Естесственное движение населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Одной из важнейших проблем социально-демографической статистики является движение населения. Это сложный общественный процесс, затрагивающий многие социально-экономические аспекты жизни населения.
Статистико-экономическое исследование тенденций демографического развития дает возможность проводить предварительную демографическую и социальную экспертизу принимаемых управленческих решений и на этой основе реально влиять на направленность экономического процесса с целью усиления его социальной ориентации, формировать цели и средства социальной политики, разрабатывать основы стратегии сбалансированного регионального экономического и демографического развития.
При рассмотрении вопроса о движении населения принято выделять естественное и механическое движение
Под механическим движением обычно понимают миграцию населения. Под естественным движением населения понимают демографические события, влияющие на численность населения естественным путем. К числу таких событий относятся рождения, смерти, браки и разводы.

Вложенные файлы: 1 файл

Ест. движение населения.doc

— 2.60 Мб (Скачать файл)

С такой позицией трудно не согласиться. Поэтому кроме намеченных в «концепциях» мероприятий, очевидно, целесообразно  провести ряд мероприятий, в первую очередь законодательного характера:

¨ пересмотреть расчет потребительской корзины, в первую очередь женщины в трудоспособном возрасте и потребительской корзины беременной женщины. Для беременных женщин необходимо предусмотреть дополнительные расходы на увеличение калорийности, витаминизацию питания, затраты на дополнительное медицинское обслуживание, непродовольственные товары, транспортные расходы;

¨ разработать комплекс минимальных социальных стандартов (гарантий), обеспечивающих всему населению понятную, доступную и реально обеспеченную систему гарантий, реализуемых при рождении и воспитании детей;

¨ для обеспечения благоприятных условий сочетания занятости в общественном производстве с выполнением семейных обязанностей, необходимо дальнейшее развитие в законодательных актах, регламентирующих трудовые отношения, поощрение родительства и установление системы гарантий для работников с семейными обязанностями с одновременным усилением государственного контроля за соблюдением интересов работающих членов семьи, обеспечение доступности для всех семей, имеющих детей, услуг детских дошкольных учреждений и летних оздоровительных лагерей;

¨ принять действенные меры по поддержке молодых семей. В кратчайшие сроки разработать региональные аспекты обеспечения молодых семей достойными жилищными условиями в случае рождения ребенка, предусмотреть выделение безвозмездных субсидий и кредитование молодых семей с понижающейся кредитной ставкой в зависимости от числа детей в семье.

Заключение

Комплексное изучение естественного  движения населения необходимо для обеспечения государственных органов исходными данными для выработки осознанной и целенаправленной демографической политики, для прогнозирования развития демографической ситуации в стране или регионе.

Проведенным исследованием достигнута его цель — проведен статистический анализ естественного движения населения с 1950 года по 2007 год. Решены также и задачи исследования:

¨ проведена оценка динамики численности населения России;

¨ охарактеризованы динамика и факторы естественного движения населения нашей страны;

¨ проанализированы и измерены изменения параметров воспроизводства населения Российской Федерации;

¨ проанализировано влияние некоторых социально-экономических факторов на уровень рождаемости в России

Данные, полученные в результате исследования, показывают, что с 1991 года Россия находится в серьезном демографическом кризисе. Этот факт констатируется даже в ежегодных Докладах Фонда ООН в области народонаселения.

Особую остроту приобрела проблема низкой рождаемости. В 2006 году родилось 1479,6 тыс. человек, что на 509,2 тыс. человек меньше, чем в 1990 году. Это сокращение произошло, несмотря на определенное увеличение репродуктивных контингентов.

Общие тенденции динамики смертности населения страны во многом определяет ситуация со сверхсмертностью людей рабочих возрастов, среди которых около 80% составляют мужчины. Уровень мужской смертности в 4 раза выше уровня женской и в 2-4 раза выше, чем в развитых странах. При сохранении современного уровня смертности в рабочих возрастах, из числа россиян, достигших в 2005 году 16 лет, доживут до 60 лет лишь 58% мужчин.

Анализ статистических данных убедительно  подтверждает продолжающуюся депопуляцию России.

