Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:15, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 75 вопросов по дисциплине "Социология".

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_sotsiologia_semi.doc

— 752.00 Кб (Скачать файл)

 

47. Репродуктивная функция и социально-психологическая потребность в детях. Репродуктивная потребность одна из социальных потребностей личности, определяющая специфику репродуктивного поведения. В качестве социально-психологического свойства человека характеризует стремление социализировать индивида, вступившего в брак, обзаводится тем числом детей в семье, которое принято в обществе (общности, в больших и малых социальных группах). Подробная потребность личности формируется под влиянием социальных норм рождаемости или репродуктивных норм  малодетности , среднедетности (3-4 детей), многодетности, которые обуславливают  социальные поощрения и санкции. Особенно сильны негативные санкции при бездетности, поэтому моральные затруднения возникают у личности даже при бесплодии. Неудовлетворение репродуктивной потребности личности не влечет за собой отрицательные последствия. Тем не менее бытует представление об инстинкте размножения, понимаемом как действие материнского и полового инстинктов. Потребность в репродукции относится к самому высшему уровню потребностей личности (потребности в творчестве, образовании, свободном времени и т.д.) и контролирует с потребностями других уровней: потребностями социально-психологического уровня (в общении и любви, проявлении заботы и опеки и др.), потребностями безопасности и самосохранения и физиологическими потребностями (в сне, пище, воде и т.д.). Эмпирические исследования репродуктивных установок и мотивов показывают, что для потребности в 5 деталях и более ведущими является экономические мотивы рождаемости, для потребности в 3-4 детях – социальные и для потребности в 1-2 детях – психологические. В европейской части России преобладает потребность в 2 деталях ( в среднеазиатских республиках – 3 и более детей)

48. Воспроизводство  поколений. Интенсивность рождаемости.  Депопуляция. Воспроизводство населения — смена поколений в результате естественного движения населения. Воспроизводство населения определяется рождаемостью и смертностью. Считается, что для сохранения простого воспроизводства населения необходимо, чтобы на 100 супружеских пар приходилось 258 детей. Брутто-коэффициент воспроизводства населения Брутто-коэффициент воспроизводства населения исчисляется на основе количества девочек, которое в среднем родит каждая женщина за весь свой репродуктивный период и равен суммарному коэффициенту рождаемости, умноженному на долю девочек среди новорожденных. Нетто-коэффициент воспроизводства населения (коэффициент Бёка—Кучински). Иначе Нетто-коэффициент воспроизводства населения называют чистым коэффициентом воспроизводства населения. Он равен среднему числу девочек, рожденных за всю жизнь женщиной и доживших до конца репродуктивного периода при данных уровнях рождаемости и смертности. Нетто-коэффициент воспроизводства населения рассчитывается по следующей приближенной формуле (для данных по 5-летним возрастным группам). Истинный коэффициент естественного прироста. Нетто-коэффициент воспроизводства населения ( ) показывает, что численность стабильного населения, соответствующего реальному с данными общими коэффициентами рождаемости и смертности, которые принимаются неизменными, изменяется (то есть увеличивается или уменьшается) в раз за время Т, то есть за длину поколения. Учитывая это и принимая гипотезу экспоненциального роста (убыли) населения, можно получить следующее соотношение, связывающее нетто-коэффициент и длину поколения. Показатели интенсивности (коэффициенты) – характеристики, отражающие отношение числа демографических событий (в частности, рождений) к численности всего населения или отдельной группы. В демографии рождаемости важную роль отводят показателям интенсивности (демографическим коэффициентам). Они объединяются во взаимосвязанную систему и представляют собой мощный аппарат для исследования  процессов рождаемости. Основное место в этой системе отводится следующим характеристикам.        Общий коэффициент рождаемости рассчитывают как отношение числа родившихся к средней численности населения за рассматриваемый период:

