Эффективность социальной реабилитации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 08:50, курсовая работа

Краткое описание

В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи. Раскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.
Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….....………...3
Глава 1 СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
1.1. Социальная реабилитация: понятие, факторы, виды……………….............5
1.2. Принципы программы реабилитации……………………………………......8
1.3. Виды реабилитационных программ и условия проведения……………....10
Глава 2 СОДЕЙСТВИЕ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
2.1. Изучение проблем семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………….. …….15
2.2. Роль семьи воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальной реабилитации………………………………………..….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..30
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ…………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая[1].doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Обычно восстановительное  лечение начинается в стационаре и продолжается затем в домашних условиях. Восстановительное лечение нужно начинать тогда, когда больной находится еще в постели. Правильное положение, повороты в постели, регулярные пассивные движения в суставах конечностей, дыхательные упражнения позволят больному избежать таких осложнений, как мышечная слабость, мышечная атрофия, пролежни, пневмония и др. У больного всегда поддерживайте физическую активность, так как она укрепляет больного, а бездействие ослабляет.

При восстановительном  уходе за больным обращайте внимание не только на его физическое, но и  на эмоциональное состояние. Помните о том, что в результате болезни или инвалидности человек утратил способность трудиться, участвовать в общественной жизни. Изменение жизненной ситуации может вызвать страх, тревогу, привести к развитию депрессии. Поэтому важно создать вокруг больного атмосферу психологического комфорта.6

Виды реабилитации:

Медицинская реабилитация:

  • Физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия).
  • Механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия).
  • Массаж.
  • Традиционные методы лечения (акупунктура, фитотерапия, мануальная терапия, трудотерапия).
  • Психотерапия.
  • Логопедическая помощь.
  • Лечебная физкультура.
  • Реконструктивная хирургия.
  • Протезно-ортопедическая помощь (протезирование, ортезирование, сложная ортопедическая обувь).
  • Санаторно-курортное лечение.
  • Технические средства реабилитации.
  • Информирование и консультирование по вопросам медицинской реабилитации.

Социально-бытовая адаптация:

  • Информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации пациента и членов его семьи.
  • Обучение пациента самообслуживанию.
  • Адаптационное обучение семьи пациента.
  • Обучение больного и инвалида пользованию техническими средствами реабилитации.
  • Организация жизни пациента в быту (адаптация жилого помещения к потребностям больного и инвалида).
  • Обеспечение техническими средствами реабилитации (в программе указываются необходимые мероприятия для создания бытовой независимости пациента).
  • Сурдотехника.
  • Тифлотехника.
  • Технические средства реабилитации

Социально-средовая реабилитация:

  • Проведение социально-психологической и психологической реабилитации (психотерапия, психокоррекция, психологическое консультирование).
  • Осуществление психологической помощи семье (обучение жизненным навыкам, персональной безопасности, социальному общению, социальной независимости).
  • Содействие в решении личных проблем.
  • Консультирование по правовым вопросам.
  • Обучение навыкам проведения досуга и отдыха.

Программа профессиональной реабилитации:

  1. Профориентация(профинформирование, профконсультирование).
  2. Психологическая коррекция.
  3. Обучение (переобучение).
  4. Создание специального рабочего места инвалида.
  5. Профессионально-производственная адаптация.

Специалисты, занимающиеся реабилитацией:

  • Врачи - специалисты (невропатологи, ортопеды, терапевты и др.). Они помогают диагностировать и лечить заболевания, которые ограничивают жизнедеятельность пациентов. Эти специалисты решают проблемы медицинской реабилитации.
  • Реабилитолог.
  • Реабилитационная медицинская сестра. Оказывает помощь пациенту, осуществляет уход, обучает пациента и членов его семьи.
  • Специалист по физиотерапии.
  • Специалист по лечебной физкультуре.
  • Специалисты по нарушению зрения, речи, слуха.
  • Психолог.
  • Психотерапевт.
  • Социальный работник и другие специалисты.7

