Шпаргалка по "Социология управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 07:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социология управления".

Вложенные файлы: 1 файл

Социология управления.docx

— 114.71 Кб (Скачать файл)
  1. Социология управления как отрасль социологической науки.

Социоло́гия — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. В 1837 году Огюст Конт ввел понятие «социология».  Под социологией Конт понимал всю совокупность знаний об обществе. По его мнению, социология должна взять из естествознания такие методы, как наблюдение, эксперимент и сравнительный анализ. Конт делил социологию на социальную статику и социальную динамику. Социология по Конту исследует законы исторического развития, так как сущность общественных явлений в их историчности. Огюст Конт считается основоположником социологии, так как он первым поднял вопрос о необходимости создания обобщающей науки об обществе, однако реальный фундамент этой науки был заложен ранее другими исследователями.

Карл Маркс, (1818—1883), Германия.

Он разработал теорию классов и классовой борьбы, теорию общественно-экономических формаций и теорию капитализма.

Общество по Марксу антагонистично, то есть противоречиво. Противоречия возникают  из-за частной собственности: классы Маркса — это «Социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном отношении и борющиеся». Маркс доказывал, что существование классов связано с определёнными фазами развития производства. Классовая борьба ведёт к диктатуре пролетариата, а это, в свою очередь, приведёт к уничтожению классов.

Термин «Формация» заимствован из геологии. По Марксу — это ступень развития общества. Структура общественно-экономической формации: в основании лежит способ производства (экономика). Затем — надстройка: право, политика, религия, наука. Классификация формаций осуществляется по способу производства в обществе. По Марксу формации в обществе сменяются последовательно, путём революции, которая возникает как результат нарастания противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Формации — первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и, в итоге, коммунистическая.

Маркс рассматривал общество как систему  связей и отношений между индивидами, как результат трудовой деятельности людей, он ввёл в социологию системное  видение общества, заложил основы конфликтной модели общества.

Среди первых социологов также следует  назвать Герберта Спенсера (1820—1903). Его можно считать основоположником социалорганицизма и эволюционизма. Слабость идей органицизма в том, что аналогии подменяли конкретный анализ (органицисты пытались устанавливать закономерности в обществе по аналогии с закономерностями в живых организмах). Спенсер сформулировал независимо от Дарвина свою теорию эволюции. Социальная эволюция по Спенсеру — это часть всеобщей эволюции. В ней также действуют два фактора: борьба за существование и выживание наиболее приспособленных (естественный отбор). Он выделял две стороны процесса эволюции — интеграция и дифференциация: от неустойчивости к устойчивости; и три фазы эволюции: неорганическая, органическая, надорганическая. Социальная эволюция — это часть надорганической, которая отличается уровнем сложности, темпами изменения и важностью следствий.

Эмиль Дюркгейм (1858—1917), Франция. Основатель социологического реализма и структурного функционализма. Основатель социологии религии. По Дюркгейму основу социальной жизни составляют социальные факты, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим факторам действительности и обладающие рядом самостоятельных характеристик. Их главные признаки — объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление — «принудительная сила». Согласно принципу социального детерминизма он при изучении общества требовал объяснять «социальное социальным». Широко известны работы «Самоубийство» и «Метод социологии».

Функции социологии:

  1. Познавательная
  2. Прогностическая
  3. Управленческая

Социологию  можно разделить по нескольким классификаторам:

  1. По субъекту (социология семьи, молодежи …)
  2. По связи с другими науками (политическая социология, …)
  3. По сферам социальной жизни ( социология труда, социология управления)

Социология, как особая отрасль, начинает формироваться  в XX в. Причинами отделения С.У, от социологии:

- социальная  значимость управленческих процессов  в обществе;

- накопленный  общий социологией объем знаний  в области управления.

Т.о. С.У. — это результат взаимодействия теории управления, общей социологии, кибернетики, менеджмента.

 

 

  1. Объект, предмет, задачи и функции социологии управления

Объектом С.У. выступает процесс управления в целом.

Предметом С.У. выступает возникновение, развитие и функционирование управленческих структур в обществе.

С.У. изучает закономерности функционирования социальных отношений  в процессе управления, проблемы социального  взаимодействия внутри организации, между  руководителем и подчиненными.

Категории С.У.:

1) социальное управление, представляет собой взаимодействие  управляемых и управляющих субъектов,  в связи с выявлением актуальных  проблем, разработкой и принятием  управленческих решений направленных  на эффективное функционирование  социальных общностей.

2) социальное воздействие, определение специфики социального воздействия. Разная по содержанию,  объему, направлению. 

3) социальная организация:  управление с помощью сознательно-организованной  системы, устойчивой социальной  структуры.

4) управленческая деятельность, нахождение средств и способов  осуществления цели.

5) управленческие отношения:  в процессе управления обе  стороны находятся в постоянных  связях друг с другом и вступают  в управленческие отношения.

