Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:22, курсовая работа
Цель данной работы: выявить, существуют и влияют ли гендерные различия на уровень учебной мотивации подростков. Для её достижения определенны следующие задачи:
Выяснить у респондентов, для чего нужна учёба;
Посмотреть действия подростков на учебный процесс;
Выявить стремление к учёбе или наоборот;
Проанализировать отношение с однаклассниками и друзьями;
Выяснить, что необходимо для успешной учёбы.
Введение ……………………………………………………………………............................... 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы гендерных различий на учебную мотивацию подростков.....................................................................................................................................6
Разработка программы наблюдения......................................................................................6
1.2 Методы статистического наблюдения...................................................................................8
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий на учебную мотивацию подростков......................................................................................................................................9
Заключение ..................................................................................................................................20
Список литературы………………………………………………………………......................23
Гипотеза данной курсовой работы: Уровень учебной мотивации девочек подросткового возраста выше уровня учебной мотивации мальчиков того же возраста.
Анализ и интерпретация результатов исследования.
1.Изучение школьных предметов дает мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
2. Некоторые предметы мне интересны, и я хочу знать по ним как можно больше.
3. В изучении школьных предметов мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
4. Учебные задания по предметам мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель.
5.Трудности, возникающие
при изучении какого-то
6. Если что-то не получается по какому-то предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.
7. На занятиях у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
8. Материал, изучаемый по некоторым предметам, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).
9. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по изучаемым предметам, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
10. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
11. Оценка по предметам для меня важнее, чем знания.
12. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
13.Некоторые предметы даются мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
14. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки, то меня это огорчает.
15. Если бы можно было, то я бы исключил(а) некоторые предметы из расписания.
Первичная обработка данных (таблица 1) показывает, что действительно есть гендерные различия в количественном соотношении типов мотивации к обучению. А именно у 69% девочек, принимавших участие в исследовании, внутренний тип мотивации учения, тогда как этот же тип мотивации лишь у 31% мальчиков. То есть, для девочек более характерно проявление собственной активности в процессе учебной деятельности
Таблица 1.
Методика диагностики направленности учебной мотивации |
Методика диагностики направленности на получение знаний | ||||
Тип мотивации к обучению |
Уровень внутренней мотивации |
Уровень направленности на приобретение знаний | |||
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Внешняя – 69% Внутренняя - 31% |
Внешняя – 37% Внутренняя - 63% |
Низкий – 16% Средний – 78% Высокий – 6% |
Низкий – 4% Средний – 85% Высокий – 11% |
Низкий – 16% Средний – 75% Высокий – 9% |
Низкий – 4% Средний – 59% Высокий – 37% |
Тип мотивации учения, уровни внутренней мотивации и уровни направленности на приобретение знаний в гендерном аспекте
Далее, после
первичной обработки
Номер и текст вопроса |
Да |
Нет | ||
Девочки |
Мальчики |
Девочки |
Мальчики | |
1.Изучение школьных предметов дает мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности. |
96% |
94% |
4% |
6% |
2. Некоторые предметы мне интересны, и я хочу знать по ним как можно больше. |
96% |
91% |
4% |
9% |
3. В изучении школьных предметов мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях. |
44% |
66% |
56% |
34% |
4. Учебные задания по предметам мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель. |
44% |
62% |
56% |
38% |
5.Трудности, возникающие
при изучении какого-то |
22% |
41% |
78% |
59% |
6. Если что-то не получается по какому-то предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути. |
85% |
75% |
15% |
25% |
7. На занятиях у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться». |
96% |
78% |
4% |
22% |
8. Материал, изучаемый по некоторым предметам, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями). |
74% |
47% |
26% |
53% |
9. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по изучаемым предметам, не люблю, когда мне подсказывают и помогают. |
44% |
44% |
56% |
56% |
10. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня. |
44% |
66% |
56% |
34% |
11. Оценка по предметам для меня важнее, чем знания. |
22% |
53% |
78% |
47% |
12. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю. |
37% |
75% |
63% |
25% |
13.Некоторые предметы даются мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания. |
70% |
75% |
30% |
25% |
14. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки, то меня это огорчает. |
48% |
22% |
52% |
78% |
15. Если бы можно было, то я бы исключил(а) некоторые предметы из расписания. |
85% |
88% |
15% |
12% |
По данной таблице
можно сделать некоторые
Велика разница(40%) в ответе на утверждение: «Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю». 75% мальчиков ответили «да». Хотя, трудности, возникающие при изучении какого-то предмета, делают его еще более увлекательным для мальчиков в большей степени. По данной методике больше мальчиков, чем девочек считают, что активно работать и выполнять задания они могут только под контролем учителя.
