Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:39, курсовая работа
Одной из важнейших проблем социально-демографической статистики является движение населения. Это сложный общественный процесс, затрагивающий многие социально-экономические аспекты жизни населения.
Статистико-экономическое исследование тенденций демографического развития дает возможность проводить предварительную демографическую и социальную экспертизу принимаемых управленческих решений и на этой основе реально влиять на направленность экономического процесса с целью усиления его социальной ориентации, формировать цели и средства социальной политики, разрабатывать основы стратегии сбалансированного регионального экономического и демографического развития.
При рассмотрении вопроса о движении населения принято выделять естественное и механическое движение
Под механическим движением обычно понимают миграцию населения. Под естественным движением населения понимают демографические события, влияющие на численность населения естественным путем. К числу таких событий относятся рождения, смерти, браки и разводы.
С такой позицией трудно не согласиться. Поэтому кроме намеченных в «концепциях» мероприятий, очевидно, целесообразно провести ряд мероприятий, в первую очередь законодательного характера:
¨ пересмотреть расчет потребительской корзины, в первую очередь женщины в трудоспособном возрасте и потребительской корзины беременной женщины. Для беременных женщин необходимо предусмотреть дополнительные расходы на увеличение калорийности, витаминизацию питания, затраты на дополнительное медицинское обслуживание, непродовольственные товары, транспортные расходы;
¨ разработать комплекс минимальных социальных стандартов (гарантий), обеспечивающих всему населению понятную, доступную и реально обеспеченную систему гарантий, реализуемых при рождении и воспитании детей;
¨ для обеспечения благоприятных условий сочетания занятости в общественном производстве с выполнением семейных обязанностей, необходимо дальнейшее развитие в законодательных актах, регламентирующих трудовые отношения, поощрение родительства и установление системы гарантий для работников с семейными обязанностями с одновременным усилением государственного контроля за соблюдением интересов работающих членов семьи, обеспечение доступности для всех семей, имеющих детей, услуг детских дошкольных учреждений и летних оздоровительных лагерей;
¨ принять действенные меры по поддержке молодых семей. В кратчайшие сроки разработать региональные аспекты обеспечения молодых семей достойными жилищными условиями в случае рождения ребенка, предусмотреть выделение безвозмездных субсидий и кредитование молодых семей с понижающейся кредитной ставкой в зависимости от числа детей в семье.
Комплексное изучение естественного движения населения необходимо для обеспечения государственных органов исходными данными для выработки осознанной и целенаправленной демографической политики, для прогнозирования развития демографической ситуации в стране или регионе.
Проведенным исследованием достигнута его цель — проведен статистический анализ естественного движения населения с 1950 года по 2007 год. Решены также и задачи исследования:
¨ проведена оценка динамики численности населения России;
¨ охарактеризованы динамика и факторы естественного движения населения нашей страны;
¨ проанализированы и измерены изменения параметров воспроизводства населения Российской Федерации;
¨ проанализировано влияние некоторых социально-экономических факторов на уровень рождаемости в России
Данные, полученные в результате исследования, показывают, что с 1991 года Россия находится в серьезном демографическом кризисе. Этот факт констатируется даже в ежегодных Докладах Фонда ООН в области народонаселения.
Особую остроту приобрела
Общие тенденции динамики смертности населения страны во многом определяет ситуация со сверхсмертностью людей рабочих возрастов, среди которых около 80% составляют мужчины. Уровень мужской смертности в 4 раза выше уровня женской и в 2-4 раза выше, чем в развитых странах. При сохранении современного уровня смертности в рабочих возрастах, из числа россиян, достигших в 2005 году 16 лет, доживут до 60 лет лишь 58% мужчин.
Анализ статистических данных убедительно подтверждает продолжающуюся депопуляцию России.
Концепции демографической политики Российской Федерации носят весьма общий характер и недостаточно конкретны. По мнению ряда специалистов [6] [7] [8], пока решение демографических проблем мы будем видеть в финансовом стимулировании рождаемости и возвращении к ценностям прошлого, ситуация будет только ухудшаться.
