Эмпирическое исследование современных молодежных субкультур на примере Рузского муниципального района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - на основании теоретического анализа сущности молодежной субкультуры провести собственное эмпирическое исследование молодежной субкультуры России на современном этапе.
Задачи исследования:
Изучить сущностные особенности субкультуры и историю появления первых субкультур среди молодежи в России;
Охарактеризовать особенности форм и видов молодежной субкультуры в современной России;
Провести эмпирическое исследование современных молодежных субкультур на примере Рузского муниципального района.

Содержание

Введение …………..……………..…………………………………………..
3
Глава 1.
Теоретические аспекты возникновения и развития молодежных субкультур в России …………………….

6
1.1.
Сущностные особенности субкультуры и история появления первых субкультур среди молодежи в России……………………………………………………..


6
1.2.
Классификация и характерные особенности видов молодежной субкультуры в современной России………

12

Глава 2.
Эмпирическое исследование современных молодежных субкультур на примере Рузского муниципального района …………………….


25
Заключение …………………………………………………………………

Список использованных источников и литературы…………………..

Вложенные файлы: 1 файл

kur_r_molod_subkultury.docx

— 52.55 Кб (Скачать файл)

Студенты XIX века читали новейшие книжки, готовили конспекты и обсуждали их на собраниях  с целью немедленного внедрения  в повседневность вычитанных идей. Пропагандой или бомбой – вопрос вкуса и имеющихся навыков. Спустя век стало принято сочинять остросоциальные  стихи или философские притчи и класть их на музыку, в перерывах  между этим благородным занятием принимая те или иные стимулирующие  творчество препараты.

Субкультура всегда рискует быть непонятой извне. Студенческая субкультура распалась  в начале ХХ века, поскольку ее ценности широко распространились в обществе. Студент на этом фоне утерял свою яркость и неповторимость. А мечта о социальной справедливости стала активно воплощаться в жизнь, вот только мало кто из мечтателей не утонул в сопровождавших это воплощение кровавых потоках4.

Таким образом, субкультура (от лат. sub — под) — это в чем-то ограниченная культура определенной социальной общности, ограниченность которой обусловлена  бедностью ее социальных связей, затрудненностью  доступа к культуре в целом  или сознательной культурной самоизоляцией. В этом смысле можно говорить об определенном негативизме субкультуры, хотя, разумеется, возможна и положительная  реакция на общепринятые культурные ценности (например, когда речь идет о так называемых профессиональных субкультурах). Чаще всего субкультуры  носят замкнутый характер и стремятся  к изоляции от массовой культуры. Это  вызвано как происхождением субкультур (замкнутые сообщества по интересам), так и стремлением отделиться от основной культуры, противопоставить ее субкультуре. Входя в конфликт с основной культурой, субкультуры  могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер. Такие  движения, вступающие в конфликт с  ценностями традиционной культуры, называютконтркультурой. В молодёжных субкультурах характерен как протест, так и эскапизм (бегство от реальности), что является одной из фаз самоопределения.

 

 

 

 

 

 

    1. Классификация и характерные особенности видов молодежной субкультуры в современной России

 

 

 

К началу XXI в. субкультурный бум в нашей  стране угас. Но это не означает, что  неформальные молодежные объединения  исчезли. В современной России продолжают развиваться старые формы молодежных субкультур, а также возникают новые.

Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур. Движение сформировалось в Сан-Франциско в середине 60-х  годов XX века как протест против обывательщины. В основу хиппистской  идеологии было положено философское  учение, связанное с «движением Иисуса». Они придерживаются пацифистских взглядов (основной символ движения хиппи –  «пацифик», исповедуют идею «непротивления злу насилием», склонны к творчеству. Основная форма проведения досуга –  тусовки на флэту (от англ. flat – квартира) с неугасающими дискуссиями, постоянной полемикой и обязательным музицированием. Тусовки сопровождаются, как правило, употреблением алкоголя и наркотиков. Хиппи нередко порывают с домом, путешествуя практически без  средств к существованию. Известна любовь хиппи к цветам (одно из названий движения – «дети цветов») и к  хождению босиком. Частью хипповской идеологии  является «свободная любовь» со всеми  вытекающими последствиями. 

