Индекс потребительских цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 18:17, реферат

Краткое описание

Развитие государственной статистики должно быть направлено на достижение стратегических целей развития Российской Федерации, прежде всего, на создание условий для повышения эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти и призвано способствовать информационно-статистическому обеспечению реализации посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам социально-экономической и демографической политики, а также выполнению международных информационных обязательств Российской Федерации в целях повышения открытости российской экономики, ее более полной интеграции в мировое сообщество в соответствии с международными стандартами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАТИСТИКИ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ

1.1 Социально-экономическое значение статистического изучения цен и инфляции

1.2 Статистика потребительских цен

ГЛАВА 2. ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ

2.1 Сущность, функции и значение индекса потребительских цен

2.2 Происхождение и направления использования индексов потребительских цен

2.3 Порядок расчета индекса потребительских цен

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

статистика.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ  ВПО  «Оренбургский государственный  аграрный университет» 

Кафедра статистики 
 
 
 

Реферат по статистике на тему:

"Индекс потребительских цен" 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студент 21 группы

экономического  факультета,

отделения финансов и кредита

Камалиев  Рамиль Рифович 

Проверил:

преподаватель Мельникова Е.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оренбург

2011 –  2012 уч.год 

Содержание 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ СТАТИСТИКИ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ 

1.1 Социально-экономическое  значение статистического изучения  цен и инфляции 

1.2 Статистика потребительских цен 

ГЛАВА 2. ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ 

2.1 Сущность, функции  и значение индекса потребительских  цен 

2.2 Происхождение  и направления использования  индексов потребительских цен 

2.3 Порядок расчета индекса потребительских цен 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

 Эффективное  социально-экономическое развитие  страны, государственное управление  и регулирование связано с  необходимостью своевременного  получения и анализа полной, достоверной, научно обоснованной официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных явлениях в Российской Федерации. 

 Развитие  государственной статистики должно быть направлено на достижение стратегических целей развития Российской Федерации, прежде всего, на создание условий для повышения эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти и призвано способствовать информационно-статистическому обеспечению реализации посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, программ социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам социально-экономической и демографической политики, а также выполнению международных информационных обязательств Российской Федерации в целях повышения открытости российской экономики, ее более полной интеграции в мировое сообщество в соответствии с международными стандартами. 

 На современном  этапе государственная статистика  развивается в условиях осуществления  в России значительных социально-экономических  перемен, административной реформы,  реформирования бюджетного процесса, перехода на международные стандарты финансовой отчетности, что определяет задачи поиска и реализации принципиально новых подходов к официальной статистической деятельности, формированию гибкой, быстро реагирующей на изменение жизни общества системы информационно-статистического обеспечения.  

 Кроме того, необходимость дальнейшего развития  государственной статистики вызвана: 

  • нерешенностью ряда методологических проблем статистики, возникающих при вхождении России в мировое сообщество и выполнении ее обязательств перед международными организациями, в том числе статистическими;
  • отсутствием показателей, отражающих новые социально-экономические явления и процессы и необходимых для анализа развития российской экономики и российского общества;
  • "распыленностью" информации и трудностями, возникающими у пользователей при получении необходимой информации;
  • несовершенством законодательной базы для получения статистической информации и обеспечения ею всех заинтересованных пользователей;
  • отсутствием регламентации прав и обязанностей федеральных органов исполнительной власти при формировании статистических информационных ресурсов и получении информации из них.
 

 Необходимо  разработать новые, не используемые  в статистической практике показатели и алгоритмы их расчета, определить источники и методы получения первичных данных, создать программно-технологическое обеспечение, а также определить процедуры согласования и представления итоговых данных. 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ СТАТИСТИКИ ЦЕН И ИНФЛЯЦИИ 
 

1.1 Социально-экономическое  значение статистического изучения  цен и инфляции 
 

 Наблюдение  за изменением цен и тарифов  на потребительском рынке ставит  своей задачей сбор информации  об уровне цен и их изменении  на основе систематической регистрации на потребительском рынке. 

 Основа современной  методологии статистики цен, соответствующей  в целом методологии стран  с рыночной экономикой и международным  стандартам, была создана в начале  экономических реформ и в преддверии  либерализации цен, стартовавшей в январе 1992 г. По мере накопления опыта постепенно разрабатывалась методология организации наблюдения за ценами и расчета их изменения. 

 Одной из  важнейших задач было формирование  системы показателей статистики  цен, характеризующих как уровень,  так и динамику цен (тарифов) во всех секторах экономики. 

 В настоящее  время в основном создана логически  стройная и внутренне не противоречивая  и в основном соответствующая  международным стандартам система  индексов и уровней цен, разрабатываемых  по единым основным методологическим принципам во всех секторах экономики. 

