Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 07:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Социология управления".
Кроме формально установленных
в организации, могут действовать
неформальные нормы, которые образуются
в результате длительного функционирования
группы, и которые члены данной
группы считают правильными для
ведения дел в данной организации
и взаимоотношений между собой.
Изменения могут «сломать»
На развитие организации
влияет групповая сплочённость, а
также направленность групповых
норм и ценностей. Некоторый уровень
групповой сплочённости способствует
более высоким групповым
Ориентация организации на безусловное следование долгу или на свободу морального выбора определяет ориентацию работников на внешние регуляторы или на внутренние. Ориентация поведения работников на внешние регуляторы (правила поведения, Устав организации и т.п.) позволяет упорядочить деятельность организации, в то время как ориентация на внутренние регуляторы (неформальные нормы, ценности и т.п.) является основой инноваций, развития.
Сразу же хочется отметить, что однозначных рецептов изменения организационной культуры не существует. Одни методики могут давать прекрасные результаты в одной компании и привести к плачевному состоянию в другой. Для того чтобы понять, какие факторы являются определяющими при изменении организационной культуры, обратимся к опыту крупнейших корпораций, которые инициировали и успешно провели изменения в организационной культуре.
Компетентное лидерство
является важнейшим фактором успеха
изменения организационной
Перед тем как проводить
изменения в организационной
культуре, нужно четко понимать,
для чего и что именно вы хотите
изменить. Люди не будут меняться или
учиться чему-то новому, если для
этого не будет серьезных причин,
поэтому изменения в
Обычно руководящие группы подразумевают, что это коснётся их лично, но в отношении себя они имеют в виду только общие фразы типа: «передавать больше власти подчинённым», «уделять больше внимания новшествам» и т.п. Эти изменения не задумываются руководителями как системные изменения и, конечно, исключают какое-то вмешательство в их собственную уникальную психологию.
Культуры поддерживают людей в периоды трудностей и служат для уменьшения беспокойства. Одна из причин этого - обеспечение непрерывности и стабильности. Таким образом, люди будут сопротивляться изменениям культуры.
При проведении изменений
в культуре возникает ряд трудностей.
В особенности эти трудности
порождаются сопротивлением изменениям
культуры. Это становится явно заметным,
когда изменения начинают затрагивать
глубинное содержание организационной
культуры (базовые предположения, верования
и ценности). Отмечено, что проведение
радикальных и быстрых
Следует отметить, что изменения в поведении могут привести к изменениям в культуре, и наоборот. Однако это происходит неизбежно или автоматически. Это связано с той ролью, которую играет в этом процессе «передача» культуры и обоснование поведения. В зависимости от ситуации, связь между изменениями в поведении и культуре в ту или иную сторону может обнаружиться в течение периода, измеряемого от нескольких месяцев до нескольких лет. Поэтому для анализа важно различать изменения культуры и другие организационные изменения и исследовать их одновременно.
Изменения в содержании культуры требуются тогда, когда существующая в организации культура не способствует изменению поведения до состояния, необходимого для достижения желательного уровня организационной эффективности.
И, наконец, нужно запастись
терпением, волей и верой в
правильность выбранного направления
изменений. Изменение корпоративной
культуры - процесс долгий и болезненный.
Однако в результате мы получим компанию,
соответствующую требованиям
В своем реальном функционировании
система управления предстает в
качестве совокупности многообразных
действий, выполняемых большим или
меньшим количеством людей, объединенных
общими интересами и единой целью. Ведь
управление возникает и осуществляется
только тогда и там, когда и
где несколько или множество
людей осуществляют совместные действия
для достижения определенной цели,
будь это строительство дома, обучение
студентов в вузе, участие футбольной
команды в чемпионате или выступление
рок-группы на концерте. Но почти каждое
человеческое действие есть не только
определенная операция по отношению
к определенной вещи: к строительным
материалам, учебным пособиям или
к музыкальным инструментам, но и
определенный поступок по отношению
к определенному человеку (помощь,
поддержка или, напротив, соперничество).
Например, стремление защитника в
футболе отобрать мяч у нападающего
команды - соперника. А это означает,
что в любом действии, связующем
тем или иным образом людей, в
том числе и в процессах
управления, возникают вполне определенные
отношения каждого человека со своими
коллегами - отношения сотрудничества
или соперничества, симпатии или
антипатии, доминирования или подчинения.
Совокупность связей между людьми,
возникающих в процессе их взаимодействия,
и составляет то, что называют межличностными
отношениями. Но такие связи приобретают
устойчивый и длительный характер тогда,
когда они обусловлены
Каждое человеческое действие, не только определенная операция в отношении определенных объектов, но и определенный поступок по отношению к определенному человеку.
В любом действии, связывающим тем или иным образом индивидов, в том числе и в процессе управления, возникают вполне определенные отношения.
Переплетение поступков
- отношений порождает
Самая характерная особенность социальных отношений заключается в том, что они в большинстве случаев не являются симметричными.
Во-первых, симпатия, уважение или любовь, которую испытывает один человек по отношению к другому человеку может натолкнуться на противоречивое отношение (антипатию, неуважение, ненависть и т.п.) этого другого человека.
Во-вторых, определенный человек может определенным образом относиться к президенту страны, председателю парламента или главе правительства, но при этом он в большинстве случаев (кроме людей, лично с данными политическими лидерами взаимодействующих) не может рассчитывать на какие-то их отношения к себе, на взаимное отношение.
В-третьих, относясь определенным образом к обществу, в котором он живет, данный человек может рассчитывать на определенное, лично на него ориентированное отношение общества к нему только в том случае, когда он приобретает широкую известность в обществе своей деятельностью. Как это произошло в случаях с известными политическими лидерами.
В-четвертых, социальные отношения связывают определенным образом индивидов и их группы. Когда объектом этих отношений становятся их коренные интересы и потребности (экономические, социальные и др.), и когда в процессе развития этих отношений люди выступают в качестве носителей определенных социальных статусов и ролей, в большинстве своем не являющихся ни взаимно заменимыми, ни симметричными. Например, начальника и его подчиненного.
Таким образом, социальные отношения проявляются в определенных видах взаимодействий между людьми, в процессе которых эти люди реализуют свои социальные статусы и роли, а сами статусы и роли имеют достаточно четкие границы и регламентации, особенно жесткие в управленческой деятельности. Скажем, директор предприятия может вызвать к себе и дать определенные указания своему заместителю, главному инженеру или главному конструктору, начальнику отдела маркетинга или начальника любого из цехов. Но ни главный инженер, ни начальник цеха, ни любой другой сотрудник данного предприятия не может в силу своих должностных обязанностей и полномочий вызвать к себе директора и дать ему какие-либо указания.
Социальные отношения в обществе характеризуются очень большим разнообразием, поэтому большое значение приобретает типологизация, т.е. дифференциация их по типам. Такая типологизация может производиться по различным основаниям:
по субъекту (или носителю):
по объекту:
по характеру взаимосвязей (модальности):
по степени стандартизации и формализации:
Поскольку каждому из нас в повседневной жизнедеятельности приходится вступать во множество неофициальных и официальных межличностных отношений, рассмотрим их особенности и отличия более подробно.
Отличия официальных отношений от неофициальных: