Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 10:32, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 125.90 Кб (Скачать файл)

1 вопрос 

Но какими критериями должен руководствоваться ученый при разграничении  социальной мысли с другими сферами  познания? Ряд авторов определяют :>ту область настолько широко, что включают в нее всю интеллектуальную историю человечества. Если, обобщить мнения ученых, то молено сделать следующий  вывод: социальная мысль должна отражать реальные социальные проблемы человеческих отношений в определенный исторический период. 
   Как отмечалось ранее, социология формировалась как междисциплинарная наука, базирующаяся на данных биологии, психологии, этики, философии, истории и экономики. Попробуем разобраться, можно и нужно ли всегда проводить четкий водораздел между социологией и другими науками. 
   Один из представителей российской социологии М.А. Бакунин (1814-1876) писал, что социология — вся наука о человечестве и мире, включая сюда антропологию, психологию, логику, мораль, социальную экономику, политику, эстетику, теологию с метафизикой. Такое широкое толкование социологии базировалось на том, что общество подчиняется двум видам законов: свойственных всей природе и присущих исключительно социальному миру. 
   Почти аналогичная позиция высказывается в работе другого русского исследователя — социолога А.И. Стронина (1826-1889). В книге "Политика как наука" он выделил три общих закона функционирования общества: общий биологический закон; общий социологический закон; общий политический закон. 
   Совершенно очевидно, что, являясь частью природного мира, человек в значительной степени подвержен его законам. "Снятие" биологического социальным никогда не происходит полностью даже в самом идеальном варианте социализации личности. Влияние психобиологических факторов на поведение человека доказано научными исследованиями во многих областях знаний. 
   Например, ухудшение человеческого генофонда, связанное в том числе и с экологическим кризисом, ведет к снижению качества народонаселения не только в России, но и в мире. Как показывают социально-психологичесие исследования, в социальном поведении человека, особенно в кризисных ситуациях, психобиологические факторы играют очень серьезную роль. 
   Можем ли мы с вами утверждать, что в поведении агрессивной толпы, убивающей человека, как это было уже не единожды и в российской истории, отражается только социальное, а не коллективный биопсихоз в том числе? 
   Что касается связи социологии с этикой, то, изучая проблемы культуры (или социальный мир человека), а именно этим и должна заниматься социология, мы неминуемо вторгаемся и сферу нормативной этики, так как речь идет о социальных нормах, культурных нормах, их проявлении в человеческом поведении  

 Человек не только  часть природы и социального  мира, но и творец, обладающий  свободой воли, которая проявляется  в его целесообразной социальной  деятельности. Он стремится изменить  общество согласно своему нравственному  идеалу. Этим фактором определяется  важность этической позиции личности, которая имманентно присуща социальному  типу личности. Человека и человеческого  поведения вне морали нет. 
   Поэтому можно разграничивать социальную философию и социологию с точки зрения целей научного познания, но не надо отрицать, что знания и выводы, полученные одной наукой, не могут использоваться другой. Для глубокого, всестороннего познания общества и эмпирические науки, и абстрактные теории в отдельности имеют меньшую ценность, чем их совместное использование. 

2 вопрос

Социология (франц. sociologie, от лат. socictas - общество и греч. lógos - слово, учение; буквально - учение об обществе), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах.

Значительный вклад в становление  и развитие социологии как науки  об обществе внесли такие ученые как К.Маркс, Г.Зиммель, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер. Наука социология возникает как ответ на потребности общества в знаниях о социальных явлениях, процессах, законах развития, которые характеризуют европейское общество 19 века. Это период Великой французской революции, период коренного общественного преобразования в Европе, формирование новых социальных отношений, роста производственных сил, технических революций, формирования нового общества, нового мышления людей.

Объектом социологического знания является общество. И в этом отношении все социологи солидарны, что же касается предмета социологии - то здесь мнения ученых расходятся. О.Конт считает, что социология - это позитивная наука об обществе, способствующая рациональной организации общественной жизни. Другой основоположник социологии - австрийский ученый М.Вебер писал, что предмет социологии - социальные действия, которые она должна понимать и объяснять. До настоящего времени ведутся дискуссии учеными, представителями разных школ и направлений о предмете социологии, и единого мнения по этому вопросу до сих пор нет.

Общество - объект изучения многих наук, которые имеют каждая свой предмет  исследования. Это философия, антропология, история, политология психология, демография и другие– все они, в широком  смысле, являются науками об обществе. В общем виде – объектом изучения является все то, на что направлена деятельность исследования, то, что  противостоит деятельности исследования. В социологии - это та объективная  и субъективная реальность, которая  нас окружает.

Предметная часть науки - это  изучаемая часть, составляющая этой объективной и субъективной реальности, которая нас окружает и подлежит изучению. Все общественные науки  имеют свой, специфический , особенный предмет исследования. Что же отличает и выделяет предметную область социологии?

Предмет изучения социологии - это особенные, специфические законы и закономерности. Предметом социологии является социальное - как специфический аспект всех сфер жизнедеятельности общества. В широком смысле «социальное» - все, что можно отнести к человеческому обществу, в узком - особая сфера общественных отношений, которая характерна для различных групп людей, как носителей разных видов деятельности.

