Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 22:01, курсовая работа
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.
Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
Федеральный бюджет РФ – главное звено бюджетной системы страны, которое является основным финансовым планом государства, утвержденным Федеральным Собранием РФ в форме закона; государственный бюджет концентрирует основную часть бюджетных ресурсов страны, отражает доходы и расходы Правительства Российской Федерации.
Без статистических расчетов нельзя определить степень исполнения государственного бюджета, сравнить фактические показатели с установленными, установить причины дефицита (или профицита) бюджета, проанализировать величину налоговых задолженностей, тенденции изменения основных показателей государственного бюджета во времени.
Необходимо отметить, что конечным результатом существования любого государства, на мой взгляд, является экономическое благополучие и процветания его граждан. Надежная бюджетная система является одним из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государства необходимо постоянно развивать и совершенствовать науку, характеризующую своими показателями и методами финансовую систему страны, т.е. статистику.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Методологическую основу исследования составили труды зарубежных и отечественных ученых, внесших значительный вклад в анализ проблем функционирования бюджетной политики, бюджетной системы, бюджетного процесса, бюджетных отношений, бюджетного прогнозирования: Ф. Кена, Д.Риккардо, А. Смита, Ж.Б. Сэя, Дж. М. Кейнса, А. Лаффера, Дж. Милля, У. Пети, М. Фридмена; Л.П. Окуневой, Т. Ф. Юткиной, Л.А. Дробозиной, М.В. Романовского, О.В. Врублевской, А. З. Дадашева, Д. Г. Черника, В. В. Ковалева, Г. Б. По-ляка, Д. В. Дементьева, В. А. Щербакова, В. К. Сенчагова, А.С. Нешитого, Л. В. Савенко, А.И. Архипова и т. д.
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие и задачи статистики государственных финансов;
2. Изучить систему статистических показателей доходов и расходов государственного бюджета;
3. Изучить статистические методы изучения доходов и расходов государственного бюджета;
4. Проанализировать объем и динамику государственного бюджета на 2014–2016 гг.
При написании настоящей курсовой работы использовалось действующее законодательство: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ (с изменениями и дополнениями), иное действующее законодательство РФ, затрагивающие бюджетные отношения, статистические данные, отражающие динамику формирования и исполнения государственного бюджета.
Согласно российскому законодательству статистика государственных финансов включает в себя: статистику бюджетов (федерального, субъектов федерации, местных бюджетов); государственных внебюджетных фондов; страховых компаний; сводный финансовый баланс.
Важнейшим разделом статистики государственных финансов является статистика государственного бюджета.
Государственный бюджет – важный инструмент государственного регулирования экономики, определяющий формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества, а особенно социально слабо защищенных категорий населения. Согласно международным стандартам объектом статистики государственных финансов являются финансы всех уровней управления, включая также финансы местных органов самоуправления [10].
Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики.
Конкретной задачей статистики государственного бюджета является определение основных его параметров:
1) общей величины доходов и расходов государственного бюджета, размера превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);
2) структуры доходов государственного бюджета;
3) структуры расходов государственного бюджета;
4) размеров государственного внутреннего долга;
5) источников финансирования бюджетного дефицита;
6) влияния фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения;
7) эффективности проведения государством фискальной политики.
Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики [6].
Законодательной базой для разработки государственного бюджета является Бюджетный кодекс Российской Федерации. В соответствии с действующим порядком разработка единой методологии сопоставления бюджетов всех уровней (консолидированный бюджет РФ, федеральный консолидированный бюджет субъектов РФ, муниципальный) и отчетов об их исполнении возложена на Министерство финансов РФ. Разработка бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Для статистической оценки доходов и расходов государственного бюджета рассматривается сектор государственного управления, который позволяет установить круг институциональных единиц, которые осуществляют сбор и распределение бюджета.
В сектор государственного управления входят единицы, деятельность которых связана с выполнением функций государственного управления. Эти функции заключаются в проведении государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и богатства [11].
Усиливающаяся интеграция России в мировое экономическое сообщество и, как следствие, переход отечественной статистики на международную систему учета оказали свое влияние и на статистику государственных финансов. Необходимо решить задачу приведения в соответствие с действующими международными стандартами бюджетной классификации – основного методологического документа, на основании которого составляются и исполняются бюджеты.
