Эмпирическое исследование современных молодежных субкультур на примере Рузского муниципального района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - на основании теоретического анализа сущности молодежной субкультуры провести собственное эмпирическое исследование молодежной субкультуры России на современном этапе.
Задачи исследования:
Изучить сущностные особенности субкультуры и историю появления первых субкультур среди молодежи в России;
Охарактеризовать особенности форм и видов молодежной субкультуры в современной России;
Провести эмпирическое исследование современных молодежных субкультур на примере Рузского муниципального района.

Содержание

Введение …………..……………..…………………………………………..
3
Глава 1.
Теоретические аспекты возникновения и развития молодежных субкультур в России …………………….

6
1.1.
Сущностные особенности субкультуры и история появления первых субкультур среди молодежи в России……………………………………………………..


6
1.2.
Классификация и характерные особенности видов молодежной субкультуры в современной России………

12

Глава 2.
Эмпирическое исследование современных молодежных субкультур на примере Рузского муниципального района …………………….


25
Заключение …………………………………………………………………

Список использованных источников и литературы…………………..

Вложенные файлы: 1 файл

kur_r_molod_subkultury.docx

— 52.55 Кб (Скачать файл)

Паркур  иногда называют тарзанкой без страховочного  пояса. То, что делают трейсеры (еще  один неологизм основателей паркура  – les traceurs, который можно перевести  как «прокладывающие путь», название участников движения), кажется, выходит  за грани человеческих возможностей. Спрыгнуть с огромной высоты и  не разбиться, взбежать на вертикальную стену, как будто земного притяжения не существует, скакать по крышам, расстояние между которыми не один метр, – все  это похоже на боевик с элементами фантастики.

Но паркур – это не шоу, и не спорт, и не каскадерские трюки. Это идеология  сродни восточной философии –  преодоление собственного страха, освобождение внутренних возможностей, развитие фантазии и быстроты реакции. Если в нормальной жизни препятствие обычно парализует и угнетает человека, то в паркуре  лишь побуждает к поиску выхода и  движению вперед. В какой-то степени  паркур, как и восточные единоборства, можно рассматривать и как  самооборону: столкнувшись с нападением, даже вооруженным, трейсер сможет увернуться, убежать, забраться туда, где преступнику его не достать.

Безусловно, любой трейсер, прежде чем совершить  головокружительный трюк, много и  подолгу тренируется, отрабатывая  простые движения и легкие прыжки, развивая гибкость, пластику и баланс. Техника доводится до совершенства, ведь все прыжки идут без страховки  и защитных средств. Но может быть, даже важнее научиться абстрагироваться, видеть себя совершившим трюк. Настоящие трейсеры вообще стараются «не светиться», слава о них и так передается из уст в уста.

Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70-х – начале 80-х  годов, другой – уже в 90-е годы. Российские байкеры, насколько можно  судить, законопослушны и конформны  в большей степени, чем американские «Ангелы ада». Любимый напиток  байкера – пиво. Одеваются они, как и положено любителям рока, в джинсы, черные футболки, кожаный  жилет или куртку. Часто байкеры  сплошь покрыты татуировками. Байкеров в большом количестве можно встретить  на ежегодном байк-шоу, а на улицах – только ночью, когда есть «свобода передвижения». Отсюда и название тусовок  – «Ангелы ночи», «Ночные волки».

Стрейт-эдж (англ. Straight edge – путь напрямик, сокращенно sXe) – философское ответвление  панк-движения, характерными чертами  которого являются полный отказ от наркотиков (включая законные алкоголь и табак), разборчивость в половых  связях, а также политические взгляды, характерные всему панк-движению. Стрейт-эдж всегда был связан с  хардкором (стрейт-эджевские группы – “Minor Threat”, “First Step”, “Earth Crisis”). Стрейт-эджеры делятся на хардлайнеров (наиболее строгие адепты движения, которые пренебрегают даже кофеином, допускают секс только для зачатия, ведут борьбу за защиту животных), милитантов (наиболее бескомпромиссные представители, которые громят алкогольные и  порномагазины, а также магазины с мехами и кожей), веганов (увлечены вегетарианством). Есть среди стрейт-эджеров и скинхеды.

