Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 15:28, контрольная работа
Решение социальных, экономических и культурных проблем, характерных для сегодняшней действительности, определяется готовностью личности жить и работать в новых социально-экономических условиях, способностью к осуществлению непрерывного образования и формированию с его помощью современного, развитого экономического мышления и сознания. При этом само наличие развитых экономического мышления и сознания у субъектов хозяйствования является одним из важнейших условий функционирования рыночной экономики, развития всей системы общественного производства.
Цель данной работы заключается в раскрытии понятий экономического мышления и экономического сознания, условий и факторов, формирующих их.
Информационное поле ребенка в ранний период очень чувствительно. На основе плохо осознанного и мало контролируемого родителями материала ребенок вырабатывает правила жизни, цели и ценности экономического характера, которые формируют экономическое сознание и определяют приоритеты экономического поведения. Поэтому нечего удивляться, что часто результат озадачивает как родителей, так и других субъектов экономического взаимодействия. Родители часто используют экономические факторы (в частности — материальное вознаграждение или наказание), воспитывая детей. Они выражают свои чувства в отношении детей, поощряют их хорошие или дурные привычки, выражая, таким образом, их успехи и неудачи, а затем и формируя экономическое сознание. Поэтому, говоря о влиянии родительских сценариев на экономическое сознание ребенка, нужно иметь в виду, прежде всего, тип реагирования на те или иные стимулы социально-экономического пространства, которые передаются родителями и усваивается детьми как опыт, как образец поведения, который реализуется в экономических сценариях. Все требования и установки, которые ребенок получает от родителей, назовем предписаниям. Ребенок получает их, участвуя в семейных коммуникациях. Так, важная для экономического сознания установка на успех (признание) часто не формулируется, не произносится вслух, но, рассказывая гостям о своих делах, родители преимущественно сосредоточиваются на успехах (удачные покупки, высокая зарплата, выгодное экономическое предложение, дополнительные доходы, лучше, в сравнению с другими, экономическое положение). Неудачи пытаются скрывать; в семье не хотят чувствовать неудачникам, за ошибки любят упрекать. Ребенок быстро начинает понимать, что неудачником быть плохо. А дальше, в зависимости от жизненных ценностей семьи, ее экономических положений и уровня жизни, он составляет представление, что такое успех, и с учетом этого хочет самоутвердиться. Существуют родительские предписания, на основе которых формируется экономическое сознание, сценарии экономического поведения. Как правило, они носят конструктивный или деструктивный характер, реже имеют нейтральное окраску.[3;53]
Глава 2. Экономическое мышление
2.1. Понятие экономического мышления
Экономическое мышление - взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности, связями, в которые они вступают в повседневной жизни. Основные факторы формирования экономического мышления - многообразные формы собственности, в рамках которых субъект осуществляет свою деятельность; другие субъекты экономических отношений, с которыми данный субъект взаимодействует; разнообразие взаимодействующих субъектов (предприятия различных форм собственности, банки, инвестиционные фонды и др.); интенсивность, поливариантность и качественная специфика связей; направленность и сила этих связей и др. Чем более значительными являются факторы формирования экономического мышления, тем более глубокой становится включенность социального субъекта в экономическую практику, в результате которой компоненты экономического мышления объективируются и со временем могут быть включены в сферу экономического сознания. [2;210]
В рамках социологического подхода экономическое сознание связывается с познанием функционирования и развития социально-экономических законов, разработкой принципов организации экономической жизни, а экономическое мышление - с включенностью его носителей в социальную практику. Такой подход позволяет рассматривать экономическое мышление как форму проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации; при этом косность и неразвитость экономического сознания обусловливает противоречивость развития экономического мышления. Последнее воспринимает изменение экономических отношений преимущественно эмоционально (а не рационально) и успешно совмещает следование политике экономических реформ со сложившимися стереотипами.[2;206]
Рассмотрение экономического мышления как формы проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации позволяет перевести проблему "перестройки" экономического сознания в плоскость проблемы влияния изменений в экономическом мышлении на те или иные аспекты экономического сознания; выяснить, в какой мере эти изменения затрагивают глубинную сущность экономического сознания. Ведь в конкретном социологическом исследовании можно измерить не более чем уровень (состояние) экономического мышления и выяснить в социальных показателях степень его рациональности, определяемую субъективным восприятием изменений в укладе и образе жизни.
