Информационные потребности студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение основ математического и программного обеспечения в ходе осуществления социологического исследования информационных потребностей судентов.
Для достижения поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи:
Разработать программу социологического исследования на тему «Информационные потребности студентов»;
Определить содержательные основы применения математических и статистических методов в процессе социологического исследования информационных потребностей студентов;
Автоматизировать анализ анкетных данных.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ СТУДЕНТОВ».
Методологический раздел программы социологического исследования.
Методический раздел программы социологического исследования.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ОСНОВ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ И СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ.
Логическая схема обработки информации.
Подготовка первичной информации к компьютерной обработке.
Обобщение результатов проведенного исследования.
АВТОМАТИЗАЦИЯ АНАЛИЗА АНКЕТНЫХ ДАННЫХ.
Сравнительный анализ использования Excel и SPSS на разных этапах обработки социологических данных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota11.docx

— 685.26 Кб (Скачать файл)

Виды выборок:

  • Механическая выборка – формируется через некоторый шаг отбора;
  • Серийная выборка – формируется через отбор некоторых единиц из каждой серии, на которые поделена генеральная совокупность;
  • Гнездовая выборка – в качестве единиц исследования выбираются целые группы и коллективы;
  • Стихийная выборка – заранее не определяется структура массива респондентов, которые заполняют и отправляют анкеты;
  • Основной массив – опрашивается 60-70% респондентов из генеральной совокупности;
  • Квотная выборка – формируется на основе статистических данных о генеральной совокупности.

В нашем исследовании подсчет будет осуществляться по всей генеральной совокупности, так как она не слишком велика.

В социологии существует ряд  приемов, которые она использует для изучения поведения людей. В  ней широко применяются методы психологии, демографии, истории, географии, математики, статистики и др. Метод сбора информации зависит от типа исследования. Выделяют три основных метода исследования: разведывательное, описательное и аналитическое. 

«Под методами социологического исследования подразумеваются конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые в социологическом исследовании»27.

При сборе первичной информации выделяют:

  • Метод опроса – интервью или анкетирование;
  • Наблюдение – включенное или невключенное;
  • Изучение документальных источников – качественный или количественный;
  • Эксперимент – контролируемый или не контролируемый.

В социологическом исследовании данной курсовой работы для сбора  данных использовался метод анкетирования.

«Опрос – метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, и, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию».28

«Анкетирование – письменный опрос – разновидность метода опроса, при котором общение между социологом-исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуется анкетой».29

«Анкета социологическая  – инструмент для сбора первичной  информации, тиражированный документ, который содержит набор вопросов, сформулированный и связанных между  собой по определенным правилам. Свойства и качества социологической анкеты, ее объем, структура, специфика конструирования  вопросов тесно связаны и определяются типом опроса, для которого данный инструмент предполагается использовать».30

Анкета, использованная в  курсовой работе, представлена в приложении 1. 

  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ОСНОВ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ  И СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ.

2.1. Логическая схема обработки информации.

В социологии существует множество  шкал для измерения мнения респондентов по тому или иному вопросу. Самые  распространенные - это номинальная, ранговая (порядковая) и интервальная. В нашем социологическом исследовании мы использовали номинальную и ранговую.

«Шкала – алгоритм, с  помощью которого осуществляется измерение  в тех случаях, когда оно является отображением изучаемых объектов в  числовую математическую систему. С  помощью шкалы каждому объекту  ставится в соответствие число, называемое шкальным значением объекта»31

«Номинальные шкалы можно  определить как шкалы, допустимыми  преобразованиями которых являются произвольные взаимно однозначные  преобразования, т. е. преобразования, сохраняющие отношения равенства  и неравенства между числами»32.

«Номинальной шкале в  анкете обычно соответствуют вопросы, способствующие выявлению мнений, установок, объективных характеристик респондента»33.

«Порядковая шкала (шкала порядка) получается тогда, когда при осуществлении намерения моделируются не только эмпирические отношения равенства—неравенства между изучаемыми объектами, но и отношения порядка между ними. Порядковая шкала не только задает некоторую классификацию на множестве объектов, но и устанавливает определенный порядок между классами»34.

«Ранговой шкале (порядковой) соответствует основное число вопросов анкеты или бланка интервью. Варианты ответов в вопросе распределены в строгом порядке убывания или  возрастания интенсивности признака»35.

Представляем логический анализ анкеты «Информационные потребности студентов» и логическая схема обработки информации в зависимости от целей исследования и используемых шкал измерения.