,  где B – численность родившихся у населения в рассматриваемый период; P* – средняя численность данного населения за рассматриваемый период;T – длина периода в годах (обычно рассматривают 1 год). Данный коэффициент измеряется в промилле.Для оценки общего коэффициента рождаемости демографами предлагались различные границы. Депопуля́ция — систематическое уменьшение абсолютной численности населения какой-либо страны или территории как следствие суженного воспроизводства населения, когда последующие поколения численно меньше предыдущих (смертность превышает рождаемость, высокая эмиграция, существуют обстоятельства, вызывающие большие потери людей — например, война). Ряд стран сегодня испытывает долгосрочную убыль населения: Япония, Восточная Европа, Россия, Казахстан, Украина, Белоруссия, Молдова, Эстония, Латвия, Литва, Болгария, Грузия, Армения, Босния, Хорватия, Словения, Германия, Венгрия, а теперь и Италия. В настоящее время продолжают медленно расти, но скоро присоединятся к выше упомянутым Греция, Испания, Куба, Уругвай, Дания, Финляндия, Австрия и Лесото. Однако Казахстан объявил о достижении роста численности населения, и в 2009 году по переписи там было зарегистрировано свыше 16 млн. человек. Многие страны Западной Европы (и ЕС в целом) лишь благодаря иммигрантам избегают сокращения населения. Общая численность населения европейского континента (включая Россию и другие страны за пределами ЕС) уже прошла пик в 2000 году и с 2004 года падает. СПИД играет некоторую роль в снижении численности населения, однако, имеющиеся данные показывают, что даже при высокой смертности от СПИДа уровень рождаемости в Африке достаточно высок, так что тенденции перенаселения сохранятся.

 

49. Формы репродуктивного поведения. Репродуктивное поведение представляет собой целостную систему действий, отношений и психических состояний личности, направленных на рождение или отказ от рождения ребенка любой очередности, в браке и вне брака. Иногда включают в понятие РП также процесс социализации ребенка (обучение, воспитание, приобретение определенных социальных качеств и т.п.). Наряду с термином «репродуктивное поведение» в литературе используются также термины «прокреативное поведение» и «генеративное поведение». Данный вид поведения не является изолированным элементом поведения личности и должен рассматриваться в общем контексте ее ценностных ориентаций, установок, потребностей и т.п., а также – с точки зрения той социальной нормативной среды, в которой существует индивид. Репродуктивное поведение присуще не только конкретной личности, но и большим (этносы, территориальные совокупности населения и т.п.) и малым социальным группам, среди которых одной из основных выступает семья, населению в целом. Структурно в рамках репродуктивного поведения выделяют: (1) совокупность поведенческих актов и решений, непосредственно направленных на рождение ребенка или собственно репродуктивное поведение; (2) контрацептивное поведение, то есть действия, направленные на предотвращение зачатия; (3) абортивное поведение, то есть действия, имеющие целью предотвратить нежелательное рождение. Все три варианта поведения регулируются относительно самостоятельными установками и мотивами. Собственно репродуктивное поведение направлено на реализацию полного репродуктивного цикла – от момента принятия решения о зачатии ребенка до его рождения. Внешне контрацептивное и абортивное поведение служат инструментами регулирования каждого конкретного репродуктивного цикла (предотвращение зачатия, прерывание беременности при помощи искусственного аборта). Однако в действительности их роль значительно шире. В зависимости от установок контрацептивного и абортивного поведения личности (супругов) происходит формирование всего репродуктивного цикла семьи. Под ним понимается, во-первых, определение оптимального срока рождения первого ребенка. Период времени между вступлением в брак (началом сожительства) и рождением первого ребенка носит название протогенетического интервала. Во-вторых, контрацептивные и абортивные установки определяют продолжительность интергенетических интервалов. Интергенетический интервал – это период времени между рождениями первого и второго, а также всех последующих детей, соответственно. Наконец, в зависимости от соотношения собственно репродуктивных и абортивно-контрацептивных установок зависит срок завершения формирования семьи и стратегии поведения супругов после достижения желаемого числа детей (использование контрацепции, абортов, стерилизация). Репродуктивное поведение предполагает наличие обязательного условия – плодовитости, то есть физиологической способности к зачатию. В случае бесплодия одного или обоих супругов и при наличии неудовлетворенной потребности в детях формирование данной семьи либо прекращается (например, посредством развода), либо осуществляется путем усыновления (удочерения) желаемого числа детей.Выделяют три типа репродуктивного поведения: многодетное (с потребностью в 5 и более детях); среднедетное (с потребностью в 3-4 детях) и малодетное (потребность в 1-2 детях). Многодетный тип репродуктивного поведения предполагает полное доминирование установок на деторождение, а рождаемость может рассматриваться как приближающаяся или полностью соответствующая естественной. В этом случае наличие неполных репродуктивных циклов детерминируется особенностями плодовитости супругов, спонтанными абортами, длительностью периодов послеродовой стерильности и лактации.  Среднедетный тип репродуктивного поведения является по своей сути промежуточным и характеризуется нарастанием числа неполных репродуктивных циклов вследствие постепенного внедрения практики внутрисемейного регулирования процесса деторождения (увеличением роли абортивно-контрацептивных установок в детерминации репродуктивного поведения). Наконец, малодетный тип поведения характеризуется выраженным преобладанием абортивно-контрацептивных установок над установками деторождения, выражающемся в тотальном контроле над числом и сроками рождения детей в семье. Частным случаем малодетного репродуктивного поведения является установка на бездетность, то есть полное отсутствие потребности в детях. В этом случае все поведение личности, брачной пары сосредоточено исключительно на реализации абортивно-контрацептивных установок.

