Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 08:50, курсовая работа
В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи. Раскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.
Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….....………...3
Глава 1 СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
1.1. Социальная реабилитация: понятие, факторы, виды……………….............5
1.2. Принципы программы реабилитации……………………………………......8
1.3. Виды реабилитационных программ и условия проведения……………....10
Глава 2 СОДЕЙСТВИЕ СЕМЬЕ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
2.1. Изучение проблем семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………….. …….15
2.2. Роль семьи воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальной реабилитации………………………………………..….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…..30
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ…………………………….
&2.2. Роль семьи воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальной реабилитации
Семья для человека - наиболее значимый фактор социализации и превосходит по влиянию все другие общественные образования. В ней человек усваивает систему норм, правил, ценностей и знаний в соответствии с культурой и традициями общества и апробирует их на практике.
Роль семьи для ребенка с ограниченными возможностями здоровья неизмеримо растет. В связи с его особым образом жизни на семью ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей, что неизбежно сопровождается повышенными материальными затратами, психологическими и эмоциональными перегрузками.17
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и ребенок, не имеющий дефектов, способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. Воспитание ребенка начинается в семье. Главными участниками воспитательного процесса выступают все члены семьи: мать и отец, бабушки и дедушки, братья и сестры и так далее. От их действий и отношения к ребенку зависти успешность его развития. Если ребенок в семье не желанен, не удовлетворяются его потребности в ласке, любви, эмоциональном контакте, если он переживает состояние внутреннего беспокойства, то все это задерживает развитие личности ребенка. Для нормального психического развития ребенка, ему нужна любовь родителей, спокойная обстановка в семье, доброжелательное отношение.18
В практике семейного воспитания исторически сложились два типа отношений между родителями и детьми.
· Отношения соподчинения - этот тип вписывается в следующую формулу: « Я взрослый, ребенок - маленький, я знаю, как жить, он не знает. Я веду его за собой». Ребенок не всегда понимает такое благородство со стороны родителей и начинает сопротивляться, тогда взрослые применяют власть и силу. Процесс воспитания превращается в процесс подчинения ребенка. Дети, воспитанные на принципе «Я тебе - ты мне », смотрят на все с позиции выгоды.
· Отношения сотрудничества - сотрудничать с детьми, это значит ценить, уважать их, умение поступиться своими желаниями, нуждаться в них и быть нужными. Воспитание как сотрудничество - это естественное воспитание, которое имеет место в каждой дружной семье.
Воспитательная тактика в семье по отношению к ребенку с ограниченными возможностями должна быть точно такой же, как и в воспитании здорового ребенка. Постоянное акцентирование внимания на его «особенностях» - реальный путь к формированию зависимой, неустойчивой, не целеустремленной личности, пассивно воспринимающей все жизненные обстоятельства и не способной преодолевать трудности.19
Нередко родителям
недостает физических и моральных
сил. Все они нуждаются в
Таким образом, несмотря на многие трудности, возникающие в семье в связи с появлением ребенка с дефектом, их можно преодолеть или смягчить, если родители своевременно избавятся от последствий пережитого стресса, овладеют навыками управления своими чувствами и мышлением, научатся использовать свои воспитательные возможности и опыт воспитания таких детей, накопленный в других семьях. Но не во всех семьях могут справиться с навалившимися проблемами самостоятельно, им нужна своевременная психологическая поддержка и психотерапевтическая помощь и в этом могут быть полезными специалисты по социальной реабилитации.20
Особенности жизненного стиля каждой семьи, семейные взаимоотношения видоизменяются с течением времени. Семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии, особенно тяжело переживают некоторые кризисные периоды развития семейных отношений:
Первый период связан с осознанием того, что ребёнок болен, с получением точного диагноза, эмоциональным привыканием, информированием других членов семьи о случившемся. Первыми реакциями семьи на диагноз врачей могут быть шок, невротические реакции, разочарование, депрессия, поиски виновных в случившемся, после чего семья переживает стадию активизации своих ресурсов для разрешения возникшей критической ситуации, затем постепенно развивается привыкание.
Второй период определяется спецификой развития ребёнка в первые годы жизни. Хронический или эпизодический характер отклонений в развитии ребёнка, их тип и степень выраженности, реакция семьи на них могут иметь определяющее значение в формировании семейных взаимоотношений и поведения. В этот период семейный кризис углубляется значительными финансовыми и временными затратами на услуги, необходимые ребёнку, осознанием того, что интересы нашего общества часто не согласуются с интересами семей, имеющих детей с проблемами в развитии.
Третий период связан с поступлением ребёнка в школу, уточнение форм обучения (в обычной или специальной школе, школе-интернате), переживание реакций сверстников, хлопоты по устройству внешкольной деятельности сына или дочери.