Концепции демографической политики Российской Федерации носят весьма общий характер и недостаточно конкретны. По мнению ряда специалистов [6] [7] [8], пока решение демографических проблем мы будем видеть в финансовом стимулировании рождаемости и возвращении к ценностям прошлого, ситуация будет только ухудшаться.

Сегодня решение именно жилищной проблемы молодой семьи с детьми может стать реальным стимулом повышения рождаемости.

Вторым важнейшим фактором, влияющим на повышение рождаемости, могли  бы стать такие изменения в  «Трудовом кодексе» и налоговом  законодательстве, которые стимулировали бы работодателя к приему на работу работников, имеющих детей.

 

 

Литература

1. Медков, В. М. Демография: Учебник / В. М. Медков. – М.: ИНФРА-М. 2007. – 683 с.

2. Социальная статистика: Учебник / Под ред. чл. - кор. РАН И. И. Елисеевой. — 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 480 с.

3. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие для вузов / И.И. Колесникова. – М.: Новое знание, 2002. –249с.

4. Лукьянчикова, Т. Л. Статистика: учебное пособие / Т. Л. Лукьянчикова. – Орел: ОрелГТУ, 2004. – 117 с.

5. Шабайкин, Ю. Н. Статистический анализ демографического развития России в условиях рынка / Автореферат дис. … канд. экон. наук / Юрий Николаевич Шабайкин – М., 1998. – 18 с.

6. Демографические альтернативы будущего / Материал подготовлен В. Супрун, Н. Шейникова // Эксперт Сибирь – 2007 – 24 сентября №35(177)

7. Саттеруэйт, М. Россия, застрявшая в переходе / Маргрет Саттеруэйт (профессор, Оксфордский Университет) // Эксперт – 2006 – 25 сентября №35(529)

8. Домчева, Е. Курс на демографию: Эксперты рассказали о проблемах, которые ждут страну после 2008 года / Елена Домчева // Российская газета - Федеральный выпуск – 2006 – 21 сентября (№4176)

9. Гмурман, В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика: Учеб. Пособие для вузов. – 8-е изд., стер. — М.: Высшая шк., 2002. — 479 с.

10. «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», принята Правительством РФ 24 сентября 2001 г.

11. «Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 1351 от 9 октября 2007 г.

12. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ, http://www. gks. ru/.

13. Бюллетень «Население и общество» (и его электронной версии «Демоскоп Weekly» http://demoscope. ru/weekly/)

Приложения

Приложение  А

Таблица 1 — Статистические показатели,  
характеризующие динамику демографической ситуации в России

Год

Численность наличного населения  на начало года

Прирост населения за год

Коэффициент рождаемости (на 1000 населения)

Коэффициент смертности (на 1000 населения)

Коэффициент естественного прироста населения (на 1000 населения)

Коэффициент суммарной рождаемости

Нетто-коэффициент воспроизводства

Ожидаемая  
продолжительность жизни  
при рождении

Мужчины

Женщины

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1950

101 438 000

 

