы  полагающихся выплат. К другому субъекту правоотношения (государственному или  иному органу) имущественные санкции не применяются. В случае неполучения гражданами денежных сумм восстановление прав последних производится путем выплаты причитающихся им средств. Такую принудительную выплату нельзя считать санкцией, потому что орган социальной защиты населения не несет материального ущерба, а лишь выполняет свои обязанности;

санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают переполученную сумму в полном объеме и дополнительных лишений при  этом не испытывают. Кроме того, при предоставлении отдельных видов обеспечения применяются и специфические санкции. Так, например, к лицам, систематически нарушающим правила внутреннего распорядка в доме-интернате, может быть применена такая мера, как выписка из этого учреждения.

 


8-ПРИНЦИПЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Понятие принципов  права социального обеспечения

Правовые принципы – это руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов.

Классификация и общая характеристика принципов  права социального обеспечения

По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:

=общеправовые (свойственные всем отраслям права);

=межотраслевые  (отражающие общие черты нескольких  отраслей права);

=отраслевые (характеризующие  специфику конкретной отрасли);

=внутриотраслевые (касающиеся отдельных институтов  отрасли).

В регулировании  общественных отношений по социальному  обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.

Общеправовые принципы:

=признание и  гарантированность в России прав  и свобод человека и гражданина  согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права;

=неотчуждаемость  основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;

=равенство всех  перед законом и судом;

=равенство прав  и свобод мужчины и женщины  и равенство возможностей для  их реализации;

=право каждого на объединение  для защиты своих интересов;

=гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.

Межотраслевые принципы:

К межотраслевым принципам  можно отнести:

=обеспечение достойной  жизни и свободного развития  человека;

=обеспечение государственной  поддержки семьи, материнства,  отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

=запрещение принудительного  труда и др.

Они наиболее характерны для  таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.

Внутриотраслевые  принципы:

Отраслевые  принципы

Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.

=всеобщность;

=финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;

=универсальность и комплексность,  т.е. гарантированность социального  обеспечения при наступлении  всех социально значимых обстоятельств,  установленных законом.

=осуществление социального  обеспечения за счет как страховых  платежей, так и средств бюджета;

=обязанность государства  гарантировать уровень социального  обеспечения не ниже прожиточного  минимума;

=гарантированность социальной  помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

=многообразие видов социального  обеспечения;

 


9-ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Источник права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

Информация о работе Шпаргалка по "Праву социального обеспечения"