Движение  панков зародилось в середине 1970-х  годов XX века в Англии в период тяжелого экономического кризиса. Главный лозунг панков – «Нет будущего!». Философия  панков – философия «потерянного поколения», простая до предела: в  свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему  нельзя, и поэтому на жизни и  карьере в старом понимании этого  слова был поставлен крест. По политическим пристрастиям панки считаются анархистами. Отсюда их основной символ – стилизованная буква «А».

Стандартной панковской прической считается  «ирокез» – полоска длинных вертикально  стоящих волос на стриженой голове. Панки предпочитают рваную, грязную  одежду. Панки – самые заядлые  тусовщики. Без них не обходится  ни один сейшн, даже если панк-группы там  не играют. 
Еще это большие «специалисты» по выпивке, наркотикам, дракам – видимо, от безделья.

О посвящении в панки ходят легенды. В одних  компаниях «новобранец» должен откушать на помойке со всей братией, в других – посидеть какое-то время в мусорном баке, закидываемый объедками… 
В СССР панковская субкультура проникла в 1979 году. Одними из первых панков были известные питерские рок-музыканты Андрей Панов («Свин») и Виктор Цой. Многие из советских панков поддерживали тесные контакты с хиппи, входили в «Систему», как именовала себя общность российских хиппи. Подобная субкультурная диффузия характерна для молодежных субкультур российской провинции 80-х годах XX века. 

В 90-е  годы субкультурная диффузия охватывает субкультуры панков и металлистов (музыка стиля хэви-металл).

Деструктивный и нигилистический характер носит субкультура сатанистов. Еще в конце 80-х годов от субкультуры металлистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами Церкви сатаны. В середине 90-х годов в России формируется сатанинская субкультура.

Копируя «адскую» эстетику своих кумиров, доморощенные металлисты одеваются во все черное, носят майки с «бесовскими» рожами и черепами, цепи, перевернутые пентаграммы, рисуют эти же пентаграммы на стенах, прибавляя число «666». Мировоззрением сатанистов является упрощенное, вывернутое наизнанку христианство: место Иисуса занимает Сатана. Развлечения у них  разные: ночные походы на кладбища, осквернение  церквей, нападения на хиппи с целью принуждения их поклониться Сатане. Некоторые из сатанистов заигрываются: известны случаи, когда подростки убивали своего товарища, обставляя это как ритуальное жертвоприношение.

Хакеры  – компьютерные пользователи, программисты, придерживающиеся активной, наступательной линии поведения в сетевом  пространстве. Объектами атаки хакеров  являются чужие сайты и серверы, которые они взламывают, выводят  из строя. В 1988 году мир впервые испытал  на себе мощь одного из самых эффективных  хакерских орудий – компьютерного  вируса. Некоторые специалисты предрекают возникновение веб-мафии, которая  займется кибершпионажем и кибертерроризмом. Вместе с тем хакеры как таковые  выступают против корпоративности, они превыше всего ценят свободу  и своеволие. Хакерами в основном являются студенты вузов, старшеклассники  школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров  затруднительно, потому что общаются они преимущественно посредством  компьютерных сетей. Кроме того, не все хакеры осознают себя некоей общностью  со своими ценностями, нормами, специфическим стилем.

