Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение основ математического и программного обеспечения в ходе осуществления социологического исследования информационных потребностей судентов.
Для достижения поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи:
Разработать программу социологического исследования на тему «Информационные потребности студентов»;
Определить содержательные основы применения математических и статистических методов в процессе социологического исследования информационных потребностей студентов;
Автоматизировать анализ анкетных данных.
ВВЕДЕНИЕ.
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ СТУДЕНТОВ».
Методологический раздел программы социологического исследования.
Методический раздел программы социологического исследования.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ОСНОВ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ И СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ.
Логическая схема обработки информации.
Подготовка первичной информации к компьютерной обработке.
Обобщение результатов проведенного исследования.
АВТОМАТИЗАЦИЯ АНАЛИЗА АНКЕТНЫХ ДАННЫХ.
Сравнительный анализ использования Excel и SPSS на разных этапах обработки социологических данных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Расчеты:
Аналогично рассчитываем среднее значение для остальных средств. Результаты представлены ниже.
Таблица 2.1
Среднее значение частоты
использования средств
Средство удовлетворения информационных потребностей |
Среднее значение частоты использования |
Библиотеки |
2,65625 |
Интернет-ресурсы |
4,71875 |
СМИ |
3,21875 |
Рис. 2.9 Частота использования средств удовлетворения информационных потребностей
Из данной гистограммы можно сделать вывод, что Интернет-ресурсами, как средством удовлетворения информационных потребностей студенты пользуются чаще, чем библиотеками.
Для того чтобы продемонстрировать наглядно успеваемость студентов, необходимо построить таблицу, которая отражает количество студентов и их оценку успеваемости.
Таблица 2.2
Успеваемость студентов
Оценка |
Количество студентов |
Отлично |
3 |
Хорошо |
19 |
Удовлетворительно |
10 |
Рис. 2.10 Успеваемость студентов
На представленном выше полигоне отображена успеваемость студентов. Можно сделать вывод, что большая часть студентов учится на оценку «Хорошо».
Компьютерная обработка. Для проверки выдвинутых гипотез мы использовали программный продукт SPSS.
Таблица 2.3
Корреляционная связь между 5 и 1 вопросами
Библиотеки |
Интернет-ресурсы |
СМИ |
Другое |
Самообразование |
Учебная деятельность |
Научная работа | |||
ро Спирмена |
Библиотеки |
Коэффициент корреляции |
1,000 |
-,013 |
,299 |
-,244 |
,045 |
,131 |
,051 |
Знч. (2-сторон) |
,944 |
,097 |
,178 |
,808 |
,476 |
,782 | |||
N |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 | ||
Интернет-ресурсы |
Коэффициент корреляции |
-,013 |
1,000 |
-,008 |
,086 |
,336 |
-,347 |
,086 | |
Знч. (2-сторон) |
,944 |
,964 |
,640 |
,060 |
,052 |
,640 | |||
N |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 | ||
СМИ |
Коэффициент корреляции |
,299 |
-,008 |
1,000 |
-,292 |
,416* |
-,261 |
-,211 | |
Знч. (2-сторон) |
,097 |
,964 |
,105 |
,018 |
,148 |
,246 | |||
N |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 | ||
Другое |
Коэффициент корреляции |
-,244 |
,086 |
-,292 |
1,000 |
,130 |
-,248 |
-,032 | |
Знч. (2-сторон) |
,178 |
,640 |
,105 |
,478 |
,171 |
,861 | |||
N |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 | ||
Самообразование |
Коэффициент корреляции |
,045 |
,336 |
,416* |
,130 |
1,000 |
-,524 |
-,248 | |
Знч. (2-сторон) |
,808 |
,060 |
,018 |
,478 |
,002 |
,171 | |||
N |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 | ||
Учебная деятельность |
Коэффициент корреляции |
,131 |
-,347 |
-,261 |
-,248 |
-,524 |
1,000 |
,130 | |
Знч. (2-сторон) |
,476 |
,052 |
,148 |
,171 |
,002 |
,478 | |||
N |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 | ||
Научная работа |
Коэффициент корреляции |
,051 |
,086 |
-,211 |
-,032 |
-,248 |
,130 |
1,000 | |
Знч. (2-сторон) |
,782 |
,640 |
,246 |
,861 |
,171 |
,478 |
|||
N |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
Вывод: из таблицы видно, что корреляционная связь между самообразованием и СМИ отмечена звездочкой (*) (корреляция значима), следовательно, информационные потребности с целью самообразования студенты удовлетворяют посредствам СМИ. Это значит, что выдвинутая гипотеза доказана.
Таблица 2.4
Корреляционная связь между вопросом 1 и 2
Оцените по 5-балльной шкале
частоту возникновения |
Преподаватели |
Родители |
Собственное желание | |||
тау-b Кендалла |
Оцените по 5-балльной шкале
частоту возникновения |
Коэффициент корреляции |
1,000 |
-,394* |
,124 |
,426* |
Знч. (2-сторон) |
,021 |
,465 |
,012 | |||
N |
32 |
32 |
32 |
32 | ||
Преподаватели |
Коэффициент корреляции |
-,394* |
1,000 |
,016 |
-,666 | |
Знч. (2-сторон) |
,021 |
,928 |
,000 | |||
N |
32 |
32 |
32 |
32 | ||
Родители |
Коэффициент корреляции |
,124 |
,016 |
1,000 |
,162 | |
Знч. (2-сторон) |
,465 |
,928 |
,369 | |||
N |
32 |
32 |
32 |
32 | ||
Собственное желание |
Коэффициент корреляции |
,426* |
-,666 |
,162 |
1,000 | |
Знч. (2-сторон) |
,012 |
,000 |
,369 |
|||
N |
32 |
32 |
32 |
32 |
Вывод: из таблицы видно, что корреляционная связь между частотой возникновения информационных потребностей и такими возбудителями потребностей в информации, как преподаватели и собственное желание отмечена звездочкой (*) (корреляция значима), следовательно, зачастую возбудителями информационных потребностей являются преподаватели и собственное желание студента. Это значит, что выдвинутая гипотеза доказана.
