Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:15, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 75 вопросов по дисциплине "Социология".

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_sotsiologia_semi.doc

— 752.00 Кб (Скачать файл)

54. Детность. Плодовитость  и бесплодие. Стерильность. Инфертильность. Детность - наличие определенного числа детей в семье: малодетность- один-два, среднедетность - три-четыре; Плодовитость - биологическая способность женщины, мужчины, брачной пары к зачатию и рождению живых детей. Следует отличать способность к деторождению от фактического деторождения, которое характеризуется числом рожденных детей. Плодовитость зависит от генетических особенностей и состояния здоровья обоих супругов, от сочетания свойств супругов в браке. Женская плодовитость характеризуется способностью к зачатию, вынашиванию плода и рождению живого ребенка, мужская плодовитость - к оплодотворению. У некоторых супругов, обладающих порознь нормальной плодовитостью, при регулярных половых сношениях... зачатие не наступает из-за биологической несовместимости. Поэтому более правомерно говорить о плодовитости брака или супружеской пары. Народонаселение. Энциклопедический словарь. Понятие плодовитости связано с целым рядом других понятий, которые раскрывают те или иные ее стороны. Эта совокупность включает в себя понятия стерильности, бесплодия, инфертильности и бездетности. Под стерильностью при условии нормальной половой жизни понимают неспособность к зачатию. При этом различают стерильность постоянную и временную; естественную, искусственную (контрацептивную) и патологическую] абсолютную и относительную. Постоянная стерильность наступает в старших возрастах, после достижения менопаузы; в репродуктивном периоде постоянная стерильность является следствием заболевания или операции стерилизации. Временная стерильность имеет место в период беременности и сразу после ее окончания (послеродовая или послеабортная аменорея), она может быть также результатом применения контрацепции (противозачаточных средств). 
Естественная стерильность вызывается нормальными физиологическими причинами: возрастом, беременностью, кормлением грудью, аменореей и пр. Искусственная стерильность обусловлена применением контрацепции. Патологическая стерильность является следствием болезней и травм. Об абсолютной стерильности говорят, когда шансы на зачатие равны нулю. При сохранении некоторой вероятности зачатия имеет место относительная стерильность. Термин бесплодие означает, в противоположность плодовитости, неспособность зрелого организма мужчины или женщины к воспроизведению потомства. Мужское бесплодие означает неспособность к оплодотворению, женское - соответственно или к зачатию, или к вынашиванию, или к рождению ребенка. Обычно брак (брачный союз) считается бесплодным, если в течение трех лет регулярной половой жизни и при условии неприменения контрацепции и искусственных абортов, не происходит рождения живого ребенка или из-за отсутствия зачатий (стерильность), или из-за того, что беременность заканчивается самопроизвольным абортом (невынашиваемость беременности), или рождением мертвого ребенка. Бесплодие, следовательно, обусловлено или спонтанной (недобровольной) стерильностью, или спонтанной невынашиваемостью беременности, или мертворождением. В науке существуют различные оценки бесплодия, сделанные разными авторами и в разное время, однако в целом принято считать, что в современных экономически развитых странах около 10-15% брачных пар бесплодны абсолютно (т. е. имеют нулевые шансы на рождение ребенка) и столько же - относительно (т. е. обладают пониженной плодовитостью). Бесплодие является одним из факторов инфертилъности, т. е. отсутствия рождений. Инфертильность может быть также следствием искусственного прерывания беременности, а также полного отсутствия сексуальных отношений (абстиненции) на протяжении всего репродуктивного периода или какой-то его части (из-за отсутствия брака, длительного разделения супругов или контрацептивного воздержания). ИНФЕРТИЛЬНОСТЬ (от позднелат. infertilis - бесплодный), отсутствие рождений у женщины в течение всего или определ. части репродуктивного периода. И. может быть вызвана: 1) бесплодием супружеской пары вследствие физиол. бесплодия женщины или мужчины; 2) отсутствием брака (в любой его форме); 3) намеренным отказом от деторождения. Некоторые авторы в качестве причины И. выделяют также откладывание деторождения, увеличивающее для женщины риск остаться инфертильной. Последний особенно велик в случаях искусств. прерывания беременности, могущего привести к т. н. вторичному бесплодию. Поскольку И. вызывается не только физиол., но и социальными факторами (безбрачие, отказ от деторождения), она не тождественна бесплодию. И. не следует отождествлять и с бездетностью, к-рая может быть вызвана мертворождениями или смертью детей. Причины И. являются предметом исследования социальной гигиены. Для демографии имеет значение уровень И. в поколениях женщин, измеряемый обычно долей женщин, не имевших рождений к концу репродуктивного периода (продуктивного периода брака), либо к тому возрасту или продолжительности брака, после к-рого рождений, как правило, не бывает.  В разл. социально-демографич. группах и странах И. колеблется от 4% до 15% и более, что связывают обычно с различиями в брачности и разной степенью ограничения деторождения в браке. Чрезвычайно высокие показатели И. в странах, где распространены ранние браки и не практикуется ограничение деторождения, вызывают сомнение в достоверности первичных данных. Данные об И. по странам мало сопоставимы ввиду различий в подходах к измерению и в применяемых показателях