Сегодня решение именно жилищной проблемы молодой семьи с детьми может стать реальным стимулом повышения рождаемости.
Вторым важнейшим фактором, влияющим на повышение рождаемости, могли бы стать такие изменения в «Трудовом кодексе» и налоговом законодательстве, которые стимулировали бы работодателя к приему на работу работников, имеющих детей.
1. Медков, В. М. Демография: Учебник / В. М. Медков. – М.: ИНФРА-М. 2007. – 683 с.
2. Социальная статистика: Учебник / Под ред. чл. - кор. РАН И. И. Елисеевой. — 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 480 с.
3. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие для вузов / И.И. Колесникова. – М.: Новое знание, 2002. –249с.
4. Лукьянчикова, Т. Л. Статистика: учебное пособие / Т. Л. Лукьянчикова. – Орел: ОрелГТУ, 2004. – 117 с.
5. Шабайкин, Ю. Н. Статистический анализ демографического развития России в условиях рынка / Автореферат дис. … канд. экон. наук / Юрий Николаевич Шабайкин – М., 1998. – 18 с.
6. Демографические альтернативы будущего / Материал подготовлен В. Супрун, Н. Шейникова // Эксперт Сибирь – 2007 – 24 сентября №35(177)
7. Саттеруэйт, М. Россия, застрявшая в переходе / Маргрет Саттеруэйт (профессор, Оксфордский Университет) // Эксперт – 2006 – 25 сентября №35(529)
8. Домчева, Е. Курс на демографию: Эксперты рассказали о проблемах, которые ждут страну после 2008 года / Елена Домчева // Российская газета - Федеральный выпуск – 2006 – 21 сентября (№4176)
9. Гмурман, В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. Пособие для вузов. – 8-е изд., стер. — М.: Высшая шк., 2002. — 479 с.
10. «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», принята Правительством РФ 24 сентября 2001 г.
11. «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 1351 от 9 октября 2007 г.
12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ, http://www. gks. ru/.
13. Бюллетень «Население и общество» (и его электронной версии «Демоскоп Weekly» http://demoscope. ru/weekly/)
Приложение А Таблица 1 — Статистические показатели, | |||||||||
Год |
Численность наличного населения на начало года |
Прирост населения за год |
Коэффициент рождаемости (на 1000 населения) |
Коэффициент смертности (на 1000 населения) |
Коэффициент естественного прироста населения (на 1000 населения) |
Коэффициент суммарной рождаемости |
Нетто-коэффициент |
Ожидаемая | |
Мужчины |
Женщины | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1950 |
101 438 000 |
26,90 |
10,10 |
16,80 |
2,89 |
1,25 |
60,50 |
67,30 | |
1951 |
102 945 000 |
1 507 000 |
27,20 |
10,20 |
17,00 |
2,92 |
1,25 |
60,50 |
67,30 |
1952 |
104 587 000 |
1 642 000 |
26,70 |