 

50. Половая и сексуальная культура и мораль. ПОЛОВАЯ МОРАЛЬ, система нравственных норм, регулирующих все стороны сексуальной жизни человека. Является одной из составных частей системы нравственных ценностей конкретного общества, включает не только правила полового поведения людей, но и этические, эстетические взгляды, обычаи, касающиеся вопросов секса.Половая мораль как социальное явление носит исторически изменчивый характер. Либерализация половой морали в 20 в. привела к радикальным сдвигам в сексуальном поведении людей. Произошло разграничение мужской и женской социальной роли, изменились брачно-семейные отношения (семья сведена к супружеской паре и её потомству, изменилась роль матери в семье, произошла интимизация внутрисемейных отношений и т. д.), глубокие перемены произошли в культуре (реабилитирован эротизм, расширились границы речевой пристойности, изменилось отношение к интимным эмоциям и т. д.). Быстро изменяются нормы сексуального поведения и соответствующие моральные установки. Сексуальные связи стали восприниматься как нормальные даже при отсутствии любви, что содействовало резкому увеличению добрачных связей. Возросла также сексуальная активность в браке, а кризис традиционных религиозных запретов и появление эффективных контрацептивов способствовали большему, чем прежде, отделению сексуально-эротических отношений от репродуктивной функции. Если репрессивная половая мораль являлась "прокрустовым ложем", регламентирующим половые отношения, то новая мораль расширила возможность выбора, дала право личности самой выбирать наиболее подходящий ей стиль сексуального поведения. Однако либерализация половой морали в сочетании с низкой сексуальной культурой и отсутствием полового просвещения несёт и ряд серьёзных последствий (рост числа нежелательных беременностей, распространение венерических заболеваний, проституции, порнографии и т. д.). В условиях сокращения внешних запретов возрастает роль индивидуального сексуального самоконтроля и ответственности личности за свои решения. Пока сексуальность выглядят биологически-инстинктивной, она кажется опасной альтернативой культуры. Однако оба полюса оппозиции "секс и культура" сконструированы искусственно. Сексуальность не существует вне конкретной культуры, а культура, в свою очередь, невозможна без сексуально-эротических компонентов. В повседневной жизни и в медико-гигиенической литературе сексуальной культурой обычно называют сумму знаний и умений, позволяющих людям наиболее успешно и безопасно достигать своих сексуальных целей. Человек, который не знает анатомии и физиологии репродуктивной системы, не умеет пользоваться контрацепцией, имеет ограниченный репертуар сексуальных позиций и т.д., является в этом смысле сексуально необразованным и имеет меньше шансов реализовать свои запросы и возможности, чем тот, кто такими знаниями обладает и умеет пользоваться ими. В общественных науках "сексуальная культура", как и вообще культура, имеет другое, нео оценочное значение. Важнейшие структурные компоненты сексуальной культуры: установки и ценностные ориентации, в свете которых люди воспринимают и конструирует сексуальное поведение; социальные институты, в рамках которых протекает и которыми регулируется сексуальная жизнь, например, формы брака и семьи; культурные знаки и символы, в которых осмысливается сексуальность, включая представления о природе половых различий, сущности полового акта и т.п.; нормативные запреты и предписания, регулирующие сексуальное поведение; обряды и обычаи, посредством которых оформляются соответствующие действия (брачные обряды, инициации, оргиастические праздники) и от которых во многом зависит их значение для участников; типичные структуры и формы (паттерны) сексуальных отношений и действий. Содержание сексуальной культуры различно в разных цивилизациях, у разных народов, классов, поколений и возрастных групп одного и того же общества. В этом смысле нет "культурных" и "некультурных" народов, а сравнение национальных сексуальных культур является не столько количественным, сколько качественным. Причем каждое общество имеет не одну, а несколько разных сексуальных культур или субкультур: мужские сексуальные ценности отличаются от женских, молодежные от "взрослых", бытовые — от официальных и т.д. Между разными нормами и определениями сексуальности идет постоянное соперничество, каждая культура старается доказать свою универсальность, утвердиться в качестве всеобщей нормы. Этот плюрализм особенно очевиден при историко-антропологическом изучении сексуальности.