Движение  хиппи в СССР развивалось «волнами»: «первая волна» относится к концу 60-х – началу 70-х годов XX века, «вторая волна» – к 80-м годам. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данной субкультуры. Однако в середине 90-х гг. неожиданно заявила о себе «третья волна» хиппи. Внешний вид хиппи «третьей волны» достаточно традиционен: длинные  распущенные волосы, джинсы или джинсовая  куртка, иногда балахон неопределенного  цвета, на шее – «ксивник» (небольшая  кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках – «фенечки», т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Данный элемент атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: «фенечки» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзачок и три – четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Субкультуру хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию и самоосознанию. 

Близки  по многим параметрам к хиппи растаманы. Растафари (раста) – это религия  всеобщего господа Джа (искаженное «Иегова»). Растаманы – убежденные пацифисты, особенно протестуют против расизма. Две особенности утвердили  всемирный характер раста-движения – марихуана и регги. В последнем  растаманство обрело мощнейший музыкальный  канал трансляции своих идей. Марихуана  для настоящего растамана – средство не наслаждения, а самопостижения. Растаманский быт также предусматривает здоровый образ жизни, запрет на табак и  алкоголь, вегетарианство, занятия  искусством. Их символы – красно-желто-зеленая  шапочка «пацифик», натянутые на косицы-дредлокс («дреды»). Растаманов часто можно встретить в компании хиппи. Говоря о субкультуре растафарианства  в России, следует отметить, что  молодые растафари, будучи практически  не знакомы с идеологией национально-религиозного движения афро-американского населения, в большинстве своем являются просто поклонниками музыки регги (это  направление музыки зародилось в 60-е годы XX века на Ямайке).

В молодежной культуре 90-х годов появились  толкиенистское движение и связанная  с ним, порожденная им толкиенистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Джон Рональд  Руэл Толкиен (на сленге толкиенистов – Профессор) родился в 1892, умер в 1973 году. Его книги «Властелин колец», «Сильмариллион» и другие относятся  к жанру «фэнтези» – сказочной  фантастики. Толкиен – мастер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что читатель начинает отождествлять себя с героями книги (эльфы, тролли, гномы, гоблины, хоббиты). Это стало одним из факторов, вызвавших к жизни неожиданный для самого автора социокультурный феномен – ролевые игры («хичек» на толкиенистском жаргоне) по книгам Толкиена. Ролевая игра близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиеновскому условному средневековью). Мастера – режиссеры игры – распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкиена и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия.

В начале 80-х гг. толкиенисты появляются в  СССР, прежде всего в Москве и  Ленинграде. С 1990-х годов проводятся всероссийские игры («Хоббитские  игрища») и несколько региональных. В 1995 и 1997 годах всероссийские игры прошли в марийских лесах. Организовывали их москвичи. 

Толкиенистское  субкультурное движение стало частью и продолжением российской романтико-эскапистской традиции, находившей в разное время  выражение и в хиппизме, и в  туристическом движении. В начале 90-х годов отечественные толкиенисты  стремительно вовлекли в свою «сферу влияния» и ассимилировали часть  представителей других молодежных субкультур (хиппи и даже панков). Появляются продолжения произведений Толкиена, написанные с иных мировоззренческих  позиций, издается обширная фэн-пресса, есть странички толкиенистов в Интернете. Это существенно отличается от движения западных почитателей Толкиена: известно, что там преобладают узость, изолированность, деятельность толкинистов сводится к компьютерным играм, переписке  по E-mail и узкоакадемическим студиям.

В 1993 – 94-х  годах субкультура толкиенистов пережила кризис роста. Он был преодолен  путем расширения диапазона ролевых  игр, включившего произведения не только Толкиена, но и других писателей-фантастов, а также исторические сюжеты. Организационно отделилось движение ролевых игр, хотя по атрибутике, ценностным ориентациям ролевики близки к толкиенистам. Можно констатировать, что субкультура толкиенистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично.