9,50 |
17,20 |
2,87 |
1,25 |
60,50 |
67,30 |
1953 |
106 715 000 |
2 128 000 |
25,30 |
9,30 |
16,00 |
2,74 |
1,25 |
60,50 |
67,30 |
1954 |
108 430 000 |
1 715 000 |
26,90 |
9,30 |
17,60 |
2,96 |
1,25 |
60,50 |
67,30 |
1955 |
110 537 000 |
2 107 000 |
25,70 |
8,40 |
17,30 |
2,83 |
1,26 |
62,50 |
69,90 |
1956 |
112 266 000 |
1 729 000 |
24,50 |
7,80 |
16,70 |
2,71 |
1,26 |
62,50 |
69,90 |
1957 |
114 017 000 |
1 751 000 |
24,70 |
8,10 |
16,60 |
2,74 |
1,26 |
62,50 |
69,90 |
1958 |
115 665 000 |
1 648 000 |
24,20 |
7,40 |
16,80 |
2,69 |
1,26 |
62,50 |
69,90 |
1959 |
117 534 300 |
1 869 300 |
23,60 |
7,80 |
15,80 |
2,63 |
1,26 |
62,85 |
71,15 |
1960 |
119 045 800 |
1 511 500 |
23,20 |
7,39 |
15,81 |
2,56 |
1,22 |
63,68 |
72,32 |
1961 |
120 765 599 |
1 719 799 |
21,90 |
7,42 |
14,48 |
2,47 |
1,10 |
63,78 |
72,38 |
1962 |
122 406 795 |
1 641 196 |
20,20 |
7,71 |
12,49 |
2,36 |
1,10 |
63,91 |
72,53 |
1963 |
123 848 406 |
1 441 611 |
18,70 |
7,49 |
11,21 |
2,31 |
1,02 |
64,44 |
73,02 |
1964 |
125 179 206 |
1 330 800 |
16,90 |
7,17 |
9,73 |
2,19 |
0,97 |
64,60 |
73,34 |
1965 |
126 309 100 |
1 129 894 |
15,70 |
7,56 |
8,14 |
2,12 |
0,97 |
64,32 |
73,41 |
1966 |
127 189 098 |
879 998 |
15,30 |
7,64 |
7,66 |
2,13 |
0,97 |
64,16 |
73,49 |
1967 |
128 026 196 |
837 098 |
14,40 |
7,92 |
6,48 |
2,04 |
0,94 |
63,92 |
73,54 |
1968 |
128 695 994 |
669 798 |
14,10 |
8,06 |
6,04 |
1,99 |
0,96 |
63,46 |
73,50 |
1969 |
129 378 809 |
682 815 |
14,20 |
8,53 |
5,67 |
2,00 |
0,93 |
63,15 |
73,39 |
1970 |
129 941 200 |
562 391 |
14,60 |
8,68 |
5,92 |
2,00 |
0,93 |
63,21 |
73,55 |
1971 |
130 563 363 |
622 163 |
15,10 |
8,73 |
6,37 |
2,03 |
0,95 |
63,21 |
73,60 |
1972 |
131 304 497 |
741 134 |
15,30 |
8,97 |
6,33 |
2,03 |
0,94 |
63,21 |
73,49 |
1973 |
132 069 024 |
764 527 |
15,10 |
9,17 |
5,93 |
1,96 |
0,93 |
63,16 |
73,58 |
1974 |
132 799 355 |
730 331 |
15,60 |
9,18 |
6,42 |
2,00 |
0,93 |
62,78 |
73,41 |
Продолжение таблицы 1 | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1975 |
133 633 900 |
834 545 |
15,70 |
9,77 |
5,93 |
1,97 |
0,93 |
62,32 |
73,03 |
1976 |
134 549 101 |
915 201 |
15,90 |
10,02 |
5,88 |
1,96 |
0,91 |
62,00 |
73,11 |
1977 |
135 503 754 |
954 653 |
15,80 |
10,21 |
5,59 |
1,92 |
0,89 |
61,83 |
73,17 |
1978 |
136 455 076 |
951 322 |
15,90 |
10,30 |
5,60 |
1,90 |
0,88 |
61,66 |
73,11 |
1979 |
137 409 900 |
954 824 |
15,80 |
10,82 |
4,98 |
1,87 |
0,87 |
61,45 |
73,00 |
1980 |
138 126 600 |
716 700 |
15,90 |
11,02 |
4,88 |
1,86 |
0,88 |
61,53 |
73,09 |
1981 |
138 839 197 |
712 597 |
16,00 |
10,95 |
5,05 |
1,88 |
0,90 |
61,99 |
73,47 |
1982 |
139 603 792 |
764 595 |
16,60 |
10,74 |