Активность  приверженцев экстремистской молодежной субкультуры скинхедов (скинов, неонацистов) в России заметно возросла. Быть может, это самые агрессивные  из неформалов. Идеи у них типично  нацистские: «Россия – русским!», «Смерть евреям (неграм, китайцам, кавказцам…)!». Идеальным политическим деятелем для  них является А. Гитлер. Скины, как  правило (но не всегда), выделяются начисто  выбритой головой. Одеваются скинхеды в подобие военной формы или  просто в узкие темные джинсы. На ногах – тяжелые ботинки –  «хаки», которыми скинхеды умело действуют  в драке. Любимая их музыка – это  стиль oi (политизированное ответвление  хардкора), а также немецкие военные  марши. Враги скинхедов – все, кто не скинхеды. Они часто нападают на людей с другим цветом кожи, на бомжей, представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Особая ненависть  – к рэперам и всем длинноволосым. Основную массу скинхедов составляют молодые люди от 14 до 22 лет, преимущественно выходцы из рабочих кварталов и окраин, школьники, учащиеся техникумов, студенты вузов.

Многие  скинхеды, особенно молодые, – фанаты какого-либо футбольного клуба. Футбольные хулиганы (футбольные фанаты) – лица, нарушающие общественный порядок, связывающие свои действия с футбольными пристрастиями и обосновывающие их ими. Как правило, преступления на почве футбольного хулиганства совершаются до или после футбольных матчей, а также в местах больших скоплений футбольных болельщиков. 

В настоящее  время российский «околофутбол»  можно назвать сформировавшимся социальным явлением с ярко выраженными  чертами английского стиля поддержки  клуба как на домашних, так и  на гостевых поединках. Свои банды (на сленге – «фирмы») имеют практически  все клубы российского национального  футбольного первенства вплоть до команд второй лиги. В среде российских хулиганов очень сильны идеи русского национализма5.

В середине 90-х годов появляется новое поколение  гопников, не контролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рэперов, рейверов, хиппи, готов. Любой подросток, принадлежащий  к иной субкультуре, может быть избит, подвергнут сексуальному насилию, ограблен.

Таким образом, стремление молодежи проявлять себя в качестве творческой и социально активной группы является одним из ключевых факторов в развитии молодого поколения. Формы развития весьма разнообразны, и их особенности во многом зависят от того культурного периода, в котором молодежь живет и развивается. Молодежная субкультура в этом контексте является одним из значимых этапов социализации молодого поколения. Она приобретает черты, которые Маргарет Мид приписывала префигуративным культурам, ориентированным на будущее, в которых дети не только учатся у родителей, но и учат их, т.е. современная молодежная субкультура выступает не только как форма эпатажа и неформального поведения, но и как способ интеграции молодежи в общество, а, следовательно, и как форма самореализации.

В последнее  десятилетие молодежные субкультуры России является одной из важных ценностей современной музыкальной молодежи. С помощью разнообразных музыкальных направлений формируется мировоззрение и этнически ориентации молодого поколения. Это относиться, прежде всего, к разновидностям рок – музыки, которая соотносима со словосочетанием социомузыкальный феномен. Ведь именно формируются постулатами рок – музыки.

Современные условия жизни (особенно ярко это  прослеживается в крупных городах) благоприятно влияют на образования  молодежных групп. Здесь формируется  коллективное мировоззрение и сознание, появляются общие понятия о ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры России.

 

 

 

1 Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарики, 2012.

2 Гайда Ф. Молодежные субкультуры в России: взгляд историка. - http://www.pravoslavie.ru/jurnal/45228.htm, 11.03.2011.

3 Гайда Ф. Молодежные субкультуры в России: взгляд историка. - http://www.pravoslavie.ru/jurnal/45228.htm, 11.03.2011.

4 Гайда Ф. Молодежные субкультуры в России: взгляд историка. - http://www.pravoslavie.ru/jurnal/45228.htm, 11.03.2011.

 

5http://www.lazy404.narod.ru/istoriya_neformalnogo_dvizheniya_prichini_vozniknoveniya/poyavlenie_sovremennih_neformalov/molodezhnie_subkulturi_sovremennoi_rossii/

 


Информация о работе Эмпирическое исследование современных молодежных субкультур на примере Рузского муниципального района