Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:43, курсовая работа
Цель исследования - на основании теоретического анализа сущности молодежной субкультуры провести собственное эмпирическое исследование молодежной субкультуры России на современном этапе.
Задачи исследования:
Изучить сущностные особенности субкультуры и историю появления первых субкультур среди молодежи в России;
Охарактеризовать особенности форм и видов молодежной субкультуры в современной России;
Провести эмпирическое исследование современных молодежных субкультур на примере Рузского муниципального района.
Введение …………..……………..…………………………………………..
3
Глава 1.
Теоретические аспекты возникновения и развития молодежных субкультур в России …………………….
6
1.1.
Сущностные особенности субкультуры и история появления первых субкультур среди молодежи в России……………………………………………………..
6
1.2.
Классификация и характерные особенности видов молодежной субкультуры в современной России………
12
Глава 2.
Эмпирическое исследование современных молодежных субкультур на примере Рузского муниципального района …………………….
25
Заключение …………………………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………………..
Студенты XIX века читали новейшие книжки, готовили конспекты и обсуждали их на собраниях с целью немедленного внедрения в повседневность вычитанных идей. Пропагандой или бомбой – вопрос вкуса и имеющихся навыков. Спустя век стало принято сочинять остросоциальные стихи или философские притчи и класть их на музыку, в перерывах между этим благородным занятием принимая те или иные стимулирующие творчество препараты.
Субкультура всегда рискует быть непонятой извне. Студенческая субкультура распалась в начале ХХ века, поскольку ее ценности широко распространились в обществе. Студент на этом фоне утерял свою яркость и неповторимость. А мечта о социальной справедливости стала активно воплощаться в жизнь, вот только мало кто из мечтателей не утонул в сопровождавших это воплощение кровавых потоках4.
Таким образом, субкультура (от лат. sub — под) — это в чем-то ограниченная культура определенной социальной общности, ограниченность которой обусловлена бедностью ее социальных связей, затрудненностью доступа к культуре в целом или сознательной культурной самоизоляцией. В этом смысле можно говорить об определенном негативизме субкультуры, хотя, разумеется, возможна и положительная реакция на общепринятые культурные ценности (например, когда речь идет о так называемых профессиональных субкультурах). Чаще всего субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от массовой культуры. Это вызвано как происхождением субкультур (замкнутые сообщества по интересам), так и стремлением отделиться от основной культуры, противопоставить ее субкультуре. Входя в конфликт с основной культурой, субкультуры могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер. Такие движения, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называютконтркультурой. В молодёжных субкультурах характерен как протест, так и эскапизм (бегство от реальности), что является одной из фаз самоопределения.
К началу XXI в. субкультурный бум в нашей стране угас. Но это не означает, что неформальные молодежные объединения исчезли. В современной России продолжают развиваться старые формы молодежных субкультур, а также возникают новые.
Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур. Движение сформировалось в Сан-Франциско в середине 60-х годов XX века как протест против обывательщины. В основу хиппистской идеологии было положено философское учение, связанное с «движением Иисуса». Они придерживаются пацифистских взглядов (основной символ движения хиппи – «пацифик», исповедуют идею «непротивления злу насилием», склонны к творчеству. Основная форма проведения досуга – тусовки на флэту (от англ. flat – квартира) с неугасающими дискуссиями, постоянной полемикой и обязательным музицированием. Тусовки сопровождаются, как правило, употреблением алкоголя и наркотиков. Хиппи нередко порывают с домом, путешествуя практически без средств к существованию. Известна любовь хиппи к цветам (одно из названий движения – «дети цветов») и к хождению босиком. Частью хипповской идеологии является «свободная любовь» со всеми вытекающими последствиями.
Движение хиппи в СССР развивалось «волнами»: «первая волна» относится к концу 60-х – началу 70-х годов XX века, «вторая волна» – к 80-м годам. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данной субкультуры. Однако в середине 90-х гг. неожиданно заявила о себе «третья волна» хиппи. Внешний вид хиппи «третьей волны» достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее – «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках – «фенечки», т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Данный элемент атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: «фенечки» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзачок и три – четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг). Субкультуру хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию и самоосознанию.
Близки
по многим параметрам к хиппи растаманы.
