Лекции по "Статистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 10:04, курс лекций

Краткое описание

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ
1.1. ПОНЯТИЕ "СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА"
Понятие "социальная статистика" имеет два толкования: как область науки и как область практической деятельности. Социальная статистика как область науки разрабатывает систему приемов и методов сбора, обработки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе. Социальная статистика как область практической деятельности направлена на выполнение органами государственной статистики и другими организациями работы по сбору и обобщению числовых материалов, характеризующих те или иные социальные процессы.

Вложенные файлы: 3 файла

Социальная статистика (главы 1-5).doc

— 1.55 Мб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Социальная статистика (главы 10-конец).doc

— 1.35 Мб (Скачать файл)

Расположенные в симметричных относительно единичной диагонали клетках  темпы изменения построены по взаимообратным показателям и поэтому  изменяются в противоположных направлениях при совершенствовании качества услуг. Если , то .

Проводится экспертная оценка каждой пары темпов изменения по взаимообратным относительным показателям, и выделяются элементы, имеющие тенденцию к  росту при совершенствовании  качества услуг.

Перестраивается матрица темпов изменения  таким образом, чтобы элементы, имеющие тенденцию к росту, оказались под единичной диагональю:

 

 

 

       

     

   


, при .

В результате происходит перепостроение столбцов и строк матрицы. Новая  последовательность изменения первичных  показателей образует основную социально-экономическую нормаль.

Покажем построение нормали на примере  следующей системы показателей, характеризующей развитие начального школьного образования:

• численность детей в возрасте от 6 до 10 лет (С);

• численность учащихся начальных  классов (У);

• число школ (Ш);

• численность учителей начальных классов (Т);

• расходы на начальное школьное образование в год (Ф).

Строим комбинационную таблицу  и систему относительных показателей:

 

С

У

Ш

Т

Ф

С

1

У/С

Ш/С

Т/С

Ф/С

У

С/У

1

Ш/У

Т/У

Ф/У

Ш

С/Ш

У/Ш

1

Т/Ш

Ф/Ш

Т

С/Т

У/Т

Ш/Т

1

Ф/Т

Ф

С/Ф

У/Ф

Ш/Ф

Т/Ф

1


 

Переходим от матрицы относительных показателей к матрице темпов их изменения:

 

С

У

Ш

Т

Ф

С

У

Ш

Т

Ф


 

Проведем экспертную оценку каждой пары симметричных относительно единичной  диагонали темпов изменения и выделив имеющие тенденцию к росту при условии доступности и повышения качества начального обучения:


 

Выделим темпы, имеющие тенденцию  к росту; вычислим в каждом столбце  число таких темпов роста и  перестроим столбцы по степени убывания вычисленного показателя.

С

У

Ш

Т

Ф

0

1

2

3

4




 

Число темпов роста в столбце 

 

Матрица темпов изменения перестраивается  следующим образом:

 

Ф

Ш

Т

У

С

Ф

       

Ш

     

Т

   

У

 

С


Проверим, что все темпы, имеющие  тенденцию к росту, оказались  под единичной диагональю.

В результате такого перестроения получаем основную социально-экономическую нормаль (по первичным исходным показателям) и вспомогательные нормали (по вторичным относительным показателям):


Основными направлениями использования нормалей являются:

• анализ по территориальным и институционным единицам, их группировка по группам с полным соответствием нормали и полным или частичным несоответствием. По последним двум группам возможно измерить степень рассогласованности как коэффициент опережения (отношение двух темпов изменения);

• обоснование выборки единиц совокупности с учетом качества предоставляемых  услуг; моделирование и выработка  обоснованных нормативов;

• построение индексной системы, характеризующей  влияние факторов на бюджетное финансирование социальных услуг.

Например, на базе нормали можно  построить следующую взаимосвязанную  систему показателей:

или

где - средний размер педагогического коллектива начальной школы;

        - среднее число учащихся на одного учителя;

       - среднее число детей школьного возраста на одного учащегося начальной школы (обратный показатель охвата детей начальным образованием);

       - удельный расход в среднем на одного ребенка школьного возраста.

На основе нормали возможно построение индексной системы для измерения  динамики общих расходов в целом  и за счет выделенных факторов:

Некоторые направления использования  социально-экономических нормалей представлены в главах учебника, посвященных сферам образования и культуры.

