Лекции по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 10:04, курс лекций

Краткое описание

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ
1.1. ПОНЯТИЕ "СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА"
Понятие "социальная статистика" имеет два толкования: как область науки и как область практической деятельности. Социальная статистика как область науки разрабатывает систему приемов и методов сбора, обработки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе. Социальная статистика как область практической деятельности направлена на выполнение органами государственной статистики и другими организациями работы по сбору и обобщению числовых материалов, характеризующих те или иные социальные процессы.

Вложенные файлы: 3 файла

Социальная статистика (главы 1-5).doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

2. Достижение соответствия ряда статистических показателей оценке сущности социальных явлений и процессов, так как показатели не дают их качественных характеристик. Учитываются лишь отдельные формальные количественные параметры. Например, состояние системы здравоохранения трудно реально оценить, опираясь лишь на данные о числе приходящихся на 1000 человек населения врачей и больничных коек. По мере расширения различных форм медицинской помощи, основанных на коммерческих началах, возрастает дифференциация качества работы, доступности, разнообразия видов специализированных медицинских учреждений. Все должно найти отражение в статистических показателях.

3. Интегрирование исследований на макро- и микроуровнях, что позволит более глубоко и полно вскрыть первопричины и механизмы изучаемых процессов. Пока еще социальная статистика ориентирована преимущественно на исследование явлений и процессов на макроуровне, где обнаруживаются конечные результаты процесса. Децентрализация всей системы управления в стране усиливает актуальность информационного обеспечения на региональном уровне.

4. Разработка показателей, построение моделей, оценка гипотез, дифференцирование для наиболее характерных социально-культурных, социально-этнических, социально-демографических групп населения. Используемые при этом схемы группировок населения следует корректировать по мере того, как происходят сдвиги в составе населения. Действующая система показателей социальной статистики практически нивелирует реально существующую дифференциацию условий жизнедеятельности различных групп населения, системы их ценностных ориентации и т. д. Тенденция возрастания социального расслоения общества усиливает актуальность этого вопроса.

5. Преодоление существующей несопоставимости показателей социальной статистики и показателей, представленных в других отраслевых статистиках.

6. Моделирование социально-экономических связей с целью обнаружения механизмов взаимодействия в общественной системе. На макроуровне представлен ряд объективно существующих ограничительных факторов, предопределяющих пределы возможных колебаний социальных показателей в конкретных условиях (без разрушения системы). Это важно учитывать при выработке социальных программ.

7. Расширение круга показателей статистики мнений. Актуальность этой задачи заключается в том, что важнейшей составляющей социальных процессов выступает психологический фактор. Субъективные личностные оценки факторов и событий предопределяют реакцию населения на них, поведение населения в различных сферах жизнедеятельности.

8. Проведение специальных мер, компенсирующих по возможности такие слабые стороны многих показателей, как: элементы субъективизма; неточности данных анамнеза (информация о событиях и фактах прошлых лет, получаемая при опросах населения); неполнота учета фактов, о которых люди неохотно дают информацию; отсутствие объективных однозначных критериев и шкал для различного рода оценочных суждений и т. д. Это одно из важных условий построения полноценной системы показателей социальной статистики, повышающее ее достоверность и информационную емкость. Смягчить негативные проявления можно с помощью ряда специальных приемов. Среди них: совместный анализ информации о фактах и мнениях по одному и тому же вопросу; повторное обращение в анкетах к тому же вопросу с некоторым изменением оттенков смысла и редакции; детализация вопроса, т. е. расчленение его на несколько отдельных вопросов с последующим построением интегрального показателя; контрольные вопросы, позволяющие выявить недостоверные ответы, и т. д.

Приведенными примерами далеко не исчерпывается перечень актуальных задач совершенствования методологии и методики социальной статистики.

Актуальность исследования социальных проблем определяется уровнем развития социальной инфраструктуры. Так, на середину 80-х гг. в структуре валового внутреннего продукта на долю сферы услуг приходилось: в США — 64%, в Англии — 59, во Франции — 54, в Японии — 54, в Перу — 49, в Таиланде — 41, в Индии — 34. в СССР — 38, в Марокко —39%1. Приведенные показатели можно рассматривать как общую оценку степени ориентации экономики на удовлетворение потребностей населения и как оценку общего уровня экономического развития.

Производители услуг дифференцированы по формам собственности, принципам организации работ, размерам, отраслевой специализации; имеются бесприбыльные некоммерческие организации, к которым относятся благотворительные организации, органы самоуправления населения в микрорайонах и др.

Специфика объектов социальной статистики предопределяет и своеобразие используемых методических приемов. Многие характеристики не имеют числового выражения. Эти атрибутивные признаки накладывают свои ограничения на решение методических вопросов.