Растафари (раста) – это религия
всеобщего господа Джа (искаженное
«Иегова»). Растаманы – убежденные
пацифисты, особенно протестуют против
расизма. Две особенности утвердили
всемирный характер раста-движения
– марихуана и регги. В последнем
растаманство обрело мощнейший музыкальный
канал трансляции своих идей. Марихуана
для настоящего растамана – средство
не наслаждения, а самопостижения. Растаманский
быт также предусматривает
В молодежной культуре 90-х годов появились толкиенистское движение и связанная с ним, порожденная им толкиенистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Джон Рональд Руэл Толкиен (на сленге толкиенистов – Профессор) родился в 1892, умер в 1973 году. Его книги «Властелин колец», «Сильмариллион» и другие относятся к жанру «фэнтези» – сказочной фантастики. Толкиен – мастер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что читатель начинает отождествлять себя с героями книги (эльфы, тролли, гномы, гоблины, хоббиты). Это стало одним из факторов, вызвавших к жизни неожиданный для самого автора социокультурный феномен – ролевые игры («хичек» на толкиенистском жаргоне) по книгам Толкиена. Ролевая игра близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиеновскому условному средневековью). Мастера – режиссеры игры – распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкиена и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия.
В начале 80-х гг. толкиенисты появляются в СССР, прежде всего в Москве и Ленинграде. С 1990-х годов проводятся всероссийские игры («Хоббитские игрища») и несколько региональных. В 1995 и 1997 годах всероссийские игры прошли в марийских лесах. Организовывали их москвичи.
Толкиенистское
субкультурное движение стало частью
и продолжением российской романтико-эскапистской
традиции, находившей в разное время
выражение и в хиппизме, и в
туристическом движении. В начале
90-х годов отечественные
В 1993 – 94-х годах субкультура толкиенистов пережила кризис роста. Он был преодолен путем расширения диапазона ролевых игр, включившего произведения не только Толкиена, но и других писателей-фантастов, а также исторические сюжеты. Организационно отделилось движение ролевых игр, хотя по атрибутике, ценностным ориентациям ролевики близки к толкиенистам. Можно констатировать, что субкультура толкиенистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично.
Готы
– результат слияния ностальгии
«романтиков» по модной одежде, декларативного
нигилизма и могильного юмора
панков. Одеваются они во все черное,
в крайнем случае в темно-серое.
Прическа гота – настоящее произведение
искусства. Парни-готы, как правило,
андрогинны. Из предметов обихода
приветствуются кожаные штаны, жилетки,
бусы, цепочки, серьги. Многие готы носят
древнеегипетские символы – «анки»
(анкх – крест с петлей; египтяне
использовали его как символ бессмертия,
жизни, соединения мужского и женского
начал; копты интерпретировали анкх
в качестве символа загробной
жизни). Традиционно среди них
обращение к готическому роману
– от Уолпола до Шелли; почитаются
также Камю, Кафка, поздний Тургенев
и прочие «сильно перепуганные гении».
Слушают, соответственно, готический рок
(“Joy Division”, “Cure”, “Bauhaus”, “H.I.M”, “Evanescence”).
Настоящие готы, помимо забот об
одежде, стремятся поддерживать и
соответствующий образ жизни. Готы
обильно и охотно заимствуют декадентскую,
кладбищенскую, вампирическую эстетику.
Приветствуется все, что относится
к темной стороне бытия, связано
со смертью. Излюбленные места сборищ
готов – кладбища. Часто практикуют
садомазохизм. Готы склонны превращать
свои тусовки в ролевую игру, в
некий инфернальный театр, но несхожий
с игрищами фанатов Толкиена.
Существует множество подвидов готов:
«антикварные», «ренессансные», «романтические»,
«викторианские», «рабы корпораций», «киберготы»,
«глиттерготы», «цыгане», «хиппи», «фетишисты»,
«панк-готы», «вестерн-готы», «вампиры»
и прочие. То есть чистого готовского стиля
не существует – есть определенная жизнетворческая
интонация.
Эмокиды – поклонники эмо-музыки. Движение сформировалось в 2000-е годы. Как и для субкультуры готов, для них характерна андрогинность. Кроме яркого прикида, прически и макияжа, у эмокидов есть другие способы выразить себя: через музыку и обостренные эмоции по поводу всего, что происходит в их жизни. Самое главное стремление эмокида – найти большую чистую любовь. Влюбившись, они целиком отдаются этому всепоглощающему чувству. А если окажется, что они ошиблись и этот человек ненастоящая вторая половинка, то страданиям эмокидов не будет предела, ближайшие дни они посвятят размышлениям о несовершенстве нашего мира. Но поплакав пару дней, они устремляются к дальнейшему поиску. Особенно сильные эмоции вызывает в эмокидах музыка. На эмо-фестивалях толпы эмокидов в яркой одежде не в силах справиться со своими эмоциями и едва ли не заливают слезами танцпол.
Разновидность данной субкультуры – эмо, которая заполонила буквально всю страну. Всюду маленькие разукрашенные девочки, парни с челочками. В данный момент его нельзя назвать определенной субкультурой в нашей стране. Всё объясняется тем, что только единицы реально понимают суть этой субкультуры, а большинство просто придерживаются созданных кем-то стереотипов, которые нашли на просторах Интернета. И всё превращается в позёрство. В представлении большинства эмо означает: плачущие мальчики и девочки, чей разум занимают только мысли о суициде. С помощью этого позёрства молодые люди стараются утвердиться в интересующей их социальной группе и проявить так называемый «индивидуализм», который, в принципе, таковым не является. Толком не разобравшись, они пытаются сконцентрировать внимание окружающих крайними методами. Назвать их поступки глупыми мало, скорее – это бездумные действия.