Готы  – результат слияния ностальгии «романтиков» по модной одежде, декларативного нигилизма и могильного юмора  панков. Одеваются они во все черное, в крайнем случае в темно-серое. Прическа гота – настоящее произведение искусства. Парни-готы, как правило, андрогинны. Из предметов обихода  приветствуются кожаные штаны, жилетки, бусы, цепочки, серьги. Многие готы носят  древнеегипетские символы – «анки» (анкх – крест с петлей; египтяне использовали его как символ бессмертия, жизни, соединения мужского и женского начал; копты интерпретировали анкх в качестве символа загробной  жизни). Традиционно среди них  обращение к готическому роману – от Уолпола до Шелли; почитаются также Камю, Кафка, поздний Тургенев и прочие «сильно перепуганные гении». Слушают, соответственно, готический рок (“Joy Division”, “Cure”, “Bauhaus”, “H.I.M”, “Evanescence”). Настоящие готы, помимо забот об одежде, стремятся поддерживать и  соответствующий образ жизни. Готы обильно и охотно заимствуют декадентскую, кладбищенскую, вампирическую эстетику. Приветствуется все, что относится  к темной стороне бытия, связано  со смертью. Излюбленные места сборищ готов – кладбища. Часто практикуют садомазохизм. Готы склонны превращать свои тусовки в ролевую игру, в  некий инфернальный театр, но несхожий с игрищами фанатов Толкиена. 
Существует множество подвидов готов: «антикварные», «ренессансные», «романтические», «викторианские», «рабы корпораций», «киберготы», «глиттерготы», «цыгане», «хиппи», «фетишисты», «панк-готы», «вестерн-готы», «вампиры» и прочие. То есть чистого готовского стиля не существует – есть определенная жизнетворческая интонация.

Эмокиды – поклонники эмо-музыки. Движение сформировалось в 2000-е годы. Как и  для субкультуры готов, для них  характерна андрогинность. Кроме яркого прикида, прически и макияжа, у эмокидов есть другие способы выразить себя: через музыку и обостренные эмоции по поводу всего, что происходит в их жизни. Самое главное стремление эмокида – найти большую чистую любовь. Влюбившись, они целиком отдаются этому всепоглощающему чувству. А если окажется, что они ошиблись и этот человек ненастоящая вторая половинка, то страданиям эмокидов не будет предела, ближайшие дни они посвятят размышлениям о несовершенстве нашего мира. Но поплакав пару дней, они устремляются к дальнейшему поиску. Особенно сильные эмоции вызывает в эмокидах музыка. На эмо-фестивалях толпы эмокидов в яркой одежде не в силах справиться со своими эмоциями и едва ли не заливают слезами танцпол. 

Разновидность данной субкультуры – эмо, которая заполонила буквально всю страну. Всюду маленькие разукрашенные девочки, парни с челочками. В данный момент его нельзя назвать определенной субкультурой в нашей стране. Всё объясняется тем, что только единицы реально понимают суть этой субкультуры, а большинство просто придерживаются созданных кем-то стереотипов, которые нашли на просторах Интернета. И всё превращается в позёрство. В представлении большинства эмо означает: плачущие мальчики и девочки, чей разум занимают только мысли о суициде. С помощью этого позёрства молодые люди стараются утвердиться в интересующей их социальной группе и проявить так называемый «индивидуализм», который, в принципе, таковым не является. Толком не разобравшись, они пытаются сконцентрировать внимание окружающих крайними методами. Назвать их поступки глупыми мало, скорее – это бездумные действия. 

Субкультура эмо состоит из 3 составляющих. Это  не только клечатые тапки и черная челка. Эмо – это музыка, а это  самое главное! Культура начала развивать  именно благодаря музыке. Прежде всего – Funeral For A Friend, The Used, Finch или Fall Out Boy из западного или Jane Air, Stigmata, Оригами и Such A Beautiful Day в России.Еще в начале 90-х данная субкультура была недолго популярна на Западе. В начале 21 века эмо начало возрождаться. 

