Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 10:32, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Социологии"

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 125.90 Кб (Скачать файл)

4 вопрос

6. Развитие социальной мысли до  появления социологии: представления  об обществе в эпоху античности, в средние века, в эпоху Возрождения,  в Новое время.

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы, но и проблемы, связанные  с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди  других людей, а не в одиночку? Что  заставляет их проводить между собой  границы, разделяться на отдельные  государства и враждовать друг с  другом? Почему одним позволено пользоваться многими богатствами, а другим отказано во всем?

Поиск ответов на эти и иные вопросы  заставил ученых и мыслителей древности  обратить свой взгляд на человека и  на общество, в котором он существует. Истоки социологии можно найти в  рассуждениях ученых и мудрецов –  в мудрых советах по различным  житейским вопросам. Примером таких  рассуждений служат книги философов  даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой. А индийские тексты «Махабхараты» определяют порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей.

Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы. Такие  работы Платона, как «Государство»  или «Законы», а также «Политика» Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили  учение о человеке и обществе на теоретическую основу.

Эпоху Возрождения можно считать  новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которые можно  отнести к области социологии. Эразм Роттердамский, Томас Мор, Никколо Макиавелли, Мишель Монтень – великие средневековые ученые, которые подняли проблемы человеческих отношений в обществе. В результате стала складываться модель общества, напоминавшего общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл незначительную роль.

В Новое время старые идеи иррационально-схоластических концепций человека и общества утрачивают свое значение, складывается концепции  рационального характера, ориентированные  на принципы научного (позитивного) познания. Хотя в целом, социальные теории философов того времени представляли собой пестрый спектр различных воззрений, в которых сочеталось рациональное и иррациональное. Одной из ветвей рационального направления социальных теорий явилось марксистское учение — с их точки зрения теории общественного развития основывались на принципах материализма и революционных преобразований общества. С совершенно других позиций подходили к анализу общества позитивисты, которые обращали большее внимание на духовные аспекты социальной жизни.

Настоящее развитие и признание  социология получила только тогда, когда  были разработаны и сформулированы основные научные концепции и  появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Это классический период развития социологии. Здесь можно отметить трех выдающихся мыслителей, живущих  в период с середины XIX и до начала XX века. Это немецкие ученые Карл Маркс  и Макс Вебер, а также француз  Эмиль Дюркгейм.

В результате их усилий социология превратилась в науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности для эмпирических подтверждений различных аспектов этой теории.

5 вопрос

18. Основные школы и  направления современной социологии

1.Эмпирическая социология

В эмпирической социологии можно  выделить две ветви: прикладную и  академическую.

Прикладная ветвь решает практические задачи. Объект академической  ветви - системное знание отдельных  областей общественной жизни.

2. Структурный функционализм

Представители этого направления Т. Парсонс, Р. К. Мертон, К. Девис, и другие возродили некоторые идеи позитивистского органицизма. Структурный функционализм сближает с позитивизмом ориентация на такие каноны научного метода, как «объективность» и «свобода от ценностей». Самой влиятельной концепцией структурного функционализма является концепция Т. Парсонса.

Внешняя ориентация связана с адаптацией и интеграцией. При наложении  осей ориентации (по схеме Т. Парсонса) возникает инвариантный набор функциональных проблем. К ним относятся: 1) адаптация, 2) целедостижение, 3) интеграция, 4) воспроизводство структуры, 5) снятие напряжение. На уровне социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая система, функцию интеграции -верования, мораль, институты социализации (семья, образование) и т.д. С помощью этого набора можно описать систему на любом уровне.

Особым видом социальной системы является общество. Общество -это целостность, самодостаточность, которая обеспечивается его главными структурами, среди которых выделяются:

1)  социальные системы  (общественные институты);

2)  культурная система,  являющаяся регулятивной силой;

3)  поведенческие системы,  задающие принципы, правила;

4)личностные системы (репертуар ролей и личностная мотивация).

3. Феноменологическая социология

Философской основой феноменологической социологии стали идеи работ Э. Гуссерля, М. Мерло-Понти. Основателем этого направления в социологии можно считать австрийского социолога А.Щюна.