Обучение навыкам  самообслуживания также можно начинать уже в больнице. Для лежачих  больных восстановительный процесс  может начаться с обучения больного навыкам умываться, чистить зубы, причесываться, принимать пищу, пользоваться столовыми приборами. Больных, которые могут сидеть, нужно обучать самостоятельно одеваться и раздеваться. При восстановительном уходе рекомендуется использовать технические средства реабилитации, которые помогают больному при ходьбе, приеме пищи, купании, посещении туалета и т. д. Например, из-за болезни или инвалидности больной может нуждаться в использовании приспособлений, помогающих ему ходить, таких как трости, ходунки, костыли, инвалидные кресла-коляски. Использование этих приспособлений дает человеку возможность передвигаться и быть независимым от других. Для облегчения приема пищи можно использовать специальную посуду (тарелки, чашки), столовые приборы. Имеются также специальные приспособления, облегчающие больному прием ванны, посещение туалета.

Поскольку больной  человек утратил способность  трудиться и большую часть  времени проводит дома, важно организовать для него досуг, что позволит ему  успешно адаптироваться к новым условиям жизни.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 СОДЕЙСТВИЕ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

 

&2.1. Изучение проблем семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Детская инвалидность - это одна из наиболее актуальных проблем современного общества, требующих пристального внимания институтов здравоохранения, служб социальной защиты населения, образования. Для того, чтобы понять проблемы детей - инвалидов, выявить их особенности и специфику работы с ними, необходимо, прежде всего, выяснить, что же включают в себя понятие «инвалид».9

Среди детей с отклонениями в развитии выделяют следующие группы:

· глухих и слабослышащих

· слепых и слабовидящих;

· с недоразвитием  речи;

· с нарушением опорно-двигательного аппарата;

· с задержкой  психического развития;

· с первыми  признаками шизофрении, невозможностью общения, с ранним аутизмом;

· дети с нарушениями  в развитии.

Для больных  детей характерна сосредоточенность  на своей болезни, они не умеют  общаться, привыкли к опеке, несамостоятельны, застенчивы. Кроме того, отмечаются ещё и специфические особенности, связанные с тем или иным заболеванием или патологией.

Умственно отсталые дети поздно начинают держать головку, сидеть, ходить, их движения однообразны, они вялы, неловки. У них нарушена психика (восприятие, мышление, память и речь), они плохо воспринимают окружающих, не вступают в разговор.

Дети с синдромом  Дауна подвержены внушаемости, они  боготворят педагога, дружелюбны, уравновешенны. Но часто они бывают в состоянии  недоброжелательности.

Больные дети с нарушением обмена, заболеванием печени (фенилкетонурия) не выдерживают продолжительных занятий, трудно воспринимают счёт и грамоту, но эмоциональны и стремятся учиться.

Для больных  церебральным параличом, кроме двигательных недостатков, характерна общая недоразвитость. Они не могут обслужить себя, но при обучении хорошо усваивают наставления воспитателя.10

Для таких детей необходимо проводить  комплексные мероприятия по социальной реабилитации. Рассмотрим основные понятия:

Реабилитация - система медицинских, психологических, педагогических, социально - экономических мероприятий, направленных на восстановление социального статуса инвалида, достижения им материальной независимости и его социальной адаптации.

Социальная  реабилитация - комплекс программ и действий направленный на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе.

Комплексная реабилитация - процесс и система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение, или возможно более полную компенсацию ограничения жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Специалист  по социальной реабилитации - это профессионал, призванный обеспечить перестройку психики и развитие заданных свойств личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья с помощью организационных, педагогических и психотехнических средств, реализацию его потребности быть личностью, а также способствовать созданию определенного психологического комфорта и психологической защищенности.11

Здоровье  и благополучие детей - главная забота семьи, государства и общества. Однако в последние годы наблюдается рост численности детей - инвалидов с их специфическими трудностями и проблемами. Большую роль в становлении личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способной успешно интегрироваться в социум, играют его родители.