Функции С.У.:

- познавательная (анализирует отношения и социальные связи в процессе управления);

- прогностическая (дает  образ, проект управленческой  деятельности,  оценка ситуации);

- оценочная

- практическая

Задачи С.У.:

1.Изучить сложившуюся систему управления

2. Анализ социально –  значимых целей управления

3. Анализ эффективности  управления

4. Изучить отношения, складывающиеся  в процессе управления

5. Выработка рекомендаций  по совершенствованию процесса  управления

 

 

 

  1. Социальная природа и сущность управления

В процессе управления выделяют субъекта управления, который определяет направление, цель, задачи и конечный результат действий, и объекта  управления, на которого направлено управленческое воздействие. Под субъектом управления может пониматься как совокупность автономных элементов - группа людей, составляющая аппарат управления, так и отдельный  человек в единстве его социальных, психических и биологических  компонентов. Субъект управления имеет  более высокий статус, так как  он анализирует условия, формирует  комплекс целей и задач, моделирует методы их решения и прогнозирует конечный результат. Одна из главных  задач его деятельности - создание таких условий, при которых объект, в силу заложенных в нем ограничений, будет вынужден поступать определенным образом. Управление является искусством активизировать усилия людей в направлении, нужном организации или государству  в целом таким образом, чтобы  они не почувствовали принуждения. Между субъектом и объектом управления существует прямая и обратная информационная связь. Прямая связь - это передача объекту  управления потока директивной информации, служащая достижению целей субъекта управления, обратная - результат реагирования на директивное воздействие. Она  информирует о состоянии объекта  управления и внешней среды, регистрирует наличие и качество поступления  сигналов по прямой связи и сообщает сведения о результатах достижения поставленных целей. В социологии управления важно учитывать иерархию статусов и ролей субъектов и объектов управления.

Сложность управления социальными  системами заключается в том, что различие между объектом и  субъектом в каждом конкретном случае относительно, так как они имеют  сходство функций, общую способность  к самоуправлению, а различаются  лишь на уровне субъективных целей. Для  социологии управления принципиальным является взгляд на управление как  управление людьми, предполагающее управление их целями, изучение возможностей и  способов согласования целей организации  с целями работника. Социальные системы  характеризуются тем, что работники  выступают субъектами своей деятельности в той же степени, что и их руководители. Они также анализируют ситуацию, строят прогнозы, испытывают аналогичные  с руководителями потребности и  осуществляют деятельность. Объект управления, формируя целевую направленность собственной  деятельности, руководствуется теми же характеристиками ситуации - внешними и внутренними условиями и  ресурсами. При демократической  форме управления, в ситуационном управлении такая четкость в выполнении функций может отсутствовать. В  данном случае можно рассматривают  следующие критерии, на основании  которых различаются объект и  субъект управления: статус и функции; права и полномочия; активность воздействия; инициатива и очередность воздействий; интенсивность и сила воздействий; рациональность воздействий; отношение  к целеполаганию и к целедостижени

Основные принципы управления:

  1. Законность
  2. Соблюдение прав и свобод человека
  3. Научность
  4. Системность
  5. Целостность объекта и субъекта управления
  6. Многовариантность управленческих решений
  7. Мобильность процесса управления ….
  8. Структура управления

Структура управления — институциональное образование, в рамках которого обеспечивается целостность транзакций. Могут применять к понятию Структура управления организацией, фирмой, предприятием или любым другим юридическим лицом.

Существует 3 основополагающих элемента структуры управления:

  1. Звено — должность, специализация или подразделение.
  2. Связи — промежуточный связующий компонент структуры между всеми элементами
  3. Уровни управления

 

Модели организационной  структуры управления :

    1. Линейная

Линейная организационная  структура управления - это наиболее распространенный тип иерархической (бюрократической) структуры. 

Многоуровневая иерархическая  система управления, в которой  вышестоящий руководитель осуществляет единоличное руководство подчиненными ему нижестоящими руководителями, а  нижестоящие руководители подчиняются  только одному лицу - своему непосредственному  вышестоящему руководителю.

По такому принципу формируется  иерархия служб, пронизывающая всю  организацию до самого низа

    1. Линейно – штабная

При расширении профиля работ  предприятия с линейной организационной  структурой Руководителю все сложнее  принимать своевременные адекватные решения, так как он не может быть специалистом сразу по нескольким различным  функциям, да и круг и число вопросов, требующих решения возрастает.  
 
Выходом из положения может явиться создание штаба Руководителя, в который будут входить специалисты по основным функциям предприятия, а также юрист. Руководитель не берется за полную разработку возникающих вопросов, а передает их в штаб, который квалифицированно и своевременно готовит проекты решений, которые затем утверждаются, или, при необходимости, предварительно корректируются.

    1. Адхократия

Новый класс адаптивных (органических) структур" постепенно занимает место традиционных («жестких», «неадаптивных»). Для подчеркивания  их принципиальных различий понятию  «бюрократия» противопоставляется  понятие «адхократия» (от лат. adhocracy— специальный и греч. kratos — власть). Строятся адхократические структуры на идеях, принципиально отличных от бюрократического принципа. Четыре основных типа структур организаций выделяются внутри данного класса:

Проектная организация — временная структура. Она объединяет наиболее квалифицированных работников для максимально успешного решения конкретной задачи. Главные ее достоинства — концентрация лучших сил на каком-то участке работы, создание команды, ориентированной на цель.

Матричная организация. Этот вариант проектной организации получил наибольшее распространение. Основная черта — двойное подчинение проектной группы: руководителю проекта и руководителю функционального отдела, где она работает постоянно.

Матричные структуры используют достоинства функциональных и дивизиональных структур (Дивизионалъная структура — тип организационной структуры, который разработан для больших организаций, где линейно-функциональные структуры малоэффективны. Он включает в себя ряд скоординированных дивизионов, каждый из которых строится как функциональная структура.), сочетая их с преимуществами свободных структур. Они более динамичны и резистентны к воздействиям извне. Главный недостаток — их сложность, а поэтому трудная для руководителя и непонятная для исполнителя форма организации. Из-за наложения вертикальных и горизонтальных полномочий возникают проблемы, нарушается фундаментальный принцип управления — единоначалие. Конфликты возникают между проектными и линейными руководителями, между членами проектных групп. Матричная структура в психологическом плане ставит исполнителей в двойное подчинение, порождая этим одну из разновидностей общего психологического феномена маргинальное (пограничности, двойственности).

Информация о работе Шпаргалка по "Социология управления"