Динамика социальной мобильности трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы будет исследование динамики трудовой миграции как трудового ресурса.

Задачи

1.Определить понятие социальной мобильности
2.Проанализировать понятие трудовой миграции
3.Исследовать статистику трудовой миграции

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..3

Глава 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ…………….6

Глава 2. ПОНЯТИЕ МИГРАЦИИ………………………………….…11

Глава 3. ДИНАМИКА МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

В РОСCИИ…...……………………………………………….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

Динамика_социальной_мобильности_трудовых_ресурсов.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

     Международная миграция связана с определенными  издержками и в тоже время приносит известный выигрыш. Как издержки, так и выигрыши могут иметь  экономический или иной характер. Свободная миграция изменяет уровень благосостояния отдельных экономических агентов внутри стран, участвующих в этом процессе, а также сказывается на общественном благосостоянии всей страны и мирового сообщества в целом.

     Экономический эффект миграции рабочей силы не ограничивается только воздействием на объем производимого продукта, он распространяется на перераспределительные процессы, оказывая сложное и противоречивое влияние на объем государственных расходов и налогов как в отечестве, так и за рубежом.6

     Помимо  экономического эффекта миграция рабочей  силы сопровождается рядом последствий, которые находятся за рамками  традиционного экономического анализа  и часто не поддаются обычной  рыночной оценке. Многие из таких последствий  представляют собой отрицательные внешние эффекты, что толкает принимающие страны к осуществлению мер государственного регулирования миграции.

     Важнейшими  формами регулирования миграции со стороны государства являются установление количественных квот иммиграции, избирательность по отношению к лицам, въезжающим в страну, контроль за сроками пребывания мигрантов в принимающей стране, стимулирование реэмиграции.

     Исторически участие человека в общественном производстве впервые было отображено термином "рабочая сила" (как  способность к труду, определяемая совокупностью биосоциальных качеств, психофизиологичеcких и духовных способностей человека - ее носителя, которые используются им в процессе труда).

     Рабочая сила не тождественна своему носителю. Это лишь одна из ее функций, реализующая  часть природных задатков, физических потенций, социально сформированных черт личности через взаимодействие со средствами производства и участие в создании материальных благ. Люди обладают более широким спектром качеств, а не только способностью к определенному виду труда. Иначе говоря, категория "рабочая сила" характеризует человека как элемент производства, показывает его определяющую роль в процессе производства и создания новой стоимости.

     Миграционные  процессы существенно влияют на все  рассмотренные выше явления, взятые как отдельно, так и в совокупности. В итоге они воздействуют не только на уровень и эффективность использования трудовых ресурсов, но и на экономический потенциал того или иного региона.

     В последнее время вопросы привлечения  иностранной рабочей силы приобрели особую актуальность в связи с усилившимися процессами миграции. На рынке труда в 1998 - 2001 гг. миграционный прирост составил около 0,1%, в то время как весьма существенным является присутствие на рынке труда нелегальных мигрантов (около 1,5 млн. человек).

     Трудоустройство иностранных граждан, а также  лиц без гражданства в Российской Федерации характеризуется определенными  особенностями. Прежде всего, эти особенности устанавливаются Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. "О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы" (в ред. от 5 октября 2002 г.), которым были заложены основы российского миграционного законодательства. В утвержденном этим Указом Положении установлены порядок и условия выдачи разрешения предприятиям, осуществляющим наем иностранных работников.

     В настоящее время вышеуказанные  нормативные правовые акты действуют  с учетом положений Закона о правовом положении иностранцев, которым  определяются условия участия иностранных  граждан в трудовых отношениях.

     Работодатели, использующие труд иностранных работников, обязаны получить в установленном  порядке разрешение. Иностранный  гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии  разрешения на работу.

     Указанный порядок не распространяется на некоторые категории иностранных граждан, к числу которых относятся, в частности, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранцы; являющиеся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц; являющиеся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации; обучающиеся в России в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющие работы (оказывающие услуги) в течение каникул; приглашенные в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях) и др.7

     Статья 14 Закона о правовом положении иностранцев  устанавливает запреты для иностранных  граждан заниматься определенными видами деятельности. Так, иностранный гражданин не имеет права находиться на государственной или муниципальной службе, а также быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством РФ.