Таблица 2.5
Корреляционная связь между 8 и 7 вопросами
Алфавитный каталог |
Поисковые системы |
Книги |
Файлы |
Статьи |
Лекции | |||
ро Спирмена |
Алфавитный каталог |
Коэффициент корреляции |
1,000 |
,496 |
,450** |
-,162 |
,023 |
-,312 |
Знч. (2-сторон) |
,004 |
,010 |
,376 |
,899 |
,082 | |||
N |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 | ||
Поисковые системы |
Коэффициент корреляции |
,496 |
1,000 |
,130 |
-,333 |
,205 |
,086 | |
Знч. (2-сторон) |
,004 |
,479 |
,063 |
,261 |
,640 | |||
N |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 | ||
Книги |
Коэффициент корреляции |
,450** |
,130 |
1,000 |
-,437 |
,197 |
-,098 | |
Знч. (2-сторон) |
,010 |
,479 |
,012 |
,279 |
,595 | |||
N |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 | ||
Файлы |
Коэффициент корреляции |
-,162 |
-,333 |
-,437 |
1,000 |
-,030 |
,055 | |
Знч. (2-сторон) |
,376 |
,063 |
,012 |
,869 |
,764 | |||
N |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 | ||
Статьи |
Коэффициент корреляции |
,023 |
,205 |
,197 |
-,030 |
1,000 |
,149 | |
Знч. (2-сторон) |
,899 |
,261 |
,279 |
,869 |
,416 | |||
N |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 | ||
Лекции |
Коэффициент корреляции |
-,312 |
,086 |
-,098 |
,055 |
,149 |
1,000 | |
Знч. (2-сторон) |
,082 |
,640 |
,595 |
,764 |
,416 |
|||
N |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
32 |
Вывод: из таблицы видно, что корреляционная связь между таким носителем информации, как книга и умением пользоваться алфавитным каталогом отмечена звездочкой (**) (корреляция значима), следовательно, студенты умеют искать книги в алфавитном каталоге. Это значит, что выдвинутая гипотеза доказана.
Таблица 2.6
Таблица сопряженности между 2 и 10 вопросами
Ваш пол? |
Итого | |||
Мужской |
Женский | |||
Собственное желание |
Нет |
2 |
7 |
9 |
Да |
2 |
21 |
23 | |
Итого |
4 |
28 |
32 |
Вывод: из данной таблицы видно, что у девушек чаще возникают информационные потребности, возбудителем которых является собственное желание. Следовательно, выдвинутая гипотеза доказана.
Таким образом, поставленная
нами задача была выполнена, так как
все выдвинутые гипотезы были подтверждены
наглядно с помощью программного
продукта SPSS.
ГЛАВА 3. АВТОМАТИЗАЦИЯ АНАЛИЗА АНКЕТНЫХ ДАННЫХ.
3.1. Сравнительный анализ использования Excel и SPSS на разных этапах обработки социологических данных.
В нашей курсовой работе были использованы программный продукты Excel и SPSS. Они использовались совместно и в этом разделе мы проанализируем преимущества и недостатки этих двух программ.
Большим преимуществом программного продукта SPSS является простота в освоении, большое количество функций для статистического анализа, высокая скорость вычисления, возможность экспортировать данные. Но одним из его недостатков является неудобство при вводе данных непосредственно сразу в программный продукт, так как варианты ответа и данные находятся на разных рабочих листах.
Мы выполнили логический анализ в программном продукте SPSS при помощи коэффициента Спирмена, Кендалла и таблицы сопряженности. Это не занимало больших усилий, так как SPSS имеет большое количество функций для статистического анализа и все подсчеты производились автоматически. Также он сразу помечал значимые корреляционные связи. В программном продукте Excel для построения таблиц сопряженности надо было вбивать несколько формул. Это занимало много времени и места на рабочем листе.
В программном продукте Excel удобно производить ввод данных через форму, так как она сразу отображает варианты ответов и поля, которые надо заполнить. Также в MO Excel удобно считать описательную статистику, она сразу отображает все нужные значения, в программном пакете SPSS все это можно посчитать отдельно.
Таким образом, обе эти
программы обладают значительными
преимуществами и для более эффективной
работы при анализе данных социологического
исследования лучше использовать оба
программных пакета.
Заключение
В данной курсовой работе мы разработали методологические основы социологического исследования на тему «Информационные потребности студентов». Для этого был проанализирован большой массив информации. Разработали программу социологического исследования, операционализацию, на основе которой была создана анкета «Информационные потребности студентов», был произведен сбор данных. На основе полученных результатов мы произвели ручную обработку, а также был произведен анализ данных в программных пакетах Excel и SPSS.
Мы наиболее эффективно автоматизировали анализ анкетных данных. Выдвинутые гипотезы в исследовании были доказаны с помощью коэффициента Кендалла, Спирмена и таблицы сопряженности, расчеты которых производились в программном продукте SPSS.
Мы произвели сравнительный
анализ удобство и эффективности
использования программных
Задачи, которые мы поставили
в начале курсовой работы, были выполнены.
Список литературы