Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 15:28, контрольная работа
Решение социальных, экономических и культурных проблем, характерных для сегодняшней действительности, определяется готовностью личности жить и работать в новых социально-экономических условиях, способностью к осуществлению непрерывного образования и формированию с его помощью современного, развитого экономического мышления и сознания. При этом само наличие развитых экономического мышления и сознания у субъектов хозяйствования является одним из важнейших условий функционирования рыночной экономики, развития всей системы общественного производства.
Цель данной работы заключается в раскрытии понятий экономического мышления и экономического сознания, условий и факторов, формирующих их.
Введение
Роль сознания и мышления в экономической действительности имеет тенденцию к возрастанию. В то же время, экономическое мышление в нашей стране длительное время формировалось в условиях командно-административной системы, бюрократизировалось, подвергалось деформациям. Поэтому, от целенаправленного формирования современного экономического мышления, соответствующего социальным рыночным отношениям, будет во многом зависеть глубина, динамизм преобразований в экономике.
Развернутое изучение экономического мышления и сознания в советской экономической литературе ведется с середины 80-х годов. Пик этих исследований приходится на конец 80-х годов: рассматривались вопросы содержания, функции экономического мышления, давалась критика существовавшего и характеристика нового экономического мышления.
Однако многие вопросы оставались не раскрытыми, дискуссионными, некоторые проблемы не стали еще предметом специального рассмотрения. К ним относились вопросы определения типов экономического мышления, методологических предпосылок его исследования, направленности изменений, путей и средств, формирующих новое мышление.
Начавшиеся радикальные экономические преобразования ведут и к изменениям в экономическом мышлении и сознании. Под воздействием объективных условий стало формироваться рыночное мышление. Однако необходимо учитывать – процесс реформирования экономики идет противоречиво. Нередко складываются ситуации, характерные не для современной рыночной экономики, а для ее первоначальных диких форм. Это объективно и препятствует формированию современного рыночного мышления и деформирует его, придает ему извращенные и ложнорыночные формы. Поэтому требуются соответствующие подходы к формированию рыночного экономического мышления, но в то же время работ экономистов, характеризующих экономическое мышление, задачи его формирования в этих условиях в настоящее время практически нет.
Актуальность этой темы очевидна. Решение социальных, экономических и культурных проблем, характерных для сегодняшней действительности, определяется готовностью личности жить и работать в новых социально-экономических условиях, способностью к осуществлению непрерывного образования и формированию с его помощью современного, развитого экономического мышления и сознания. При этом само наличие развитых экономического мышления и сознания у субъектов хозяйствования является одним из важнейших условий функционирования рыночной экономики, развития всей системы общественного производства.
Цель данной работы заключается в раскрытии понятий экономического мышления и экономического сознания, условий и факторов, формирующих их.
Глава 1. Экономическое сознание
Экономическое сознание, проявляющееся, в частности, в субъективной оценке экономического статуса личности, в представлении и отношении личности к собственности, деньгам, экономическому риску, бедности, богатству и другим экономическим объектам является результатом социализации и профессионализации субъекта и приобретает определенную значимость в деятельности человека.
Экономическое сознание — одно из наиболее часто употребляемых в современных исследованиях понятий. Существуют различные интерпретации и методологические подходы к определению понятия «экономическое сознание». В отечественной социологии и психологии значительный вклад в научное осмысление экономического сознания внесли Л.Н. Абалкин, К.А. Улыбкин, А.К. Уледов, Ж.Т. Тощенко, В.Э. Бойко, которыми экономическое мышление, идеология и психология рассматриваются как одна из основных форм отражения существующих экономических отношений и как результат социализации человека.
Экономическое сознание, являясь по своей природе феноменом социально-психологическим, выполняет две важнейшие функции в жизнедеятельности личности. Во-первых, этот феномен отражает социально-экономические условия жизни, экономическую макро- и микросреду. Во-вторых, он выступает одним из психологических регуляторов экономического поведения человека в социальной среде.[2;205]
В рамках социальной и экономической психологии экономическое сознание предлагается рассматривать как частную форму индивидуального или группового сознания, заключающуюся в разных формах знания индивидуального или группового субъекта о различных экономических объектах и его отношении к этому знанию.