Согласно  Э.Гуссерлю феноменология должна описывать феномены, к которым он относит данные не только чувственного опыта, но и воображения, первоначальный опыт, то, что предшествует всякому познанию, - предмет изучения всех вариантов феноменологической социологии. Цель феноменологии - выяснить смысл этого мира, который каждый из его обитателей

Феноменологическая  социология претендует на восстановление человеческой субъективности и преодоление  раскола между жизненным миром  и миром науки.

4. Символический интеракционизм

Основоположником  этой концепции является Ч. X. Кули. Он сформулировал феноменологическую точку зрения: наше отношение к  людям определяется не тем, чем они  являются на самом деле, а тем, чем  они являются в нашем представлении  о них. Идеи Ч. X. Кули о специфике  социального познания получили названия в работах Дж. Г. Мида.

Социальное  взаимодействие рассматривается по двум направлениям:

1)  анализ процесса взаимодействия  на микроуровне;

2)изучение   стабильных   символических   структур,   т.е. социодраматический подход: актер, сцена и т. д.

Это направление внесло существенный вклад в изучение процессов взаимодействия на микроуровне.

5. Этнометодология

Основатель  этого направления - Г. Гарфинкель. Предмет изучения -принятые на веру правила, регулирующие столкновения между людьми.

Конфликт  – многогранное социальное явление. От того, какие характеристики и  параметры входят в определение  понятия «конфликт», зависит предмет  научной дисциплины, изучающей конфликты  и связанные с ними явления.

Конфликт  в конфликтологии – это острое столкновение оппозиционных интересов, целей, взглядов, приводящее к противодействиям субъектов конфликта и сопровождаемое негативными чувствами с их стороны.

Объектом  конфликтологии выступает совокупность всех конфликтов в целом или все те противоречия, проблемы, которые существуют в обществе. В объекте выделяют три основных вида конфликтов:

1) социальные; 2) внутриличностные; 3) зооконфликты.

До  конца XIX в. конфликты рассматривались  лишь в самом общем виде через  призму философских категорий: противоречие, борьба, добро, зло и т.д.

Первые  попытки создать социологическую  теорию совершенствования социальной системы, где бы обосновывалась роль конфликта, относятся ко второй половине ХIХ века. В этот период появилась  работа английского социолога Герберта Спенсера (1820-1903) «Основы социологии», где подчеркивалась мысль об универсальности  самого явления. Согласно его теории состояние противоборства, общество будет развиваться до тех пор, пока не будет достигнуто полное равновесие между народами и расами.

6 вопрос

Натурализм в социологии означает теоретико-методологическую ориентацию этой науки на методы естественных наук. В социологии XIX - начала XX вв. существовали две главные формы натурализма - социал-биологизм и социальный механицизм. Господствующим было первое направление, представленное концепциями социального органицизма и социального дарвинизма.

Представители социал-биологизма стремились понять законы функционирования и развития общества путем установления аналогий с биологическим организмом или биологической эволюцией  в целом.

Социальный органицизм - методологическая ориентация концепций общества на аналогии с понятием организма как единого целого. Представителями этого направления были Г. Спенсер, А.Шеффле, Р.Вормс. Следствием дальнейшего развития этого направления стало возникновение эволюционизма.

Идея эволюционизма проникает  в социологию после выхода в свет работ Чарльза Дарвина.Социальный эволюционизм представлял собой попытку глобального осмысления исторического процесса как части общего бесконечного процесса эволюции космоса, планетной системы, Земли, культуры. Особое место в пропаганде этой идеи сыграли работыГерберта Спенсера (1820 - 1903) -выдающегося английского философа и социолога.

Теоретические взгляды Спенсера сформировались под влиянием достижений естественных наук, работы Ч.Дарвина "Происхождение видов...", а также трудов Адама Смита и Роберта Мальтуса. Центральным звеном его мировоззрения является идея всеобщей эволюции. Социальная эволюция составляет часть универсальной эволюции. Она состоит в усложнении форм общественной жизни. Спенсер представлял социальную эволюцию не как единый процесс, а как множество относительно автономных процессов.