55. Малодетная, среднедетная и многодетная семья. Бездетная семья. Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Согласно некоторым научным теориям, именно форма семьи могла на протяжении многих веков определять общее направление эволюции макросоциальных систем. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.  Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.  Семейная структура, как и брачная, является моментным показателем, фиксируемым во время переписей или специальных обследований населения. Поэтому дать представление о семейной структуре населения можно только по данным переписей или обследований. При этом практика демографической статистики выделяет семьи по следующим признакам: размер семьи (число её членов);  тип семьи (нуклеарная, сложная, полная, неполная)  Нуклеарные семьи (англ. nuclear family) — семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми  Сложная семья — к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии (прародители, прапрародители), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов). Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства.  число детей в семье  малодетные семьи — 1-2 ребёнка (недостаточно для естественного прироста) среднедетные семьи — 3-4 ребёнка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики)  многодетные семьи — 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений) При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.

 

56. Двойственность семейной социализации. Социализация — это процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам. В широком смысле слова социализация может длиться всю жизнь. В узком смысле — ограничивается периодом взросления личности до совершеннолетия. Семейная социализация понимается двояко: как, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны, — как влияние, оказываемое семьей на формирование социально компетентной, зрелой личности. Семья как социально- психологическая целостность оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Чем сплоченнее семья, тем эффективнее нормативное воздействие. Сплоченность, о которой здесь идет речь, предполагает ценностное единство, наличие фамилизма, приоритета семьи, подчинения интересов индивида семейным нормам. Однако если эта приоритетность абсолютизируется, происходит формирование конформистского поведения, когда личность ничего не делает без постоянной оглядки на доминирующих членов семьи.

 

57. Социально-психологическая потребность личности в семье. Семья — малая группа, в которой с наибольшей естественностью удовлетворяются многие важнейшие личностные потребности человека. Здесь он приобретает необходимые социальные навыки, осваивает базовые стереотипы поведения и культурные нормы, реализует свои эмоциональные предпочтения, получает психологическую поддержку и защиту, спасается от стрессов и перегрузок, возникающих при контактах с внешним миром. В удовлетворении всех таких потребностей. Семья возникает из стремления удовлетворить сугубо личные потребности и интересы индивидов. Являясь малой группой, она соединяет их с общественными интересами. В семье личные потребности окультуриваются, упорядочиваются, организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций. В итоге естественно-биологические потребности человека в удовлетворении сексуального влечения, реализации семейного инстинкта, стремление самца к господству, биологический инстинкт зависимости ребенка от матери - все это трансформируется в социально-биологическую функцию семьи.

 

58. Соотношение нормативного и информационного воздействия в семье. Нормативное воздействие в семье принимается индивидом, чтобы сохранить свой межличностный статус и получить одобрение от других. Это, однако, не означает, что индивид обязательно разделяет принимаемые им мнения. При информационном воздействии семьи индивид разделяет семейную картину мира, принимает ее как истинную, но не ищет обязательного одобрения со стороны других. Семьи "традиционные" и "современные" различаются между собой не как носители нормативного иди информационного влияния, по соотношению их участия в социализационном процессе. Ослабление сплоченности семьи уменьшает как силу ее нормативного воздействия, так и ее надежность и устойчивость как источник информации для индивида. Нормативное воздействие в семье принимается индивидом, чтобы сохранить свой межличностный статус и получить одобрение от других. Это, однако, не означает, что индивид обязательно разделяет принимаемые, им мнения. При информационном воздействии семьи индивид разделяет семейную картину мира, принимает ее как истинную, но не ищет обязательного одобрения со стороны других. Семьи "традиционные" и "современные" различаются между собой не как носители нормативного или информационного влияния, а по соотношению их участия в социализационном процессе.  
Ослабление сплоченности семьи уменьшает как силу ее нормативного воздействия, так и ее надежность и устойчивость как источника информации для индивида.

