Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 10:04, курс лекций
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ
1.1. ПОНЯТИЕ "СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА"
Понятие "социальная статистика" имеет два толкования: как область науки и как область практической деятельности. Социальная статистика как область науки разрабатывает систему приемов и методов сбора, обработки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе. Социальная статистика как область практической деятельности направлена на выполнение органами государственной статистики и другими организациями работы по сбору и обобщению числовых материалов, характеризующих те или иные социальные процессы.
В зависимости от тенденций в
демографических процессах
Таблица 11.2
Структура молодежи в возрасте 5 — 19лет (в % к итогу)
Возраст, лет |
Мир в целом |
В том числе | ||||||||||||
развитые страны |
развивающиеся страны |
Россия | ||||||||||||
1980 г. |
2000 г.* |
1980 г. |
2000 г.* |
1980г. |
в 2000 г.* |
1979г. |
1998г. | |||||||
5—9 |
36 |
36 |
32 |
33 |
36 |
37 |
31 |
30 | ||||||
10—14 |
34 |
33 |
33 |
33 |
34 |
33 |
30 |
37 | ||||||
15—19 |
30 |
31 |
35 |
34 |
30 |
30 |
39 |
33 | ||||||
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 | ||||||
*Прогноз ЮНЕСКО. Рассчитано по:
Statistical Yearbook 1989. — UNESCO, 1989. — Р. 1 —
12; Российский статистический |
и основного образования, расти спрос на услуги профессионального образования.
Материалы переписей населения
позволяют также изучить
На уровне макроэкономических исследований дискуссионной остается проблема соизмерения прироста образования и опыта оценки образования как части национального богатства. В исследовании, проведенном Мировым банком в 192 странах мира, изучалось влияние трех компонентов национального богатства: физического, природного и человеческого капиталов, причем последний отождествлялся с образовательным уровнем. Несмотря на условность расчетов, наибольшее влияние на национальное богатство оказывает человеческий капитал (64%). Его роль повышается с уровнем экономического развития до 80% в Германии, Швейцарии и Японии1.
1 См.: Основы изучения человеческого развития / Под ред. Н. Д. Баркалова и С. Ф. Иванова. — М.: Права человека. 1998. — С. 82.
11.3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ
И СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СТАТИСТИ
История международных сравнений по статистике образования начинается в 1853 г. —со времени проведения Международного статистического конгресса в Брюсселе. В последующем рекомендации по статистике образования разрабатывались в материалах ЮНЕСКО. Именно в материалах ЮНЕСКО нашли отражение проблемы выбора классификационной единицы в области образования, разработка Международной стандартной классификации образования (МСКО), обоснование, отбор и сравнительный анализ показателей образования по странам мира.
С целью планирования в сфере
образования и подготовки кадров
в качестве классификационной единицы
рассматривалось учебное
В соответствии с Международной стандартной классификацией образования (МСКО) выделяют ступени образования:
0 — предшествующая первой
1 —начальное образование;
2 и 3 — незаконченная и полная ступени среднего образования (школьное образование);
5 — первый этап высшего образова
6 — первый
этап высшего образования,
7 — второй
этап высшего образования,
• педагогические науки и подготовка учителей;
• гуманитарные науки — изобразительное и прикладное искусство, религия и технология;
• право и социальные науки: право, социальные и поведенческие науки; управление коммерческой и предпринимательской деятельностью; домоводство, средства массовой коммуникации, сфера обслуживания;
• естественные, инженерные и сельскохозяйственные науки: естественные и инженерные науки; математика и информатика; архитектура и городское планирование; транспорт и связь; торговля, ремесла, промышленность; сельское хозяйство, лесоводство и рыболовство;
• медицинские науки.
Всемирный доклад по образованию ЮНЕСКО содержит следующие блоки показателей:
1. Население
и валовой национальный
2. Грамотность, культура и коммуникации.
3. Дошкольное
образование и доступ к
4. Начальное
образование:
5. Начальное
образование: внутренняя
6. Среднее
образование:
7. Преподавательский
состав дошкольного,
8. Высшее образование: показатели охвата и распределение студентов по ступеням МСКО.
9. Высшее
образование: распределение
10. Доля
учащихся частных учебных
11. Текущие государственные расходы на образование.
Социальная значимость образования как качественной характеристики личности и народонаселения в целом обусловила включение данного компонента в индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который рассчитывается Программой развития ООН (ПРООН) с 1990 г. по 163 странам мира.
Индекс уровня образования является интегральным показателям, одним из компонентов ИРЧП и включает два показателя:
• индекс грамотности взрослого населения
где — уровень грамотности,
• совокупный показатель охвата числа поступивших в учебные заведения первого, второго и третьего уровней
где — число поступивших.