26,90

10,10

16,80

2,89

1,25

60,50

67,30

1951

102 945 000

1 507 000

27,20

10,20

17,00

2,92

1,25

60,50

67,30

1952

104 587 000

1 642 000

26,70

9,50

17,20

2,87

1,25

60,50

67,30

1953

106 715 000

2 128 000

25,30

9,30

16,00

2,74

1,25

60,50

67,30

1954

108 430 000

1 715 000

26,90

9,30

17,60

2,96

1,25

60,50

67,30

1955

110 537 000

2 107 000

25,70

8,40

17,30

2,83

1,26

62,50

69,90

1956

112 266 000

1 729 000

24,50

7,80

16,70

2,71

1,26

62,50

69,90

1957

114 017 000

1 751 000

24,70

8,10

16,60

2,74

1,26

62,50

69,90

1958

115 665 000

1 648 000

24,20

7,40

16,80

2,69

1,26

62,50

69,90

1959

117 534 300

1 869 300

23,60

7,80

15,80

2,63

1,26

62,85

71,15

1960

119 045 800

1 511 500

23,20

7,39

15,81

2,56

1,22

63,68

72,32

1961

120 765 599

1 719 799

21,90

7,42

14,48

2,47

1,10

63,78

72,38

1962

122 406 795

1 641 196

20,20

7,71

12,49

2,36

1,10

63,91

72,53

1963

123 848 406

1 441 611

18,70

7,49

11,21

2,31

1,02

64,44

73,02

1964

125 179 206

1 330 800

16,90

7,17

9,73

2,19

0,97

64,60

73,34

1965

126 309 100

1 129 894

15,70

7,56

8,14

2,12

0,97

64,32

73,41

1966

127 189 098

879 998

15,30

7,64

7,66

2,13

0,97

64,16

73,49

1967

128 026 196

837 098

14,40

7,92

6,48

2,04

0,94

63,92

73,54

1968

128 695 994

669 798

14,10

8,06

6,04

1,99

0,96

63,46

73,50

1969

129 378 809

682 815

14,20

8,53

5,67

2,00

0,93

63,15

73,39

1970

129 941 200

562 391

14,60

8,68

5,92

2,00

0,93

63,21

73,55

1971

130 563 363

622 163

15,10

8,73

6,37

2,03

0,95

63,21

73,60

1972

131 304 497

741 134

15,30

8,97

6,33

2,03

0,94

63,21

73,49

1973

132 069 024

764 527

15,10

9,17

5,93

1,96

0,93

63,16

73,58

1974

132 799 355

730 331

15,60

9,18

6,42

2,00

0,93

62,78

73,41

Продолжение таблицы 1 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1975

133 633 900

834 545

15,70

9,77

5,93

1,97

0,93

62,32

73,03

1976

134 549 101

915 201

15,90

10,02

5,88

1,96

0,91

62,00

73,11

1977

135 503 754

954 653

15,80

10,21

5,59

1,92

0,89

61,83

73,17

1978

136 455 076

951 322

15,90

10,30

5,60

1,90

0,88

61,66

73,11

1979

137 409 900

954 824

15,80

10,82

4,98

1,87

0,87

61,45

73,00

1980

138 126 600

716 700

15,90

11,02

4,88

1,86

0,88

61,53

73,09

1981

138 839 197

712 597

16,00

10,95

5,05

1,88

0,90

61,99

73,47

1982

139 603 792

764 595

16,60

10,74

5,86

1,96

0,95

62,27

73,63

1983

140 529 786

925 994

17,50

11,09

6,41

2,09

0,97

62,00

73,31

1984

141 582 615

1 052 829

16,90

11,62

5,28

2,05

0,96

62,31

73,32

1985

142 539 000

956 385

16,60

11,30

5,30

2,05

1,00

63,83

73,99

1986

143 527 861

988 861

17,20

10,39

6,81

2,18

1,04

64,91

74,55

1987

144 783 723

1 255 862

17,20

10,53

6,67

2,23

1,04

64,80

74,43

1988

145 988 334

1 204 611

16,00

10,71

5,29

2,13

1,01

64,80

74,43

1989

147 021 900

1 033 566

14,60

10,75

3,85

2,01

0,95

64,21

74,47

1990

147 665 100

643 200

13,40

11,20

2,20

1,89

0,90

63,79

74,27

1991

148 273 700

608 600

12,10

11,40

0,70

1,73

0,82

63,46

74,27

1992

148 514 700

241 000

10,70

12,19

-1,49

1,55

0,73

62,02

73,75

1993

148 561 700

47 000

9,40

14,50

-5,10

1,37

0,64

58,91

71,88

1994

148 355 900

-205 800

9,60

15,70

-6,10

1,39

0,65

57,59

71,18

1995

148 459 900

104 000

9,30

15,00

-5,70

1,34

0,63

58,27

71,70

1996

148 291 600

-168 300

8,90

14,20

-5,30

1,27

0,60

59,75

72,49

1997

148 028 600

-263 000

8,60

13,72

-5,12

1,22

0,57

60,75

72,89

1998

147 802 100

-226 500

8,80