Таблица 1.1

Логическая структура  анкеты

Операциональное понятие

Индикатор

Тип шкалы измерения

Номер вопроса в анкете

Информационная потребность

Частота

Ранговая

1

Содержание

Номинальная

3

Цель

Номинальная

4

Возбудитель

Номинальная

2

Успеваемость

Ранговая

9

Пол

Номинальная

10

Формы информационных потребностей

Частота использования

Ранговая

5

Степень доверия

Ранговая

6

Носители

Номинальная

7

Умение использовать

Ранговая

8


 

Логическая схема обработки информации:

  1. Для доказательства первой гипотезы «Студенты занимаются самообразованием посредствам СМИ», надо выявить тесноту связи между 5 и 1 вопросами посредствам коэффициента Спирмена.
  2. Для проверки второй гипотезы «Зачастую возбудителями информационных потребностей являются преподаватели и собственное желание студента» необходимо выяснить тесноту связи между 1 и 2 вопросами с помощью коэффициента Кендалла.
  3. Чтобы доказать третью гипотезу «Студенты умеют искать книги в алфавитном каталоге», необходимо выявить тесноту связи между вопросами 8 и 7 с помощью коэффициента Спирмена.
  4. Чтобы доказать четвертую гипотезу «Зачастую у девушек возбудителем информационных потребностей является собственное желание», необходимо выявить тесноту связи между вопросами 2 и 10 с помощью таблицы сопряженности.

 

 

 

2.2. Подготовка первичной  информации к компьютерной обработке.

В данном параграфе описаны  механизмы, используемые нами в процессе подготовки первичной информации к  обработке.

«Обработка данных – один из этапов социологического исследования. Включает ряд компонентов,  каждый из которых требует решения организационных, технических, методических, а подчас и теоретических проблем»36.

Структура этапа  обработки данных социологического исследования включает следующие процедуры:

    • Редактирование и кодирование информации;
    • Перенос данных на компьютер;
    • Проверка качества данных и коррекция ошибок;
    • Создание переменных.

Для переноса полученных данных на компьютер мы использовали программный  продукт Excel. Ввод собранных социологических данных производился с помощью «Формы».

«Форма – это окно диалога, предназначенное для удобного ввода, удаления и поиска данных в списках. Для создания полей в форме редактор Excel использует заголовки списка»37.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.1 Форма ввода данных

Для того чтобы избежать ошибок при переносе данных, на ячейки устанавливается функция проверки вводимых значений. Она позволяет защитить ячейки от ввода неверных данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.2 Проверка вводимых значений

При вводе неверного значения появляется оповещение об ошибке.

Рис. 2.3 Оповещение об ошибке

После окончания ввода  данных получаем готовый макет собранной  информации социологического исследования. Ниже приведен фрагмент макета «Информационные  потребности студентов».

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.4 Макет данных «Информационные  потребности студентов»

В программный продукт  SPSS ввод данных можно осуществить несколькими способами. Первый способ – это импорт данных из программного продукта Excel. Импортируемая таблица данных должна соответствовать схеме «Заголовок переменной → Значение переменной». После вызывается диалоговое окно импорта данных при помощи Файл → Открыть базу данных → Новый запрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.5 Вызов диалогового  окна

Далее выбираем нужный файл и импортируем необходимые для обработки данные социологического исследования.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.6 Импорт данных

Получаем импортированные данные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.7 Макет данных в  программном продукте SPSS

Следующим шагом будет  ввод названия вопросов и значений. Для этого открываем вкладку  «Переменные», в метку вводим название вопроса, в значение соответствие номера и вариант ответа. И указываем соответствующую шкалу вопросу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.8 Готовый макет данных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Обобщение результатов проведенного исследования.

В данном параграфе мы продемонстрируем обобщение и отображение результатов исследования.

Ручная обработка. По результатам первого вопроса «Оцените по 5-балльной шкале частоту возникновения потребностей в информации» мы высчитаем среднее значение, дисперсию генеральной совокупности и стандартное отклонение.

Результаты первого вопроса: 5 4 4 5 3 2 4 4 5 4 4 4 4 5 5 5 5 5 4 4 4 4 5 4 5 3 4 4 2 3 4 4. Высчитаем его среднее значение. Для этого необходимо сумму всех значений генеральной совокупности разделить на количество значений данных совокупности.

Получим:

Высчитаем дисперсию генеральной  совокупности. Вычисляется  она путем суммирования возведенного в квадрат  отклонения каждого  значения данных от средней величины.

 

Для начала рассчитаем отклонение от средней величины для каждого  значения набора данных:

5-4,09375=0,90625; 4-4,09375=-0,09375; 4-4,09375=-0,09375;

5-4,09375=0,90625; 3-4,09375=-1,09375; 2-4,09375=-2,09375 и т.д.

Далее полученное отклонение вводим в квадрат и получаем:

0,821289; 0,008789; 0,008789; 0,821289; 1,196289; 4,383789 и т.д.

Сумма всех отклонений от средней  величины, возведенных в квадрат  равно 20,71875. Далее это число делим на размер совокупности – 1. Получаем:

Для подсчета стандартного отклонения необходимо из дисперсии извлечь квадратный корень.

На основании данных 5 вопроса «Укажите степень частоты  использования библиотеки, как средства удовлетворения информационных потребностей»; «Укажите степень частоты использования Интернет-ресурсов, как средства удовлетворения информационных потребностей» и «Укажите степень частоты использования СМИ, как средства удовлетворения информационных потребностей» мы рассчитаем среднее значение, которое покажет как часто в среднем респонденты используют те или иные средства для удовлетворения своих информационных потребностей.

Найдем среднее значение частоты использования библиотеки, как средства удовлетворения информационных потребностей. Для этого воспользуемся формулой среднего значения:

Информация о работе Информационные потребности студентов