Неразвитое экономическое сознание обусловливает противоречивое, эмоциональное по своей природе экономическое мышление. В свою очередь, противоречивое экономическое мышление эмоционального характера почти не влияет на развитие экономического сознания. Последнее формируется совсем иным, нежели экономическим мышлением, знанием (познанием научных основ действия социально-экономических законов) и в нынешней экономической ситуации посткоммунистических государств объективной основы для своей перестройки пока что не имеет.[2;207]
Опыт исследований показал, что экономическое мышление вовлекает в оборот не все экономические знания, а преимущественно те, которые непосредственно служат практике. Оно тесно связывается с экономическими интересами людей, складывается под влиянием объективных факторов экономического развития, состояния экономического сознания в обществе, участия трудящихся в экономических преобразованиях. Экономический образ мышления выхватывает из широкого круга возможностей лишь немногие, отбрасывая остальное. Он фиксирует внимание на том, как сделать выбор и каким этот выбор должен быть. С проблемой выбора связан акцент на индивиде (будь то социальное сообщество, промышленный или сельскохозяйственный коллектив, корпорация или что-то другое). Первичная характеристика экономического образа мышления - это калькуляция затрат и выгод, на которой основывается экономическое поведение.
Формирование современного экономического мышления неизбежно сопровождается преодолением сложившихся стереотипов. В этом процессе немало препятствий, и главное среди них - косная сила инерции. Сохранение старых, отживающих взглядов и представлений в изменившихся условиях экономического и социального развития во многом опирается на опыт прошлого. Однако в значительной мере подобные стереотипы опираются на отлаженные структуры управления и процедуры принятия решений. Социально-экономические трудности и потери, практически неизбежные при разрешении противоречий между требованиями изменившейся экономической ситуации и старыми взглядами, - цена, которую платит общество за живучесть стереотипов экономического мышления и поведения.[2;207]
2.2. Характеристика основных типов экономического мышления
Характер экономического мышления определяется особенностями общественных отношений. Способ производства как основная типологическая характеристика общества, выступает ключом для понимания сущности и содержания экономического мышления и определении типов экономического мышления.[5]
Для древнего мира (первобытнообщинной формации), в котором товарно-денежные отношения были еще не развиты, а основной формой экономических отношений являлся натуральный обмен, был характерен такой тип мышления, в котором освоение окружающей действительности происходило через абстрактные образные понятия и элементарно-чувственное восприятие. Этот тип получил название мифологического, и в настоящее время мифологическое мышление продолжает существовать в мифах, сказках, утопиях и т.п. Мифологическое мышление осуществляет бессознательное отождествление созданного воображением субъективного мира и объективной реальности, не различая объект, его имя и мысль о нем. Мифологическому мышлению свойственно стремление отождествиться с образцом, пережить его присутствие в собственном бытии, что сообщает этому бытию полноту смысла и устойчивости. Особенностью мифологического экономического мышления является то, что человек мыслит и переживает себя в первую очередь (или даже исключительно) как часть некоторого четко очерченного группового социума, то есть его мышление и поведение существует как результат коллективной экономической деятельности, его основа - общинная, а не индивидуальная форма труда и жизнедеятельности. В период развития капитализма можно выделить следующие типы: первоначального накопления капитала, характеризуемый отделением непосредственного производителя от средств производства, то есть насильственного лишения мелкого производителя (крестьянина, ремесленника) его частной собственности и утверждения крупной капиталистической собственности; монополистский - характеризуется желанием получить максимальную прибыль на устойчивой основе при нецелесообразности или нежелании создания конкурентных условий, авторитарностью и стремлением к абсолютному господству; олигархический - характерно стремление к утилитаризму и прагматизму, жесткое следование собственным своекорыстным целям получения прибыли. Однако, необходимо отметить, что данный тип экономического мышления следует рассматривать с учетом специфики российского менталитета, главной чертой которого является коллективность, соборность, то есть при наличии черт капиталистического типа экономического мышления в нем по-прежнему сохраняются элементы государственной формы. В различные исторические периоды экономическое мышление имело свои собственные специфические черты и соответствующий им тип мышления: кризисный тип экономического мышления, который характеризовался проведением множественных реформ. В таких условиях экономическое мышление, сохраняя по-прежнему общинную, коллективную принадлежность стало все же приобретать некоторые элементы личной инициативы и собственности; в период новой экономической политики были разрешены проявление некоторых элементов рыночной экономики. Разрешалось мелкое и среднее частное производство, наем работников, рыночное ценообразование, компании со смешанным государственным и частным капиталом; в период развития экономики, экономическое мышление носило характер созидательного, прогрессивного развития, характеризовалось «сплоченностью», нацеленного на постройку, создание нечто нового, грандиозного, общественно-значимого; в «перестроечный» тип экономического мышления, предпринимались хаотические, не увязанные друг с другом попытки придать некоторые изменения в развитие экономике. Экономическое мышление населения носило «разрозненный» характер; системно-кризисный тип развития экономического мышления в России, который может быть назван переходным. В нем более четко проявляются элементы рыночной экономики: элементы партнерства, индивидуализма, расположенности к конкуренции, стремления к максимизации дохода, в то же время, однако присутствуют по-прежнему элементы стереотипности и нерациональности экономического мышления.[5]
Таким образом, на современном этапе развития способа производства, экономическое мышление приобретает следующие новые направления: либеральное - предполагает наиболее высокую степень индивидуализма (реализация собственных интересов), хозяйственную инициативу, самостоятельность в принятии решений и выборе экономической стратегии; консервативное - это тип экономического мышления является стилем или способом мышления при анализе отдельных экономических явлений и всей экономической действительности, общества в целом, для которого характерна тенденция к сохранению старых образцов, устоявшихся и оправдавших себя способов экономического поведения и деятельности; социально ориентированный тип экономического мышления связан с идеей государства материального благоденствия. Этот тип мышления характерен для эры «высокого массового потребления», в которой основными проблемами общества становятся проблемы производства и рационального распределения материальных благ.