     Квота на выдачу иностранным гражданам  приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.8

     Ряд особенностей этого вида трудоустройства  содержится также в международных  соглашениях, участником которых является Российская Федерация.

     Причины миграции рабочей силы могут быть как экономические, так и неэкономические (политические, национальные, религиозные, семейные). Экономические же основываются на рыночных законах и связаны с разным уровнем развития государств, следовательно, с различными параметрами заработной платы, безработицы, благосостояния. Способствует миграции рабочей силы и вывоза капитала. Миграция рабочей силы - это прежде всего временная миграция, предполагающая возвращение работника на место постоянного проживания. Но существует и ассимиляционная миграция, ориентированная на получение нового гражданства. Объектом внимания в нашем случае будет преимущественно первая.

     Миграционные  потоки оказывают существенное воздействие  на экономики участвующих в этих процессах стран.

     В странах иммиграции использование  иностранной рабочей силы может означать обеспечение рабочей силой целого ряда отраслей. Например, во Франции эмигранты составляют 25% строительных рабочих, в Бельгии - 50% шахтеров. Ими создается значительная часть ВНП. Они стимулируют рост совокупного спроса, тем самым и предложения. Принимающая страна может иметь экономию затрат на образование и социальные пенсии. Иммигранты являются также своеобразным амортизатором в случае экономического кризиса и безработицы. В определенной степени иммигранты решают для страны и проблемы пенсионных выплат в условиях неблагоприятной демографической ситуации (высокой доли пожилых людей). Присутствие иностранной рабочей силы оказывает влияние на заработную плату в сторону ее понижения, что выгодно предпринимателям. Но наряду с положительными сторонами иммиграции есть и отрицательные - в стране может расти уровень социальной и национальной напряженности, увеличивается преступность, наблюдается перенаселенность, могут вырасти расходы государства.9

     Государства преимущественной эмиграции, как ни странно, тоже получают выгоды от оттока рабочей силы. Снижается безработица, растет уровень заработной платы и благосостояния, сокращаются расходы государства на социальную поддержку, увеличиваются валютные поступления за счет переводов из-за границы (в ряде случаев они могут превышать выручку от экспорта товаров, например, в Пакистане она выше в 5 раз, в Йемене - в 30 раз). Эмиграция способствует росту качества рабочей силы, уровня ее культуры и предпринимательских способностей. Возвращаясь на родину с определенными накоплениями, мигранты составляют основу среднего класса. К неблагоприятным следствиям эмиграции следует отнести "утечку умов", "дряхление мускулов" (увеличение доли лиц старшего возраста в структуре рабочей силы), снижение величины ВНП и налоговых поступлений (в ряде случаев). Рассмотренная двойственность процессов миграции рабочей силы не противоречит основному выводу: формирование международного характера рынка рабочей силы способно оптимизировать его использование в интересах всех участвующих сторон, но при условии обоснованной миграционной политики и выполнения международных соглашений. По некоторым оценкам эффективность экспорта рабочей силы в 5 раз превышает эффективность экспорта товаров.

     В целом в мире в 1995 г. насчитывалось  до 35 млн. трудящихся-мигрантов, а с учетом их семей - до 100 млн.

     Включение России в мировое хозяйство также  предполагает ее участие в процессах  международной миграции рабочей  силы, и на сегодняшний день основная проблема - разработка и реализация оправданной миграционной политики. В 1995 г. легально в России работало 200 тыс. чел., нелегально - значительно больше - до 2 млн. Кроме того, с 1991 г. более 7 млн. чел. приехали в Россию из стран ближнего зарубежья (ассимиляционная миграция). По разным оценкам количество беженцев из стран дальнего зарубежья оценивается в 500 - 700 тыс. чел. (большая часть - нелегалы). Все это создает множество проблем, особенно в условиях экономического кризиса. России придется справляться с этими проблемами, а также осваивать новую: по расчетам Россия может держать за рубежом 1 - 1,5 млн. чел., получая ежегодно в виде переводов 10-20 млрд. долларов (в 1995 г. товарный экспорт России составил 77,3 млрд. долл.).10