 

51. Репродуктивные нормы, установки и мотивы.

Репродуктивное поведение  – система действий и отношений, определяющих рождение детей в семье. Для понимания сущности потребности  в детях огромную роль играют репродуктивные нормы – детерминированные обществом  принципы и образцы поведения, относящиеся к рождению определенного числа детей, и принятые в тех социальных группах, к которым принадлежит или хотел бы принадлежать индивид. Важнейшей особенностью репродуктивных норм является их исключительная устойчивость. Потребность в детях не меняется под влиянием текущих условий жизни и их изменений. Меняются лишь семейные ситуации, которые либо способствуют, либо препятствуют удовлетворению потребности в детях. Величина потребности в детях неизменна на протяжении жизни человека.  Количественная и качественная определенность потребности в детях соответственно раскрывается в понятиях репродуктивных установок и репродуктивных мотивов. Репродуктивные установки – это психические качества личности, обусловливающие взаимную согласованность разного рода действий, характеризующихся положительным или отрицательным отношением к рождению определенного числа детей. Репродуктивные установки делятся на два класса: -    установки детности, регулирующие достижение определенного числа детей (установки на благополучные исходы беременности, на интервалы между рождениями детей, на пол ребенка, на усыновление ребенка); -    установки на применение контрацепции и искусственное прерывание беременности. Качественную сторону потребности в детях характеризуют репродуктивные мотивы. Репродуктивные мотивы – психические побуждения к достижению разного рода личных целей через рождение определенного числа детей. Репродуктивный мотив характеризует личностный смысл появления на свет ребенка любой очередности. Дети при этом оказываются средством достижения определенных целей. 
Согласно современным представлениям, репродуктивные мотивы подразделяются на экономические, социальные и личностные.

 

52. Звенья репродуктивного  цикла. РЕПРОДУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, система действий и отношений, опосредующих рождение или отказ от рождения ребёнка в браке или вне брака. Данное определение Р. п. предложено В. А. Борисовым (1970). Термин 'Р. п.' заимствован из биологии. Иногда содержание Р. п. обозначается терминами 'генеративное поведение' и 'прокреативное поведение'. Нек-рые авторы помимо деторождения включают в 'генеративное поведение' уход за детьми, их воспитание и обучение, а также приобретение взрослыми индивидами новых социальных и психол. свойств.  Термин 'Р. п.' применяется прежде всего для обозначения тех действий и отношений, к-рые связаны с осуществлением полного репродуктивного цикла, с последовательной сменой репродуктивных событий. Действия и отношения, препятствующие наступлению каждого звена репродуктивного цикла, составляют др. сторону Р. п. и традиционно обозначаются как 'регулирование рождаемости', 'внутрисемейный контроль над рождаемостью', 'планирование семьи'. В теории Р. п. эти моменты иногда объединяются понятием 'контрацептивное поведение'. Р. п. имеет своим непременным условием физиол. сторону деторождения - плодовитость. При нормальной плодовитости и таком Р. п., к-рое делает ненужным применение контрацепции и искусственных абортов, репродуктивный цикл развёртывается последовательно и заканчивается живорождением. При пониженной плодовитости затягивается на ступление беременности, возможны спонтанные аборты и мертворождения, т. е. наблюдается неполнота цикла и живорождение может стать результатом одного полного цикла или неск. предшествующих ему частичных циклов. При наступлении бесплодия репродуктивный цикл становится принципиально неполным, что всегда связано с отсутствием живорождений. Неполнота цикла может обусловливаться также особенностями Р. п. (применение контрацепции, искусств. аборт), уровнем потребности в детях. Рождение детей в браке связано с чередованием полных и частичных репродуктивных циклов, причём число полных циклов определяется числом живорождений. Чем меньше уровень потребности в детях, тем большая часть репродуктивного периода жизни женщины (в среднем он составляет 25 лет - с 18 до 43 лет) будет связана с частичными репродуктивными циклами. Различают три осн. типа Р. п. - многодетное (потребность в 5 и более детях), среднедетное (потребность в 3-4 детях) и малодетное (потребность в 1-2 детях). Для многодетного Р. п. частичные циклы обусловлены в основном особенностями плодовитости, тогда как для малодетного Р. п. - предупреждением и прерыванием беременности. С социально-психол. точки зрения все типы Р. п. имеют общую структуру регуляции поведения. Анализ структуры Р. п. личности и семьи позволяет понять, как складывается гл. результат Р. п. - итоговое число рождений в конце репродуктивного периода жизни. Среднее число детей в семье как показатель интенсивности деторождения позволяет оценивать уровень рождаемости в стране. Схема регуляции Р. п. личности раскрывает взаимосвязь осн. элементов его структуры, ведущую роль потребности в детях в детерминации числа детей.