Помимо совершенствования методологических документов, методологии расчета показателей основные задачи статистики государственного бюджета состоят в том, чтобы определить:
- общую величину доходов и расходов государственного бюджета, а также дефицит (профицит) бюджета и проанализировать динамику этих показателей;
- структуру доходов и расходов государственного бюджета;
- источники финансирования бюджетного дефицита;
- размеры государственного внутреннего долга;
- влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.
Информационной базой статистики государственных финансов является совокупность отчетностей Минфина РФ [9].
Налоговые доходы – это совокупность обязательных платежей в бюджет, поступающих в определенных законом размерах и в строго установленные сроки. Показатель налоговых поступлений определяется как сумма прямых и косвенных налогов.
Показатель неналоговых поступлений включает в себя совокупность невозвратных безвозмездных и возмездных поступлений. Исчисляется как сумма доходов предприятий организаций, внебюджетных фондов, функционирующих в рамках сектора государственного управления, доходов от внешнеэкономической деятельности, прочих неналоговых поступлений, а также доходов от продажи капитала, земли и нематериальных активов, поступлений трансфертов из других секторов экономики.
Обобщающий показатель объема расходов включает совокупность расходов по направлениям использования и кредитования за минусом погашения.
Расходы государственного бюджета включают: военные расходы, вмешательство в экономику, содержание органов государственного аппарата управления, решение социальных задач [2].
К расходам, осуществляемым с целью вмешательства государства в экономику, относятся: субсидирование некоторых отраслей экономики, затраты на экономическую и социальную инфраструктуру, научно-исследовательские разработки, обеспечение занятости в отдельных отраслях хозяйства, стимулирование экспорта.
Затраты на социальные цели включают в себя расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение.
Расходы на государственный аппарат управления включают затраты на содержание органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, полиции, различных министерств и ведомств.
Рассмотренные показатели доходов и расходов являются абсолютными и исчисляются в стоимостном выражении. Они служат исходной информацией для проведения аналитических сопоставлений.
Блок «Финансирование бюджета» отражает привлечение правительством заемных средств для финансирования расходов бюджета. Общий объем финансирования равен величине дефицита или профицита с противоположным знаком.
Дефицит бюджета определяется как сумма доходов, включая полученные официально трансферты за минусом суммы расходов и кредитования минус погашение [4].
Принято считать финансовое положение страны нормальным, если отношение величины бюджетного дефицита к ВВП не превышает 3%.
Различают внешние и внутренние источники финансирования государственного бюджета. Внутреннее финансирование отражает все операции по финансированию государственного бюджета со стороны учреждений государственного управления и резидентов данной страны (выпуск и размещение ГКО, займы у банков, изменение золотовалютных резервов и т.д.). Внешнее финансирование включает все операции, осуществляемые нерезидентами данной экономики, в том числе торговля государственными ценными бумагами, а также изменение государственных валютных резервов, депозитов и ценных бумаг.
Блок «Государственный долг» отражает сумму официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и «остальным миром», возникающих в результате их операций в предыдущие периоды. Государственный долг подразделяют на внутренний и внешний.
Одной из составных частей статистики государственных финансов является статистика внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.
Статистика внебюджетных фондов отражает процесс формирования и расходования денежных средств фондов в связи с социально-экономическим назначением [14].
Основными показателями статистики внебюджетных фондов являются следующие, рассчитываемые по каждому фонду:
- общий объем доходов, в том числе по источникам;
- прочие доходы;
- общий объем расходов, в том числе по направлениям;
- прочие расходы;
- остаток средств на начало периода;
- остаток средств на конец периода.
По каждому показателю изучается объем, динамика, структура доходов и расходов, проводится анализ эффективности функционирования фонда.
Для изучения бюджета широко используются различные статистические методы. Наибольшее применение получил метод группировки доходов и расходов бюджетов. Проведение группировок обеспечивается наличием бюджетной классификации.
Метод группировок применяется для решения задач, возникающих в ходе научно-статистического исследования:
- выделения социально-
- изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;
- выявление связей и зависимостей между отдельными признаками явления.
Для решения этих задач применяют три вида группировок: типологические, структурные, аналитические (факторные).
Типологическая группировка решает задачу выявления и характеристики социально-экономических типов. Признаки, по которым производится распределение единиц изучаемой совокупности на группы, называются группировочными признаками [16].