Четвёртый период начинается с переходом ребёнка в подростковый возраст. Семья привыкает к хронической природе заболевания: возникают проблемы, связанные с сексуальностью, изоляцией от сверстников и отчуждением, профориентацией, планированием будущей занятости ребёнка. Это время может оказаться наполненным болезненными напоминаниями о том, что подростку не удаётся успешно завершить переход в следующий этап жизненного цикла, - он продолжает оставаться зависимым от своих родителей.
Пятый период семейных сложностей - начало взрослой жизни, в которой ярко переживается дезадаптация члена семьи - инвалида, дефицит возможностей для его социализации; принятие решения о подходящем месте обучения или проживания повзрослевшего ребёнка. Не обнадёживающая перспектива занятости инвалидов и недостаточные ресурсы для их самостоятельного проживания оставляют семье небольшой выбор альтернатив и вызывают глубокую озабоченность и тревогу в этот период.
Шестой период развития семейных отношений - взрослая жизнь члена семьи с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Обеспечение инвалида жильём, работой, организация его досуга, доступность медицинской помощи, социальное обслуживание интересует и беспокоит родителей. Родители тревожатся о том времени, когда они сами уже не смогут заботиться о своём ребёнке. Происходит перестройка взаимоотношений между супругами в случаях раздельного проживания с повзрослевшим членом семьи.21
Отрываясь от семьи, ребёнок лишается самого главного фактора развития - ласки, внимания, родительского тепла, каждодневного общения с семьёй. Отсюда вывод: если у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья есть семья и есть возможность в ней воспитываться, то нежелательно изолировать его от неё, от общества, а находить более приемлемый выход из создавшегося положения.
Логика воспитания
ребенка с ограниченными
Технологии социальной реабилитации включает совокупность методов и приемов, обеспечивающих прогрессивное развитие ребенка, имеющего инвалидность.
1. По функциям применения выделяют следующие технологии:
· Психологические (воздействуют на психологические процессы, состояния и функции).
· Социально - психологические (изменяющие процессы в системе человек/ группа).
· Медико-социальные (влияющие на физическое состояние и связанные с ним социальные аспекты существования человека).
· Финансово - экономические
(позволяющие обеспечит
2. По области применения выделяют следующие технологии:
· Диагностика - установление социальной проблемы, выявление причины и поиск способов ее решения, сбор информации;
· Коррекция - изменение социального статуса, экономического и культурного уровня, ценностей и ориентации клиента;
· Реабилитация - помощь по восстановлению ресурсов и жизненных сил клиента;
· Адаптация - облегчение вхождения инвалида в сравнительно незнакомое общество.23
Различают следующие формы реабилитации, взаимосвязанные между собой:
- Социальная реабилитация - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на восстановление социально статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальную адаптацию.
- Медицинская реабилитация: Она направлена на восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции или на возможное замедление заболевания.
- Психологическая реабилитация: Это воздействие на психическую сферу инвалида, направленное на развитие и коррекцию индивидуально-психологических особенностей личности.
- Педагогическая реабилитация: Под этим понимается целый комплекс мероприятий воспитательного характера в отношении детей, направленный на то, чтобы ребенок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование.
- Социально-экономическая реабилитация: Под ней понимается комплекс мероприятий по обеспечению инвалида необходимым и удобным жилищем, денежному обеспечению и тому подобное.
- Профессиональная реабилитация. Она предусматривает обучение инвалида доступным видам труда, предоставление необходимых индивидуальных технических приспособлений, позволяющих индивиду стать достаточно самостоятельным в быту.
- Спортивная и творческая реабилитация. С помощью спортивных мероприятий, а также восприятия художественных произведений, активного участия в художественной деятельности у детей укрепляется физическое и психическое здоровье, исчезает депрессия, ощущение своей неполноценности.
Социальная реабилитация. Она включает в себя и меры по социальной поддержке, т.е. выплаты родителям пособий и пенсий, надбавок по уходу за ребенком, оказание натуральной помощи, предоставление льгот, обеспечение специальными техническими средствами, протезирование, налоговые льготы.
В соответствии
с задачей полноценной и
К основным направлениям психолого-педагогической работы относятся:
· Диагностика уровня психического развития и навыков ребенка;
· Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации и своевременная ее корректировка;
· Организация и проведение логопедической, учебной и трудовой деятельности, а также социально-бытовой ориентации;
· Психологическое консультирование родителей;
· Обучение родителей основам реабилитации;
·Освоение и внедрение новых педагогических и социальных технологий;
· Определение критериев эффективности реабилитации;
· Разработка методик
для социально-бытовой
· Основные функции социально-правовой реабилитации таковы:
· Осуществление связи с учреждениями социальной защиты, чтобы активизировать социальный потенциал семьи и ребенка;