Семья ближайшее  и первое социальное окружение, с  которым сталкивается ребенок. Появление  ребенка с ограниченными возможностями здоровья удручающе влияет на родителей. Если рождение здорового ребенка приносит в жизнь семьи новое, не испытываемое до этого наслаждение человеческого бытия: переживания чувства радости, гордости, нежности, то рождение ребенка с дефектом расценивается, как жизненная катастрофа. На этой почве у родителей возникают конфликты, и немало случаев, когда родители отказывались от таких детей. Рождение ребенка с дефектом развития действует на разных родителей неодинаково, но в большинстве своем проявляется, как сильнейший психологический стресс, последствием которого может быть нарушение психики в результате пережитого шока. Большинство родителей постепенно обретают силы, чтобы вернуться к обыденной жизни и начать заниматься воспитанием ребенка.12

У семьи, в которой растёт ребёнок с отклонениями в развитии, множество проблем: незнание родителями проявлений различных отклонений в  развитии, перспектив развития ребёнка, страх за его судьбу, когда они  не могут его уже опекать; психологическая  дезадаптация родителей; попытки найти ответ на вопрос: «Кто виноват в рождении такого ребёнка?»; решение об отказе от больного ребёнка и помещение его в стационарное учреждение. С появлением ребёнка-инвалида возникают многие проблемы материального характера и социального статуса родителей, осложняется взаимосвязь семьи и общества. Ситуацию ухудшает отсутствие или недостаточность социальной и морально-психологической поддержки таких семей. Исходя из вышеизложенного, очевидна необходимость действенного просвещения родителей, организация ассоциации родителей детей с особыми нуждами.13

Выделяют  несколько схем поведения родителей  на появление ребенка, имеющего тот  или иной дефект:

· Принятие ребенка и его дефекта - родители принимают дефект, адекватно его оценивают и проявляют по отношению к ребенку настоящую преданность, У родителей не проявляются видимые чувства вины или неприязни к ребенку.

· Реакция отрицания - отрицается, что ребенок страдает дефектом, родители не принимают и не признают для своего ребенка никаких ограничении и настаивают на высокой успешности его деятельности.

· Реакция чрезмерной защиты, протекции, опеки, охранительства - родители испытывают чувство жалости и сочувствия, что проявляется в заботе, гипперопеке, защите и чрезмерной любви. Стараются все сделать за ребенка, в результате он может остаться на всю жизнь на инфантильном уровне.

· Скрытое отречение, отвержение ребенка - дефект считается позором. Родители скрывают свое отрицательное отношение и отвращение за чрезмерно заботливым и предупредительным воспитанием.

· Открытое отречение, отвержение ребенка - родители полностью осознают свои враждебные чувства, ребенок принимается с отвращением. Родители обвиняют общество, врачей, учителей в неадекватном отношении к ребенку и его дефекту.14

Чрезмерная защита (протекция) и отвержение, скрытое  или открытое отречение - это негативные реакции родителя, задерживающие развитие ребенка или мешающие развитию. Таким семьям нужна помощь и психологическая поддержка, и в этом большую роль могут сыграть специалисты по социальной реабилитации. Социальная реабилитация ребенка должна начинаться не с самого ребенка, а с родителей, с формирования у них психологической готовности к воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья.15

Ребенок с дефектом является для родителей не только источником отрицательных эмоциональных переживании, его появление вносит определенные коррективы в привычный быт семьи, изменяет отношение к другим детям. Часто семьи тратят немало сил, чтобы приспособится к своему несчастью, родители, ожидая насмешки и сочувствие, стесняются выходить на улицу с малышом и делают это в темноте, вдали от людей. Это во многом зависит от того, что наше общество не подготовлено к принятию таких детей. Существует определенная « психологическая стена » между здоровыми людьми и людьми с ограниченными возможностями здоровья. От этого страдают не только больные дети, но и само общество, поскольку при таком отношении у людей возрастает моральная черствость к несчастью другого человека и к незащищенным слоям населения в целом. Немало вопросов возникает у родителей в связи с организацией жизни и воспитания ребенка с дефектом. Большинство, из них ожидая рождение здорового ребенка, оказываются психологически неподготовленными к тому, чтобы воспитывать ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Пройдет время, и родители, отойдя от первоначального шока, начнут осваивать науку воспитания такого ребенка, перенимая опыт других семей, накапливая свой опыт путем проб и ошибок.16

Информация о работе Эффективность социальной реабилитации