 

59. Сплоченность семьи: ценностное единство, приоритет семьи, семейные нормы, семейная картина мира. Сплоченность является интегративным параметром семейной системы, описывающим структуру семьи с точки зрения способности реагировать на внешние и внутренние воздействия сплоченность семьи определяет способность противостоять естественным стрессогенным факторам при прохождении различных стадий жизненного цикла, а также адекватность реакций семьи на вертикальные стрессоры. Механизм сплоченности включает в себя в большей или меньшей степени все параметры семьи. Сплоченность как межличностная аттракция, описанная А.Лотт и Б.Лотт, является производной от количества и силы взаимных позитивных установок по отношению к членам семьи. В этом понимании повышению сплоченности способствует демократический стиль семейного руководства, обеспечивающий оптимальные условия межличностного взаимодействия. Единство предметно-ценностное - важнейшая составляющая интеграции социальной группы как совокупного субъекта деятельности. Оно проявляется, во-первых, в близости ценностных представлений членов группы о предмете (цели) совместной деятельности, во-вторых, в единстве практического воплощения (актуализации) этих представлений в конкретных условиях деятельности. 
Единство предметно-ценностное - не случайное совпадение ценностных регулятивов индивидуальной активности в группе. Оно закономерно порождается общественно детерминированной совместной деятельностью и может быть рассмотрено как феномен интеграции на высшем уровне её социально-психологического развития.Приоритет семьи это дети,муж или жена,друзья родственники, работа.Раставить кому как нравится. Семейные нормы и правила — это те основания, на которых строится жизнь семьи. В отсутствие правил и норм в семье наблюдается хаос, который представляет серьезную опасность для психического здоровья. Правила позволяют членам семьи ориентироваться в реальности и придают устойчивость семье в целом. Картина мира - это отражение окружающего мира в сознании человека и/или в общественном сознании. Все картины мира выполняют свои особые задачи, удовлетворяя конкретные потребности человечества, комплексно познающего мир и изменяющего окружающую действительность. Поэтому в любой конкретный период времени в данном обществе можно обнаружить целый ряд разнообразных картин мира. В своей совокупности научные картины мира стремятся дать целостное и обобщенное реалистические представление о мире в целом, а также о месте человека и человеческих сообществ в нём.

 