Спенсер впервые дал систематическое  изложение предмета, задач и проблематики социологии в работе "Основания  социологии". Задача социологии, по Спенсеру, - изучение массовых типичных явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их индивидуальных свойств и субъективных намерений.

Классический эволюционизм оказал значительное влияние на духовную и научную жизнь эпохи, способствовал  появлению новых научных школ и направлений. Одним из них было социал-дарвинистское направление  в социологии. Это направление  связано с именами Г. Спенсера, Людвига Гумпловича, автора книг "Расовая борьба", "Основы социологии" и др.Социальный дарвинизм провозгласил закономерности биологической эволюции, принципы естественного отбора в качестве определяющих факторов общественной жизни. Основная идея этого направления сводится к тому, что в основании социальной структуры лежат природные способности человека, а все социологические положения должны находиться в соответствии с естественными законами.

Людвиг Гумплович (1838 - 1909), с одной стороны, стремился развить ортодоксальные подходы социал-дарвинизма, а с другой, ориентировался на поиск новых концептуальных горизонтов. Привлечение психологических знаний позволило ему увидеть социальные процессы как процессы социально-психологического взаимодействия. Предметом социологии он считал социальные группы, а главным фактором социальной жизни - непрерывную, беспощадную борьбу между ними. Теоретические представления Гумпловича были ориентированы на обоснование неизбежности социальных конфликтов и общественного неравенства людей. Он отвергал идею классовой борьбы, противопоставляя ей борьбу рас. Гумплович утверждал, что любой мощный этнический или социальный элемент стремится к порабощению слабого социального элемента, а в подчинении слабых проявляется естественный общественный закон - борьбы за существование.

Социальный механицизм - направление, возникшее в XIX в. на ранней стадии развития социологии, одна из крайних форм позитивизма. К нему относятся концепции, которые под влиянием классической механики и физики вообще стремились свести закономерности функционирования и развития общества к механическим закономерностям. При этом широко использовалась физическая терминология и фразеология. Социальная структура сводилась к сумме ее элементов, а общество понималось как механический агрегат индивидов. Сторонники механицизма прибегали к еще более наивным аналогиям, чем сторонники органицизма. Так, Г.Ч.Кэри сравнивал общественные структуры и процессы со структурами и процессами неорганического мира, стремился установить общие для них законы

В XX в механицизм продолжал время от времени возрождаться в новых ('энергетических", "термодинамических" и др) формах, соответствовавших новым этапам развития физических наук Эти идеи развивали такие крупные ученые, как В Ф Освальд и В М Бехтерев Концепции механицизма в значительной мере разделял и В Парето При всей несостоятельности своей методологии представители механицизма внесли заметный вклад в теорию и методику социальных измерений Их влияние чувствуется и в современных тенденциях использования в социологии кибернетики и общей теории систем

7 вопрос

Ф. Теннис является родоначальником  формально-аналитической школы в  социологии. Ее представители (Г. Зиммель, Л. фон Визе) видели главную задачу в конструировании абстрактно-теоретических схем, предназначенных для анализа любых явлений прошлого и настоящего.

Основу теоретической социологии образуют два ключевых понятия «община» и «общество», которые строятся как  парные дихотомические термины, обладающие противоположным содержанием.

В основу дихотомии двух типологических общественных устройств он положил  характер господствующих в них общественных (межличностных отношений).

Отношениям типа «община» присущи  такие черты как интимность и  доверительность между людьми, привязанность, взаимная симпатия и т.д.

Межличностные отношения типа «общество» характеризуется противоположными свойствами - формально-рациональными  отношениями между людьми, расчетливостью, ориентацией на получение выгоды и коммерческого успеха.

Источником двух противоположных  типов социальных связей выступает  воля человека. В «общине» господствует «естественная» воля, в «обществе» - рациональная.

8 вопрос 

Психологический эволюционизм представляет собой течение социологической  мысли конца 19 - начала 20 века, представители  которого рассматривали процесс  развития общества как часть космической  эволюции.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"