Влияние гендерных различий на учебную мотивацию подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 00:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: выявить, существуют и влияют ли гендерные различия на уровень учебной мотивации подростков. Для её достижения определенны следующие задачи:
Выяснить у респондентов, для чего нужна учёба;
Посмотреть действия подростков на учебный процесс;
Выявить стремление к учёбе или наоборот;
Проанализировать отношение с однаклассниками и друзьями;
Выяснить, что необходимо для успешной учёбы.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………............................... 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы гендерных различий на учебную мотивацию подростков.....................................................................................................................................6
Разработка программы наблюдения......................................................................................6
1.2 Методы статистического наблюдения...................................................................................8
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий на учебную мотивацию подростков......................................................................................................................................9
Заключение ..................................................................................................................................20
Список литературы………………………………………………………………......................23

Вложенные файлы: 1 файл

статистика.docx

— 222.29 Кб (Скачать файл)

         Высокоуспевающие подростки осознают  свое отношение к учению, в  их мотивации большое место  занимают познавательные интересы. Они имеют высокий уровень  притязаний и тенденцию к его  повышению. Слабоуспевающие школьники  хуже осознают свою мотивацию  учения. Их привлекает содержание  учебной деятельности, но познавательная  потребность выражена слабее: у  них выражен мотив «избегания  неприятностей» и уровень притязаний  невысок. Учителя низко оценивают  их мотивацию учения

         В-третьих, различия между мальчиками и девочками можно выявить еще до рождения. С возрастом эти различия становятся все более отчетливыми.  Заметны различия в учебных интересах. Обычно мальчики больше любят труд, физкультуру, из гуманитарных предметов – историю. Наименее любимы у них родной и иностранный языки. Девочки чаще предпочитают гуманитарные предметы – историю, литературу. Среди нелюбимых предметов у многих из них физика, биология, математика. Мальчики, значительно больше, чем девочки, читают книг по истории и о путешествиях и о путешествиях, но меньше художественной литературы и особенно стихов.

          В-четвертых, исследование влияния гендерных различий на учебную мотивацию подростков показало, что для мальчиков характерен внешний тип мотивации учения,  девочкам же – внутренний. То есть, для девочек более характерно проявление собственной активности в процессе учебной деятельности.  Далее выявились различия в уровне внутренней мотивации учебной деятельности. И здесь оказалось, что уровень мотивации учения у девочек выше, чем у мальчиков. Методика диагностики направленности на приобретение знаний показала, что уровень направленности на приобретение знаний у мальчиков и девочек различается и выше у последних.

        В  данном исследовании было обращено  внимание на то, как девочки  и мальчики отвечали на вопросы.  Девочки больше обсуждают учебный материал по некоторым предметам в свободное время с друзьями, хотя  периодическое возникновение «нежелания учиться» на уроках больше свойственно именно им. Для мальчиков (для девочек в меньшей степени)  отметка по предметам важнее знаний.

         В равной степени, и для мальчиков  и для девочек изучение школьных  предметов дает  возможность узнать  много важного для себя, проявить  свои способности; некоторые   предметы им интересны, и подростки   хотят  знать по ним как  можно больше. И те, и другие стараются  самостоятельно выполнять задания по изучаемым предметам, не любят, когда им  подсказывают и помогают.

Уровень учебной мотивации  девочек подросткового возраста выше уровня учебной мотивации мальчиков  того же возраста.

      Итак, проблему  мотивации учебной деятельности, а в частности ее  гендерный  аспект, нужно изучать, освещать  в книгах, чтобы выяснить причины  неуспеваемости учащихся, обеспечивать  психологическое сопровождение  учащихся в процессе обучения. А также потому, что в настоящее  время  ощущается дефицит работ  в области изучения содержания  и динамики мотивов  учебной  деятельности подростков, а также  гендерных особенностей этих  мотивов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. 1985. №6. С. 38-45.

2.Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. 2002. №2. с. 42 – 45.

3.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2000. 512 с.

4.Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988.192 с.

5.Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. 192 с.

6.Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984. 174 с.

7.Фридман Л. М. Психопедагогика общего образования. М.,1997. 256 с.

8.Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М.: Педагогика, 1979. 152 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Влияние гендерных различий на учебную мотивацию подростков»

Цель  данной работы:  выявить, существуют и влияют ли  гендерные различия на уровень учебной мотивации подростков.

   Для её достижения определенны следующие задачи:

  1. Выяснить у респондентов, для чего нужна учёба;
  2. Посмотреть действия подростков на учебный процесс;
  3. Выявить стремление к учёбе или наоборот;
  4. Проанализировать отношение с однаклассниками и друзьями;
  5. Выяснить, что необходимо для успешной учёбы.
  6. Проявляют ли подростки свои способности;
  7. Стараются ли выполнять сами домашнее задание;
  8. Списывают ли школьники.

Методы:

Опрос - заключается в получении необходимой информации непосредственно от респондента.

Вид опроса анкетный. Анкетный — сбор информации осуществляется в виде анкет, представляющих собой специальные вопросники, удобен в случаях, когда не требуется высокая точность результатов.

Результаты:

Обработка данных показывает, что действительно есть гендерные различия в количественном соотношении типов мотивации к обучению. А именно у 69% девочек, принимавших участие в исследовании,  внутренний тип мотивации учения, тогда как этот же тип мотивации лишь у 31% мальчиков. То есть, для девочек более характерно проявление собственной активности в процессе учебной деятельности.

Девочки с интересом обсуждают в свободное время материал, изучаемый по некоторым предметам, хотя периодическое возникновение «нежелания учиться» на уроках больше свойственно именно им. Для 53% мальчиков  отметка по предметам важнее знаний. Положительный ответ на данное утверждение дали лишь 22% девочек.

Большее число девочек, получив плохую отметку, придя домой, сразу садятся за уроки, повторяют ту тему по которой получили плохую отметку и читают следующую. А мальчики же садятся смотреть телевизор или играть на компьютере, думая, что урок по этому предмету будет еще через день.

   Очень интересными  оказались наблюдения в процессе  ответов на вопросы. Для девочек  свойственно разрисовывание бланков  ответов, а мальчикам оригинальность  в написании своего пола. Например, некоторые мальчики в графе  пол, вместо мужского писали  «мужик», или «средний», дописывая  далее мужской.

При вычислении коэффициентов  ассоциации и контенгенции, связь между возрастом учеников и их ответами на вопрос существует, но  не столь существенна.

Рекомендации:

Данное статистическое наблюдение может проводиться в целях  анализа современных тенденций  к учёбе, для нужд различных учебных  заведений, либо государственных органов, которые следят за социальной средой.

Выводы:

1. Эмпирическое исследование  показало, что в области учебной  мотивации между подростками  мужского и женского пола есть  различия.

2. Эмпирическое исследование  выявило влияние гендерных различий  на учебную          мотивацию  подростков.

Уровень учебной мотивации  девочек подросткового возраста выше уровня учебной   мотивации  мальчиков того же возраста.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Влияние гендерных различий на учебную мотивацию подростков