60. Депривация в семье. Конфликтная социализация. Пролонгированная социализация Дисфункциональная социализация. Группы неформалов.Депривация в семье - это психическое состояние, вызванное длительным лишением ребенка на ранних стадиях онтогенеза возможности удовлетворять витальные потребности в условиях семьи. Видами семейной депривации являются: материнская, патернальная (отцовская)  и парентальная. Основными признаками семейной депривации являются неблагоприятные условия  проживания ребенка в семье и педагогическая несостоятельность родителей. Ранняя депривация в семье существенно осложняет становление личности подростка и формирование саморегуляции его поведения.  Депривация в семье приводит к деформации эмоциональной и социальной сфер личности подростка. В эмоциональной сфере семейная депривация проявляется в виде дезорганизующих эмоциональных реакций, подростков, в их агрессивности, негативизме, фрустрированности, тревожности; в социальной сфере - в высоком уровне социальной дезадаптации (асоциальное™, враждебности ко взрослым, депрессии). Ранняя депривация в условиях семьи детерминирует появление делинквентного поведения в подростковом возрасте. Кризисные явления в функционировании политических, экономических институтов, семьи, системы образования и воспитания значительно затрудняют формирование просоциального поведения, стимулируют асоциализацию. Аномия, вызываемая кризисом ценностно-нормативной системы общества, резко снижает социализирующую роль норм-образцов, норм-принципов. В общественном и личном сознании начинается большая путаница с известной дилеммой "что такое хорошо и что такое плохо". Личность зачастую теряет ориентиры. В результате - асоциализация или конфликтная социализация, резко провоцирующая конфликтность в жизнедеятельности общества и личности. Человек начинает чаще сталкиваться с внешними и переживать внутриличностные конфликты, перерастающие при определенных условиях в острые личностные кризисы. Социализация - это пролонгированный во времени исторически обусловленный процесс, во время которого человек воспринимает и усваивает определенную систему норм, ценностей, знаний данной культуры. Пролонгация социализации, отсрочка социального признания взрослости резко противостоит процессу акселерации (ускоренного развития физического и полового созревания). Между последним, воспринимаемым подростками как ратификация взрослости, и наступлением социальной зрелости и компетентности образуется период в 10-13 лет, когда подрастающие поколения в силу неадекватности социальной организации индустриальных обществ оказываются в состоянии уже не-детей, переростков детскости и еще не-людей, недорослей. Отсюда идет нагромождение острых социальных проблем материнства несовершеннолетних, сексуальной вседозволенности, отказов от новорожденных родителями-тинейджерами, групповой секс и насилия, делинквентность и т.д. Ранние браки как попытка приобретения статуса социализированной взрослости в период затянувшегося ученичества и, как следствие, — рост разводи-мости из-за социальной неготовности к родительским ролям — все это также следствие разрыва между социальной и физической зрелостью, удлинения социализационного периода в связи с развалом семейного авторитета по причине краха семейного производства. Противоречивость и противоположность социализирующих авторитетов при пролонгации периода социализации и ослаблении семейной социализации потомства — вот фон эклектической, фрагментарной, дисфункциональной социализации. В этих условиях проблема полноценной социализации поколений, проблема органического замещения внешнего (со стороны общества) контроля внутренним самоконтролем может решаться путем отхода от общественного в сторону групповых подростковых и молодежных субкультур. Занятость родителей и детей вне дома, ведущая к дефициту эмоционального контакта между ними, толкает детей к поиску глубоко личных интимных отношений в неформальных группах сверстников, возникающих в рамках целевых формальных воспитательных учреждений и в территориальных объединениях по месту жительства ("уличных", "дворовых" группах). Разваливающийся и противоречивый семейный авторитет компенсируется при этом авторитетом группы равных и авторитетом ее лидера. Тоска по семейно-близким первичным отношениям гонит ребят к неформальным контактам, компенсирующим то, что утрачивает семья. Однако где-то к 7-му классу школы эти группировки приобретают самостоятельную ценность в глазах их участников, все более закрепляя их отчуждение от семьи.

 

61. Степень и причины социальной дезорганизации семьи. Дезорганизация семьи – невыполнение семьей ее функций, нарушение ее структуры. Известный американский социолог У.Дж,Гуд определил семейную дезорганизацию как «разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности». Главные формы семейной дезорганизации по У.Дж.Гуду:

  • неполная семейная группа, незаконнорожденность. В данном случае семья никогда не существовала. А потенциальные отец-мать никогда не выполняли своих функций;
  • распад семьи из-за намеренного ухода одного из супругов: аннулирование брака, разделение, развод, когда индивид длительное время находится вне дома, ссылаясь на работу;
  • семья как «пустая оболочка», когда родители живут вместе, но не выполняют своих обязанностей в области эмоциональной поддержки друг друга, не имеют физической близости;
  • семейный кризис, когда длительно ненамеренно отсутствует один из супругов (болезнь, смерть, заключение в тюрьму, катастрофы, войны, землетрясения, депрессии);
  • внутренние катастрофы, связанные с ненамеренным невыполнением главной роли члена семьи из-за умственной, эмоциональной или физической патологии.

Факторы, скрепляющие  семью:

  • эмоциональная близость;
  • физическая близость;
  • совместное проживание, ведение домашнего хозяйства и воспитание детей;
  • юридическая фиксация брака;
  • духовная близость и освещение брака церковью.

Наиболее хрупкой  является семья как «пустая оболочка». Она отмечается у 60% всех семей, когда  сохраняется общее хозяйство, вместе воспитываются дети, но родители не имеют ни физической, ни эмоциональной  близости.

 
62.Семейные конфликты и формулы их разрешения.

По  Сысенко подразделяет на три большие  категории:

1. конфликты на почве несправедливого распределения труда.

2. Конфликты на почве неудовлетворения каких-либо потребностей

3. Ссоры недостатков и воспитания.

Решение конфликтов:

  • Совладать с эмоциями.
  • Определить подлинную причину разногласий.
  • Говорить о проступке, а не о личности, его совершившей.
  • Говорить уважительно, следить, чтобы беседа не превратилась в обмен мнениями по типу «сам дурак».
  • Отказаться от пассивной защиты. Крепко держать инициативу, задавая тон («Давай поговорим спокойно»), тему разговора («Да ведь мы не о том говорим!»).

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"