 

Глава 12

СТАТИСТИКА РЕКРЕАЦИИ И ДОСУГА

12.1. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Статистика рекреации1 и досуга включает два взаимосвязанных потока информации. Первый поток характеризует потребителей рекреационных услуг: их ориентации и предпочтения, объем потребляемых услуг и частоту, периодичность их использования, расходы на потребление таких услуг. Второй поток информации описывает рекреационные и досуговые услуги со стороны предложения: дает характеристику фирм и физических лиц, занятых оказанием таких услуг.

Первый поток информации содержит изучение бюджетов времени населения, в которых определяются объем  свободного времени, основные (приоритетные) виды досуга и отдыха, дифференциация потребляемых услуг по социально-демографическим группам населения, К сожалений, государственная статистика уже более 10 лет не проводит такие исследования. При выборочных обследованиях по отдельным группам населения (например, с различной покупательной способностью) изучается избирательность в потреблении услуг досуга и отдыха, выявляются объем потребляемых услуг, предпочтения и предполагаемые намерения по их выбору- В зарубежных исследованиях использование таких услуг различными категориями потребителей связывается с доходами фирм, что позволяет учитывать данную информацию при проведении рекламных кампаний и для уточнения системы нормативов и льгот по налогообложению учреждений рекреационной сферы.

Второй поток информации включает сбор данных, построение регистров субъектов деятельности и разработку классификаций досуговых и рекреационных услуг, а также расчет обобщающих показателей. В статистике данной сферы наиболее


 

1 Рекреация [лат. recreatio] — отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.


 

распространены частные системы  показателей, характеризующие каждый отдельный вид деятельности (библиотек, музеев, кинотеатров, театров и др.). Многообразие показателей затрудняет получение сводных итогов, изучение структуры занятости, распределения материальных и институционных ресурсов, возможности их мобильного использования в соответствии с соотношением в тенденциях спроса и предложения. К сводным экономическим показателям распространенности, предложения и состава услуг досуга и отдыха относятся следующие: среднесписочная численность работников, фонд оплаты труда, число учреждений, стоимость основных фондов, объем (стоимость) платных услуг, оказанных населению, численность посетителей (зрителей).

Сбор и обобщение информации по фирмам досуговых и рекреационных видов деятельности затруднены также многообразием форм собственности, организационно-правовой спецификой, их изменчивостью в условиях нестабильного рынка. Поэтому наиболее точным методом учета фирм становится перепись, проводимая раз в 10 лет. Данные собираются на основе предоставленной государственной статотчетности в статистические службы.

В соответствии с Общероссийским классификатором  видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) деятельность по организации распространения информации, культуры, спорта, отдыха и развлечений включает следующие разделы:

• деятельность в области кино, радио, телевидения, театра и прочих видов искусства, связанных с  распространением культуры;

• деятельность библиотек, музеев и деятельность в области культуры;

• спортивная деятельность и деятельность по организации отдыха и развлечений.

Подробнее состав платных услуг  досуга и отдыха разработан в Общероссийском классификаторе платных услуг, оказываемых  населению (ОКУН). Начиная с 1992 г. российская государственная статистика ведет учет тарифов и вычисляет индекс тарифов на платные услуги, оказанные населению, в целом и по отдельным видам услуг (перечень услуг-представителей достаточно ограничен). Это дает возможность рассчитывать индекс физического объема услуг, оказанных населению:

 


Однако продолжают оставаться малоразработанными проблемы статистического измерения  бесплатно предоставляемых услуг в сфере досуга и отдыха (или на льготных основаниях), а также оптимального соотношения платных и бесплатных услуг.

Традиционно обеспеченность населения  сетью учреждений, предоставляющих  рекреационные и досуговые услуги, различна в городе и в сельской местности, по территории страны. Отсюда важным аспектом анализа выступают территориальное размещение и финансирование субъектов по распространению, информации, культуры, искусства, спорта и отдыха из бюджетов различного уровня с целью сохранения и пополнения национального достояния.

12.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИЕЙ

В структуре свободного времени  населения наибольший удельный вес  приходится на использование средств  массовой информации: просмотр телепередач  и прослушивание радио (от 46 мин до 3 ч в сутки для различных категорий населения по рабочим и выходным дням; чтение газет, журналов и художественной литературы от 8 мин до 1 ч 4 мин в день). Получение информации занимает значительную часть свободного времени — от 37 до 69%, в том числе от 32 до 56% занимает время, затрачиваемое на просмотр телепередач и прослушивание радио, и от 6 до 13% — время на чтение,

Социальная статистика (главы 6-9).doc

— 2.08 Мб (Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Статистике"