В 2003-м  году впервые заявили о себе мобберы (флэшмобберы) (от англ. flashmob – «мгновенная  толпа»). Это сетевые пользователи, инициирующие и проводящие краткосрочные  уличные акции. Технология флэшмоба достаточно проста: по адресам потенциальных  мобберов, зарегистрировавшихся на соответствующем  сайте (например, www.flashmob.com), рассылается  инструкция с изложением сюжета акции, перечнем необходимых аксессуаров, указанием точного времени и  путей отхода.

Субкультура рейва возникла в 80-е годы XX века в США и Великобритании. В России начала распространяться с 1990–91 годов. Неотъемлемая часть рейверского  стиля жизни – ночные дискотеки  с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рейверов характерны яркие краски и использование  искусственных материалов (винил, пластик). Развитие субкультуры рейва шло  параллельно с распространением наркотиков, в частности, «экстази». Принятие галлюциногенов с целью  «расширения сознания» стало, к  сожалению, практически неотъемлемой частью рейверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе ди-джеи, – ключевые фигуры рейв-субкультуры  – высказывали и высказывают  крайне негативное отношение к приему наркотиков. В последние годы рейв утратил свою контркультурную тональность  в духе психоделической хиппи-революции 60-х, он стал забавой подростков, легким и ярким развлечением, приравнявшись к диско.

Рэперы (они же хип-хоперы) – те, что таскают  на плече магнитофоны, носят одежду на пару размеров больше и танцуют  на улице, а порой неплохо рисуют граффити. К основным составляющим хип-хоп культуры можно отнести: рэп, брейк, граффити, ди-джеинг, некоторые  виды спорта.

Рэп –  или читка – пожалуй, главный  способ воздействия этой субкультуры  на сознание окружающих. Фактически рэп  можно назвать мелодекламацией. Главное в рэпе ритм слов и текст.

Хип-хоп  зарождался как музыка и субкультура  негритянского гетто с резко  агрессивным отношением к белому населению. В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странном положении. Однако был найден выход  из ситуации, и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к  новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строится не на расовом признаке, а по социальным (бедные – богатые), культурным (конформисты  – нонконформисты) и другим категориям. 

Брейк –  это танцевальный компонент данной субкультуры, включающий в себя элементы акробатики и пантомимы. Граффити –  своеобразная, легкоузнаваемая роспись, сделанная с помощью красок, распыляемых  из баллончиков, с почти обязательным присутствием текста.

Ди-джеинг – это музыкальное сопровождение  для рэпа и брейка, хотя, конечно, ди-джеинг может существовать и отдельно. Ди-джеи создают как свои записи, так и используют чужие, «вырезая»  кусочки записей (сэмплы) и вставляя их в свои композиции. 

Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок; также их можно  идентифицировать по разноцветным нашлепкам  на коленях. На роликах не просто катаются, но кувыркаются, описывают немыслимые пируэты и сальто. В России роллеры-одиночки появились в начале 90-х годов, возникновение групп роллеров относится  к середине 90-х годов. В основном роллеры – школьники старших  классов (13 – 16 лет), но есть и студенты, младшие школьники. 

Наравне с увлечением роликовыми коньками последователи  хип-хопа пустились и на другие экстремальные  эксперименты, связанные с удовлетворением  потребностей в новых физических ощущениях, свежих порциях адреналина в крови. Возникло целое движение экстремалов, к которым относятся  скейтбордисты (катание на роликовых  досках), bmx (горный велосипед, или маунтинбайк), сноубордисты (катание с гор на досках), серферы (плавание на досках), трейсеры (бег с преодолением естественных препятствий) и другие. Главное для экстремалов – не достижение определенных результатов, а острота ощущений. 
Новый стиль свободного перемещения по городу – Le parkour, возник из детской игры. Помните задание из программы начальной школы: из пункта «А» в пункт «Б»… Главное – прочертить прямую линию на карте, не обращая внимания на попадающиеся на пути предметы (стены, линии электропередачи, деревья, дома, бордюры, мосты), включить воображение и преодолеть барьеры – взобраться, прыгнуть, оттолкнуться, перескочить.

Информация о работе Эмпирическое исследование современных молодежных субкультур на примере Рузского муниципального района