В равной
степени, и для мальчиков и
для девочек изучение школьных
предметов дает возможность узнать
много важного для себя, проявить
свои способности; некоторые
предметы им интересны, и
Открытые вопросы дали такой результат:
16. Получив плохую отметку, ты, придя домой?
17. Что для тебя учеба?
Например,
большее число девочек,
Девочки в большей
степени считают, что отметки
зависят от тщательности
Очень интересными
оказались наблюдения в
Выявим: существует ли зависимость желания учиться у школьников в возрасте 14-15 лет от их половой принадлежности.
Определим при помощи коэффициентов ассоциации и контингенции, для этого необходимо составить таблицу вида:
a |
b |
a+b |
c |
d |
c+d |
a+c |
b+d |
a+b+c+d |
Сами коэффициенты вычислим по формулам:
- коэффициент ассоциации;
- коэффициент контингенции;
При этом: связь считается подтвержденной, если Ка ≥ 0,5 или Кк ≥ 0,3 .
Группа опрашиваемых |
Учащиеся,в возрасте 14-15 лет, человек |
Из них ответили на вопрос: «На занятиях у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться». | |
ДА |
НЕТ | ||
девочки |
20 |
96 |
4 |
мальчики |
20 |
78 |
22 |
Итого: |
40 |
174 |
26 |
Как видно по результатам расчетов, связь между возрастом учеников и их ответами на вопрос существует, но не столь существенна.
Выводы.
1. Эмпирическое исследование показало, что в области учебной мотивации между подростками мужского и женского пола есть различия.
2. Эмпирическое исследование
выявило влияние гендерных
Уровень учебной мотивации девочек подросткового возраста выше уровня учебной мотивации мальчиков того же возраста.
Заключение
В данной курсовой работе была изучена проблема гендерных различий в уровне мотивации учебной деятельности подростков.
В первой главе была разработана программа наблюдения и дана характеристика методов обработки данных наблюдения.
Вторая
глава посвящена эмпирическому
исследованию влияния
Таким образом, поставленная цель: выявить, существуют и влияют ли гендерные различия в уровне учебной мотивации подростков – была достигнута. А также выполнены следующие задачи:
1.Изучить литературу по данной теме.
2.Провести эмпирическое
исследование влияния
3.Провести анализ и
интерпретацию результатов
Обобщая весь материал курсовой работы, делаем вывод:
Во-первых, под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы. Она побуждается не каким-либо одним мотивом, а многими мотивами, находящимися между собой в сложной зависимости. Именно, мотивы, действующие в сложном комплексе и переплетении, в конечном счете, определяют каждый акт поведения школьника, связанный с его учебной деятельностью. Динамика мотивационной структуры во многом определяется уровнем академических успехов. На разных этапах обучения различные мотивы становятся ведущими.
К
мотивам учебной деятельности
относят: познавательные и
Если у школьника
в ходе учения преобладает
направленность на содержание
учебного предмета, то можно говорить
о наличии познавательных
Среди
разнообразных мотивов учения
выделяют внешние и внутренние
мотивы. По Л.М. Фридману, если
мотивы, побуждающие данную
Во-вторых, в ходе обучения и учебной деятельности происходит развитие и трансформация мотивационной структуры школьника. Это развитие идет в двух направлениях: во-первых, общие мотивы личности, трансформируются в учебные; во-вторых, с изменением уровня развития учебных умений и навыков изменяется и система учебных мотивов.
Степень адекватности самооценки учебных способностей подростков в значительной степени влияет на мотивацию учения. У учащихся с адекватной самооценкой наблюдаются высокоразвитые познавательные интересы и положительная мотивация к учению. Учащиеся с неадекватной самооценкой учебных способностей (как заниженной, так и завышенной) часто допускают ошибки в своих выводах о степени трудности и путях достижения успеха в обучении, что приводит к фрустрациям, снижению мотивации и активности в обучении
Информация о работе Влияние гендерных различий на учебную мотивацию подростков