Поведение населения как потребителя услуг и участника социальных процессов имеет ту существенную особенность, что наряду с объективными факторами оно детерминировано субъективным фактором — сознанием. Индивидуальное, групповое и общественное сознание вырабатывает особые системы ценностей, социальные нормы, иерархию приоритетов в сфере пот 'тления. Измерение влияния субъективных факторов представляет особые трудности, и статистика обращается к методикам, выработанным социологией и психологией. В связи с большой трудоемкостью таких работ они выполняются лишь периодически и как выборочные исследования.


 

См.: Социальная инфраструктура (оцeнкa cocтoяния и кoнцeпция развития).— М.: ИСЭПН, 1991. – С. 172.


 

В рамках государственной статистики в нашей стране в порядке текущего учета в основном измеряется объем предоставляемых населению услуг. Качественные особенности потребления, его тенденции и факторы не поддаются, как правило, учету на массовом уровне. Поэтому актуальные и острые социальные проблемы в статистических данных обычно зафиксированы лишь как симптомы, причины которых не раскрыты.

Систематическое предоставление информации по названным вопросам региональным и центральным органам власти для своевременного принятия мер по стабилизации обстановки, предупреждению возможных кризисов и обострении — актуальная задача статистики.

1.6. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ

В данных социальной статистики нуждается  как производственная сфера (развитие инфраструктуры и отраслей, обеспечивающих материальную базу для них), так и сфера личного потребления.

Широк и разнообразен круг составляющих личного потребления: различные материально-вещные элементы, услуги, духовные ценности, информация.

Социальная статистика является одной  из информационных баз для работы по целенаправленному регулированию  правовых отношений в обществе, С  учётом данных социальной статистики принимаются решения по важным вопросам экономики и государственной политики. Вопросы международных отношений нельзя решать, игнорируя отражаемые социальной статистикой социальные аспекты жизни страны. При составлении государственных программ развития различных областей жизни общества прямо или косвенно учитываются социальные показатели.

При решении любого социально-экономического или политического вопроса трудно обойтись без данных социальной статистики. Это вполне естественно, так как с социальными процессами соприкасаются и взаимодействуют все остальные процессы, протекающие в обществе. Эти связи различны по содержанию, интенсивности, способам реализации, устойчивости и т. д. Соответственно социальная статистика должна иметь много специализированных и тонких подходов к познанию действительности, т. е. иметь достаточно совершенную методическую базу.

Материалы социальной статистики используются на разных уровнях: по стране в целом, по крупным экономико-географическим зонам, административно-территориальным подразделениям (областям, республикам, краям, городам, районам), населенным пунктам, отдельным микрорайонам в городах, предприятиям и другим хозяйственным единицам.

Общие проблемы региональной статистики в полной мере относятся и к социальной статистике. На разных уровнях управления предъявляются разные требования к содержанию информации по социальной статистике. С переходом к более крупным территориальным подразделениям расширяется круг задач, связанных с прогнозированием, разработкой долгосрочных комплексных программ развития, исследованием социальных процессов в динамике, изучением механизмов взаимодействия социальной и других сфер жизни общества, исследованием влияния факторов и условий на состояние и развитие социальной сферы. Соответственно меняется характер спроса на информацию в области социальной статистики.

Периодичность, с которой наиболее целесообразно получать большинство показателей социальной статистики, совпадает с периодичностью в других областях статистики — это год, т. е. берутся данные по состоянию на конец (или начало) каждого года, а для характеристики процессов подсчитываются суммарные результаты за каждый истекший год.

Вместе с тем существует определенное своеобразие в решении этого вопроса. В одних случаях оно связано с большой динамичностью и изменчивостью социальных процессов по сравнению с экономическими. Такое обстоятельство требует более гибкого подхода, введения "внеочередных" потоков информации, когда нужно оперативно обеспечить информационную базу при резких сдвигах в направленности, характере и интенсивности того или иного социального процесса. Многие социальные процессы носят явно выраженный сезонный характер, и в подобных случаях периодичность сбора данных должна отвечать требованиям анализа сезонных колебаний.

В социальной статистике есть такой  важный раздел, как статистика мнений, обращение к которой полезно при рассмотрении любой социальной проблемы. Актуальность раздела растет по мере того, как на государственном уровне все более полно осознается важность информации об ориентациях населения, о его потребностях и оценках ситуации. Такие данные не могут быть получены в рамках статистической отчетности предприятий и учреждений. Сведения можно получить лишь непосредственно от самого населения путем опроса, т. е. требуется проведение специально организованного выборочного обследования. При этом нельзя ограничиться какой-то единой на все случаи системой сбора данных. По одним вопросам проводятся крупномасштабные комплексные дорогостоящие обследования, осуществляемые достаточно редко. По другим вопросам требуется экспресс-информация, обеспечивающая текущий контроль за состоянием общественного мнения по ограниченному, но крайне актуальному кругу вопросов. В этом случае обследования могут проводиться часто по очень краткой программе при быстром получении сводных итогов и выводов.