В целом экономическое сознание является производным компонентом категории «социализация», так как оно развивается и формируется в рамках определенных социальных условий, детерминированных информационными, экономическими, психологическими воздействиями внешней (профессиональной, воспитательной, образовательной) среды. [2;205]
Встречающиеся в литературе определения экономического сознания немногочисленны. А.В. Филипповым и С.В. Ковалевым экономическое сознание понимается как «высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитым человеком». [4]
В понимании А.К Уледова, «экономическое сознание есть продукт отражения людьми экономических условий жизни, деятельности и отношений в виде экономических идей и взглядов, теорий и концепций и других духовных образований, общих для классов, социальных групп, всего общества и выражающих их отношение к экономической действительности в каждый конкретный исторический момент». [4]
Наиболее важным и недостаточно разработанным вопросом является, безусловно, структура экономического сознания.
Его основные элементы были систематизированы О.С. Дейнека с опорой на теоретическую схему функциональной структуры сознания, предложенную В.А. Ганзеном:
а) ощущения и восприятие в экономической сфере; б) чувства и эмоции в экономической сфере; в) экономическое мышление, экономические представления; г) экономические нормы, интересы, экономические мотивы .
Под экономическим сознанием, включая самосознание, А.Л. Журавлев рассматривает социальные представления, установки, отношения, оценки, мнения личности или социальной группы о различных экономических объектах и явлениях. [5]
Под «единицами» анализа (и соответственно, составляющими элементами) экономического сознания личности понимаются типичные осознаваемые личностью социально-психологические феномены, связанные с явлениями экономического содержания.
К таким феноменам - компонентам экономического сознания относятся следующие.
1. Представление личности о себе как об экономическом субъекте:
а) субъективно-экономический статус;
б) удовлетворенность уровнем материального благосостояния;
в) уровень экономических притязаний;
г) представление личности о своей деловой активности и удовлетворенность ее уровнем;
д) представление о своих возможностях в повышении доходов, путях (способах) их повышения. [1;136]
Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия.
Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое существенным образом связано с устремленностью в будущее.[1;136]
Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания. Обладая объективной природой и имманентными законами развития, общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо механизма его торможения.
Под формам общественного сознания понимают различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности. Общественное сознание существует и проявляется в формах политического сознания, правового сознания, нравственного сознания, религиозного и атеистического сознания, эстетического сознания, естественно-научного сознания. [1;137]
Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма сознания имеет свою особую форму отражения: научное понятие, моральную норму, религиозную догму, художественный образ.
Экономическое сознание появилось как ответ на социальный заказ, на потребность в осмыслении таких общественных явлений, как экономика, экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономико-математические модели, экономическая политика, экономическая самостоятельность, экономические кризисы, экономический плюрализм и т.д. В экономическом сознании общества отражается понимание соотношения между экономической деятельностью и теми общественными, политико-правовыми условиями, в которых совершается экономическая практика. Экономическое сознание - это та форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания, теории, оценки социально-экономической деятельности и общественные потребности. Экономическое сознание формируется под влиянием конкретно-исторических условий и определяется объективной необходимостью осмысления происходящих социально-экономических изменений. Экономическое сознание, осмысление и совершенствование нацелено на существующей экономической реальности.[1;137]
В структуре экономического сознания следует прежде всего выделить такой элемент, как экономические знания, на основе которых совершается практическая деятельность. И в данном случае экономическое сознание играет активную и относительно самостоятельную роль. Экономическое сознание не ограничивается отражением социально-экономического бытия, оно включает в себя отношение к нему, оценки экономической деятельности и выступает значительным фактором поведения различных социальных групп. В экономическом сознании отражены прежде всего условия хозяйственной жизни людей, отношение определенного класса, социальной группы, человека к собственности на средства производства. Поэтому в экономическом сознании не просто отражается бытие, оно опосредовано социально-экономическим положением человека, практическим опытом, традициями и конкретными ситуациями. Таким образом, экономическое сознание не пассивно отражает реальный мир, оно его оценивает и, исходя из конкретных потребностей, изменяет. Оно оказывает активное воздействие на всю социально-экономическую жизнь общества. Экономическое сознание включает в себя разные уровни осмысления действительности. В его структуре следует выделить теоретическое, научное сознание и эмпирическое, обыденное осмысление экономики.
Экономическое сознание– это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Экономическое сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил.[1;138]
Проблема существования экономического сознания теперь стоит не так остро, как это было во времена господства в нашей стране диалектического и исторического материализма. Сущность споров тогда заключалась в том, что значительная часть философов и экономистов при определении отдельных форм общественного сознания опиралась на известное марксистское положение о базисе и надстройке, в соответствии с которым базисными являются экономические отношения, а все остальные (моральные, политические, эстетические, правовые и т.д.) относятся к надстройке. Именно последние как идеи, взгляды, теории, традиции составляют различные формы общественного сознания, то есть правовую, политическую, моральную, эстетическую, религиозную и другие формы сознания. Что касается экономических отношений, то они, по мнению многих экономистов и философов, принадлежат к материальному базису, а материальное не может быть идеальным, то есть не входит в структуру сознания.