Индекс достигнутого уровня образования обобщает предыдущие два индекса:
Модификация данного индекса предложена в 1995 г. в виде показателя равномерно распределенного уровня образования, учитывающего различия между мужчинами и женщинами в уровне
Таблица 11.3
Показатели образования, включенные в ИРЧП
Группа стран по уровню ИРЧП |
Уровень грамотности взрослого населения, % |
Совокупный валовой показатель числа поступивших в учебные заведения первого, второго и третьего уровней, % |
Индекс уровня образований | |||
всего |
в том числе | |||||
женщины |
мужчины | |||||
64 страны с высоким |
95,7 |
95,3 |
96,2 |
79 |
0,9 | |
66 стран со средним |
83,3 |
76,9 |
89,5 |
66 |
0,77 | |
44 страны с низким |
50,9 |
38,3 |
63,0 |
47 |
0,50 | |
Весь мир |
77,6 |
71,4 |
83,7 |
62 |
0,72 | |
Россия |
99,0 |
99,0 |
99,0 |
78 |
0,92 | |
Источник. Доклад о развитии человека за 1998 год. —ПРООН, 1998 год. —С.130—135. |
грамотности и валовом показателе охвата учащихся всеми ступенями обучения.
В табл. 11.3 приведены значения показателей образования по группам стран мира и России к середине 90-х гг.
Россия по рассматриваемому кругу показателей находится на уровне высокоразвитых стран. Вместе с тем в начале XXI, при сложившихся в России тенденциях следует ожидать сокращения показателя охвата молодежи образованием. Переход России с первой стадии демографического развития на вторую сопровождается увеличением до максимума спроса на образовательные услуги начального и среднего профессионального образования. Именно эта ступень обучения резко сократилась в 90-х гг. От осознания приоритета в развитии профессионального обучения молодежи и принятия действенных мер в этой области в начале нового тысячелетия зависят перспективы образования в России.
11.4. РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Важнейшим условием формирования образованной личности выступает развитие системы обучения. Разнообразие, изменяющиеся потребности учащихся, педагогов, учреждений образования формируют специфический сегмент рынка услуг в области обучения, который не только требует адекватной государственной поддержки, ной содействует развитию предпринимательской деятельности.
Формирование информационного обеспечения этой сферы деятельности зависит от принятой концепции развития образования, Вместе с тем обобщение сложившихся информационных ресурсов, глубокое их изучение, выявление новых направлений развития содействуют формированию современной концепции образования, В настоящее время информационное пространство сферы образования деформировано. В меньшей степени в нем представлены данные, характеризующие спрос на образовательные услуги; в большей степени — ведомственные характеристики развития образования как системы учреждений (т. е. со стороны предложения образовательных услуг). Практически не разработаны методы состыковки различных потоков информации о спросе и предложении, которые позволили бы выявить несоответствия, оценивать варианты решения проблем и находить адекватные управленческие решения, эффективные для всех участников образовательного процесса.
Российская система
Существуют два подхода к
учету предложения
Организация статистики образования в России предусматривает сбор и разработку данных по общеобразовательным учреждениям, учебным заведениям начального профессионального образования и учреждениям дополнительного образования
*Рис. 11.3 разработан Центром
исследований и статистики
Рис. 11.3. Система образования в России
Министерством образования РФ. Госкомстат РФ собирает и обобщает данные о деятельности дошкольных государственных высших и средних профессиональных учебных заведений, негосударственных школ и вузов. Система показателей федерального статистического наблюдения содержит информацию о числе учебных заведений, характеристики приема учащихся и выпуска, численности и состава преподавательских кадров, состояния материально-технической базы учебных заведений.
В середине 90-х гг. Министерством образования РФ пересмотрены и приняты общероссийские классификации специальностей по начальному профессиональному, среднему профессиональному и высшему образованию и др., адаптированные к международным стандартам-
Внедрение компьютерных технологий расширяет возможности информационного обеспечения системы образования. В России при более чем 30 университетах созданы центры Internet, продолжается формирование сети дистанционного обучения. Интенсифицируются создание и распространение новых программных продуктов, среди которых можно выделить следующие направления: создание информационных систем для внутривузовского управления; формирование учебных курсов и организация учебного процесса на основе новых компьютерных технологий;
создание аналитических
11.5. ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Дошкольное образовательное
В конце 90-х гг. 56,6 тыс. дошкольных учреждений посещали 4,4 млн. детей, при этом 217,8 тыс. детей нуждались в устройстве в такие заведения1. Наиболее распространенными видами