5,86 |
1,96 |
0,95 |
62,27 |
73,63 |
1983 |
140 529 786 |
925 994 |
17,50 |
11,09 |
6,41 |
2,09 |
0,97 |
62,00 |
73,31 |
1984 |
141 582 615 |
1 052 829 |
16,90 |
11,62 |
5,28 |
2,05 |
0,96 |
62,31 |
73,32 |
1985 |
142 539 000 |
956 385 |
16,60 |
11,30 |
5,30 |
2,05 |
1,00 |
63,83 |
73,99 |
1986 |
143 527 861 |
988 861 |
17,20 |
10,39 |
6,81 |
2,18 |
1,04 |
64,91 |
74,55 |
1987 |
144 783 723 |
1 255 862 |
17,20 |
10,53 |
6,67 |
2,23 |
1,04 |
64,80 |
74,43 |
1988 |
145 988 334 |
1 204 611 |
16,00 |
10,71 |
5,29 |
2,13 |
1,01 |
64,80 |
74,43 |
1989 |
147 021 900 |
1 033 566 |
14,60 |
10,75 |
3,85 |
2,01 |
0,95 |
64,21 |
74,47 |
1990 |
147 665 100 |
643 200 |
13,40 |
11,20 |
2,20 |
1,89 |
0,90 |
63,79 |
74,27 |
1991 |
148 273 700 |
608 600 |
12,10 |
11,40 |
0,70 |
1,73 |
0,82 |
63,46 |
74,27 |
1992 |
148 514 700 |
241 000 |
10,70 |
12,19 |
-1,49 |
1,55 |
0,73 |
62,02 |
73,75 |
1993 |
148 561 700 |
47 000 |
9,40 |
14,50 |
-5,10 |
1,37 |
0,64 |
58,91 |
71,88 |
1994 |
148 355 900 |
-205 800 |
9,60 |
15,70 |
-6,10 |
1,39 |
0,65 |
57,59 |
71,18 |
1995 |
148 459 900 |
104 000 |
9,30 |
15,00 |
-5,70 |
1,34 |
0,63 |
58,27 |
71,70 |
1996 |
148 291 600 |
-168 300 |
8,90 |
14,20 |
-5,30 |
1,27 |
0,60 |
59,75 |
72,49 |
1997 |
148 028 600 |
-263 000 |
8,60 |
13,72 |
-5,12 |
1,22 |
0,57 |
60,75 |
72,89 |
1998 |
147 802 100 |
-226 500 |
8,80 |
13,57 |
-4,77 |
1,23 |
0,58 |
61,30 |
72,93 |
1999 |
147 539 400 |
-262 700 |
8,30 |
14,69 |
-6,39 |
1,16 |
0,54 |
59,95 |
72,42 |
2000 |
146 890 100 |
-649 300 |
8,70 |
15,33 |
-6,63 |
1,20 |
0,56 |
59,10 |
72,27 |
2001 |
146 303 600 |
-586 500 |
9,08 |
15,62 |
-6,53 |
1,22 |
0,58 |
58,96 |
72,34 |
2002 |
145 649 300 |
-654 300 |
9,73 |
16,25 |
-6,52 |
1,29 |
0,61 |
58,68 |
71,90 |
2003 |
144 963 600 |
-685 700 |
10,10 |
15,30 |
-5,20 |
1,32 |
0,62 |
58,55 |
71,84 |
2004 |
144 168 200 |
-795 400 |
10,40 |
15,90 |
-5,50 |
1,34 |
0,63 |
58,89 |
72,30 |
2005 |
143 474 200 |
-694 000 |
10,20 |
16,10 |
-5,90 |
1,38 |
0,61 |
58,87 |
72,39 |
2006 |
142 753 500 |
-720 700 |
10,40 |
15,20 |
-4,80 |
1,38 |
|||
2007 |
142 221 000 |
-532 500 |
Приложение Б
Таблица 2 — Браки и рождаемость | |||
Рождаемость |
Количество браков | ||
1 |
Ивановская область |
87,63 |
65,32 |
2 |
Кировская область |
93,84 |
65,36 |
3 |
Ставропольский край |
100,55 |
68,31 |
4 |
Ленинградская область |
78,25 |
68,94 |
5 |
Тамбовская область |
85,25 |
69,54 |
6 |
Ульяновская область |
86,79 |
69,57 |
7 |
Пензенская область |
84,00 |
69,69 |
8 |
Волгоградская область |
94,66 |
70,07 |
9 |
Саратовская область |
90,63 |
70,17 |
10 |
Нижегородская область |
89,81 |
70,19 |
11 |