13,57

-4,77

1,23

0,58

61,30

72,93

1999

147 539 400

-262 700

8,30

14,69

-6,39

1,16

0,54

59,95

72,42

2000

146 890 100

-649 300

8,70

15,33

-6,63

1,20

0,56

59,10

72,27

2001

146 303 600

-586 500

9,08

15,62

-6,53

1,22

0,58

58,96

72,34

2002

145 649 300

-654 300

9,73

16,25

-6,52

1,29

0,61

58,68

71,90

2003

144 963 600

-685 700

10,10

15,30

-5,20

1,32

0,62

58,55

71,84

2004

144 168 200

-795 400

10,40

15,90

-5,50

1,34

0,63

58,89

72,30

2005

143 474 200

-694 000

10,20

16,10

-5,90

1,38

0,61

58,87

72,39

2006

142 753 500

-720 700

10,40

15,20

-4,80

1,38

     

2007

142 221 000

-532 500

             

 

Приложение Б

 

Таблица 2 — Браки и рождаемость

   

Рождаемость  
на 10000 жителей

Количество браков  
на 10000 жителей

1

Ивановская область

87,63

65,32

2

Кировская область

93,84

65,36

3

Ставропольский край

100,55

68,31

4

Ленинградская область

78,25

68,94

5

Тамбовская область

85,25

69,54

6

Ульяновская область

86,79

69,57

7

Пензенская область

84,00

69,69

8

Волгоградская область

94,66

70,07

9

Саратовская область

90,63

70,17

10

Нижегородская область

89,81

70,19

11

Воронежская область

83,92

71,53

12

Ростовская область

92,05

71,75

13

Вологодская область

105,41

71,84

14

Псковская область

88,71

72,11

15

Тульская область

78,82

72,30

16

Рязанская область

84,91

72,53

17

Владимирская область

92,62

72,77

18

Тверская область

93,13

74,17

19

Брянская область

90,20

74,31

20

Калужская область

88,88

74,38

21

Курская область

86,69

74,53

22

Оренбургская область

105,06

74,84

23

Архангельская область

107,62

75,03

24

Смоленская область

86,66

75,47

25

Краснодарский край

102,64

75,60

26

Ярославская область

92,56

76,11

27

Новгородская область

93,77

76,38

28

Орловская область

86,74

76,40

29

Костромская область

97,98

77,36

30

Самарская область

97,67

77,80

31

Астраханская область

121,92

77,97

32

Белгородская область

89,23

79,86

33

Московская область

89,74

80,99

34

Липецкая область

93,36

81,59

35

Мурманская область

98,50

84,07


 

 

Приложение  В

Таблица 3 — Разводы и рождаемость

   

Рождаемость  
на 10000 жителей

Количество разводов  
на 10000 жителей

1

Ставропольский край

100,55

36,80

2

Пензенская область

84,00

37,15

3

Псковская область

88,71

37,26

4

Тамбовская область

85,25

37,35

5

Орловская область

86,74

38,13

6

Костромская область

97,98

38,46

7

Саратовская область

90,63

39,71

8

Белгородская область

89,23

40,16

9

Волгоградская область

94,66

40,24

10

Архангельская область

107,62

40,34

11

Кировская область

93,84

40,51

12

Ульяновская область

86,79

41,09

13

Астраханская область

121,92

41,11

14

Ярославская область

92,56

41,13

15

Рязанская область

84,91

41,17

16

Владимирская область

92,62

41,48

17

Ивановская область

87,63

42,19

18

Тверская область

93,13

42,21

19

Новгородская область

93,77

42,41

20

Брянская область

90,20

42,76

21

Ростовская область

92,05

42,79

22

Краснодарский край

102,64

43,22

23

Оренбургская область

105,06

43,37

24

Калужская область

88,88

44,29

25

Самарская область

97,67

44,44

26

Воронежская область

83,92

44,97

27

Тульская область

78,82

45,69

28

Ленинградская область

78,25

45,77

29

Курская область

86,69

45,88

30

Вологодская область

105,41

46,59

31

Липецкая область

93,36

47,55

32

Смоленская область

86,66

48,52

33

Московская область

89,74

48,86

34

Нижегородская область

89,81

50,56

35

Мурманская область

98,50

65,23

Информация о работе Естесственное движение населения