 Основными  задачами статистики цен являются: 

 • анализ  конъюнктуры рынка;

 • определение  средней динамики цен (тарифов)  на произведенные продукцию и  услуги предприятиями всех секторов  экономики;

 • определение  средней динамики цен (тарифов)  на потребительском рынке;

 • расчет  стоимости набора основных продуктов  питания и фиксированного набора  потребительских товаров и услуг  для межрегиональных сопоставлений  покупательной способности населения;

 • элиминирование  зависимости стоимостных макропоказателей  от изменения цен (дефляция), например  ВВП и показателей СНС; 

 • определение  паритета покупательной способности  валют для международных сопоставлений. 

 В процессе  развития методологии статистики цен были определены единые для всей статистики цен методологические подходы: 

 • формирование  выборочной совокупности базовых  организаций для наблюдения за  ценами (тарифами) на товары (услуги);

 • формирование  наборов товаров (услуг) - представителей  с учетом максимального сближения номенклатурных позиций (формирование сквозной номенклатуры для всех секторов экономики);

 • организация  наблюдения за ценами (тарифами) в организациях, в которых собирается  ценовая информация;

 • единые  временные параметры регистрации цен (тарифов) на товары и услуги (в конце отчетного месяца);

 • единые  принципы формирования базисных  весов с их ежегодным пересмотром; 

 • расчет  индивидуальных, групповых, отраслевых, региональных индексов цен и  тарифов;

 • общие  для всей системы формулы расчета индивидуальных и групповых индексов цен (тарифов). 

 В настоящее  время создана следующая система  индексов цен:  

 а) в потребительском  секторе: 

 • индексы  потребительских цен на товары  и услуги,

 • индексы  иен на рынке жилья;  

 б) в производственном секторе: 

 • индексы  цен производителей промышленной  продукции,

 • индексы  цен производителей на реализованную  сельскохозяйственную продукцию,

 • индексы  цен производителей в строительстве  (строительно-монтажные работы, машины  и оборудование, прочие капитальные работы),

 • индексы  тарифов на грузовые перевозки,

 • индексы  тарифов на услуги связи для  юридических лиц,

 • индексы  цен на приобретенные промышленными  организациями основные виды  топливно-энергетических ресурсов,

 • индексы  цен на приобретенные сельскохозяйственными организациями средства производства и услуги.

 • индексы  цен на приобретенные строительными  организациями основные материалы,  детали и конструкции. 
 

1.2 Статистика  потребительских цен 

 Индекс потребительских  цен и тарифов на товары и платные услуги населению (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления, а также измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем периоде. 

 ИПЦ является  одним из важнейших показателей,  характеризующих уровень инфляции, и используется в целях осуществления  государственной финансовой политики, анализа и прогноза ценовых  процессов в экономике, регулирования реального курса национальной валюты, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров. 

 В рыночной  экономике особое значение придается  организации статистического наблюдения  за уровнем и динамикой цен  на потребительском рынке. 

 Наблюдение  за изменением цен (тарифов)  проводится как в целом по  Российской Федерации, так и  по всем субъектам Федерации  (республикам, краям, областям, автономным  округам — всего по 89 регионам). 

 Ценовая информация  собирается во всех столицах республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, автономных округов и выборочно — в районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов и степени насыщенности потребительского рынка товарами и услугами, — всего 350 городов. 

 Расчет индекса  потребительских цен производится  на базе информации, полученной  из двух источников: 

 • данных  об изменении цен, собранных  путем ежемесячной регистрации  цен и тарифов на потребительском рынке;

 • данных  о структуре фактических потребительских  расходов населения за предыдущий  год, рассчитанных на основе  показателей выборочного обследования  домашних хозяйств. 

 Замедление  темпов инфляции позволило перейти  с еженедельной на ежемесячную регистрацию цен. Этот переход сопровождался расширением набора товаров (услуг) — представителей с 280 до 445 наименований. Такое расширение набора явилось объективной потребностью, связанной с тем, что в условиях замедления роста цен необходимо было более точно и качественно отслеживать их изменение. 

 Наблюдение  за ценами на товары и платные  услуги на потребительском рынке  и расчет индекса потребительских  цен включают в себя следующие  этапы работы: 

 • отбор  базовых предприятий торговли  и сферы услуг;

 • отбор  товаров и услуг-представителей;

 • регистрацию  цен и тарифов;

 • формирование  структуры весов для расчета  индекса цен потребительского  рынка;

 • расчет  индекса потребительских цен;

 • расчет  средних цен (тарифов) на товары  и услуги. 

 Для регистрации  цен в каждом городе отобраны  крупные, средние и мелкие предприятия  торговли и сферы услуг, расположенные  как в центральной части города, так и на его окраинах, с  тем, чтобы в наблюдение попали  предприятия с различными условиями  торговли (обслуживания). 

 В сферу  наблюдения репрезентативно включаются  предприятия торговли и сферы  услуг всех форм собственности  и организационно-правовых форм (государственные, муниципальные,  частные, смешанные и общественных  объединений, организаций), городские продовольственные и вещевые рынки. 

Информация о работе Индекс потребительских цен