2.3. Особенности
мышления в рыночном и
В экономике, обществе функционируют закономерности, отношения, не зависящие от воли каждого конкретного индивида. В то же время эти закономерности не могут осуществляться вне деятельности людей, которые действуют осознано, в соответствии со своими потребностями, интересами, целями. В этом единство материального и идеального в экономике, обществе.
Данное единство проявляется в процессе общественного производства, в котором воспроизводятся сами работники, материальные и духовные условия жизнедеятельности общества; в потреблении, обмене, распределении. В целом во взаимодействии производительных сил и экономических отношений.[4]
Диалектика материального и идеального, присущая процессу производства, определяется соотношением материального и идеального в самом процессе труда, в котором идеальное, существующее в виде целеполагания превращается в материальное - результат труда, затем распредмечивается в ходе потребления, удовлетворения с помощью полученного продукта потребностей, отражавшихся в цели труда.
Люди действуют под воздействием своих интересов и потребностей. Являясь формой экономических отношений, интересы существуют независимо от воли и сознания хозяйствующих субъектов. В то же время, осознаваясь последними, интересы служат побудительным мотивом их деятельности, имеют соответственно не только материальную, но и идеальную природу. Потребности, также будучи объективными, осознаются и в качестве идеального образа воздействуют на производство. Таковы методологические предпосылки анализа экономического мышления, которое является одновременно и материальным, объективным и идеальным, субъективным.
Государственное (этатистское) экономическое мышление характеризуется прочной включенностью индивидуального сознания в структуру сознания общественного, иерархичностью, зависимостью от государства, унификацией. Его отличает распределенность по уровням, зависимость от них, передача компетенции на высшие уровни иерархии. Важными чертами государственного экономического мышления являются присутствующие в большей или меньше мере элементы социальной ориентированности, осознания социальной защищенности, прогнозируемости, предсказуемости экономического положения индивида, его стабильности, патернализм. Его основа - не индивидуальная, а общинная, групповая экономическая ответственность.[4]
Вместе с тем отличительными чертами государственного экономического мышления является авторитарность, беспрекословная подчиненность экономического субъекта власти, царю, диктатору, вождю, нетерпимость к отклонениям от принятых норм экономического поведения, в то же время, пренебрежение к праву, законности. Как следствие, этот тип мышления отличают консерватизм, негибкость, невосприимчивость к новому, минимизация, утрата хозяйственной инициативы, иждивенчество, приобретение инициативой неформального, теневого характера.
Государственное экономическое мышление, как и командно-административная система в целом, являются достаточно эффективными в экстремальных ситуациях - условиях войн, кризисов. Но достигается решение военных задач, экономическая стабилизация за счет сокращения текущего потребления, свертывания демократии.
Бюрократический тип экономического мышления - превращенный государственный. Главное в нем - не реальные, а формальные экономические цели, задачи, связанные главным образом с отчетностью, не дело, реальный результат, а показатель, рапорт, бездумное исполнение приказов, боязнь «высовываться», чинопочитание, безответственность, благодушное отношение к растащиловке, нарушениям трудовой дисциплины.
В целом, бюрократическое экономическое мышление все более дезориентирует членов общества, не нацеливает на эффективную работу, хозяйственная инициатива все более подавляется, приобретает противозаконные, теневые формы. Такое экономическое мышление уже не способствует поступательному развитию общества. Требуется его коренное изменение, как и изменение всего экономического строя.[4]
Рыночное экономическое мышление - присуще, прежде всего, западной цивилизации, но имеет известное распространение и развивается интенсивно в последнее время в цивилизациях восточного типа. Оно вобрало в себя особенности рыночных отношений, строящихся на частной собственности. Основными чертами рыночного экономического мышления являются чувство хозяина, личная хозяйственная самостоятельность, инициатива, здоровый прагматизм, гибкость, адаптивность, динамизм, предприимчивость, способность действовать в условиях конкуренции.