Социология изучает специфические  социальные законы и закономерности зарождения, формирования, становления, развития социальных систем, механизмы  действия этих законов и закономерностей, форм их проявления в жизнедеятельности  людей. Также социология изучает  различные социальные системы и  структуры, взаимодействия, взаимоотношения, взаимообусловленности, которые возникают  в этих системах. Социология раскрывает роль отдельных личностей в обществе и в отдельных социальных системах, анализирует процессы функционирования различных структур и систем, определяет роль сознания и сознательной деятельности личности. Процессы функционирования общества подчинены многочисленным социальным законам, на которые деятельность людей может повлиять непосредственно  или опосредовано.

В системе гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется следующими причинами: 

она является наукой об обществе, его явлениях и процессах;

она включает в себя общую социологическую теорию, или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других гуманитарных наук;

все гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. те законы, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни и реализуются через деятельность людей;

техника и методика изучения человека и его деятельности,которые разрабатываются социологией, необходимы для всех общественных и гуманитарных наук, так как используются ими для своих исследований;

сложилась целая система исследований, которые проводятся на стыке социологии и других наук. Эти исследования получили название социальных исследований (социально экономических, социально политических, социально демографических и др.).

Специфика социологии заключается  в ее пограничном положении между  естественнонаучным и социогуманитарным знанием. Она одновременно использует методы философских и социально исторических обобщений и специфические методы естественных наук — эксперимент и наблюдение. Социология изучает и общие законы бытия (онтология), и общие принципы познания (гносеология, логика, методология). Но наиболее глубоко проникает в структуру социологии философия, становясь частью ее теоретической системы (особенно социальная философия). Также важна связь социологии с историей. В социологии широко используются исторические данные. Большую роль для социологии играет статистика, придающая ей конкретно научный характер. Социология тесно взаимодействует с психологией. Социальная психология является отраслью научного знания, возникшего на стыке социологии и психологии. Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни; отсюда социально экономические, социально демографические и другие исследования, на основе которых рождаются новые «пограничные» науки: социальная психология,социобиология, социальная экология и пр. В системе социогуманитарного знания социология играет особую роль, так как дает другим наукам об обществе научно обоснованную теорию общества через его структурные элементы и их взаимодействие; методику и технику изучения человека. Значение социологии для других наук заключается в том, что она дает научно обоснованную теорию об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов взаимодействия его различных структур.

 

3 вопрос

Под эмпирическим исследованием понимается сбор первичных данных, проведенный  по определенной программе и с  использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение ученого репрезентативную информацию. Технология  сбора данных отвечает на вопрос "как получить данные", а сами данные представляют результат исследовательского поиска и отвечают на вопрос "что получено в исследовании".

Стратегия эмпирического исследования задается программой исследования, куда входят теоретическая модель предмета исследования, эмпирическая схема объекта  исследования, методы и методика получения  данных, анализ и интерпретация данных, но не входит научный отчет, в котором  описаны итоги.

Роль эмпирических данных в изучении социальных явлений огромна. Что  же такое социологические эмпирические данные, т.е. данные, характеризующие  конкретные социологические факты; данные, в виде которых, собственно говоря, эти факты перед нами и  выступают? Данные могут представать  перед исследователем в виде:

- совокупности чисел, характеризующих  те или иные объекты;

- множества индикаторов определенных  отношений между рассматриваемыми  объектами;

- результатов попарных сравнений  респондентами каких-либо объектов;

- совокупности определенных высказываний;

- текстов документов;

- зафиксированных результатов  наблюдения за невербальным поведением  каких-либо людей и т.п.

Признак - это некоторое общее  для всех объектов качество, конкретные проявления которого могут меняться от объекта к объекту.

Теоретическая модель предмета исследования. При построении теоретической модели предмета исследования (ТМПИ) нас интересуют его свойства, состояния, логические связи с другими объектами. Задача эмпирического исследования состоит  в том, чтобы проверить, насколько  оправдались наши теоретические  предположения, установить связи и  закономерности, недоступные при  изучении реальных объектов. Теория поверяется практикой.

ТМПИ представляет собой логическую схему всех мыслимых или теоретически прогнозируемых связей, существующих между выделенными нами абстрактными объектами.

Таким образом, теоретическая модель предмета исследования (ТМПИ) представляет собой совокупность логически взаимосвязанных  абстрактных понятий, описывающих  предметную область исследования.

Построение ТМПИ происходит во многом при помощи такой операции, как  концептуализация. Концептуализация - это подведение частного под общее, но в рамках и средствами конкретной науки. Концептуализация - способ организации  мыслительной работы, позволяющий двигаться  от материала и первичных теоретических  концептов ко все более и более  абстрактным конструктам, в пределе  отражающим допущения, на которых базируется ТМПИ.

Концептуальная схема задает теоретическое  понимание целостности объекта, поддерживает системные представления  о нем в исследовательских  процедурах.

Цель концептуализации - обозначить универсум возможных на данный момент способов работы на теоретическом уровне, обеспечить внутреннюю связность используемых концептов и конструктов, предложить видение предметных полей работы в исследовательском режиме, задать представление об уровневой организации  знания.

Если концептуализация задает вектор движения к более высокому уровню организации знания, то операционализация (процедура установления связи концептуальной схемы с методическим инструментарием) - это "обратное" движение к концептам (понятиям), их конкретизация. Операционализация в науке - это своего рода разложение целого на составляющие его части.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"