 

53. Шаблоны репродуктивного поведения. Линии репродуктивного поведения.

Репродуктивное поведение - это действия людей и отношения между ними, возникающие в связи с рождением ребенка или отказом от рождения. Часто термин репродуктивное поведение используют, когда говорят о намерении родить ребенка, о желаемом количестве детей и т.д. Часто в качестве синонимов используются понятия прокреативное поведение или генеративное поведение. Когда же речь идет об отказе от рождения, то это явление описывают в терминах планирования семьи и говорят о «регулировании рождаемости», «внутрисемейном контроле над рождаемостью», а в качестве синонима употребляют понятие «контрацептивное поведение». Репродуктивное поведение в значительной степени определяется уровнем потребности в детях. Различают три основных типа репродуктивного поведения:

  1. Многодетное (потребность в 5 и более детях);
  2. Среднедетное (потребность в 3-4 детях);
  3. Малодетное (потребность в 1-2 детях).

Существует определенный стереотип мышления, который связывает  ориентацию на многодетную семью  с экономической и культурной отсталостью, «стихийностью размножения», а малодетную - с «высоким» уровнем культуры и «сознательным ограничением рождаемости». Это, конечно, очень схематичное представление, не учитывающее индивидуальных потребностей людей. На репродуктивное поведение влияют как текущие условия жизни, так и события прошлых лет. Современные повседневные события влияют на семейную ситуацию и принятие конкретного решения о рождении ребенка. В то же время, нельзя переоценивать их значение. Если число детей в семье соответствует потребностям супругов в детях, то никакое улучшение экономической ситуации не способно привести к рождению новых детей. Лишь в тех случаях, когда данная потребность не удовлетворена, улучшение условий жизни дает прибавку семьи, да и то не всегда. Различные линии репродуктивного поведения. Этим различным репродуктивным планам соответствуют различные линии репродуктивного поведения. При поперечном статистическом анализе популяции мы видим результат взаимного наложения линий репродуктивного поведения. Именно поэтому тот факт, что в среднем лишь часть женщин отвечает утвердительно на вопрос о регулировании рождений в момент обследования, нельзя истолковывать в том смысле, что оно распространено не во всех семьях. Необходимо иметь в виду, что взаимное наложение ответов семей, находящихся на разных этапах репродуктивного цикла, может дать довольно противоречивую картину. Несколько прояснить ее может повозрастной анализ распространенности регулирований рождений - в той мере, в которой возраст респондентов отражает степень сформированное семьи, реализации репродуктивных планов супругов. Нет необходимости доказывать, что наиболее адекватным в данном случае явился бы продольный анализ репродуктивного поведения семей, но подобных исследований в литературе нет, поскольку они являются практически неосуществимыми. Поэтому в данном исследовании уделим внимание анализу характеристик различных аспектов регулирования рождений в зависимости от возраста женщин, имеющегося числа детей, удовлетворенности потребности в детях и других параметров, прямо или косвенно отражающих репродуктивный этан формирования семьи.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"