Субкультура эмо состоит из 3 составляющих. Это не только клечатые тапки и черная челка. Эмо – это музыка, а это самое главное! Культура начала развивать именно благодаря музыке. Прежде всего – Funeral For A Friend, The Used, Finch или Fall Out Boy из западного или Jane Air, Stigmata, Оригами и Such A Beautiful Day в России.Еще в начале 90-х данная субкультура была недолго популярна на Западе. В начале 21 века эмо начало возрождаться.
В 2003-м году впервые заявили о себе мобберы (флэшмобберы) (от англ. flashmob – «мгновенная толпа»). Это сетевые пользователи, инициирующие и проводящие краткосрочные уличные акции. Технология флэшмоба достаточно проста: по адресам потенциальных мобберов, зарегистрировавшихся на соответствующем сайте (например, www.flashmob.com), рассылается инструкция с изложением сюжета акции, перечнем необходимых аксессуаров, указанием точного времени и путей отхода.
Субкультура
рейва возникла в 80-е годы XX века
в США и Великобритании. В России
начала распространяться с 1990–91 годов.
Неотъемлемая часть рейверского
стиля жизни – ночные дискотеки
с мощным звуком, компьютерной графикой,
лучами лазеров. Для одежды рейверов
характерны яркие краски и использование
искусственных материалов (винил, пластик).
Развитие субкультуры рейва шло
параллельно с распространением
наркотиков, в частности, «экстази».
Принятие галлюциногенов с целью
«расширения сознания» стало, к
сожалению, практически неотъемлемой
частью рейверской субкультуры. Вместе
с тем многие деятели молодежной
культуры, в том числе ди-джеи,
– ключевые фигуры рейв-субкультуры
– высказывали и высказывают
крайне негативное отношение к приему
наркотиков. В последние годы рейв
утратил свою контркультурную тональность
в духе психоделической хиппи-
Рэперы (они же хип-хоперы) – те, что таскают на плече магнитофоны, носят одежду на пару размеров больше и танцуют на улице, а порой неплохо рисуют граффити. К основным составляющим хип-хоп культуры можно отнести: рэп, брейк, граффити, ди-джеинг, некоторые виды спорта.
Рэп – или читка – пожалуй, главный способ воздействия этой субкультуры на сознание окружающих. Фактически рэп можно назвать мелодекламацией. Главное в рэпе ритм слов и текст.
Хип-хоп зарождался как музыка и субкультура негритянского гетто с резко агрессивным отношением к белому населению. В этом смысле лидеры хип-хопа в России оказались в странном положении. Однако был найден выход из ситуации, и сейчас тексты в духе русского рока приспосабливаются к новым музыкальным формам, то есть к рэпу. Противопоставление строится не на расовом признаке, а по социальным (бедные – богатые), культурным (конформисты – нонконформисты) и другим категориям.
Брейк – это танцевальный компонент данной субкультуры, включающий в себя элементы акробатики и пантомимы. Граффити – своеобразная, легкоузнаваемая роспись, сделанная с помощью красок, распыляемых из баллончиков, с почти обязательным присутствием текста.
Ди-джеинг
– это музыкальное
Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок; также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. На роликах не просто катаются, но кувыркаются, описывают немыслимые пируэты и сальто. В России роллеры-одиночки появились в начале 90-х годов, возникновение групп роллеров относится к середине 90-х годов. В основном роллеры – школьники старших классов (13 – 16 лет), но есть и студенты, младшие школьники.
Наравне
с увлечением роликовыми коньками последователи
хип-хопа пустились и на другие экстремальные
эксперименты, связанные с удовлетворением
потребностей в новых физических
ощущениях, свежих порциях адреналина
в крови. Возникло целое движение
экстремалов, к которым относятся
скейтбордисты (катание на роликовых
досках), bmx (горный велосипед, или маунтинбайк),
сноубордисты (катание с гор на
досках), серферы (плавание на досках),
трейсеры (бег с преодолением естественных
препятствий) и другие. Главное для экстремалов
– не достижение определенных результатов,
а острота ощущений.
Новый стиль свободного перемещения по
городу – Le parkour, возник из детской игры.
Помните задание из программы начальной
школы: из пункта «А» в пункт «Б»… Главное
– прочертить прямую линию на карте, не
обращая внимания на попадающиеся на пути
предметы (стены, линии электропередачи,
деревья, дома, бордюры, мосты), включить
воображение и преодолеть барьеры – взобраться,
прыгнуть, оттолкнуться, перескочить.