     Миграционный  обмен населением со странами дальнего зарубежья складывается в настоящее  время не в пользу России. Превышение численности выехавших из страны над численностью прибывших в нее, столь незначительное в начале 80-х гг., в 90-е годы стабильно составляет около 100 тыс. чел. ежегодно, хотя за последние 4 года масштабы внешней миграции несколько сократились. Если учесть, что объемы прибытий в Россию из стран дальнего зарубежья на постоянное место жительства традиционно невелики, то это усугубляет неблагоприятную для страны ситуацию. Особое значение приобретает анализ качественного состава мигрантов. В составе уезжающих из России в страны дальнего зарубежья преобладают люди молодых трудоспособных возрастов, уезжающие на длительный срок на работу по контракту. В их лице Россия теряет (часто безвозвратно) лучшую часть своего трудового потенциала. Этот процесс справедливо назван «утечкой умов». Кроме того уезжают люди на постоянное место жительства, чье переселение санкционировано принимающей страной. Давая тем или иным гражданам разрешение на переселение, большинство стран мира отдает предпочтение детям, молодежи и квалифицированным специалистам. Основной контингент уезжающих из России граждан обладает хорошим трудовым потенциалом, потерянным для страны.

     В настоящее время одной из серьезных  для России проблем является сокращение прироста постоянного населения, которое, по оценкам демографов, будет продолжаться до 2013 г. Россия стоит на пороге демографической катастрофы. В настоящее время ежегодная убыль населения в России составляет в среднем 700 тысяч человек. Связано это с несколькими причинами. Во-первых, резко сокращается рождаемость: в 2005 г. коэффициент суммарной рождаемости составил 1,29 на женщину. В то время как для поддержания хотя бы стабильной численности населения в обычных условиях необходимо, чтобы этот показатель был не менее 2,2. Во-вторых, повышается смертность населения. Например, по сравнению со странами Евросоюза, отставание по средней продолжительности жизни составляет в России 15 лет для мужчин и 9 лет для женщин 11. Кроме того, значительные масштабы территории страны при ограниченности населения на фоне растущего мирового населения делают реальной геополитическую угрозу государству.

     В связи с этим вопросы миграции населения являются одними из важнейших  в демографии новейшей истории России. Миграция оказывает непосредственное влияние на народонаселение страны и соответственно на экономику и финансы. Очевидно, что если в России начнется экономический подъем и возрастет потребность в рабочей силе, то демографическая проблема может стать фактором, ограничивающим возможности экономического и социального роста. Рабочая сила станет, пожалуй, самым дефицитным ресурсом. По прогнозам, в ближайшие годы нас ожидает дефицит рабочей силы от 5 до 7 млн. человек. Для устойчивого экономического развития России необходимо, чтобы каждый год в страну въезжало около миллиона мигрантов трудоспособного возраста. Привлечение рабочей силы практикуется во всем мире, и мы тоже заинтересованы в такой практике. Миграция населения (прежде всего трудовая) - нормальное и даже позитивное явление, позволяющее восполнить естественную убыль числа трудоспособных лиц в результате смерти и старения. Анализ состояния миграционных процессов в России свидетельствует о том, что основным источником роста населения и трудовых ресурсов страны в течение последних десятилетий является миграция. 12

     В создавшихся условиях, даже если это  кому-то и не нравится, миграция объективно становится для России фактором желательным  и необходимым. Пока только миграция сдерживает резкое сокращение численности  населения страны и восполняет ее трудовые ресурсы. Поэтому миграцию, а в частности иммиграцию, можно рассматривать как фактор увеличения населения страны. По данным Минэкономразвития России, уровень привлечения мигрантов должен приближаться к 1 млн. человек в год, чтобы обеспечить стабилизацию численности все уменьшающегося населения России. Причем ее стабилизация путем естественного прироста уже невозможна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      Глава 3. ДИНАМИКА МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ 

     По  данным глобальной комиссии по миграции ООН, Россия занимает второе место после США по количеству мигрантов - 13,3 млн. (в США - 35 млн.). Особенно велика нелегальная миграция из соседних с Россией государств, где жизненный уровень населения ниже. Официальная миграция для рабочей силы, заказываемой хозяйствующими субъектами и определяемой по квотам Правительства РФ (они распределяются по субъектам РФ), не так велика и снижается. На 2003 г. квота составляла 530 тыс. чел., на 2004 г. - 213 тыс. (с резервом в 20 тыс.), на 2005 г. - 214 тыс. (с разрывом в 20 тыс.), на 2006 г. - меньше13.

Информация о работе Динамика социальной мобильности трудовых ресурсов