Воронежская область |
83,92 |
71,53 |
12 |
Ростовская область |
92,05 |
71,75 |
13 |
Вологодская область |
105,41 |
71,84 |
14 |
Псковская область |
88,71 |
72,11 |
15 |
Тульская область |
78,82 |
72,30 |
16 |
Рязанская область |
84,91 |
72,53 |
17 |
Владимирская область |
92,62 |
72,77 |
18 |
Тверская область |
93,13 |
74,17 |
19 |
Брянская область |
90,20 |
74,31 |
20 |
Калужская область |
88,88 |
74,38 |
21 |
Курская область |
86,69 |
74,53 |
22 |
Оренбургская область |
105,06 |
74,84 |
23 |
Архангельская область |
107,62 |
75,03 |
24 |
Смоленская область |
86,66 |
75,47 |
25 |
Краснодарский край |
102,64 |
75,60 |
26 |
Ярославская область |
92,56 |
76,11 |
27 |
Новгородская область |
93,77 |
76,38 |
28 |
Орловская область |
86,74 |
76,40 |
29 |
Костромская область |
97,98 |
77,36 |
30 |
Самарская область |
97,67 |
77,80 |
31 |
Астраханская область |
121,92 |
77,97 |
32 |
Белгородская область |
89,23 |
79,86 |
33 |
Московская область |
89,74 |
80,99 |
34 |
Липецкая область |
93,36 |
81,59 |
35 |
Мурманская область |
98,50 |
84,07 |
Приложение В Таблица 3 — Разводы и рождаемость | |||
Рождаемость |
Количество разводов | ||
1 |
Ставропольский край |
100,55 |
36,80 |
2 |
Пензенская область |
84,00 |
37,15 |
3 |
Псковская область |
88,71 |
37,26 |
4 |
Тамбовская область |
85,25 |
37,35 |
5 |
Орловская область |
86,74 |
38,13 |
6 |
Костромская область |
97,98 |
38,46 |
7 |
Саратовская область |
90,63 |
39,71 |
8 |
Белгородская область |
89,23 |
40,16 |
9 |
Волгоградская область |
94,66 |
40,24 |
10 |
Архангельская область |
107,62 |
40,34 |
11 |
Кировская область |
93,84 |
40,51 |
12 |
Ульяновская область |
86,79 |
41,09 |
13 |
Астраханская область |
121,92 |
41,11 |
14 |
Ярославская область |
92,56 |
41,13 |
15 |
Рязанская область |
84,91 |
41,17 |
16 |
Владимирская область |
92,62 |
41,48 |
17 |
Ивановская область |
87,63 |
42,19 |
18 |
Тверская область |
93,13 |
42,21 |
19 |
Новгородская область |
93,77 |
42,41 |
20 |
Брянская область |
90,20 |
42,76 |
21 |
Ростовская область |
92,05 |
42,79 |
22 |
Краснодарский край |
102,64 |
43,22 |
23 |
Оренбургская область |
105,06 |
43,37 |
24 |
Калужская область |
88,88 |
44,29 |
25 |
Самарская область |
97,67 |
44,44 |
26 |
Воронежская область |
83,92 |
44,97 |
27 |
Тульская область |
78,82 |
45,69 |
28 |
Ленинградская область |
78,25 |
45,77 |
29 |
Курская область |
86,69 |
45,88 |
30 |
Вологодская область |
105,41 |
46,59 |
31 |
Липецкая область |
93,36 |
47,55 |
32 |
Смоленская область |
86,66 |
48,52 |
33 |
Московская область |
89,74 |
48,86 |
34 |
Нижегородская область |
89,81 |
50,56 |
35 |
Мурманская область |
98,50 |
65,23 |