Как правило, социальный мониторинг организуется службами, занимающимися исследованием общественного мнения (например, Всесоюзным центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и его региональными организациями).

Важной функцией социальной статистики является обеспечение "обратной связи" — предоставление правящим структурам в центре и в регионах информации о результатах и последствиях текущей социальной политики, о реагировании населения на нее — о его действиях, мнениях, оценках. Тем самым обеспечивается возможность оперативно и своевременно корректировать социальные программы, дифференцировать социальную политику с учетом региональной специфики. Этот аспект использования материалов социальной статистики особенно важен для разнородных условий России.

Социальная статистика исследует вопросы, затрагивающие личные интересы каждого человека, с которыми связаны его благополучие, удовлетворение потребностей, реализация жизненных планов. Этим объясняется повышенный интерес к социальной информации всего населения, а не только специалистов. Социальная статистика обязана удовлетворить этот интерес. Иными словами, необходимо предоставить каждому желающему возможность ознакомиться с соответствующими материалами, изложенными в доступной форме, объективно отражающими действительность. Популяризация данных — важная функция социальной статистики. Этим достигаются осведомленность населения, предупреждение возможных ложных представлений, домыслов, спекулятивных заявлений недобросовестных политиков и общественных деятелей.

Популяризация социально-экономических  знаний требует высокого профессионализма. К сожалению, этот аспект часто недооценивается. Трансформация обычных статистических данных в наглядную, убедительную, лаконичную, образную форму — своего рода искусство, где требуется талант публициста. Из отраслей статистики именно социальная статистика в наибольшей мере должна решать задачи популяризации своих материалов.

1.7. ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ

Для социальной статистики характерна множественность объектов исследования. Их можно подразделить на два типа.

Первый и основной тип объектов составляют потребители  услуг, материальных и духовных ценностей, информации. Они представлены индивидуальными и групповыми объектами. Индивидуальный объект — человек (население как совокупность индивидов). Это также все население и отдельные его категории в зависимости от исследуемого социального процесса. Коллективный объект — группа лиц, совместно осуществляющая потребление, совместно участвующая в социальном процессе. Такими объектами являются: семья, трудовой коллектив, садовое товарищество, гаражный кооператив и др.

Второй тип объектов охватывает лиц, организации, структуры, предоставляющие населению услуги, организующие тот или иной социальный процесс. Их деятельность определяет объем и качество предоставленных услуг и ценностей. Производство и потребление услуг, ценностей, информации составляют две взаимосвязанные стороны процесса. Этим предопределяется целесообразность их параллельного исследования. Так, жилищная проблема может быть раскрыта, если информация получена по разным видам объектов: семьям, где система показателей характеризует жилищные условия и их динамику, и организациям, формирующим рынок жилья. К ним относятся: строительные организации, различные жилищные отделы и комиссии в составе местных органов управления, разнообразные посреднические конторы и фирмы по обмену, купле, продаже, найму жилья.

В отдельных случаях оба типа объектов представлены в единстве — когда, например, семьи сами своими силами осуществляют строительство жилого дома для себя. Однако подобная ситуация носит эпизодический характер, так как строительство дома — единовременное событие, потребителем же жилья семья является постоянно, т. е. доминирует один аспект.

Четкое определение объекта  исследования важно потому, что этот вопрос выступает как исходный на стадии сбора информации, а также на стадии ее обработки — группировки, классификации, построения системы показателей. Множественность объектов требует особенно тщательного подхода к исследованию, решению методических вопросов. Но это лишь одно из проявлений специфики объектов анализа в социальной статистике. Имеются и другие не менее важные особенности, присущие главным образом социальной статистике и сравнительно слабо выраженные, например. при изучении чисто экономических процессов.

В сфере производства в качестве единиц совокупности представлены предприятия, отличающиеся территориальной закрепленностью, не подверженные быстрым, частым и радикальным  изменениям. Единицам совокупности, а  социальной статистике, если рассматривать объекты первого типа (потребителей), присущи противоположные свойства. Население отличается большой территориальной подвижностью, поэтому затрудняется сбор информации. Дело усугубляется тем, что далеко не всякая смена места жительства отражается в данных документального учета. Рождаемость и смертность непрерывно меняют состав населения каждой территории. Каждый человек, каждая семья достаточно часто меняют свои демографические и социально-экономические показатели. В результате оказывается затруднительным регулярно следить за всеми изменениями. Лишь переписи населения один раз в десять лет (в пять лет) позволяют получить наиболее важные сведения о населении. Однако и они не в полной мере способны удовлетворить потребности социальной статистики в информации о структуре и качественных характеристиках объекта исследования.

Социальная статистика (главы 10-конец).doc

— 1.35 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Социальная статистика (главы 6-9).doc

— 2.08 Мб (Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Статистике"