Проблема существования экономического сознания теперь стоит не так остро, как это было во времена господства в нашей стране диалектического и исторического материализма. Сущность споров тогда заключалась в том, что значительная часть философов и экономистов при определении отдельных форм общественного сознания опиралась на известное марксистское положение о базисе и надстройке, в соответствии с которым базисными являются экономические отношения, а все остальные (моральные, политические, эстетические, правовые и т.д.) относятся к надстройке. Именно последние как идеи, взгляды, теории, традиции составляют различные формы общественного сознания, то есть правовую, политическую, моральную, эстетическую, религиозную и другие формы сознания. Что касается экономических отношений, то они, по мнению многих экономистов и философов, принадлежат к материальному базису, а материальное не может быть идеальным, то есть не входит в структуру сознания.[1;138]
В процессе трансформации общества обычно происходят радикальные изменения в экономической жизни, а это, естественно, не может не сказываться на сознании граждан.[3;52] Способность более или менее точно оценивать экономическую ситуацию, адекватно действовать в новом экономическом пространстве зависит от особенностей экономического сознания личности, основы которой формируются с детства. Личный опыт поведения ребенка с деньгами, включение в элементарные экономические отношения оказывают определяющее влияние на будущее экономическое поведение человека. Процесс становления экономического сознания связан с условиями разного уровня, но не наибольшее значение имеет родительское воспитание, которое затем, в течение всей жизни будет корректироваться влиянием различных агентов экономической социализации. К сожалению, меньше внимания уделяется исследованию ценностных, поведенческих и других воздействий семьи на формирование экономического сознания личности. А это очень важная проблема. Ведь экономическое сознание молодежи, сформировавшееся под влиянием традиционных родительских сценариев, характерных для советской экономической действительности, не всегда адекватно современной экономической ситуации, а значит молодое поколение часто становится беспомощным в условиях социально-экономического настоящего, поскольку финансовый успех и экономическая независимость личности оговариваются, прежде всего, психологической готовностью быть материально обеспеченным, самостоятельно принимать конкретные адаптивные финансовые решения и нести личную ответственность за них. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема анализа и выяснения психологической сущности влияния родительских сценариев на экономическое сознание. В частности — в плане дальнейшего формирования психологической готовности быть финансово независимым, адаптированным к современным социально-экономическим реалиям. Формирование экономического сознания на начальных стадиях экономической социализации зависит от детских впечатлений и опыта жизни в родительской семье. В нашем обществе родители мало внимания обращают на формирование позитивного экономического сознания победителя, умение творчески преобразовывать экономическую действительность в зависимости от конкретной ситуации. Чаще экономическое воспитание, как и любое другое, осуществляется путем указаний и наставлений, которые носят большей частью характер запретов и не направляются на формирование умения творчески преобразовывать экономический мир. Считается, что опыт родителей (хотя он часто бывает неадаптивным) и тип реагирования на различные факторы социально-экономического современности является, бесспорно, правильным и многому учит. Но в нынешних условиях мало кто из родителей может дать ребенку исчерпывающую информацию об экономической жизни, подкрепленную непротиворечивым положительным примером экономического поведения. Чаще, через определенную двойственность, непоследовательность и запутанность, родительские установки и образцы поведения содержат не только прямой смысл, но и множество скрытых коннотаций, что приводит искаженному восприятию действительности, вызывает эмоциональные расстройства и неадекватное экономическое поведение. Вступая в современные экономические отношения, а этот процесс начинается довольно рано (уже в дошкольном возрасте), ребенок использует весь спектр экономических знаний, которые в процессе коммуникации, носят часто невербальной характер. Поэтому выбор типа реагирования и частично экономического поведения уже предварительно оговорен. Ребенок, как и все остальные члены семьи, воспринимает информацию, учитывая особенности общения. Но понятным является невербальный текст, который воспринимается безошибочно, а не словесная информация, в которой ребенок еще недостаточно хорошо улавливает смысл слов и, тем более, подтекста. Здесь следует иметь в виду, что невербальная информация часто противоречит словесной, что взрослые хуже осознают невербальное поведение и хуже его контролируют. [3;53]